Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Происхождение и эволюция нравственности




Вопрос о происхождении нравственности был поставлен еще в древ­ности. Мыслители выводили нравственные нормы из естественной природы человека, приписывали их авторство Богу и т.д.

Чтобы понять причины возникновения нравственности, необходи­мо сначала обратиться к такому явлению, как культура. Уникальность этого явления заключается в том, что оно сугубо человеческое. У других живых организмов культуры нет, да она им и не нужна: что и как делать записано в их особых биологических программах поведения — инстинк­тах. Культура возникает на определенном историческом этапе как со­вершенно новый, небиологический способ детерминации поведения. В процессе эволюции человека инстинкты постепенно подавляются. Их функции берут на себя социальные институты первобытного общества, теперь уже они предписывают человеку, как ему вести себя в той или иной ситуации. Смена биологических регулятивов социальными приве­ла к более эффективной адаптации человека к окружающей среде. Бла­годаря этому стала возможной быстрая и гибкая реакция на изменяю­щиеся условия жизни. Фактически с этого момента человечество, уже не меняясь биологически, беспрерывно численно растет, осваивая гигант­ские территории.

На начальном этапе власть общества над своими членами была абсолютна. Существовал жесткий поведенческий стереотип, регла-

12

ментирующий деятельность человека во всех сферах жизни от рож­дения до смерти. Он обеспечивался целостным мировоззренческим комплексом (прототипом современной светской культуры), который содержал в себе религиозные, правовые, эстетические, политические и другие идеи в еще крайне примитивном, нерасчлененном виде. В этот первобытный мировоззренческий синкретизм (греч. — соедине­ние) входили и представления о нравственном. Неудивительно, что первоначальные формы нравственности одновременно являлись и первоначальными формами права, религии и т.д.

Такие синкретические представления можно обнаружить в табу, немотивированных запретах, репрессивным образом определяющих поведение первобытного человека. Даже если табу нарушалось слу­чайно, виноватого ожидало строгое наказание, а то и смерть. Такие запреты существовали в важнейших сферах человеческого бытия — половой, культовой и т.д. В качестве примера можно привести табу на половую связь с близкими родственниками (инцест), на поедание себе подобных (каннибализм) и др. На самых ранних этапах существова­ния человеческого общества табу являлись универсальной системой регламентации общественной жизни. Отсюда и представление о них, как наиболее древней и простой форме нравственности.

К древним формам нравственности можно отнести также обычаи и традиции, т.е. некие виды социального ритуала, общепринятого стереоти­па поведения в рамках конкретного общества. Зачастую они выражаются в виде правил, заповедей, освященных местным религиозным культом.

В качестве примера можно привести широко распространенный обычай гостеприимства. Трудно поверить, что это элементарное в на­стоящее время действие, в древности несло огромную смысловую на­грузку. Ведь фактически и просящий и дающий ночлег подвергали себя определенной опасности. Гость и хозяин должны были продемонстри­ровать друг перед другом чистоту намерений, выполнить особый ритуал. Современное, пусть скромное, но тем не менее обязательное угощение пришедшего в гости является отголоском того древнего обычая, в кото­ром совместная трапеза была неотъемлемым магическим действом. Вспомним, что даже в русской сказке Иванушка, попадая в гости к Бабе Яге, требует, чтобы она его накормила. Совместный прием пищи в древности являлся аналогом братания, обязывающего стороны как бы к родственным отношениям. Такое своеобразное «страхование» было не­лишним в условиях родоплеменной вражды.

В целом традиционные представления ориентировали на уваже­ние к старшим, коллективизм и трудолюбие, что получило отраже­ние в фольклоре.

13

Обычаи, традиции, заповеди отличаются от современных нравст­венных норм. Они конкретны, детально регламентированы, тесно свя­заны с другими сторонами'жизни человека (например, с гигиеной и т.п.), требуют от него необходимого действия, не касаясь внутренней мотивации, и распространяются на ограниченное число людей. По от­ношению к другим общностям этих нравственных правил не существу­ет. Представителя чужого племени можно и обмануть, и ограбить, и убить — это поощряется, считается доблестью. Однако главным отличи­ем традиционных форм нравственности от современных является их нерефлексивность. Иными словами, они воспроизводятся силой массо­вой привычки, властью общественного мнения или каким-либо автори­тетом, а не в результате осмысленного (разумного) выбора. Именно по­этому, наряду с вполне здравомыслящими требованиями, у различных народов существовали и совершенно нелепые обычаи, вызывавшие удивление, а то и ужас у путешественников.

