Техническое обслуживание балок мостов.
При ЕТО: - произвести очистку балок от грязи или снега. При ТО-1: - проверить осмотром состояние балок и поворотных кулаков. При ТО-2: - очистить от грязи сапуны мостов; - проверить при необходимости довести до нормы уровень масла в картере мостов; - проверить герметичность мостов. При СО: - проверить работу механизма блокировки межосевого дифференциала; - проверить крепление фланцев на шлицевых концах ведущих валов; - затяните гайки крепления редукторов мостов; - проверить состояние подшипников ступиц колес; - сменить масло в картере мостов (осенью). Техническое обслуживание подвески и колес. При ТО-1: - смазать пальцы передних рессор через пресс-масленки до появления свежей смазки в зазорах. - смазать шкворни поворотных кулаков; - затянуть гайки колес; - довести до нормы давление в шинах. При ТО-2: - проверить шплинтовку пальцев реактивных тяг; - затянуть болты крепления отъемных ушков, гайки стяжных болтов проушин передних кронштейнов и гайки стяжных болтов задних кронштейнов рессор передней подвески; - затянуть гайки стремянок рессор передней и задней подвесок; - затянуть гайки пальцев реактивных штанг, гайки шпилек крепления кронштейнов верхних реактивных штанг; - довести до нормы уровень масла в башмаках задней подвески. - проверить шплинтовку гаек шаровых пальцев, рычагов поворотных кулаков; - отрегулировать величину схождения передних колес; - при вывешенных колесах проверить состояние шкворневых соединений, отрегулировать подшипники ступиц передних колес; - переставить колеса при повышенном или неравномерном износе протектора шин. При СО: - проверить состояние шарниров реактивных штанг, перемещая штанги вручную. При наличии зазора замените шарнир;
- затянуть гайки болтов крепления кронштейнов задней подвески (к лонжеронам рамы); - смазать шарниры реактивных штанг через пресс-масленки до появления свежей смазки в зазорах. ЗиЛ-131 Техническое обслуживание балок мостов. При ЕТО: - произвести очистку балок от грязи или снега. При ТО-1: - проверить осмотром состояние балок и поворотных кулаков. - очистить от грязи сапуны мостов; - проверить при необходимости довести до нормы уровень масла в картере мостов; - проверить герметичность мостов. При ТО-2: - проверить работу механизма блокировки межосевого дифференциала; - проверить крепление фланцев на шлицевых концах ведущих валов; - затяните гайки крепления редукторов мостов; - проверить состояние подшипников ступиц колес; - сменить масло в картере мостов (осенью). Техническое обслуживание подвески и колес. При ТО-1: - смазать пальцы передних рессор через пресс-масленки до появления свежей смазки в зазорах. - смазать шкворни поворотных кулаков; - затянуть гайки колес; - довести до нормы давление в шинах. При ТО-2: - проверить шплинтовку пальцев реактивных тяг; - затянуть болты крепления отъемных ушков, гайки стяжных болтов проушин передних кронштейнов и гайки стяжных болтов задних кронштейнов рессор передней подвески; - затянуть гайки стремянок рессор передней и задней подвесок; - затянуть гайки пальцев реактивных штанг, гайки шпилек крепления кронштейнов верхних реактивных штанг; - довести до нормы уровень масла в башмаках задней подвески. - проверить шплинтовку гаек шаровых пальцев, рычагов поворотных кулаков; - отрегулировать величину схождения передних колес; - при вывешенных колесах проверить состояние шкворневых соединений, отрегулировать подшипники ступиц передних колес; - переставить колеса при повышенном или неравномерном износе протектора шин.
