Техническая характеристика системы смазки.
Смазка двигателя комбинированная с охлаждением масла в радиаторе. Рабочее давление масла в прогретом двигателе 2-4 кгс/см². Емкость системы 9.5 л. Применяемое масло: М8В1-зимой, М10В1-летом, М6з/10-универсальное, всесезонное(заменитель). Особенности КамАЗ-740: Давление в системе смазки: 4 - 5.5 кгс/см², на холостом ходу не менее - 1 кгс/см². Емкость 24.5 л. Применяемое масло: М8Г2К - зимой; М10Г2К – летом, М6з/10В- универсальное, всесезонное(заменитель). Давление в системе смазки: 4 - 5.5 кгс/см², на холостом ходу не менее - 1 кгс/см². Тип:комбинированная (наиболее нагруженные детали смазываются под давлением, остальные – пульсирующей подачей и самотеком)
3) ЗиЛ-131 очищать батарею от пыли и грязи; - очищать выводные штыри батареи и наконечники проводов от окислов; - вытирать чистой ветошью поверхность батареи для удаления пролитого на нее электролита; ветошь предварительно должна быть смочена в растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды; - проверять крепление батареи в гнезде; - проверять крепление и плотность контакта наконечников проводов с выводными штырями батареи; для предупреждения порчи выводных штырей не допускать натяжения проводов; - проверять и при необходимости прочищать вентиляционные отверстия в пробках аккумуляторов; - следить за зарядом аккумуляторной батареи по плотности электролита; при плотности электролита, соответствующей разряженности аккумуляторов более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, батарею необходимо снять с автомобиля и отправить для дополнительного заряда; - проверять уровень электролита, который должен быть на 10-15 мм выше предохранительного щитка над сепараторами.
КамАЗ-4310 Техническое обслуживание аккумуляторной батареи. При ТО-1: - проверить уровень электролита аккумуляторных батареях и при необходимости долить. При ТО-2: - очистить батарею от пыли и грязи; - очистить выводные штыри батареи и наконечники проводов от окислов; - вытереть чистой ветошью поверхность батареи для удаления пролитого на нее электролита; ветошь предварительно должна быть смочена в растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды; - проверить крепление батареи в гнезде; - проверить крепление и плотность контакта наконечников проводов с выводными штырями батареи; для предупреждения порчи выводных штырей не допускать натяжения проводов; - проверить и при необходимости прочищать вентиляционные отверстия в пробках аккумуляторов; - следить за зарядом аккумуляторной батареи по плотности электролита; при плотности электролита, соответствующей разряженности аккумуляторов более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, батарею необходимо снять с автомобиля и отправить для дополнительного заряда; Билет № 8 1. Основные механизмы и приборы смазочной системы двигателя автомобилей ЗИЛ-131 и КамАЗ-4310. 2. Назначение технического диагностирования. Средства технического диагностирования. 3. Диагностирование цилиндро - поршневой группы двигателя. 1) Система смазки двигателя ЗиЛ - 131 состоит: 1. Маслозаливной патрубок с крышкой; 2. Масляный картер (поддон); 3. Маслоприемник; 4. Масляный насос; 5. Масляный фильтр; 6. Главная масляная магистраль и масляные каналы; 7. Контрольные приборы; 8. Радиатор; 9. Указатель уровня масла.
Система смазки КамАЗ – 740 состоит: 1. Маслозаборника; 2. Масляного насоса; 3. Фильтра очистки масла(полнопоточного); 4. Центробежного фильтра очистки масла; 5. Масляного картера двигателя; 6. Воздушно-масляного радиатора; 7. Масляных каналов в блоке и в головках;
8. Предохранительных клапанов; 9. Контрольных приборов; 10.Масляных трубопроводов; 11.Маслозаливной горловины; 12.Указателя уровня масла; 13.Гидромуфты привода с крышкой вентилятора.
Поддон картера является резервуаром для масла. Материал - сталь. Спереди сделано углубление для сбора масла и отверстие с пробкой(с магнитом) для слива. Крепится к нижней части блока цилиндров болтами и уплотняется резиновой прокладкой. В поддон опускается щуп для замера масла. Особенности КамАЗ-740: - прокладка резинопробковая толщиной 3.0 мм.
