Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика специальных способностей




Для изучения способностей исследователи применяют разнооб­разные приемы: наблюдение, естественный и лабораторный экспе­римент, анализ продуктов деятельности, экспертные оценки специалистов. Как правило, по формальным критериям эти методы не до­ведены до уровня требований, предъявляемых к методам психодиаг­ностики. Необходимость же в таких методах ощущается все более остро в связи с возросшими потребностями использования психоло­гических знаний в различных областях практики, в частности в ра­боте психологической службы в школе и на производстве.

Поскольку наиболее разработанной проблема диагностики специаль­ных способностей является в зарубежных исследованиях, мы восполь­зуемся и принятой там классификацией способностей к разным видам деятельности.

Выделяются четыре большие группы способностей: сен­сорные, моторные, технические и профессионализированные, т. е. соот­ветствующие той или иной профессии — конторские, артистические, художественные и др. Как видим, классификация эта не является без­укоризненной, поскольку выделение групп способностей проводится по двум основаниям: во-первых, по видам психических функций (мотор­ные, сенсорные), во-вторых, по видам деятельности.

Однако такое деление используется наиболее часто психологами при обсуждении методов диагностики специальных способностей.

Рассмотрим конкретные методы изучения моторных способностей или, как их еще называют, психомоторных (сенсомоторных, двига­тельных). Наиболее часто эти способности диагностируются при проведении профотбора на определение профессии, отбора спорт­сменов. Моторные тесты направлены на изучение скорости, темпа и точности движений, зрительно-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и т. д. В нашей стране в 30-е гг. была опубликова­на фундаментальная работа М. И. Гуревича и Н. И. Озерецкого. Авторами предлагается повозрастная шкала тестов.

Так, например, ими были предложены 5 групп тестов для диагно­стики двигательных способностей детей.

1. Статическая координация (способность стоять в течение 15 с с закрытыми глазами поочередно на правой, левой ноге, носках и т. д. ).

2. Динамическая координация и соразмерность движений (прыжки, передвижения прыжками, вырезание фигурок из бумаги и т. д. ).

3. Скорость движений (укладывание монет в коробку, прокалывание бумаги с нанесенными на ней кружками, связывание шнурков и т. д. ). 4. Сила движений (сгибание, распрямление различных предметов и т. д. ).

5. Сопровождение движений (наморщивание лба, движение кис­тей рук и т. д. ).

За каждый правильно выполненный тест начисляется 1 балл. Время выполнения каждого задания ограничено. В целом процедура длится 40—60 мин. Разработана таблица норм возрастного развития (по аналогии с шкалами Бине).

Для выполнения подавляющего большинства моторных тестов требуется специальная аппаратура, но существуют и бланковые ме­тодики. По данным многих авторов, между результатами этих типов тестов отмечаются очень низкие корреляции, часто такая связь во­все отсутствует.

Наиболее распространенными тестами, судя по зарубежным пуб­ликациям, являются следующие: Тест ловкости пальцев О'Коннора, Тест ловкости Стромберга, Тест ручной ловкости Пурдье, Миннесотский тест скорости манипулирования, Тест ловкости манипули­рования с мелкими предметами Крауфорда. Рассмотрим последний из перечисленных. Для выполнения теста требуется деревянная доска, состоящая из двух секций. Каждая секция содержит по 48 отверстий, причем в одной из секций отверстия имеют резьбу. Кро­ме того, материалом для выполнения теста служат цилиндрические стержни небольшого размера, металлические колечки, шурупы, пинцет и отвертка. Вначале испытуемый с помощью пинцета поме­щает стержни в отверстия доски, а затем на каждый цилиндрик на­девает колечко. Во второй части теста испытуемому необходимо поместить небольшие шурупы в отверстия с резьбой и завинтить их с помощью отвертки. Обычно при подсчете результатов учитывает­ся время выполнения теста и число ошибок (пропусков). Иногда же на выполнение теста отводится определенное время и учитываются, какую часть работы успевает выполнить испытуемый за этот пери­од. Задания подобного типа чрезвычайно распространены в тестиро­вании моторики. Так, например, подобные методики исследования моторики включены в популярную батарею тестов для определения общих способностей ГАТБ (подробнее о ней будет сказано ниже).

Создатели тестов признают, что моторные функции поддаются быстрой тренировке и уровень их развития на разных стадиях овла­дения профессией неодинаков. Это усложняет создание высоконадежных тестов.