При СО: - проверить состояние шарниров реактивных штанг, перемещая штанги вручную. При наличии зазора замените шарнир; - затянуть гайки болтов крепления кронштейнов задней подвески (к лонжеронам рамы); - смазать шарниры реактивных штанг через пресс-масленки до появления свежей смазки в зазорах. Билет № 3 1. Назначение и устройство кривошипно-шатунного механизма автомобилей ЗИЛ-131 и КамАЗ-4310. 2. Хранение автомобильной техники. Виды хранения. Постановка на хранение, содержание на хранении, снятие с хранения. 3. Техническое обслуживание систем смазки автомобилей ЗИЛ-131 и КамАЗ-4310. 1) Кривошипно -шатунный механизм является одним из основных механизмов двигателя. Кривошипно-шатунный механизм служит для восприятия давления газов и преобразования возвратно- поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. Детали составляющие КШМ можно разделить на две группы: - Неподвижные; - Подвижные. К неподвижным относятся: - блок цилиндров; - головка блока цилиндров; - гильзы цилиндров; - крышка головки блока цилиндров; - картер маховика и сцепления; - поддон. К подвижным относятся: - поршень; - шатун; - коленчатый вал; - маховик. Блок цилиндров – является основной деталью двигателя, к которой крепятся все механизмы и детали. Цилиндры в блоках изучаемых двигателей расположены V-образно в два ряда под углом в 90 о. Блоки цилиндров отливают из чугуна. Он имеет отверстия для подвода и слива охлаждающей жидкости, каналы для подвода масла. Элементы блока цилиндров при осуществлении рабочего процесса воспринимают действующие в двигателе силы давления газов и неуравновешенные инерционные нагрузки. Для придания большей жесткости блоку плоскость разъема между блоком и поддоном смещают вниз от оси коленчатого вала: ЗиЛ – 131 на 66 мм. КамАЗ – 740 на 102 мм. Помимо этого правый блок цилиндров смещен относительно левого назад. Такое смещение необходимо для установки двух шатунов на каждой шатунной шейки коленчатого вала. ЗиЛ – 131 мм. КамАЗ – 740 на 29.5 мм.
В блоках изучаемых двигателей устанавливают вставные гильзы, омываемые охлаждающей жидкостью и поэтому называемыми мокрыми.
Полость между гильзой цилиндра и стенками блока называется рубашкой охлаждения. Изготавливается литьем из специального чугуна, внутреннюю часть подвергают закалке ТВЧ (КамАЗ объемная закалка и плосковершинное хонингование).
Внутренняя поверхность гильзы служит направляющей для поршней, с целью уменьшения сил трения и износа она тщательно отшлифована (зеркало цилиндра). Увеличение срока службы гильз цилиндров достигается в результате запрессовки в наиболее изнашиваемую(верхнюю) их часть коротких тонкостенных гильз из износостойкого антикорозионного чугуна. Применение такой вставки снижает износ верхней части гильзы в 2…4 раза. Уплотнение гильзы цилиндров осуществляется; ЗиЛ – 131 верх за счет прокладки головки цилиндра; низ двумя резиновыми кольцами. КамАЗ – 740 верх за счет прокладки головки цилиндра; Низ двумя резиновыми кольцами.
Головка блока цилиндров закрывает цилиндры сверху, образует верхнюю рабочую полость двигателя и служит для крепления деталей газораспределительного механизма. Кроме того в головке цилиндров размещены камеры сгорания, выполнены впускные и выпускные каналы установлены вставные седла и направляющие втулки клапанов. Также как и блок цилиндров, головка имеет полость для охлаждающей жидкости – рубашка охлаждения. Изготавливается из алюминиевого сплава (так как более интенсивно отводит тепло) Головки цилиндров: ЗиЛ – 131 – две; КамАЗ – 740 – восемь, отдельно для каждого цилиндра. При этом упрощается технология их изготовления, повышается ремонтопригодность, но усложняется уплотнение газового стыка и крепление впускных и выпускных трубопроводов. Для создания герметичности между блоком и головкой цилиндров устанавливается прокладка, а крепление головки к блоку осуществляется шпильками с гайками. Прокладка должна быть прочной, жаростойкой и эластичной. ЗиЛ – 131 – сталеасбестовая прокладка. Перед установкой прокладки обе её стороны натирают графитом, для предохранения её от пригорания. Усилие затяжки болтов крепления головки к блоку 9…11кГсм. Затяжка производится на холодном двигателе.