Маслоприемник – служит для забора масла из поддона двигателя. В случае засорения фильтрующей сетки масло будет поступать через щели, образованные ребрами на корпусе.
при чистой сетке при засоренной сетке
Масляный насос – служит для подачи масла под давлением к наиболее нагруженным поверхностям и к приборам его очистки и охлаждения и сохранения его свойств на более длительный период, а также для защиты трущихся поверхностей от механических частиц. Тип - двухсекционный, шестеренчатый. ЗиЛ – 131 - установлен снаружи двигателя, в задней части с правой стороны блока цилиндров. Приводится в действие от распредвала через промежуточный вал. Состоит из: - двух секций; - клапанов. Верхняя секция насоса подает масло через фильтр центробежной очистки масла в систему двигателя. Редукционный клапан верхней секции отрегулирован на давление не менее 3.2 кгс/см². Нижняя секция насоса подает масло в масляный радиатор или на слив в поддон. Перепускной клапан нижней секции отрегулирован на давление 1.2 кгс/см². КамАЗ – 740 - установлен внутри поддона, передняя («нагнетающая») секция подает масло в главную масляную магистраль через фильтр очистки масла. Задняя («радиаторная») секция подает масло через центробежный масляный фильтр в радиатор системы смазки. Секции насоса разделены проставкой, имеющей общее всасывающее отверстие. Обе секции насоса имеют предохранительные клапана, которые отрегулированы на давление 8,5-9,5 кгс/см2 с целью ограничения максимального давления на выходе секций насоса. Нагнетающая секция имеет дифференциальный клапан, который поддерживает давление в пределах 4,0-5,5 кгс/см2 в главной масляной магистрали двигателя
Центробежный фильтр очистки масла - служат для очистки масла и сохранения его свойств на более длительный период, а также для защиты трущихся поверхностей от механических частиц. Корпус фильтра вращается под действием реактивной силы создаваемой струей масла, вытекающей из корпуса через два жиклера. ЗиЛ – 131 - центробежный, с реактивным приводом, включен в систему смазки последовательно. В корпусе имеется перепускной клапан, который отрегулирован на давление 0,8-1,2 кгс/см2. и предназначен для перепуска масла в распределительную камеру, минуя центрифугу, при значительном износе подшипников двигателя в связи с увеличением расхода масла. КамАЗ – 740 - Центробежный, с активно-реактивным (ротор в сборе с колпаком приводится во вращения струей масла, вытекающей из щели-сопла в оси ротора, а также реактивными силами, возникающими при выходе масла из ротора в канал оси через тангенциальные сопла) приводом, установлен на передней крышке блока цилиндров с правой стороны двигателя. В корпусе имеются перепускной и сливной клапаны. Перепускной клапан обеспечивает подачу масла в радиатор, минуя фильтр центробежной очистки при его загрязнении. Отрегулирован на 6-6,5 кгс/см2., ограничивает максимальное давление перед центрифугой. Сливной клапан обеспечивает подачу масла в поддон при выключенном радиаторе, отрегулирован на 1,1-1,2 кгс/см2.
Полнопоточный фильтр очистки масла КамАЗ-740 - с двумя сменными фильтрующими элементами установлен на правой стороне блока. В корпусе имеется перепускной клапан, обеспечивающий подачу масла в главную магистраль при загрязнении фильтра, отрегулирован на 2,5-3 кгс/см2. При срабатывании перепускного клапана замыкаются контакты сигнализатора, и на щитке приборов загорается лампа, сигнализирующая о работе двигателя на неочищенном масле. Масляный радиатор – служит для поддержания температуры масла в требуемых пределах. Изготовлен из оребренной алюминиевой трубки. Устанавливается перед радиатором системы охлаждения двигателя.
Особенности КамАЗ-740: - состоит из двух секций, каждая из которых представляет собой алюминиевую оребренную трубку, изогнутую в виде змеевика. Секции соединены параллельно с помощью соединительных патрубков; - кран включения и выключения радиатора находится на корпусе фильтра центробежной очистки масла.
