По способу обоснования морали
(идеализм, натурализм, социальный историзм) Этические учения можно также классифицировать на основе представлений мыслителей о природе нравственности. В данном случае исследователями выделяются следующие направления. * Идеализм Это этическое направление предполагает божественное, сверхъестественное обоснование нравственности. Принцип сверхъестественного обоснования возникновения нравственности имеет богатую традицию в истории этики. На первых этапах своего развития этика была настолько тесно связана с религией, что имело бы смысл говорить о своеобразном синтезе — религиозной этике. Атеистические учения были скорее исключением, чем правилом, более того — их последователи подвергались гонениям. Так, из общего религиозно-мифологического потока древнеиндийских этических учений лишь одна школа — локаята — отрицала существование бога и души. Сочинения локаятиков уничтожались, и об их взглядах известно только благодаря критике со стороны их многочисленных оппонентов. Из древнегреческой истории нам известно об обвинении известного философа Сократа в атеизме и последующей за этим казни. Обвинялись в атеизме Демокрит, Протагор, Эпикур и др. Таким образом, тотальная религиозность Средних веков была явлением вполне закономерным, имеющим свои корни в Древнем мире. Даже в эпоху Нового времени и позже свободомыслие не поощрялось. Поэтому основные противоречия, по крайней мере до определенного времени, возникали не сколько между материализмом и идеализмом, сколько внутри самого идеалистического направления. Можно выделит два течения — пантеизм и теизм. Пантеизм — учение об истинном Боге, как о некоей божественной силе, безличном первоначале. Оно порождает мир и является основой его существования. Из него возникают все вещи, и в нем они со временем исчезают. Пантеизм — очень древнее философское направление. В древнекитайской философии он проявляется в учении о дао — вечной и безымянной первооснове бытия, законе мироздания; в древнеиндийской — в учении о брахмане, абсолютном духовном начале, а в древнегреческой философии разрабатывается концепция о Едином — духовном первоисточнике бытия.
Суть пантеизма заключается в следующем: безличностное — первично, личность (даже божественная) — вторична. Для древних культур характерны целые пантеоны Богов-личностей (политеизм). Но такая многочисленность богов свидетельствует о слабости каждого из них в отдельности. В древнегреческой философии даже вводится понятие Бога-ремесленника (демиурга), добровольно подчиняющегося высшей необходимости. Такой Бог создает мир по незыблемым, не зависящим от него законам физики, логики и морали. Согласно пантеистическому мировоззрению, человеку, чтобы быть нравственным, не особенно нужна помощь Бога, ему достаточно самому знать законы добра и как можно точнее следовать им. Пантеизм фактически уравнивает людей и богов перед их породившим безличным первоначалом, что и отражено в древнеиндийской, древнегреческой и других мифологиях. Интересно также, что мистический пантеизм иногда переходит в натуралистический. Это происходит тогда, когда высшая безличная субстанция отождествляется с природой (Д. Бруно, Б. Спиноза). Отсюда один шаг до материалистических воззрений. Монотеизм — вера в первичность и единственность Бога. Концепция Бога-творца (а не ремесленника) имеет свою специфику. Воля Творца свободна, не связана какими-либо законами (законами физики, логики и морали). Бог может совершить любой поступок, и в этом смысл чуда. О том, насколько проблема произвола Бога серьезна для нравственного сознания, говорят многочисленные попытки богословов монотеистических религий объяснить несправедливость в мире, оправдать Бога-творца (так называемые теодицеи). В этом смысле интересна библейская история о многострадальном Иове. В ней описывается, как Бог, позволив дьяволу испытать последнего, лишает его собственности, семьи, здоровья. С последовательно теистической точки зрения здесь нет несправедливости. Поступки Бога добры не потому, что они ориентируются на какой-то вышестоящий идеал (как у древнегреческого демиурга), а потому, что влияют на нравственные нормы. Соверши Бог сегодня одно, а завтра нечто противоположное, его поступки все равно останутся добрыми. В теистических учениях личная воля Бога является источником нравственности. Ее изменчивость приводит к изменению содержания нравственных требований, ведь человек может даже совершить преступление, но оправдаться верой. Таким образом, традиционные представления о добре, справедливости, входящие в противоречие с Божественной волей, перестают быть значимыми.