КамАЗ – 740 – прокладка из стали. Для уплотнения стальной прокладки в расточку на нижней плоскости головки цилиндра запрессовано стальное кольцо, которое деформируя стальную прокладку, образует надежный газовый стык между головкой и гильзой. Отверстия для охлаждающей жидкости и масла, а также головка по контуру уплотнены формованной резиновой прокладкой. Усилие затяжки болтов 16…18 кГсм.
Головка блока цилиндров сверху закрыта штампованной крышкой. Между крышкой и головкой устанавливают прокладки из маслостойкой резины. Головка цилиндра двигателя КамАЗ закрыта алюминиевой крышкой, уплотненной прокладкой.
Снизу картер двигателя закрыт поддоном, выштампованным из листовой стали он защищает картер от попадания пыли и грязи и используется в качестве резервуара для масла. Поддон крепится к плоскости разъема болтами, а для обеспечения герметичности соединения применяют прокладки из картона или из клеёной пробковой крошки. Во время работы двигателя в картер проникают газы, что может повлечь за собой повышение давления, прорыв прокладок и вытекание масла. Чтобы не допустить этого, картер через специальную трубку (сапун) сообщается с атмосферой.
Картер сцепления и маховика является защитным кожухом сцепления и маховика. Выполнен из чугуна. Точная фиксация картера маховика, необходимая для правильного соединения двигателя с деталями коробки передач и сцепления, производится штифтами, запрессованными в блок цилиндров.
Поршень воспринимает давление газов при сгорании рабочей смеси и передает его при помощи шатуна коленчатому валу, а также обеспечивает требуемую форму камеры сгорания, герметичность внутрицилиндрового пространства. Изготавливается из алюминиевого сплава. Поршень представляет собой перевернутый цилиндрический стакан. Верхняя часть – головка, воспринимающая давление газов, делается более толстостенной, а нижняя его часть – юбка является направляющей частью и имеет более тонкие стенки. В юбке поршня имеются приливы – бобышки с отверстиями для поршневого пальца. В головке поршня расположены канавки, в которые вставлены поршневые кольца. При работе двигателя поршень, нагреваясь, расширится и, если между ним и зеркалом цилиндра не будет необходимого зазора, заклинится в цилиндре, и двигатель прекратит работу. Однако большой зазор между поршнем и зеркалом цилиндра также нежелателен, так как это приводит к прорыву части газов в картер двигателя, падению давления в цилиндре и уменьшению мощности двигателя. Чтобы поршень не заклинивало при прогретом двигателе, головку поршня выполняют меньшего диаметра, чем юбку, а саму юбку в поперечном сечении изготавливают не цилиндрической формы, а в виде эллипса с большей осью его в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу.
Зазор между поршнем и гильзой: ЗиЛ – 131 – составляет 0,03…0,06 мм. КамАЗ – 740 – составляет 0,089…0,170 мм.
На юбке поршня может быть разрез. Благодаря овальной форме и разрезу юбки предотвращается заклинивание поршня при работе прогретого двигателя.
Общее устройство поршней изучаемых двигателей принципиально одинаковое, но каждый из них отличается диаметром и рядом особенностей, присущих только данному двигателю. ЗиЛ – 131 – поршни, имеющие бочкообразную форму юбки и две П-образные прорези между головкой и юбкой. Такая конструкция обеспечивает большую надежность поршней в результате более равномерного прилегания их с стенкам цилиндров. Покрыты оловом для лучшей приработки и уменьшения износа в первоначальный период работы двигателя. КамАЗ – 740 – днище поршня делают фасонной формы, для лучшего перемешивания воздуха с поступающим в цилиндр топливом. Из высококремнистого алюминиевого сплава со вставкой из износостойкого чугуна.
