Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятия «этика», «мораль», «нравственность»




ЭТИКА

Учебное пособие

ВЕС

Издательский Дом ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ИНФРА-М»

Москва 2002

 

УДК 17 (075.8) ББК87.7.я73 К 89

Федеральная программа книгоиздания России

*

Редактор И. Б. Зорькд

Рецензенты: д.ф.н., профессор Е.Л. Дубко,

д.ф.н., профессор В.Л. Ляшенко,

кафедра этики философского факультета

Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Кузьменко Г.Н.

К 89 Этика: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, Издательство

«Весь Мир», 2002. — 144 с. — (Серия «Высшее образование»).

ISBN 5-16-001178-1 («ИНФРА-М») ISBN 5-7777-0179-5 («Весь Мир»)

Предлагаемая вниманию читателя книга является учебным по­собием по курсу этики, входяшему в программу гуманитарных ву­зов. В работе систематизированы основные проблемы теории эти­ки, в том числе и перспективные, выделены и сгруппированы глав­ные элементы и термины, показано, как ими правильно опериро­вать. В конце каждого раздела даны контрольные вопросы и пред­ложены списки обязательной и дополнительной литературы. Кни­га, адресованная студентам, изучающим социальные науки, будет интересна и широкому кругу читателей.

Учебное пособие подготовлено на кафедре философии Мос­ковского государственного социального университета.

УДК 17 (075.8) ББК87.7

ISBN 5-16-001178-1 («ИНФРА-М») ISBN 5-7777-0179-5 («Весь Мир»)

© Издательство«Весь Мир», 2002

ПРЕДИСЛОВИЕ

Представленная работа является учебным пособием по этике, цель которого изложить основы этического знания в соответст­вии с требованиями Государственного стандарта высшего про­фессионального образования. Актуальность и своевременность такой работы при существующем в обществе высоком спросе на правдивую и научную литературу по этой тематике не вызывает сомнений.

Пособие включает в себя 3 раздела.

Первый раздел — «Теория этики» — посвящен теоретическим аспектам нравственного знания. Он раскрывает систему категорий этики, происхождение, свойства и функции морали, принципы формирования основных этических направлений и т.д.

Во втором разделе — «История этических учений» — показана эволюция нравственного знания, анализируются основные этиче­ские учения древности, Средневековья, Нового и Новейшего време­ни. Анализ каждого этического учения предваряется кратким изло­жением его философских принципов, что позволяет понять логику обоснования тех или иных моральных положений.

В третьем разделе — «Проблемы современной этики» — от­ражено состояние нравственной теории и практики в наши дни. Здесь рассматривается ряд этических вопросов, решение которых имеет принципиальный характер для отечественной и мировой культуры.

Автор учебного пособия уверен, что знание этики не являет­ся знанием абстрактным, автономным по отношению к реально­сти. Изучение этики дает будущему специалисту обширный мате­риал для размышления над сущностью явлений как обществен­ной, так и личной жизни, открывает возможности для самосо-

вершенствования с учетом многовекового духовного опыта чело­вечества.

Пособие предназначено для студентов вузов гуманитарного профиля, а также всем, изучающим социальные науки.

ТЕОРИЯ ЭТИКИ

Место этики в структуре философского

Знания

Мир человека бесконечно сложен и многообразен. Значимость этого мира такова, что он по праву занимает центральное место в сфере научного знания. Многие науки изучают человека, его отношения с другими людьми и природой, иными словами — раскрывают на тео­ретическом уровне те или иные грани человеческого бытия. Этика не исключение. Более того, ее предметом является то, что, собственно, и делает жизнь человека в высшей степени осмысленной. Этика — это философская наука, изучающая особую сторону человеческого бы­тия — нравственность.

Этика — альфа и омега философии. Еще в глубокой древности пе­ред человеком в том или ином виде вставали вопросы, имеющие нравст­венное содержание: «зачем я живу?», «что мне следует делать?» и др. Фи­лософия зарождается как особая мировоззренческая попытка человека осознать свое место в мире и, основываясь на этом знании, реализовать свое сокровенное предназначение. Поэтому из любой философской системы можно сделать нравственно-практические выводы.

Такие выводы делаются уже в первых философских учениях. Исходя из общей картины мира, мыслители рассуждали о смысле жизни, человеческом идеале, иерархии ценностей и т.д. Главное фи­лософское понятие — «бытие», означающее основу мира, с самого начала заключало в себе высшую нравственную ценность. В качестве животворящего источника оно являлось добрым или благим. Чело­век, по мнению древних мыслителей, обретал нравственное досто­инство по мере причастности к этому началу.

Известная античная триада звучала так: «Красота, Истина, Благо». Вектор этой триады располагал понятия по ценностной на­растающей: красота свидетельствует об истине, истина — о благе. Ценностное восприятие бытия обусловило центральное место этики

в структуре философии поздней античности (например, у стоиков, неоплатоников и др.).