Вентиляция картера служит для предупреждения возможного повышения давления внутри картера и предохранения масла от старения. ЗиЛ – 131 -система вентиляции картера двигателя ЗиЛ-131 – закрытая, картерные газы отводятся через маслоуловитель и клапан во впускной трубопровод. Клапан регулирует количество газов, отводимых из картера, и предотвращает сильное загрязнение горючей смеси при работе двигателя с малыми нагрузками. КамАЗ – 740 – система вентиляции картера двигателя КамАЗ-740 – открытая, выход отработавших газов из картера двигателя в атмосферу происходит за счет разряжения, возникающего у конца газоотводящей трубы при движении автомобиля. Лабиринтный сапун препятствует уносу масла через газоотводящую трубу 3) Проверить давления в цилиндрах компрессометром на прогретом до нормальной температуры двигателе: - вывернуть свечи зажигания; - наконечник компрессометра вставить в отверстия для свечей зажигания; - провернуть коленчатый вал двигателя при помощи стартера со скоростью 180— 200 об / мин.; - проверку повторить два-три раза для каждого цилиндра. Разность показаний не должна превышать 1 кг / см2. Для большинства двигателей компрессия изменяется в пределах 7—8 кг / см2. Замерить разрежение вакуумметром: - присоединить к впускному трубопроводу вакуумметр. При нарушении регулировки карбюратора и неисправности прерывателя стрелка вакуумметра медленно колеблется в интервале 250—375 мм рт. ст.; - увеличить обороты двигателя: показания вакуумметра плавно снижаются; - закрыть дроссель: стрелка плавно возвращается в первоначальное положение (430—500 мм рт. ст.). При зависании клапана и перебоях зажигания в одном из цилиндров показания стрелки скачкообразно снижаются на 50— 150 мм рт. ст.; - применить электрический прибор (вакуум-манометр) для замера разрежения и избыточного давления в пределах от —1 до +1 кг/см2; - измерить давление в картере при помощи водяного пьезометра. - герметизировать картер двигателя при замере давления или количества прорвавшихся газов; - соединить резиновыми шлангами реометр с маслоналивными патрубками для определения скорости истечения газа и его количества; - замерить водяными трубчатыми манометрами, присоединенными к трубке маслоизмерительного стержня. давление картерных газов. При 2000 об/мин вала двигателя давление не должно быть больше 160 мм рт. ст.;
- определить техническое состояние цилиндров, поршневых колец, клапанов и прокладок головок цилиндров двигателей с диаметром цилиндров от 50 до 130-мм прибором НИИАТ К-69 Воздух подается внутрь цилиндра через отверстие для свечей зажигания при неработающем двигателе.
На втором учебном месте, на двигателе КамАз-740 студенты согласно методическим рекомендациям отрабатывают следующие вопросы: Проверить давления в цилиндрах компрессометром на прогретом до нормальной температуры двигателе: - замерить компрессию во время работы двигателя при 500 об / минколенчатого вала. - компрессометр установить вместо насос-форсунки (форсунки) проверяемого цилиндра и зажать скобой. В исправных дизельных двигателях компрессия изменяется в пределах 20—30 кг / cm2. Разность давлений в цилиндрах не должна превышать 2 кг / см2. Замерить разрежение вакуумметром: - присоединить к впускному трубопроводу вакуумметр. - увеличить обороты двигателя: показания вакуумметра плавно снижаются; - закрыть дроссель: стрелка плавно возвращается в первоначальное положение (430—500 мм рт. ст.). При зависании клапана и перебоях зажигания в одном из цилиндров показания стрелки скачкообразно снижаются на 50— 150 мм рт. ст. - применить электрический прибор (вакуум-манометр) для замера разрежения и избыточного давления в пределах от —1 до +1 кг/см2. - измерить давление в картере при помощи водяного пьезометра. - герметизировать картер двигателя при замере давления или количества прорвавшихся газов. - соединить резиновыми шлангами реометр с маслоналивными патрубками для определения скорости истечения газа и его количества. - замерить водяными трубчатыми манометрами, присоединенными к трубке маслоизмерительного стержня. давление картерных газов. При 2000 об/мин вала двигателя давление не должно быть больше 160 мм рт. ст. - определить техническое состояние цилиндров, поршневых колец, клапанов и прокладок головок цилиндров двигателей с диаметром цилиндров от 50 до 130-мм прибором НИИАТ К-69 Воздух подается внутрь цилиндра через отверстие для насос-форсунки (форсунки) проверяемого цилиндра при неработающем двигателе.