В отечественной психологии в 30-е годы для проверки психомоторики испытуемым предлагалось в быстром темпе завязывать узлы, нанизывать бусы, обводить обеими руками сложные фигуры, изображенные на листе бумаги, проставлять карандашом черточки в специальных бланках, разлинованных опреде­ленным образом, и т. д. В настоящее время разработка тестов вновь вы­зывает интерес многих исследователей в связи с задачами отбора в оп­ределенные профессии, а также для отбора спортсменов. Можно на­звать работы Н. А. Розе, Е. П. Ильина и др.

Методы диагностики другой сенсорных способностей — «выросли» из экспериментальных исследований восприятия, кото­рые успешно проводятся уже несколько десятилетий. Наибольшее распространение эти методы получили при проведении психологического отбора на про­фессии в промышленности и военном ведомстве. Стандартизированные методы созданы главным образом для изучения особенностей слуха и зрения.

Тесты визуальных и слуховых способностей дифференцируются в зависимости от того, какие характеристики восприятия они изме­ряют. Наиболее важные визуальные способности — острота зрения, различительная чувствительность, восприятие глубины, цветоразличение. Для измерения остроты зрения используется таблица Снеллена с изображением букв, постепенно уменьшающихся по величи­не. Более «строгий» тест, в котором обеспечивается соблюдение стандартных условий проведения тестирования (уровень освещения, направление взора и др. ), называется методом Орто—Рейтера. Ана­логичными двум вышеприведенным являются Тест проверки зрения, Тест зрительного восприятия.

Для измерения способностей слухового восприятия используются методы диагностики остроты слуха (или измерение абсолютных по­рогов), выделения сигналов из шумового фона, а также тесты на различение громкости, высоты, тембра звуков. В качестве раздра­жителей используются не только чистый звук, но и разнообразные шумы, человеческий голос, произносящий цифры, слова, смысловые куски текста и т. д. Одним из самых популярных тестов является тест музыкальной одаренности Сишора, используемый не только для обследования музыкантов, но и для профотбора на профессии, в которых хороший слух входит в состав комплекса профессионально важных качеств. Тест состоит из серии заданий на изучение вос­приятия силы звука, интенсивности, тембра.

Обратимся к рассмотрению диагностики технических способно­стей. Считается, что это те способности, которые проявляются в работе с оборудованием или его частями. При этом учитывается, что такая работа требует особых умственных способностей, а также высокого уровня развития сенсомоторных способностей, ловкости, физической силы. Л. Терстон рассматривает технические способно­сти как общие умственные. Показано, что наряду с некоторой об­щей способностью, которая может рассматриваться как общая тех­ническая одаренность или технический опыт, приобретаемый чело­веком в работе с техникой, существуют независимые факторы: пространственные представления и техническое понимание. Под про­странственными представлениями имеют в виду способность опери­ровать зрительными образами, например, при восприятии геометри­ческих фигур. Техническое понимание — это способность правиль­но воспринимать пространственные модели, сравнивать их с друг другом, узнавать одинаковые и находить разные. В соответствии с таким разделением на два фактора создаются и типы тестов. Самые первые создатели тестов технических способностей требовали от испытуемых умения собирать технические приспособления из от­дельных деталей. В настоящее время большинство таких тестов созданы в виде бланковых методик.

Тесты технических способностей чаще всего используются для профотбора механиков, наладчиков, ремонтников, чертежников, инже­неров. Создатели тестов утверждают, что разработанные ими задания доступны всем, кто обладает хотя бы небольшим опытом работы с эле­ментарными механизмами, которые окружают нас в повседневной жиз­ни, однако убедительных доказательств этому не имеется. Наиболее популярны следующие тесты: Тест Беннета на техническое понимание, Тест технического понимания Пурдье, Миннесотский тест на воспри­ятие пространства, Тест пространственных взаимосвязей и др.

Напри­мер, тест Беннета включает серии картинок с изображением несколь­ких моделей, и каждая картинка сопровождается вопросом. Для ответа на вопросы необходимо понимание общих технических принципов, про­странственных взаимоотношений и т. д. Миннесотский тест на воспри­ятие пространства включает серии заданий в виде карточек с изобра­жением 6 геометрических фигур. Одна из них разрезана на две части и более, а 5 — целых. Испытуемый должен мысленно соединить разре­занные части и определить, какая из 5 фигур при этом получается.

Заключая обсуждение диагностики технических способностей, сле­дует признать, что эта группа тестов направлена главным образом на выявление знаний, опыта, накопленного испытуемым. Одни могут при­обретать этот опыт быстрее, другие медленнее, но причины этого тесты вскрыть не могут. Психологи Т. В. Кудрявцев, И. С. Якиманская и дру­гие показали, что специальная организация учебного процесса позволя­ет направленно формировать как техническое мышление в целом, так и пространственные представления в частности. Эти тесты измеряют в наибольшей степени уровень достигнутой субъектом технической осве­домленности, знаний в области техники, опыта работы с оборудова­нием и техническими приспособлениями.

