Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение креативности в зарубежной психологии




ИЗУЧЕНИЕ КРЕАТИВНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Начиная с 60-х гг. в англо-американской психологии большой по­пулярностью пользуется изучение особого типа общих способно­стей, называемого креативностью. Толчком для выделения этого ти­па способностей послужили сведения об отсутствии связи между традиционными тестами интеллекта и успешностью решения про­блемных ситуаций. Было признано, что последняя зависит от спо­собности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Эту способность назвали креативностью и стали изу­чать ее независимо от интеллекта — как способность, отражающую свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые на­выки. Креативность связывают с творческими достижениями личности.

Дж. Гилфорд и его сотрудники начиная с 1954 г. выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них такие: «беглость мысли» (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (способность производить идеи, отличаю­щиеся от общепризнанных взглядов), любознательность (чувстви­тельность к проблемам в окружающем мире), способность к разра­ботке гипотезы, «иррелевантность» (логическая независимость ре­акции от стимула), фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реак­цией).

Гилфорд объединил эти факторы под общим названием «дивергентного мышления», которое проявляется тогда, когда про­блема только еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения (в отличие от «конвергентного мышления», ориентирующегося на из­вестное или «подходящее» решение проблемы).

Исследуя, различные ли способности представляют интеллект, измеряемый традиционными интеллектуальными тестами, и креа­тивность, также определяемая с помощью специальных тестов, уче­ные получили противоречивые результаты. Однозначного ответа на вопрос, связаны ли между собой интеллект и креативность, на ос­новании этих результатов дать невозможно.

Психологи, изучающие креативность, пришли к выводу, что оценки креативности являют­ся функцией социоэкономического положения. Во всех странах дети, принадлежащие к привилегированному классу, получили более высо­кие оценки по тестам креативности, чем их сверстники из среднего и низшего классов.

Зависимость оценок креативности от окружающей среды позво­ляет, воздействуя на последнюю, формировать креативность, разви­вать ее. От каких показателей окружающей среды в первую очередь можно ждать развивающего действия? Как показывают исследова­ния, окружающая среда должна отличаться богатством информациии большой свободой, вольной атмосферой. Так, более высокие оценки креативности были обнаружены у учащихся школ, отличающихся неформальной атмосферой и организацией обучения по сравнению с более формальными школами.

В отношении личностных особенностей, связанных с креативно­стью, результаты разных исследований схожи. Выделены некоторые личностные черты (самонадеянность, агрессивность, самодовольст­во, игнорирование социальных ограничений и чужих мнений), отли­чающие креативных от некреативных. По мнению некоторых психо­логов, это говорит о существовании общего типа креативной лично­сти в отличие от типа личности некреативной. Интересно, что ис­следования, проведенные на детях и молодежи, показали, что лич­ностные черты юных и взрослых креативных индивидов совпадают. Это означает, что, по-видимому, креативность можно предсказывать на основании проявления личностных особенностей в довольно ран­нем возрасте.

Нет единой точки зрения и в отношении мотивационных характери­стик креативности. Согласно одной точке зрения, креативный индивид пытается наилучшим образом реализовать себя, максимально соответ­ствовать своим возможностям, выполнять новые, непривычные для не­го виды деятельности, применять новые способы деятельности. Соглас­но другой точке зрения, мотивация креативных основана на стремле­нии к риску, к проверке предела своих возможностей.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что особый тип ин­теллектуальных способностей, называемый креативностью, в на­стоящее время широко изучается англо-американскими психоло­гами. Признается связь креативности с творческими достиже­ниями личности, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена. Нельзя пока с полной уверенностью отделить его от интеллекта в традиционном понимании. Не найдены и надеж­ные способы измерения креативности.

Диагностика креативности

Несмотря на желание противопоставить творческое мышление и интеллект, на практике тесты креативности строились по тому же принципу, что и интеллектуальные тесты, т. е. были тестами скоро­сти и жестко заданного содержания. Гилфорд, первым создавший тесты диагностики дивергентного мышления, не смог добиться вы­соких показателей их валидности.

Е. П. Торренс, создавший наиболее известные тесты креативности, обратил основное внимание не на результаты, а на сам процесс творче­ского мышления. Но и в этих тестах содержание творческого процесса и время решения теста были ограничены. Так, например, при опреде­лении главного фактора креативности — «чувствительности к пробле­мам» — испытуемый в течение 10 минут должен был письменно пере­числить все возможные проблемы, которые могут возникнуть в двух ситуациях: во время купания в ванне и при выполнении домашнего за­дания. Самое большее, что можно получить с помощью такого теста, — это выявить быстроту и подвижность ассоциаций и степень остро­умия.

Исследователи считают, что основной недостаток тестов на креатив­ность — неучет личностных факторов. Вероятно, измерить креатив­ность можно с помощью не тестов, а отдельных актов творчества.

Тем не менее тестирование творческих способностей довольно широко распространено в настоящее время в США как одно из на­правлений поиска одаренных детей с целью обучения их по специ­альным программам. Оценка творческих способностей детей в ос­новном проводится на основе методик Торренса.

Этих методик несколько. Тесты Торренса на изобразительное творческое мышление созданы в 1966 г. Они являются невербаль­ными и предназначены для диагностики таких параметров мышле­ния, как беглость, точность, воображение и оригинальность, у детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестами предусматривается выполне­ние испытуемыми таких заданий, как конструирование картин (на основе изображения ярко раскрашенной фигуры неправильной фор­мы), завершение картинки, использование параллельных линий или кругов для составления изображений.

Тест Торренса на вербальное творческое мышление (1966) пред­назначен для диагностики детей, начиная с 5 лет, и взрослых таких характеристик, как умение задавать информативные вопросы, уста­навливать возможные причины и следствия применительно к ситуа­циям, изображенным на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предполо­жения. Еще один, наиболее поздний по времени создания тест на опре­деление творческих способностей в действии и движении для до­школьников был разработан Торренсом в 1980 г. Задания этого тес­та составлены таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявить свои творческие способности в процессе свободного пере­движения в каком-либо помещении. Показателями творчества вы­ступают легкость, гибкость, точность и оригинальность мышления.

Поскольку использование одних только результатов тестирования в целях выявления юных дарований недостаточно (о чем уже шла речь выше), исследователи использовали наряду с ними данные не­посредственных наблюдений за поведением детей, а также опросов родителей и воспитателей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...