Понятия «этика», «мораль», «нравственность»
Стр 1 из 14Следующая ⇒ ЭТИКА Учебное пособие ВЕС Издательский Дом ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИНФРА-М» Москва 2002
УДК 17 (075.8) ББК87.7.я73 К 89 Федеральная программа книгоиздания России • * Редактор И. Б. Зорькд Рецензенты: д.ф.н., профессор Е.Л. Дубко, д.ф.н., профессор В.Л. Ляшенко, кафедра этики философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Кузьменко Г.Н. К 89 Этика: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, Издательство «Весь Мир», 2002. — 144 с. — (Серия «Высшее образование»). ISBN 5-16-001178-1 («ИНФРА-М») ISBN 5-7777-0179-5 («Весь Мир») Предлагаемая вниманию читателя книга является учебным пособием по курсу этики, входяшему в программу гуманитарных вузов. В работе систематизированы основные проблемы теории этики, в том числе и перспективные, выделены и сгруппированы главные элементы и термины, показано, как ими правильно оперировать. В конце каждого раздела даны контрольные вопросы и предложены списки обязательной и дополнительной литературы. Книга, адресованная студентам, изучающим социальные науки, будет интересна и широкому кругу читателей. Учебное пособие подготовлено на кафедре философии Московского государственного социального университета. УДК 17 (075.8) ББК87.7 ISBN 5-16-001178-1 («ИНФРА-М») ISBN 5-7777-0179-5 («Весь Мир») © Издательство«Весь Мир», 2002 ПРЕДИСЛОВИЕ Представленная работа является учебным пособием по этике, цель которого изложить основы этического знания в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования. Актуальность и своевременность такой работы при существующем в обществе высоком спросе на правдивую и научную литературу по этой тематике не вызывает сомнений.
Пособие включает в себя 3 раздела. Первый раздел — «Теория этики» — посвящен теоретическим аспектам нравственного знания. Он раскрывает систему категорий этики, происхождение, свойства и функции морали, принципы формирования основных этических направлений и т.д. Во втором разделе — «История этических учений» — показана эволюция нравственного знания, анализируются основные этические учения древности, Средневековья, Нового и Новейшего времени. Анализ каждого этического учения предваряется кратким изложением его философских принципов, что позволяет понять логику обоснования тех или иных моральных положений. В третьем разделе — «Проблемы современной этики» — отражено состояние нравственной теории и практики в наши дни. Здесь рассматривается ряд этических вопросов, решение которых имеет принципиальный характер для отечественной и мировой культуры. Автор учебного пособия уверен, что знание этики не является знанием абстрактным, автономным по отношению к реальности. Изучение этики дает будущему специалисту обширный материал для размышления над сущностью явлений как общественной, так и личной жизни, открывает возможности для самосо- вершенствования с учетом многовекового духовного опыта человечества. Пособие предназначено для студентов вузов гуманитарного профиля, а также всем, изучающим социальные науки. ТЕОРИЯ ЭТИКИ Место этики в структуре философского Знания Мир человека бесконечно сложен и многообразен. Значимость этого мира такова, что он по праву занимает центральное место в сфере научного знания. Многие науки изучают человека, его отношения с другими людьми и природой, иными словами — раскрывают на теоретическом уровне те или иные грани человеческого бытия. Этика не исключение. Более того, ее предметом является то, что, собственно, и делает жизнь человека в высшей степени осмысленной. Этика — это философская наука, изучающая особую сторону человеческого бытия — нравственность.