Впоследствии античная триада бытия проявилась в средневеко­вых трансценденталиях, описывающих достоинства Бога. При этом нравственная компонента в Средневековье усиливается, приобрета­ет особую остроту — ранее анонимное Благо оказывается достояни­ем Божественной Личности и одновременно ее даром человеку. Об этом размышляют богословы, например Фома Аквинский в своей «Сумме теологии».

Обозначенная тенденция проявляется в учениях философов Но­вого времени, в немецкой классике. Так, когда И. Кант в своих трех «Критиках» ведет речь о целесообразной красоте, истинном знании и моральном действии (особо выделяя последнее), преемственность с античной и средневековой проблематикой очевидна.

В 19 и 20 вв. связь между благом и бытием сохраняется в тех или иных интерпретациях. Философия жизни рассматривает истинную нравственность как составляющую мирового жизненного процесса. Марксизм, ставящий во главу угла общественные отношения, вос­принимает ее как элемент социальной практики. Экзистенциализм, утверждающий, что истинным бытием является человеческое суще­ствование, воспринимает нравственность как атрибут абсолютной человеческой свободы.

Внимание, уделяемое мыслителями разных эпох проблеме нрав­ственности, вполне оправданно. Место, которое занимает этика в сфере философского знания, отражает ту важную роль, которую иг­рает нравственность (или мораль) в жизни человеческого общества.

Понятия «этика», «мораль», «нравственность»

Прежде чем рассматривать предметную область этики, следует опре­делиться с главными понятиями, которыми оперирует эта философ­ская дисциплина.

Во-первых, установим, что означает сам термин «этика». Проис­ходит он от древнегреческого слова «этос», понимаемого вначале как «место проживания», затем как «порядок», «обычай», еще позже как «нрав». Выделенные смыслы слова «этос» не противоречат друг дру­гу, указывая на связь между средой проживания, кругом общения и характером человека. Впервые термин «этика» (в смысле «нравы») ввел Аристотель (4 в. до н.э.). Для него это некая сумма знаний и по-

учений, касающихся духовных качеств человека. В научном обиходе понятие «этика» закрепляют стоики (с 3 в. до н.э.), они стали считать ее (наряду с физикой и логикой) одной из трех частей философии.

Интересно, что понятие «мораль» является калькой понятия «этика». Латинское слово «мое» (mos) — смысловой аналог слова «этос». Во множественном числе «мое» звучит как «морэ» (mores). В таком виде оно и было использовано римским оратором Цицероном (1 в. до н.э.) при переводе аристотелевских текстов.

Слова «этика» и «мораль» входят во многие современные языки. Однако в некоторых из Wx возникают свои определения. В русском с 18 в. таковым является термин «нравственность», этимология ко­торого в принципе аналогична своим старшим прототипам. В совре­менной общекультурной лексике все три слова обычно употребля­ются как синонимы. Например, можно сказать, что поступок этич­ный, а можно — что поступок нравственный. Однако в рамках науч­ного знания эти слова имеют разный смысл. Под понятием «этика» обычно подразумевается теоретическое знание (наука). Под понятиями «мораль» и «нравственность» — изучаемый этой наукой предмет, осо­бая форма общественного сознания или человеческой деятельности.

Категории этики

Категория — это основное понятие, используемое той или иной нау­кой при изучении своего предмета. Этические категории — это ос­новные понятия научного аппарата этики, отражающие наиболее су­щественные стороны и элементы нравственности. Длительная исто­рия развития этики, многообразие явлений, которые она изучает, а также глубина теоретических разработок — все это способствовало возникновению и развитию богатого категориального аппарата.

Особенностью категорий этики является то, что многие из них есть слова обыденного языка, например «свобода», «добро», «счастье» и др. Происходит это потому, что предмет этики непосредственно свя­зан с жизнедеятельностью людей, с теми смыслами и ориентирами, которыми они руководствуются в повседневной жизни.

Важным и, по сути, «знаковым» понятием этики является кате­гория добра. С ее помощью выражается положительная нравственная характеристика того или иного явления. Противоположно ей, выра­жающее отрицательную нравственную оценку, — понятие зла. Есте­ственно, что положительные или отрицательные характеристики даются исходя из определенных нравственных представлений. Вме-

сте понятия добра и зла образуют категориальную пару, охватывая тем самым практически весь нравственный универсум.

В современной этике добро и зло — это нравственные оценки того или иного явления. Они находятся в зависимости от общест­венной практики человека. Однако ранее добро и зло воспринима­лись людьми в качестве реальных сущностей, принимая вид либо субстанции, либо личности (Бог, дьявол).

