Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техническое обслуживание балок мостов.




При ЕТО:

- произвести очистку балок от грязи или снега.

При ТО-1:

- проверить осмотром состояние балок и поворотных кулаков.

При ТО-2:

- очистить от грязи сапуны мостов;

- проверить при необходимости довести до нормы уровень масла в картере мостов;

- проверить герметичность мостов.

При СО:

- проверить работу механизма блокировки межосевого дифференциала;

- проверить крепление фланцев на шлицевых концах ведущих валов;

- затяните гайки крепления редукторов мостов;

- проверить состояние подшипников ступиц колес;

- сменить масло в картере мостов (осенью).

Техническое обслуживание подвески и колес.

При ТО-1:

- смазать пальцы передних рессор через пресс-масленки до появления свежей смазки в зазорах.

- смазать шкворни поворотных кулаков;

- затянуть гайки колес;

- довести до нормы давление в шинах.

При ТО-2:

- проверить шплинтовку пальцев реактивных тяг;

- затянуть болты крепления отъемных ушков, гайки стяжных болтов проушин передних кронштейнов и гайки стяжных болтов задних кронштейнов рессор передней подвески;

- затянуть гайки стремянок рессор передней и задней подвесок;

- затянуть гайки пальцев реактивных штанг, гайки шпилек крепления кронштейнов верхних реактивных штанг;

- довести до нормы уровень масла в башмаках задней подвески.

- проверить шплинтовку гаек шаровых пальцев, рычагов поворотных кулаков;

- отрегулировать величину схождения передних колес;

- при вывешенных колесах проверить состояние шкворневых соединений, отрегулировать подшипники ступиц передних колес;

- переставить колеса при повышенном или неравномерном износе протектора шин.

При СО:

- проверить состояние шарниров реактивных штанг, перемещая штанги вручную. При наличии зазора замените шарнир;

- затянуть гайки болтов крепления кронштейнов задней подвески (к лонжеронам рамы);

- смазать шарниры реактивных штанг через пресс-масленки до появления свежей смазки в зазорах.

ЗиЛ-131

Техническое обслуживание балок мостов.

При ЕТО:

- произвести очистку балок от грязи или снега.

При ТО-1:

- проверить осмотром состояние балок и поворотных кулаков.

- очистить от грязи сапуны мостов;

- проверить при необходимости довести до нормы уровень масла в картере мостов;

- проверить герметичность мостов.

При ТО-2:

- проверить работу механизма блокировки межосевого дифференциала;

- проверить крепление фланцев на шлицевых концах ведущих валов;

- затяните гайки крепления редукторов мостов;

- проверить состояние подшипников ступиц колес;

- сменить масло в картере мостов (осенью).

Техническое обслуживание подвески и колес.

При ТО-1:

- смазать пальцы передних рессор через пресс-масленки до появления свежей смазки в зазорах.

- смазать шкворни поворотных кулаков;

- затянуть гайки колес;

- довести до нормы давление в шинах.

При ТО-2:

- проверить шплинтовку пальцев реактивных тяг;

- затянуть болты крепления отъемных ушков, гайки стяжных болтов проушин передних кронштейнов и гайки стяжных болтов задних кронштейнов рессор передней подвески;

- затянуть гайки стремянок рессор передней и задней подвесок;

- затянуть гайки пальцев реактивных штанг, гайки шпилек крепления кронштейнов верхних реактивных штанг;

- довести до нормы уровень масла в башмаках задней подвески.

- проверить шплинтовку гаек шаровых пальцев, рычагов поворотных кулаков;

- отрегулировать величину схождения передних колес;

- при вывешенных колесах проверить состояние шкворневых соединений, отрегулировать подшипники ступиц передних колес;

- переставить колеса при повышенном или неравномерном износе протектора шин.

При СО:

- проверить состояние шарниров реактивных штанг, перемещая штанги вручную. При наличии зазора замените шарнир;

- затянуть гайки болтов крепления кронштейнов задней подвески (к лонжеронам рамы);

- смазать шарниры реактивных штанг через пресс-масленки до появления свежей смазки в зазорах.