Этика — альфа и омега философии. Еще в глубокой древности перед человеком в том или ином виде вставали вопросы, имеющие нравственное содержание: «зачем я живу?», «что мне следует делать?» и др. Философия зарождается как особая мировоззренческая попытка человека осознать свое место в мире и, основываясь на этом знании, реализовать свое сокровенное предназначение. Поэтому из любой философской системы можно сделать нравственно-практические выводы. Такие выводы делаются уже в первых философских учениях. Исходя из общей картины мира, мыслители рассуждали о смысле жизни, человеческом идеале, иерархии ценностей и т.д. Главное философское понятие — «бытие», означающее основу мира, с самого начала заключало в себе высшую нравственную ценность. В качестве животворящего источника оно являлось добрым или благим. Человек, по мнению древних мыслителей, обретал нравственное достоинство по мере причастности к этому началу. Известная античная триада звучала так: «Красота, Истина, Благо». Вектор этой триады располагал понятия по ценностной нарастающей: красота свидетельствует об истине, истина — о благе. Ценностное восприятие бытия обусловило центральное место этики в структуре философии поздней античности (например, у стоиков, неоплатоников и др.). Впоследствии античная триада бытия проявилась в средневековых трансценденталиях, описывающих достоинства Бога. При этом нравственная компонента в Средневековье усиливается, приобретает особую остроту — ранее анонимное Благо оказывается достоянием Божественной Личности и одновременно ее даром человеку. Об этом размышляют богословы, например Фома Аквинский в своей «Сумме теологии». Обозначенная тенденция проявляется в учениях философов Нового времени, в немецкой классике. Так, когда И. Кант в своих трех «Критиках» ведет речь о целесообразной красоте, истинном знании и моральном действии (особо выделяя последнее), преемственность с античной и средневековой проблематикой очевидна. В 19 и 20 вв. связь между благом и бытием сохраняется в тех или иных интерпретациях. Философия жизни рассматривает истинную нравственность как составляющую мирового жизненного процесса. Марксизм, ставящий во главу угла общественные отношения, воспринимает ее как элемент социальной практики. Экзистенциализм, утверждающий, что истинным бытием является человеческое существование, воспринимает нравственность как атрибут абсолютной человеческой свободы.
Внимание, уделяемое мыслителями разных эпох проблеме нравственности, вполне оправданно. Место, которое занимает этика в сфере философского знания, отражает ту важную роль, которую играет нравственность (или мораль) в жизни человеческого общества. Понятия «этика», «мораль», «нравственность» Прежде чем рассматривать предметную область этики, следует определиться с главными понятиями, которыми оперирует эта философская дисциплина. Во-первых, установим, что означает сам термин «этика». Происходит он от древнегреческого слова «этос», понимаемого вначале как «место проживания», затем как «порядок», «обычай», еще позже как «нрав». Выделенные смыслы слова «этос» не противоречат друг другу, указывая на связь между средой проживания, кругом общения и характером человека. Впервые термин «этика» (в смысле «нравы») ввел Аристотель (4 в. до н.э.). Для него это некая сумма знаний и по- учений, касающихся духовных качеств человека. В научном обиходе понятие «этика» закрепляют стоики (с 3 в. до н.э.), они стали считать ее (наряду с физикой и логикой) одной из трех частей философии. Интересно, что понятие «мораль» является калькой понятия «этика». Латинское слово «мое» (mos) — смысловой аналог слова «этос». Во множественном числе «мое» звучит как «морэ» (mores). В таком виде оно и было использовано римским оратором Цицероном (1 в. до н.э.) при переводе аристотелевских текстов. Слова «этика» и «мораль» входят во многие современные языки. Однако в некоторых из Wx возникают свои определения. В русском с 18 в. таковым является термин «нравственность», этимология которого в принципе аналогична своим старшим прототипам. В современной общекультурной лексике все три слова обычно употребляются как синонимы. Например, можно сказать, что поступок этичный, а можно — что поступок нравственный. Однако в рамках научного знания эти слова имеют разный смысл. Под понятием «этика» обычно подразумевается теоретическое знание (наука). Под понятиями «мораль» и «нравственность» — изучаемый этой наукой предмет, особая форма общественного сознания или человеческой деятельности.
Категории этики Категория — это основное понятие, используемое той или иной наукой при изучении своего предмета. Этические категории — это основные понятия научного аппарата этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы нравственности. Длительная история развития этики, многообразие явлений, которые она изучает, а также глубина теоретических разработок — все это способствовало возникновению и развитию богатого категориального аппарата. Особенностью категорий этики является то, что многие из них есть слова обыденного языка, например «свобода», «добро», «счастье» и др. Происходит это потому, что предмет этики непосредственно связан с жизнедеятельностью людей, с теми смыслами и ориентирами, которыми они руководствуются в повседневной жизни. Важным и, по сути, «знаковым» понятием этики является категория добра. С ее помощью выражается положительная нравственная характеристика того или иного явления. Противоположно ей, выражающее отрицательную нравственную оценку, — понятие зла. Естественно, что положительные или отрицательные характеристики даются исходя из определенных нравственных представлений. Вме- сте понятия добра и зла образуют категориальную пару, охватывая тем самым практически весь нравственный универсум. В современной этике добро и зло — это нравственные оценки того или иного явления. Они находятся в зависимости от общественной практики человека. Однако ранее добро и зло воспринимались людьми в качестве реальных сущностей, принимая вид либо субстанции, либо личности (Бог, дьявол). К понятию добра очень близко понятие нравственного идеала. Идеал — это некий высший образец, конечная цель нравственной деятельности. Этический идеал можно представить как совершенную личность, служащую примером для подражания. Он может отражать и представления о должном обществе, о гармоничном социальном устройстве (например, утопии Платона, Т. Мора и др.). В этом случае важную роль играет понятие справедливости, характеризующее меру соответствия междудеятельностью человека и ее оценкой другими людьми, обществом.