Последняя группа способностей — самая представительная, по­скольку объединяет способности к самым разным видам деятельно­сти, и она называется группой профессионализированных способно­стей. В нее включены художественные, музыкальные, артистиче­ские, конторские и другие способности, для каждой группы созда­ются свои особые тесты. Но наряду с этим существуют и более глобальные тестовые батареи, т. е. группы тестов, объединенные ка­кой-то конкретной задачей. Такие батареи предназначены для изме­рения способностей, необходимых в разных видах труда, и позво­ляют ориентировать человека на целый спектр профессий. Именно такой батареей, получившей мировое признание, стала Батарея тес­тов дифференциальных способностей (сокращенно ДАТ: аббревиа­тура приводится в соответствии с английским названием).

Батарея ДАТ впервые была создана в 1947 г., а затем пере­смотрена в 1963 и 1973 гг. Она создавалась для нужд средней шко­лы и нашла применение в профессиональной ориентации учащихся. По замыслу ее первых создателей она должна была включать изме­рение таких качеств, которые имеют значение для продолжения об­разования в высшей школе. ДАТ разработана Психологической ас­социацией и включает восемь субтестов.

1. Словесное мышление. Задания предлагаются в виде двойных аналогий. От испытуемого требуется заполнить пропуски слов в предложениях (слова на выбор приводятся в задании), например:

... вечером, а завтрак...

а) ужин — угол

б) кроткий — утро

в) дверь — угол

г) течение — радость

д) ужин — утро. Правильный ответ под буквой «д».

2. Числовые (счетные) способности. Испытуемому предлагают­ся задачи, например:

3 =? % от 15

а) 5; б) 10; в) 20; г) 30; д) один из них.

3. Абстрактное мышление. Серии фигур задания расположены в определенной последовательности. Испытуемый должен продол­жить серию, выбрав соответствующую фигуру из 5 предложенных.

4-й и 5-й субтесты проверяют техническое мышление и про­странственные представления испытуемого: требуется выполнить задания на понимание изображенных на рисунках технических си­туаций и мысленное складывание геометрических разверток в опре­деленные фигуры.

6. Скорость и точность восприятия. Даны несколько комби­наций символов, одна из которых выделена. Испытуемый должен найти и отметить такую же на бланке ответов, например:

7-й и 8-й субтесты измеряют способности испытуемых прави­­льно пользоваться правописанием и строить предложение («Использование языка»).

Общее время, необходимое для проведения испытания, превышает 5 часов, поэтому его выполнение рекомендуется разбивать на два этапа. Опираясь данные исследований, создатели теста сделали вывод, что проверяемые этими субтестами способности являются основными для успешного обучения в школе и вузе. Авторское право на ДАТ принадлежит Психологической корпора­ции Нью-Йорка.

Другая известная батарея, предназначенная для диагностики спо­собностей, называется Батареей общих способностей (сокращен­но ГАТБ). Она была разработана в 40-х гг. в США и использова­лась службой занятости для консультирования в государственных учреждениях. Эта батарея использовалась в промышленности и в армии для профессиональной консультации, размещения кадров по рабочим местам. Создатели этой батареи провели предварительный анализ почти 50 тестов, разработанных для различных профессий, и обна­ружили, что они во многом совпадают. Были выделены 9 способно­стей, которые измерялись во всех анализированных методиках, и именно для них и были подготовлены задания ГАТБ. Таким обра­зом, современная батарея включает 12 субтестов, измеряющих 9 способностей. Диагностика общих умственных способностей осуще­ствляется с помощью трех из них (запас слов, математическое мышление, пространственное восприятие в трехмерном пространст­ве). Вербальные способности диагностируются путем заданий на определение синонимов и антонимов (запас слов). Числовые спо­собности изучаются с помощью двух субтестов на вычисления и на математическое мышление. Пространственное восприятие анализи­руется с помощью геометрических разверток. Восприятие формы представлено двумя субтестами, в которых испытуемый сопоставля­ет различные инструменты и геометрические формы. Субтест на скорость восприятия клерка представлен парами слов, идентичность которых необходимо установить. Моторная координация представ­ляет собой задание испытуемому делать пометки карандашом в се­рии квадратов. Ручная ловкость, пальцевая моторика изучаются с помощью специального приспособления (4 субтеста).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...