К понятию добра очень близко понятие нравственного идеала. Иде­ал — это некий высший образец, конечная цель нравственной деятельно­сти. Этический идеал можно представить как совершенную личность, служащую примером для подражания. Он может отражать и представле­ния о должном обществе, о гармоничном социальном устройстве (например, утопии Платона, Т. Мора и др.). В этом случае важную роль играет понятие справедливости, характеризующее меру соответствия меж­дудеятельностью человека и ее оценкой другими людьми, обществом.

Идеалы, являющиеся важными элементами в структуре нравст­венной деятельности человека, наполняют его жизнь смыслом. В этом случае каждый конкретный поступок осознан, соотнесен с общими ценностями, т.е. нравственно значимыми представлениями, встроен в общую стратегию поведения.

С понятием идеала тесно связано понятие нравственной нормы. Ведь чтобы соответствовать выбранному образцу, человек должен соблюдать определенные условия. Норма и есть такое условие, свое­образное требование к человеку. История этики дает нам множество различных норм, в частности знаменитый Декалог — десять запове­дей Ветхого завета (не убий, не укради и т.д.). Были и есть различ­ные, детально разработанные нормативные системы (кодексы), по­могающие человеку выстраивать свою линию поведения, входящие в привычку. Как раз из-за этого может возникнуть соблазн их маши­нального и некритичного выполнения. Поэтому следует помнить: норма не цель, а средство. Она значима не сама по себе, а своим иде­альным обоснованием. Без связи с идеалом норма формальна и ли­шена нравственного содержания.

Нормы могут быть восприняты человеком как оптимально соот­ветствующие его ценностным установкам, а следовательно, необхо­димые, и в таком качестве стать внутренним побуждением.

В этом случае соблюдение нормы становится долгом, т.е. личной зада­чей человека, его обязанностью. Долг — это нравственная форма осозна­ния необходимости действия. Человек совершает должный поступок доб­ровольно, из уважения к идеалу, закону (моральному) и к себе. Значимость долга в нравственной жизни такова, что в этике существует специальный,

посвященный этой категории раздел — деонтология (т.е. наука о долж­ном). Важной характеристикой долга является его связь с волевыми каче­ствами человека. Чтобы исполнить свой долг, ему часто приходится пре­одолевать многочисленные трудности как во внешнем мире, так и в мире внутреннем (например, чувство страха и т.п.).

Осознание долга играет важную роль в личной и общественной жизни. Способность человека понимать, критически оценивать и эмоционально переживать несоответствие своего поведения долж­ному характеризуется понятием совесть. Совесть — это своеобраз­ный нравственно-психологический механизм самоконтроля. Ответ­ственность за свои поступки, по мнению многих философов, есть главная характеристика личности.

Сложность и противоречивость общественного бытия проявля­ется в наличии множества идеалов и соответственно стратегий пове­дения. Предпочтение человеком одного нравственного стандарта другому фиксируется в понятии выбора.

Возможность выбора указывает на важнейшую характеристику человеческого бытия — свободу воли. Категория свободы является ключевой в этике, так как нравственная реальность основывается на способности человека к самостоятельным поступкам. Совершенное под принуждением деяние не может считаться ни добрым, ни злым. Оно вообще вне сферы нравственности. В результате за вынужден­ный поступок человек фактически не несет никакой моральной от­ветственности. И наоборот, за свободно совершенное действие он ответствен в полной мере. Иными словами, свобода есть неотъемле­мое качество субъекта нравственности.

Кроме перечисленных выше категорий в этике есть много других общих понятий, таких, как вина, милосердие, несть, удовольствие и др.

Следует отметить, что каждая категория этики отражает опреде­ленную сторону нравственности, а в целом категориальный аппа­рат — реальное нравственное бытие человека, его сложность, иерар­хичность. Поэтому каждая категория не существует сама по себе, а находится во взаимодействии с другими.

Структурное единство этических категорий можно рассмотреть на примере христианского религиозно-этического учения. Его идеалы сформулированы прежде всего в Евангелиях. Иисус Христос, очелове­чившийся Бог, своими деяниями дает последователям образец для под­ражания. Жизнь Христа (и его смерть) — идеальный пример для хри­стианина. Исходя из этого идеала, формулируются христианские нормы любви, смирения, прощения и др. («бог терпел и нам велел»). Соблюде­ние этих норм дает возможность соответствовать идеалу, «жить во Хри-

сте». Высокая нравственная планка христианских норм требует от чело­века глубокого осознания необходимости следования им, т.е. развитого чувства долга. История христианства изобилует примерами, когда ради выполнения своего религиозного долга люди жертвовали не только удо­вольствиями или личной выгодой, но и самой жизнью. Если же по ка­ким-либо причинам- долг оказывался невыполненным, верующий по­гружался в сложные религиозно-нравственные переживания: муки со­вести, страх и раскаяние.