Билет № 3

1. Назначение и устройство кривошипно-шатунного механизма автомобилей ЗИЛ-131 и КамАЗ-4310.

2. Хранение автомобильной техники. Виды хранения. Постановка на хранение, содержание на хранении, снятие с хранения.

3. Техническое обслуживание систем смазки автомобилей ЗИЛ-131 и КамАЗ-4310.

1)

Кривошипно -шатунный механизм является одним из основных механизмов двигателя.

Кривошипно-шатунный механизм служит для восприятия давления газов и преобразования возвратно- поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала.

Детали составляющие КШМ можно разделить на две группы:

- Неподвижные;

- Подвижные.

К неподвижным относятся:

- блок цилиндров;

- головка блока цилиндров;

- гильзы цилиндров;

- крышка головки блока цилиндров;

- картер маховика и сцепления;

- поддон.

К подвижным относятся:

- поршень;

- шатун;

- коленчатый вал;

- маховик.

Блок цилиндров – является основной деталью двигателя, к которой крепятся все механизмы и детали.

Цилиндры в блоках изучаемых двигателей расположены V-образно в два ряда под углом в 90 о.

Блоки цилиндров отливают из чугуна. Он имеет отверстия для подвода и слива охлаждающей жидкости, каналы для подвода масла.

Элементы блока цилиндров при осуществлении рабочего процесса воспринимают действующие в двигателе силы давления газов и неуравновешенные инерционные нагрузки. Для придания большей жесткости блоку плоскость разъема между блоком и поддоном смещают вниз от оси коленчатого вала:

ЗиЛ – 131 на 66 мм.

КамАЗ – 740 на 102 мм.

Помимо этого правый блок цилиндров смещен относительно левого назад. Такое смещение необходимо для установки двух шатунов на каждой шатунной шейки коленчатого вала.

ЗиЛ – 131 мм.

КамАЗ – 740 на 29.5 мм.

 

В блоках изучаемых двигателей устанавливают вставные гильзы, омываемые охлаждающей жидкостью и поэтому называемыми мокрыми.

Полость между гильзой цилиндра и стенками блока называется рубашкой охлаждения.

Изготавливается литьем из специального чугуна, внутреннюю часть подвергают закалке ТВЧ (КамАЗ объемная закалка и плосковершинное хонингование).

 

Внутренняя поверхность гильзы служит направляющей для поршней, с целью уменьшения сил трения и износа она тщательно отшлифована (зеркало цилиндра).

Увеличение срока службы гильз цилиндров достигается в результате запрессовки в наиболее изнашиваемую(верхнюю) их часть коротких тонкостенных гильз из износостойкого антикорозионного чугуна. Применение такой вставки снижает износ верхней части гильзы в 2…4 раза.

Уплотнение гильзы цилиндров осуществляется;

ЗиЛ – 131 верх за счет прокладки головки цилиндра;

низ двумя резиновыми кольцами.

КамАЗ – 740 верх за счет прокладки головки цилиндра;

Низ двумя резиновыми кольцами.

 

Головка блока цилиндров закрывает цилиндры сверху, образует верхнюю рабочую полость двигателя и служит для крепления деталей газораспределительного механизма.

Кроме того в головке цилиндров размещены камеры сгорания, выполнены впускные и выпускные каналы установлены вставные седла и направляющие втулки клапанов.

Также как и блок цилиндров, головка имеет полость для охлаждающей жидкости – рубашка охлаждения.

Изготавливается из алюминиевого сплава (так как более интенсивно отводит тепло)

Головки цилиндров:

ЗиЛ – 131 – две;

КамАЗ – 740 – восемь, отдельно для каждого цилиндра. При этом упрощается технология их изготовления, повышается ремонтопригодность, но усложняется уплотнение газового стыка и крепление впускных и выпускных трубопроводов.

Для создания герметичности между блоком и головкой цилиндров устанавливается прокладка, а крепление головки к блоку осуществляется шпильками с гайками.

Прокладка должна быть прочной, жаростойкой и эластичной.