Поршневые кольца для обеспечения достаточного уплотнения в цилиндре. Поршневые кольца бывают: компрессионные – уплотняют зазор, не допускают прорыва газов в картер двигателя; маслосъемные – снимают излишки масла с зеркала цилиндра и не допускают проникновения масла в камеру сгорания. Изготавливаются из чугуна или стали. Их диаметр в разжатом состоянии несколько больше диаметра цилиндра. Кольца укладывают в канавки поршня и при установке в цилиндр сжимают, в результате чего кольцо стремясь разжаться плотно прилегает к стенкам цилиндра. Для лучшей приработке колец к стенке цилиндра их покрывают слоем олова или фосфатируют, а для уменьшения износа верхнее кольцо покрывают слоем хрома. Количество колец, устанавливаемых на поршнях изучаемых двигателей неодинаковое. ЗиЛ – 131 – три компрессионных и одно маслосъемное. Два верхних кольца хромированы, нижнее имеет наружную коническую поверхность, что улучшает её приработку. Маслосъемное кольцо состоит из двух стальных колец и двух расширителей (осевого и радиального) изготовленных из специальной пружинной стали. КамАЗ – 740 – два компрессионных и одно маслосъемное. Рабочая поверхность верхнего компрессионного кольца покрыта хромом, нижнего – молибденом. Маслосъемное кольцо коробчатого сечения с витым пружинным расширителем и хромированной рабочей поверхностью.
Вырез в поршневом кольце называется замком. При перегреве двигателя образуются шлаковые отложения, которые заполняют зазоры между кольцами и стенками канавок по высоте. Кольца перестают свободно перемещаться и пружинить. Это явление называют пригоранием (закоксовыванием) колец и оно сопровождается потерей мощности двигателя и повышенным расходом масла.
Поршневой палец служит для шарнирного соединения поршня с шатуном. Изготовлен из хромоникелевой стали наружная поверхность которого упрочнена цементированием и закалкой ТВЧ. Представляет собой полый цилиндрический стержень. В отверстие втулки верхней части шатуна палец вставляют с зазором, а в поршень с натягом. Во время работы двигателя из-за различных коэффициентов линейного расширения материалов между поршнем и пальцем при достижении рабочей температуры появляется зазор и палец может поворачиваться в бобышках поршня. Такой палец называется плавающим(это способствует равномерному износу пальца). От осевого перемещения палец удерживается двумя разрезными стальными стопорными кольцами, установленными в выточках бобышек поршней. Сборка пальца с поршнем производится при нагреве поршня до 55оС во избежании задиров на сопряженных поверхностях.
В момент прохода поршнем ВМТ изменяется направление действия боковой силы и поршень перемещается от одной стенки цилиндра к другой. Это приводит к удару поршня о цилиндр, сопровождающемуся характерным стуком. Чтобы избежать этого ось поршневого пальца смещают на 1,3…1,5 мм. в сторону действия максимальной боковой силы. В этом случае, за счет смещения оси пальца, начальная перекладка поршня происходит за 3…4о до ВМТ, когда давление газов в цилиндре не так велико, поршень как бы проворачивается вокруг пальца и его движение тормозится трением в канавках поршневых колец, что приводит к более плавной перекладке и снижению уровня шума.
Шатун служит для соединения поршня с коленчатым валом и передает ему усилие от давления газов, воспринимаемого поршнем при рабочем ходе, а также сообщает движение поршню при подготовительных тактах. Изготавливается из высококачественной стали. Шатун состоит из стержня двутаврового сечения, верхней неразъемной и нижней разъемной головок. В верхнюю головку установлен поршневой палец, а нижняя закреплена на шатунной шейке коленчатого вала. Для уменьшения трения в верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка, а в нижнюю, состоящую из двух частей, установлены тонкостенные вкладыши(рассмотрим позднее). Обе части нижней головки шатуна скреплены двумя болтами, гайки которых во избежании самоотвертывания фиксируются. В двигателе ЗиЛ – 131 – момент затяжки гаек – 80…90 Нм. В двигателе КамАЗ – 740 – затяжку гаек производят до удлинения шатунных болтов на 0,25…0,27 мм.