Важным этапом в развитии нравственности стало выдвижение в качестве нравственного критерия разума. Нельзя сказать, что до этого момента разум игнорировался, однако его роль была подчи­ненной: человек объяснял себе и другим, почему тот или иной обы­чай хорош, но не критиковал его. Критический взгляд на традици­онную систему нравственных отношений привел к вычленению ее существенных элементов. Собственно, с этого момента и возникает нравственность в современном смысле этого слова. Неслучайно по­этому некоторые исследователи считают табу и обычаи не нормами нравственности, а предпосылками их возникновения. Благодаря но­вому статусу разума начинает происходить отбор или формулировка норм, лишенных каких-либо этнических и социальных особенно­стей, т.е. универсальных и общеобязательных.

Этот этап истории этики зафиксирован в различных культурах. На­пример, в античности он наступает в 4 в. до н.э. Деятельность софистов, и особенно Сократа, приводит к тому, что множество обыденных нрав­ственных представлений подвергается тщательному анализу и критике. Симптоматично, что впоследствии Сократ был осужден за богохульство. В этом обвинении был определенный смысл, ведь его исследования объективно способствовали освобождению нравственных норм от ре­лигиозного влияния (религиозная догма, в отличие от нравственной нормы, не терпит рациональной критики). Неслучайно и то, что ученик Сократа, киник Диоген, объявил себя космополитом, т.е. человеком, раздвинувшим национальные рамки, ставшим гражданином всего мира.

Развитие нравственности нельзя воспринимать как равномерное по­ступательное движение, однако каждый новый этап имел определенное

14

прогрессивное значение. Так, например, мировые религии Средневеко­вья— христианство и ислам — способствовали распространению идеи равенства людей независимо от их национальности и социальной принад­лежности. И хотя это равенство трактовалось специфически, как равенст­во перед Богом, эта идея все равно была огромным шагом вперед, ведь достаточно вспомнить, что в античной Греции времен Аристотеля раб вообще считался не человеком, а неким «говорящим орудием». Новое время, следующее за Средневековьем, также обогатило нравственное соз­нание. Весьма плодотворной оказалась, например, идея «естественных» прав и свобод человека, впоследствии зафиксированная в буржуазных конституциях (Франции, США и др.).

Важным в развитии нравственного сознания является период не­мецкой классической философии (конец 18 — начало 19 в.). Творчест­во немецких мыслителей отразило существенный момент в самоопре­делении нравственности. Так, И. Кант в своих трудах рассматривает мораль как автономную, не зависящую от религии, права, экономики и др. область. Такое признание свидетельствовало о том, что, пройдя длительную эволюцию, нравственность к этому времени утвердилась как самостоятельная форма общественного сознания. Иными слова­ми, наука этика окончательно выделила свой предмет. Это обстоятель­ство дало возможность полноценного исследования структуры, свойств и специфических функций нравственности.

Структура нравственности

Мир нравственных явлений разнообразен. В целях систематиза­ции исследователи выделяют в нем такие элементы: I) нравственное сознание (общественное и индивидуальное); 2) нравственная практи­ка; 3) нравственные отношения.

1. Нравственное сознание

Нравственное сознание представляет собой субъективную сто­рону нравственности, является отражением нравственного бытия людей. Особенность этого сознания состоит в восприятии всякого явления с точки зрения его ценности. Главная задача заключается не в объяснении явления, не в раскрытии его причины, а в его оценке. Ценностное отношение к действительности — важная характери­стика нравственного сознания.