ЗиЛ – 131 – сталеасбестовая прокладка. Перед установкой прокладки обе её стороны натирают графитом, для предохранения её от пригорания. Усилие затяжки болтов крепления головки к блоку 9…11кГсм. Затяжка производится на холодном двигателе.

КамАЗ – 740 – прокладка из стали. Для уплотнения стальной прокладки в расточку на нижней плоскости головки цилиндра запрессовано стальное кольцо, которое деформируя стальную прокладку, образует надежный газовый стык между головкой и гильзой. Отверстия для охлаждающей жидкости и масла, а также головка по контуру уплотнены формованной резиновой прокладкой. Усилие затяжки болтов 16…18 кГсм.

 

Головка блока цилиндров сверху закрыта штампованной крышкой. Между крышкой и головкой устанавливают прокладки из маслостойкой резины. Головка цилиндра двигателя КамАЗ закрыта алюминиевой крышкой, уплотненной прокладкой.

 

Снизу картер двигателя закрыт поддоном, выштампованным из листовой стали он защищает картер от попадания пыли и грязи и используется в качестве резервуара для масла. Поддон крепится к плоскости разъема болтами, а для обеспечения герметичности соединения применяют прокладки из картона или из клеёной пробковой крошки. Во время работы двигателя в картер проникают газы, что может повлечь за собой повышение давления, прорыв прокладок и вытекание масла. Чтобы не допустить этого, картер через специальную трубку (сапун) сообщается с атмосферой.

 

Картер сцепления и маховика является защитным кожухом сцепления и маховика.

Выполнен из чугуна.

Точная фиксация картера маховика, необходимая для правильного соединения двигателя с деталями коробки передач и сцепления, производится штифтами, запрессованными в блок цилиндров.

 

Поршень воспринимает давление газов при сгорании рабочей смеси и передает его при помощи шатуна коленчатому валу, а также обеспечивает требуемую форму камеры сгорания, герметичность внутрицилиндрового пространства.

Изготавливается из алюминиевого сплава.

Поршень представляет собой перевернутый цилиндрический стакан. Верхняя часть – головка, воспринимающая давление газов, делается более толстостенной, а нижняя его часть – юбка является направляющей частью и имеет более тонкие стенки. В юбке поршня имеются приливы – бобышки с отверстиями для поршневого пальца. В головке поршня расположены канавки, в которые вставлены поршневые кольца.

При работе двигателя поршень, нагреваясь, расширится и, если между ним и зеркалом цилиндра не будет необходимого зазора, заклинится в цилиндре, и двигатель прекратит работу. Однако большой зазор между поршнем и зеркалом цилиндра также нежелателен, так как это приводит к прорыву части газов в картер двигателя, падению давления в цилиндре и уменьшению мощности двигателя. Чтобы поршень не заклинивало при прогретом двигателе, головку поршня выполняют меньшего диаметра, чем юбку, а саму юбку в поперечном сечении изготавливают не цилиндрической формы, а в виде эллипса с большей осью его в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу.

Зазор между поршнем и гильзой:

ЗиЛ – 131 – составляет 0,03…0,06 мм.

КамАЗ – 740 – составляет 0,089…0,170 мм.

 

На юбке поршня может быть разрез. Благодаря овальной форме и разрезу юбки предотвращается заклинивание поршня при работе прогретого двигателя.

 

Общее устройство поршней изучаемых двигателей принципиально одинаковое, но каждый из них отличается диаметром и рядом особенностей, присущих только данному двигателю.

ЗиЛ – 131 – поршни, имеющие бочкообразную форму юбки и две П-образные прорези между головкой и юбкой. Такая конструкция обеспечивает большую надежность поршней в результате более равномерного прилегания их с стенкам цилиндров. Покрыты оловом для лучшей приработки и уменьшения износа в первоначальный период работы двигателя.

КамАЗ – 740 – днище поршня делают фасонной формы, для лучшего перемешивания воздуха с поступающим в цилиндр топливом. Из высококремнистого алюминиевого сплава со вставкой из износостойкого чугуна.