К верхней и нижней головкам шатуна подводится масло: К нижней головке – через отверстие в коленчатом валу. К верхней головке – через прорезь. В изучаемых двигателях на одной шатунной шейке коленчатого вала закреплено по два шатуна. Для правильной сборки их с поршнями нужно помнить, что шатуны правого ряда цилиндров собраны с поршнями так, что номер на шатуне обращен назад по ходу автомобиля, а левого ряда – вперед, т.е. совпадает с надписью на поршне.
Коленчатый вал служит для восприятия усилия от поршня через поршневой палец и шатун, и преобразовывает его в крутящий момент, передаваемы затем через маховик на агрегаты трансмиссии. Кроме того, кривошипы коленчатого вала через шатуны приводят в движение поршни при подготовительных тактах. Изготавливается из среднеуглеродистой легированной стали. Коленчатый вал состоит: Опорных коренных шеек (пять); Шатунных шеек (четыре); Щек - соединяющих опорные и шатунные шейки; Противовесов – служащих для балансировки вала, для уменьшения центробежных сил.
Количество и расположение шатунных шеек коленчатого вала зависит от числа цилиндров. В V-образном двигателе количество шатунных шеек в два раза меньше числа цилиндров, так как на одну шатунную шейку вала установлено по два шатуна – один левого и другой правого ряда цилиндров. Шатунные шейки коленчатого вала выполнены в разных плоскостях, что необходимо для равномерного чередования рабочих тактов в разных цилиндрах. В изучаемых двигателях шатунные шейки расположены под углом 90о. В этом случае одноименные такты будут перекрываться в двух цилиндрах на половину хода поршня. Для повышения твердости и увеличения срока службы поверхность коренных и шатунных шеек закаливают нагревом ТВЧ. Коренные и шатунные шейки вала соединены каналами (сверлениями) в щеках вала. Эти каналы предназначены для подвода масла от коренных подшипников к шатунным. В каждой шатунной шейке вала имеется полость, которая служит для уменьшения веса и одновременно выполняет роль грязеуловителя. При вращении вала частицы грязи, находящиеся в масле, под действием центробежных сил отделяются от масла и оседают на стенке грязеуловителя, а к шатунным шейкам поступает очищенное масло. Очистка грязеуловителей осуществляется через завернутые в их торцах резьбовые пробки только при разборке двигателя. Перемещение вала в продольном (осевом) направлении ограничивается: ЗиЛ – 131 – упорными шайбами с антифрикционным покрытием, которые расположены по обе стороны первого коренного подшипника; КамАЗ – 740 – четырьмя сталеалюминевыми полукольцами, установленными в выточке задней коренной опоры. В работающем двигателе нагрузки на шатунные и коренные шейки коленчатого вала очень велики. Для уменьшения трения коренные шейки, как и шатунные, расположены в подшипниках скольжения, которые выполнены в виде тонкостенных вкладышей. Вкладыши состоят из двух половинок, устанавливаемых в нижней разъемной части шатуна и в гнезде блока и крышке коренного подшипника. От провертывания вкладыши удерживаются выступом, входящим в паз шатунного или коренного подшипника.
Маховик служит для уменьшения неравномерности работы двигателя, выводит поршни из мертвых точек, облегчает пуск двигателя и способствует плавному троганию автомобиля с места. Изготовлен в виде массивного чугунного диска и прикреплен к фланцу коленчатого вала. При изготовлении маховик балансируется вместе с коленчатым валом – для уменьшения влияния неуравновешенных центробежных сил, вызывающих вибрацию двигателя и ускоренное изнашивание подшипников. Для предотвращения нарушения балансировки при разборке двигателя маховик установлен на несимметрично расположенные штифты или болты. Для пуска двигателя стартером на маховик напрессован зубчатый венец.
3)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|