Изложенное выше позволяет проследить взаимосвязь моральных категорий. Очевидно, что без понятия идеала не имеет смысла 'понятие нормы, так как становится неясным, на какой основе та или иная норма формулируется. Без понятия нормы теряет смысл понятие долга. Если нет представления о долге, то нет представления и о совести, о других нравственных чувствах. Образуя в том или ином учении целостную сис­тему с единым принципом построения, категории этики позволяют ото­бразить исследуемую реальность с максимальной полнотой.

Следует отметить, что обширный категориальный аппарат тре­бует определенной систематизации. В отечественной этической тео­рии доминируют два способа систематизации категорий.

Одни исследователи считают, что категории этики логичнее под­разделять в соответствии со структурой нравственности. В этом случае они дифференцируются следующим образом: 1) категории нравствен­ного сознания (идеал, норма и т.д.); 2) категории нравственной прак­тики (поступок, воздаяние и т.д.); 3) категории нравственного отно­шения (конфликт, авторитет и т.д.).

Такая точка зрения достаточно полно отражена в справочной литературе по этике.

Другие исследователи считают, что сосредоточивать внимание только на одной структуре нравственности непродуктивно, так как она не раскрывает полностью все богатство и своеобразие нравст­венной жизни. Они предлагают классифицировать категории этики по следующим видам:

1) структурный вид — это вид категорий, отражающих структуру нравственности, ее основные элементы: нравственные формы соз­нания, практики, отношения (норма, соревнование и др.);

2) сущностный вид — это вид категорий, отражающих качест­венную определенность нравственности, отличие ее от других соци­альных явлений (добро, долг и др.);

3) методологический вид — это вид категорий, отражающих критерии нравственности человека, уровни его развития (цель и средства и др.).

10

Такая точка зрения на систематизацию этических категорий распространена в отечественной научно-исследовательской литера­туре по этике.

Существуют и иные способы классификация этических категорий.

В истории этики отдельные категории стали системообразующим принципом, легли в основу целых направлений. Так, понятие «счастья» стало основой эвдемонизма, понятие «пользы» — утилитаризма и т.д. Они будут рассмотрены ниже.

Предмет этики

Предмет изучения этики, как уже было сказано, -- нравствен­ность.

Нравственность можно определить как особый духовно-практический, а именно ценностный способ освоения мира; деятель­ность, обусловленную мировоззрением. Ведь именно совокупность идеалов, принципов, взглядов и убеждений определяет поведение личности, делая его в высшей степени осмысленным.

Мировоззрение человека формируется прежде всего обществом, по­этому истоки нравственности следует искать в отношениях между людь­ми. Человек — существо социальное. Совместная жизнедеятельность лю­дей требует различных способов регуляции их поведения, что явилось причиной возникновения и развития религии, права и т.д. Нравствен­ность — один из таких регулятивов, который определяет поведение людей с помощью представлений о ценном (идеалах, принципах, нормах и т.п.) и должном (обязанностях, ответственности и т.п.).

Будучи историческим явлением, нравственный регулятив про­должает развиваться, отражая прогрессивную динамику обществен­ной жизни. К очевидным тенденциям в развитии морали можно от­нести следующие.

Во-первых, усиление роли нравственности в системе общественных отношений, а следовательно, и в жизни отдельного человека. В этом можно убедиться, сравнивая современную эпоху с предыдущими, когда нравственность, как правило, являлась составной частью доминирую­щего в обществе политического, экономического, религиозного или иного регулятива. В настоящее время она выделяется в «чистом» виде как особая форма общественного сознания. Более того, рост ее влияния на другие сферы культуры (религию, политику, право и т.д.) неоспорим.

Во-вторых, изменение самого содержания нравственности. Оно гу­манизируется. Если раньше ее законодателями являлись государство или

Бог и соответственно они же являлись целью нравственного требования, то теперь на их место приходит человек. Человек становится не средством, но целью нравственного процесса. В этом смысле прогрессивная эволю­ция нравственности очевидна, что прослеживается и в истории этики.

В-третьих, рост эффективности нравственных форм регулиро­вания в обществе. Брлее того, эти формы представляются и наиболее перспективными. В отличие от правовых норм или религиозных догм, нивелирующих, ограничивающих поведение человека жестки­ми санкциями в этой или следующей жизни, нормы нравственности действуют на других основаниях. Исходя из аксиомы, что человек является не средством, но целью, нравственное сознание не может быть репрессивным. Оно апеллирует к достоинству личности, к соз­нательному выбору, сделанному уважающим себя человеком.

Учитывая общие тенденции мирового развития, можно прогно­зировать повышение статуса отдельной личности в системе общест­венных отношений. Следовательно, будет возрастать и роль морали. Ведь нравственная регуляция является наиболее адекватной формой саморегуляции личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...