 

Поршневые кольца для обеспечения достаточного уплотнения в цилиндре.

Поршневые кольца бывают:

компрессионные – уплотняют зазор, не допускают прорыва газов в картер двигателя;

маслосъемные – снимают излишки масла с зеркала цилиндра и не допускают проникновения масла в камеру сгорания.

Изготавливаются из чугуна или стали.

Их диаметр в разжатом состоянии несколько больше диаметра цилиндра. Кольца укладывают в канавки поршня и при установке в цилиндр сжимают, в результате чего кольцо стремясь разжаться плотно прилегает к стенкам цилиндра.

Для лучшей приработке колец к стенке цилиндра их покрывают слоем олова или фосфатируют, а для уменьшения износа верхнее кольцо покрывают слоем хрома.

Количество колец, устанавливаемых на поршнях изучаемых двигателей неодинаковое.

ЗиЛ – 131 – три компрессионных и одно маслосъемное.

Два верхних кольца хромированы, нижнее имеет наружную коническую поверхность, что улучшает её приработку. Маслосъемное кольцо состоит из двух стальных колец и двух расширителей (осевого и радиального) изготовленных из специальной пружинной стали.

КамАЗ – 740 – два компрессионных и одно маслосъемное.

Рабочая поверхность верхнего компрессионного кольца покрыта хромом, нижнего – молибденом. Маслосъемное кольцо коробчатого сечения с витым пружинным расширителем и хромированной рабочей поверхностью.

 

Вырез в поршневом кольце называется замком.

При перегреве двигателя образуются шлаковые отложения, которые заполняют зазоры между кольцами и стенками канавок по высоте. Кольца перестают свободно перемещаться и пружинить. Это явление называют пригоранием (закоксовыванием) колец и оно сопровождается потерей мощности двигателя и повышенным расходом масла.

 

Поршневой палец служит для шарнирного соединения поршня с шатуном.

Изготовлен из хромоникелевой стали наружная поверхность которого упрочнена цементированием и закалкой ТВЧ.

Представляет собой полый цилиндрический стержень.

В отверстие втулки верхней части шатуна палец вставляют с зазором, а в поршень с натягом. Во время работы двигателя из-за различных коэффициентов линейного расширения материалов между поршнем и пальцем при достижении рабочей температуры появляется зазор и палец может поворачиваться в бобышках поршня. Такой палец называется плавающим(это способствует равномерному износу пальца).

От осевого перемещения палец удерживается двумя разрезными стальными стопорными кольцами, установленными в выточках бобышек поршней.

Сборка пальца с поршнем производится при нагреве поршня до 55оС во избежании задиров на сопряженных поверхностях.

 

В момент прохода поршнем ВМТ изменяется направление действия боковой силы и поршень перемещается от одной стенки цилиндра к другой. Это приводит к удару поршня о цилиндр, сопровождающемуся характерным стуком. Чтобы избежать этого ось поршневого пальца смещают на 1,3…1,5 мм. в сторону действия максимальной боковой силы.

В этом случае, за счет смещения оси пальца, начальная перекладка поршня происходит за 3…4о до ВМТ, когда давление газов в цилиндре не так велико, поршень как бы проворачивается вокруг пальца и его движение тормозится трением в канавках поршневых колец, что приводит к более плавной перекладке и снижению уровня шума.

 

Шатун служит для соединения поршня с коленчатым валом и передает ему усилие от давления газов, воспринимаемого поршнем при рабочем ходе, а также сообщает движение поршню при подготовительных тактах.

Изготавливается из высококачественной стали.

Шатун состоит из стержня двутаврового сечения, верхней неразъемной и нижней разъемной головок. В верхнюю головку установлен поршневой палец, а нижняя закреплена на шатунной шейке коленчатого вала.

Для уменьшения трения в верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка, а в нижнюю, состоящую из двух частей, установлены тонкостенные вкладыши(рассмотрим позднее).

Обе части нижней головки шатуна скреплены двумя болтами, гайки которых во избежании самоотвертывания фиксируются.

