Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение и диагностика креативности в отечественной психологии




ИЗУЧЕНИЕ И ДИАГНОСТИКА КРЕАТИВНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

В отечественной психологии широко разрабатывается проблема творческих способностей человека. Она ставится как проблема творческого, продуктивного мышления, в отличие от репродуктивного мышления. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном акте сплетены продуктивные и репродуктивные компо­ненты. Это значит, что для субъекта не может быть абсолютно извест­ной задачи, иначе она перестает быть для него задачей. В то же время невозможна задача, в которой не присутствовали бы компоненты зна­комых по прошлому опыту задач. Если, допустим, предложить ребенку-дошкольнику задачу на интегральное исчисление, она даже не высту­пит для него в качестве задачи, так как не будут поняты ни ее содер­жание, ни цель, которой следует добиться. Как справедливо отметил П. Я. Гальперин, «возможности разумного (а тем более творческого) решения задач существенно зависят от качества прежде приобретен­ных знаний и умений» (П. Я. Гальперин, 1976).

При решении различных задач по-разному сочетаются эвристиче­ские и неэвристические компоненты мышления. Поэтому различают задачи творческие, требующие для своего решения креативного мышления, характеризующиеся высокой степенью новизны полу­чаемого в результате решения продукта, и нетворческие, при реше­нии которых функционирует репродуктивное мышление, исполь­зующее известные подходы и способы действий; получаемый ре­зультат не отличается здесь новизной и оригинальностью.

Поскольку границы между продуктивным и репродуктивным мышлением достаточно условны, существует мнение, что механиз­мы, лежащие в основе мышления, едины; любое мышление являет­ся творческим. В противополож­ность такой точке зрения существует другая, сторонники которой резко разделяют продуктивное и непродуктивное мышление. Ими высказывается мысль о том, что ме­ханизмы этих видов мыслительной деятельности различны. Более того, истинным мышлением, лежащим в основе интеллектуальных способностей, они признают творческое мышление.

Экспериментальные исследования творческого мышления, осуще­ствляемые с помощью творческих задач, задач-головоломок, пока­зывают между тем, что в основе интуитивного решения, догадки лежат логический анализ, рассуждение, выбор вариантов.

В отечественной психологии большое внимание уделяется проблеме условий развития творческого мышления, целенаправленного формиро­вания эвристических приемов. Показано, что овла­дение эвристическими приемами дает мощный толчок развитию творческого мышления, но не гарантирует успешного решения творче­ских задач. Поэтому, несмотря на единую природу репродуктивного и продуктивного мышления, все же остается загадкой, а что же в конеч­ном счете помогает индивидам находить решение творческой задачи?

Мы отметим лишь одно исследование, про­веденное Д. Б. Богоявленской (1983).

Ею выделена единица измерения творческих способностей, назван­ная «интеллектуальной инициативой». Автор рассматривает ее как син­тез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в «продолжении мыслительной деятельности за преде­лами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится пе­ред человеком». В соответствии с гипотезой Д. Б. Богоявленской был предложен «метод креативного поля», позволяющий испытуемому без воздействия внешнего стимула перейти от осуществления заданной деятельности к теоретическому обобщению и анализу заданной ситуа­ции. В рамках этого метода было сконструировано несколько методик, которые проходили проверку на валидность. Автор испытал значитель­ные трудности в нахождении внешнего критерия. Творческая успеш­ность устанавливалась методом экспертных оценок, имеющим целый ряд недостатков. Полученные корреляции экспериментальных оценок интеллектуальной инициативы с внешним критерием очень высоки, но субъективность выбранного критерия не позволяет считать выводы о валидности разработанных методик окончательными.

Подводя итоги отечественных исследований в области диагности­ки интеллектуальных способностей и креативности, нужно подчерк­нуть, что они тщательно теоретически обоснованы, индивидуальные различия анализируются не только с количественной, но и с каче­ственной стороны, а сама диагностика имеет четко определенные практические цели. Тем не менее все еще незначительно количест­во исследований в этой области. Не хватает методик диагностики, а работ по их созданию недостаточно.

Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н. Б. Шумаковой, Е. И. Щеблановой, Н. П. Щербо в 1990 году).

Фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания. На выполнение каждого отводится по 10 минут.

Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т. д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.

Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.

Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.

Основными показателями креативности выступают:

- продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;

- гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;

- оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;

- разработанность (степень детализации ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...