Идеалы, являющиеся важными элементами в структуре нравственной деятельности человека, наполняют его жизнь смыслом. В этом случае каждый конкретный поступок осознан, соотнесен с общими ценностями, т.е. нравственно значимыми представлениями, встроен в общую стратегию поведения. С понятием идеала тесно связано понятие нравственной нормы. Ведь чтобы соответствовать выбранному образцу, человек должен соблюдать определенные условия. Норма и есть такое условие, своеобразное требование к человеку. История этики дает нам множество различных норм, в частности знаменитый Декалог — десять заповедей Ветхого завета (не убий, не укради и т.д.). Были и есть различные, детально разработанные нормативные системы (кодексы), помогающие человеку выстраивать свою линию поведения, входящие в привычку. Как раз из-за этого может возникнуть соблазн их машинального и некритичного выполнения. Поэтому следует помнить: норма не цель, а средство. Она значима не сама по себе, а своим идеальным обоснованием. Без связи с идеалом норма формальна и лишена нравственного содержания. Нормы могут быть восприняты человеком как оптимально соответствующие его ценностным установкам, а следовательно, необходимые, и в таком качестве стать внутренним побуждением. В этом случае соблюдение нормы становится долгом, т.е. личной задачей человека, его обязанностью. Долг — это нравственная форма осознания необходимости действия. Человек совершает должный поступок добровольно, из уважения к идеалу, закону (моральному) и к себе. Значимость долга в нравственной жизни такова, что в этике существует специальный, посвященный этой категории раздел — деонтология (т.е. наука о должном). Важной характеристикой долга является его связь с волевыми качествами человека. Чтобы исполнить свой долг, ему часто приходится преодолевать многочисленные трудности как во внешнем мире, так и в мире внутреннем (например, чувство страха и т.п.). Осознание долга играет важную роль в личной и общественной жизни. Способность человека понимать, критически оценивать и эмоционально переживать несоответствие своего поведения должному характеризуется понятием совесть. Совесть — это своеобразный нравственно-психологический механизм самоконтроля. Ответственность за свои поступки, по мнению многих философов, есть главная характеристика личности. Сложность и противоречивость общественного бытия проявляется в наличии множества идеалов и соответственно стратегий поведения. Предпочтение человеком одного нравственного стандарта другому фиксируется в понятии выбора. Возможность выбора указывает на важнейшую характеристику человеческого бытия — свободу воли. Категория свободы является ключевой в этике, так как нравственная реальность основывается на способности человека к самостоятельным поступкам. Совершенное под принуждением деяние не может считаться ни добрым, ни злым. Оно вообще вне сферы нравственности. В результате за вынужденный поступок человек фактически не несет никакой моральной ответственности. И наоборот, за свободно совершенное действие он ответствен в полной мере. Иными словами, свобода есть неотъемлемое качество субъекта нравственности. Кроме перечисленных выше категорий в этике есть много других общих понятий, таких, как вина, милосердие, несть, удовольствие и др. Следует отметить, что каждая категория этики отражает определенную сторону нравственности, а в целом категориальный аппарат — реальное нравственное бытие человека, его сложность, иерархичность. Поэтому каждая категория не существует сама по себе, а находится во взаимодействии с другими. Структурное единство этических категорий можно рассмотреть на примере христианского религиозно-этического учения. Его идеалы сформулированы прежде всего в Евангелиях. Иисус Христос, очеловечившийся Бог, своими деяниями дает последователям образец для подражания. Жизнь Христа (и его смерть) — идеальный пример для христианина. Исходя из этого идеала, формулируются христианские нормы любви, смирения, прощения и др. («бог терпел и нам велел»). Соблюдение этих норм дает возможность соответствовать идеалу, «жить во Хри- сте». Высокая нравственная планка христианских норм требует от человека глубокого осознания необходимости следования им, т.е. развитого чувства долга. История христианства изобилует примерами, когда ради выполнения своего религиозного долга люди жертвовали не только удовольствиями или личной выгодой, но и самой жизнью. Если же по каким-либо причинам- долг оказывался невыполненным, верующий погружался в сложные религиозно-нравственные переживания: муки совести, страх и раскаяние. Изложенное выше позволяет проследить взаимосвязь моральных категорий. Очевидно, что без понятия идеала не имеет смысла 'понятие нормы, так как становится неясным, на какой основе та или иная норма формулируется. Без понятия нормы теряет смысл понятие долга. Если нет представления о долге, то нет представления и о совести, о других нравственных чувствах. Образуя в том или ином учении целостную систему с единым принципом построения, категории этики позволяют отобразить исследуемую реальность с максимальной полнотой. Следует отметить, что обширный категориальный аппарат требует определенной систематизации. В отечественной этической теории доминируют два способа систематизации категорий. Одни исследователи считают, что категории этики логичнее подразделять в соответствии со структурой нравственности. В этом случае они дифференцируются следующим образом: 1) категории нравственного сознания (идеал, норма и т.