Особое место в иерархии ценностей занимает идея о должном (идеал). Эта идея определяет конечную цель деятельности человека (или общества), тем самым придавая ей смысл. Исходя из обозначен­ной цели, нравственное сознание позитивно или негативно оценивает

15

поступки людей (в категориях добра и зла), а также, и это является еще одной важной его характеристикой, предписывает людям определен­ные действия (в качестве их долга).

Нравственное сознание реализуется в двух формах: обществен­ной и индивидуальной.

Общественное сознание является элементом социальной жизни. В нем аккумулирован и систематизирован нравственный опыт много­численных поколений, позволяющий влиять на представления и по­ведение отдельного человека, воспитывать полноценную личность.

В общественном нравственном сознании можно выделить два уровня — обыденный и теоретический. Первый являет собой так называемую «житейскую мудрость» и «здравый смысл» — повсе­дневные суждения и оценки, непосредственно связанные с жизнью людей. Его представления зачастую нечетки, неустойчивы и даже противоречивы, что обусловлено зависимостью от конкретных жиз­ненных обстоятельств. Второй уровень — теоретический — характе­ризуется большей четкостью, системностью, рациональностью. На этом уровне решаются так называемые «смысложизненные» вопро­сы человеческого бытия. В теоретическом нравственном сознании главную роль играет моральная философия, т.е. этика.

Индивидуальное нравственное сознание рефлексивно, относится к внутреннему миру человека и состоит из нескольких компонентов:

рационального компонента, т.е. системы определенных понятий, в которой выражается мировоззрение личности, те или иные нравст­венные представления. Базовым элементом этой системы является требование (норма). Кроме него в рациональную структуру индиви­дуального нравственного сознания входят воспринятые в качестве личных идеалы, оценки, принципы, установки, представления о мо­ральных качествах, о добре и зле и т.д.;

эмоционального компонента, т.е. совокупности нравственных пережи­ваний человека. Следует отметить, что любое чувство является сложной эмоциональной реакцией, обусловленной процессом социализации. От­сюда и альтруистичность нравственных переживаний (отзывчивость, со­страдание и др.), и их направленность на самоограничение личности. В качестве социально-психологического механизма самоконтроля высту­пают особые контролирующие переживания — совесть и стыд. Важную роль в нравственной жизни человека играет чувство достоинства (чести), отражающее моральную самоценность личности;

и наконец, волевого компонента, благодаря которому субъектив­ный нравственный мотив реализуется в действии, зачастую вопреки давлению объективных обстоятельств.

16

2. Нравственная практика

Нравственная практика является объективацией морального сознания.

Базовый элемент практики — поступок. Несмотря на внешнюю простоту, это весьма сложное нравственное явление. Его структура выглядит следующим образом:

1) замысел (намерение или постановка цели);

2) мотивация (т.е. внутреннее (субъективное) обоснование за­мысла);

3) выбор (поиск адекватных намеченной цели средств);

4) принятие решения (готовность реализовать замысел);

5) действие.

Ряд поступков, реализующих стратегическую нравственную ус­тановку, составляет линию поведения человека.

3. Нравственные отношения

Совокупность зависимостей и связей, которые возникают в процессе нравственной практики, называется нравственными отно­шениями. Они складываются между людьми вне зависимости от сферы деятельности (профессиональной, семейной и т.д.) и ее уров­ня (личностного, группового и т.д.).

Нравственные отношения можно классифицировать, во-первых, по содержанию. Оно определяется обязанностями человека в той или иной сфере деятельности; например, профессиональные обязанности акцентируют внимание на отношении к труду, гражданские обязанно­сти — на патриотизме и т.д. Во-вторых, по характеру требовательно­сти (императивности). Она зависит от того, как выражено нравствен­ное требование, например в виде нормы или в виде указания авторите­та. В-третьих, по характеру связи. Это может быть оценка поступка (применение санкций, т.е. нравственный способ осуждения поступ­ков) — подать пример, вступить в соревнование и т.д.

Нравственные отношения находят отражение в понятиях мо­рального сознания, тем самым влияя на поведение человека. Таким образом, структура «нравственное сознание — нравственное дейст­вие — нравственное отношение» образует единое целое, а ее элемен­ты взаимокоррелируются.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...