К религиозным учениям, основанным на представлениях о едином всемогущем Боге, относятся монотеизм египетского фараона Эх-натона в 15 в. до н.э., иудаизм, затем христианство и ислам. В наше время теистические идеи ярко выражены у представителей религиозного экзистенциализма и диалектической теологии (С. Кьеркегор, К. Барт и др.). Следует отметить, что монотеизм всегда подвергался определенной коррекции. Богословы и религиозные философы старались найти те или иные ограничения Божественному произволу, видя их в «данных на века» заповедях (традиционализм) или предполагая
рациональную логику (рационализм) в Божественной деятельности (Аль-Кинди, Фома аквински.й, Лейбниц и др.). Субъективный идеализм. Представители пантеистических и монотеистических учений воспринимали Бога и мир как существующих независимо от человеческого сознания, т.е. объективно. Поэтому их иногда называют-объективными идеалистами. Противостоят им так называемые субъективные идеалисты, считающие, что нет реальности вне и независимо от человеческого сознания. Этические концепции субъективного идеализма основываются на произволе отдельной личности (например, атеистический экзистенциализм Ж.П. Сартра и др.). В этих концепциях человек, являясь сам себе нравственным законодателем, может совершать любые поступки, пусть даже противоречащие общепринятым нормам, и тем не менее оставаться нравственным.
Автономная этика. К идеалистическому направлению в этике следует также отнести так называемую автономную этику, которая определяет нравственность, исходя из ее собственных, специфических, не зависящих от природы, общества, Бога и личности законов. Развернутое обоснование этого направления было дано в Новое время И. Кантом. В настоящее время идея автономной этики популярна в неокантианстве, интуитивизме и т.д. Натурализм Согласно этому направлению, нравственность выводится из некоей естественной природы мира или человека. В этом смысле гедонизм, эвдемонизм и утилитаризм в большей части этических учений воспринимаются как натуралистические. Такое истолкование нравственности возникло в глубокой древности. В философии, кроме вышеуказанных, к натурализму можно отнести учения древнегреческих стоиков (Зенон, Сенека, Марк Аврелий и др.) с их главным требованием — жить в согласии с природой. Натурализм в этике объективно противостоит представлениям о сверхъестественном источнике нравственности, ведь для него значимы земные ценности и идеалы. Представители этого направления призывают человека реализовать себя в этой жизни, а не в загробной. Неслучайно новый импульс натурализм получил в эпоху Возрождения (Дж. Бруно, Б. Телезио) и Нового времени (например, французские материалисты 18 в.). Кроме этики гедонизма, эвдемонизма и утилитаризма натуралистический принцип используется в теориях нравственного чувства (А. Смит, А. Шефтсбери и др.), объясняющих нравственность особенностями человеческой психики. Также к нему следует отнести эволюционное направление в этике, усматривающее истоки нравственности в биологическом
развитии живой природы (Г. Спенсер, П. Кропоткин и др.). В эволюционных концепциях человеческие добродетели являются продолжением и усложнением групповых инстинктов животных (например, любовь выводится из инстинкта продолжения рода и т.п.). К серьезным недостаткам натуралистических учений можно отнести стирание граней между биологическим и социальным бытием человека, игнорирование специфики культуры (и морали как одной из ее форм), недооценку роли нравственного воспитания. Социальный историзм В этот класс этических учений входят теории, рассматривающие природу морали в сфере социальной деятельности, считающие, что нравственные нормы детерминированы деятельностью людей и зависят от уровня социально-экономического развития общества. Результатом тесной связи нравственных представлений с исторической целесообразностью становится определенный нормативный релятивизм. Такой подход характерен для старших софистов Древней Греции, которые выводили критерий хорошего и плохого, исходя из интересов общества. В Новое время обоснование морали на основе фактов общественной жизни было предложено Г. Гоббсом. Наивысшего развития теория социальной природы морали достигла в 19—20 вв. Самым ярким примером является марксизм, оказавший значительное влияние на современную отечественную этику. По мнению основателей этого учения К. Маркса и Ф. Энгельса, нравственность — это специфичный способ отражения производственной деятельности людей, поэтому представления о должном находятся в зависимости от объективных потребностей общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|