д.); 2) категории нравственной практики (поступок, воздаяние и т.д.); 3) категории нравственного отношения (конфликт, авторитет и т.д.). Такая точка зрения достаточно полно отражена в справочной литературе по этике. Другие исследователи считают, что сосредоточивать внимание только на одной структуре нравственности непродуктивно, так как она не раскрывает полностью все богатство и своеобразие нравственной жизни. Они предлагают классифицировать категории этики по следующим видам: 1) структурный вид — это вид категорий, отражающих структуру нравственности, ее основные элементы: нравственные формы сознания, практики, отношения (норма, соревнование и др.); 2) сущностный вид — это вид категорий, отражающих качественную определенность нравственности, отличие ее от других социальных явлений (добро, долг и др.); 3) методологический вид — это вид категорий, отражающих критерии нравственности человека, уровни его развития (цель и средства и др.). 10 Такая точка зрения на систематизацию этических категорий распространена в отечественной научно-исследовательской литературе по этике. Существуют и иные способы классификация этических категорий. В истории этики отдельные категории стали системообразующим принципом, легли в основу целых направлений. Так, понятие «счастья» стало основой эвдемонизма, понятие «пользы» — утилитаризма и т.д. Они будут рассмотрены ниже. Предмет этики Предмет изучения этики, как уже было сказано, -- нравственность. Нравственность можно определить как особый духовно-практический, а именно ценностный способ освоения мира; деятельность, обусловленную мировоззрением. Ведь именно совокупность идеалов, принципов, взглядов и убеждений определяет поведение личности, делая его в высшей степени осмысленным. Мировоззрение человека формируется прежде всего обществом, поэтому истоки нравственности следует искать в отношениях между людьми. Человек — существо социальное. Совместная жизнедеятельность людей требует различных способов регуляции их поведения, что явилось причиной возникновения и развития религии, права и т.д. Нравственность — один из таких регулятивов, который определяет поведение людей с помощью представлений о ценном (идеалах, принципах, нормах и т.п.) и должном (обязанностях, ответственности и т.п.). Будучи историческим явлением, нравственный регулятив продолжает развиваться, отражая прогрессивную динамику общественной жизни. К очевидным тенденциям в развитии морали можно отнести следующие. Во-первых, усиление роли нравственности в системе общественных отношений, а следовательно, и в жизни отдельного человека. В этом можно убедиться, сравнивая современную эпоху с предыдущими, когда нравственность, как правило, являлась составной частью доминирующего в обществе политического, экономического, религиозного или иного регулятива. В настоящее время она выделяется в «чистом» виде как особая форма общественного сознания. Более того, рост ее влияния на другие сферы культуры (религию, политику, право и т.д.) неоспорим. Во-вторых, изменение самого содержания нравственности. Оно гуманизируется. Если раньше ее законодателями являлись государство или Бог и соответственно они же являлись целью нравственного требования, то теперь на их место приходит человек. Человек становится не средством, но целью нравственного процесса. В этом смысле прогрессивная эволюция нравственности очевидна, что прослеживается и в истории этики. В-третьих, рост эффективности нравственных форм регулирования в обществе. Брлее того, эти формы представляются и наиболее перспективными. В отличие от правовых норм или религиозных догм, нивелирующих, ограничивающих поведение человека жесткими санкциями в этой или следующей жизни, нормы нравственности действуют на других основаниях. Исходя из аксиомы, что человек является не средством, но целью, нравственное сознание не может быть репрессивным. Оно апеллирует к достоинству личности, к сознательному выбору, сделанному уважающим себя человеком. Учитывая общие тенденции мирового развития, можно прогнозировать повышение статуса отдельной личности в системе общественных отношений. Следовательно, будет возрастать и роль морали. Ведь нравственная регуляция является наиболее адекватной формой саморегуляции личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|