В двигателе ЗиЛ – 131 – момент затяжки гаек – 80…90 Нм.

В двигателе КамАЗ – 740 – затяжку гаек производят до удлинения шатунных болтов на 0,25…0,27 мм.

 

К верхней и нижней головкам шатуна подводится масло:

К нижней головке – через отверстие в коленчатом валу.

К верхней головке – через прорезь.

В изучаемых двигателях на одной шатунной шейке коленчатого вала закреплено по два шатуна. Для правильной сборки их с поршнями нужно помнить, что шатуны правого ряда цилиндров собраны с поршнями так, что номер на шатуне обращен назад по ходу автомобиля, а левого ряда – вперед, т.е. совпадает с надписью на поршне.

 

Коленчатый вал служит для восприятия усилия от поршня через поршневой палец и шатун, и преобразовывает его в крутящий момент, передаваемы затем через маховик на агрегаты трансмиссии. Кроме того, кривошипы коленчатого вала через шатуны приводят в движение поршни при подготовительных тактах.

Изготавливается из среднеуглеродистой легированной стали.

Коленчатый вал состоит:

Опорных коренных шеек (пять);

Шатунных шеек (четыре);

Щек - соединяющих опорные и шатунные шейки;

Противовесов – служащих для балансировки вала, для уменьшения центробежных сил.

 

Количество и расположение шатунных шеек коленчатого вала зависит от числа цилиндров. В V-образном двигателе количество шатунных шеек в два раза меньше числа цилиндров, так как на одну шатунную шейку вала установлено по два шатуна – один левого и другой правого ряда цилиндров.

Шатунные шейки коленчатого вала выполнены в разных плоскостях, что необходимо для равномерного чередования рабочих тактов в разных цилиндрах.

В изучаемых двигателях шатунные шейки расположены под углом 90о. В этом случае одноименные такты будут перекрываться в двух цилиндрах на половину хода поршня.

Для повышения твердости и увеличения срока службы поверхность коренных и шатунных шеек закаливают нагревом ТВЧ.

Коренные и шатунные шейки вала соединены каналами (сверлениями) в щеках вала. Эти каналы предназначены для подвода масла от коренных подшипников к шатунным.

В каждой шатунной шейке вала имеется полость, которая служит для уменьшения веса и одновременно выполняет роль грязеуловителя. При вращении вала частицы грязи, находящиеся в масле, под действием центробежных сил отделяются от масла и оседают на стенке грязеуловителя, а к шатунным шейкам поступает очищенное масло. Очистка грязеуловителей осуществляется через завернутые в их торцах резьбовые пробки только при разборке двигателя.

Перемещение вала в продольном (осевом) направлении ограничивается:

ЗиЛ – 131 – упорными шайбами с антифрикционным покрытием, которые расположены по обе стороны первого коренного подшипника;

КамАЗ – 740 – четырьмя сталеалюминевыми полукольцами, установленными в выточке задней коренной опоры.

В работающем двигателе нагрузки на шатунные и коренные шейки коленчатого вала очень велики. Для уменьшения трения коренные шейки, как и шатунные, расположены в подшипниках скольжения, которые выполнены в виде тонкостенных вкладышей. Вкладыши состоят из двух половинок, устанавливаемых в нижней разъемной части шатуна и в гнезде блока и крышке коренного подшипника. От провертывания вкладыши удерживаются выступом, входящим в паз шатунного или коренного подшипника.

 

Маховик служит для уменьшения неравномерности работы двигателя, выводит поршни из мертвых точек, облегчает пуск двигателя и способствует плавному троганию автомобиля с места.

Изготовлен в виде массивного чугунного диска и прикреплен к фланцу коленчатого вала.

При изготовлении маховик балансируется вместе с коленчатым валом – для уменьшения влияния неуравновешенных центробежных сил, вызывающих вибрацию двигателя и ускоренное изнашивание подшипников.

Для предотвращения нарушения балансировки при разборке двигателя маховик установлен на несимметрично расположенные штифты или болты.

Для пуска двигателя стартером на маховик напрессован зубчатый венец.

 

3)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...