После выдачи задания развести студентов по учебным местам. На учебных местах студенты выполняют работы согласно рекомендации к выполнению практических работ. За дисциплину и порядок на рабочем месте отвечает старший расчета. Билет № 9 1. Назначение и устройство системы питания карбюраторного двигателя. 2. Особенности эксплуатации автомобиля в горах. 3. Порядок проверки тепловых зазоров на ГРМ автомобилей ЗИЛ-131 и КамАЗ-4310. Билет № 10 1. Назначение, устройство и принцип работы карбюратора. 2. Система технического обслуживания. Виды и периодичность технического обслуживания автомобилей многоцелевого назначения. Методы технического обслуживания. 3. Основные работы при проведении ежедневного технического обслуживания автомобиля. 1) Карбюратор К-88АМ Карбюратор К-88А двухкамерный с падающим потоком горючей смеси и балансированной поплавковой камерой. Обе камеры работают параллельно на всех режимах. Каждая камера с двумя диффузорами подает смесь к четырем цилиндрам двигателя. Поплавковая камера, ускорительный насос экономайзер и воздушная заслонка - общие для обеих камер карбюратора, а главные дозирующие системы и системы холостого хода - отдельные. Карбюратор состоит их 4-х частей: -входной воздушный патрубок и крышка поплавковой камеры; - поплавковая камера и две смесительные камеры (являются корпусом); - смесительные патрубки с дроссельными заслонками; -исполнительный диафрагменный механизм пневмоцентробежного ограничителя числа оборотов коленчатого вала двигателя Входной воздушный патрубок и крышка поплавковой камеры отлиты из цинкового сплава. Отдельные части карбюратора соединены между собой с использованием уплотнительных прокладок, причем паранитовая прокладка является также и теплоизоляционной. Во входном воздушном патрубке имеются воздушная заслонка с предохранительным клапаном, пробка с фильтром и игольчатый клапан подачи топлива, а также выполнена воздушная трубка с косым срезом, по которой воздух через балансировочный канал поступает в поплавковую камеру. В корпусе карбюратора размещены: поплавковая камера, поплавок с пружиной, ускорительный насос, экономайзер с механическим приводом, два главных жиклера, два жиклера полной мощности, два жиклера холостого хода, два воздушных жиклера и две смесительные камеры. Пружина, расположенная под рычагом поплавка препятствует переполнению поплавковой камеры карбюратора во время движения автомобиля по неровной дороге. В ускорительный насос входят: поршень, состоящий из манжеты и втулки, шток, впускной и нагнетательный клапаны, а также распылитель. К деталям ускорительного насоса относятся пружина, тяга, рычаг, соединенный с валиком дроссельных заслонок. Экономайзер состоит из: толкателя, шарикового клапана и пружиныГлавная дозирующая система состоит из: 2-х топливных жиклеров полной мощности, 2-х воздушных жиклеров и 2-х диффузоров. Большой и малый диффузоры отлиты вместе с корпусом поплавковой камеры. Малый диффузор имеет кольцевую щель, через которую топливо поступает в его горловину. При кольцевом распылении топлива улучшается процесс смесеобразования. В корпусе смесительных камер на общем валике укреплены две дроссельные заслонки и сделаны каналы и отверстия системы холостого хода. Одно из отверстий имеет прямоугольную форму, что обеспечивает более плавный переход с холостого хода на работу двигателя с нагрузкой. Кроме того, в корпус ввернуты винты регулировки состава горючей смеси.
Привод управления карбюратором. При повороте дроссельной заслонки изменяется количество горючей смеси, поступающей в цилиндры двигателя и соответственно меняется мощность. Приводы управления карбюратором, т.е. дроссельными и воздушными заслонками, применяемые на отечественных автомобилях, имеют много общего: почти все карбюраторы оборудованы двойными приводами управления: основным - ножным, дополнительным - ручным. Регулировка карбюратора. Надежный запуск двигателя и устойчивая работа на режиме холостого хода обеспечиваются регулировкой карбюратора на прогретом двигателе, при нормальных зазорах между электродами свечей зажигания и контактах прерывателя и исправных системах питания и вентиляции. Упорным винтом регулируют количество подаваемой горючей смеси. При завертывании винта количества смеси обороты двигателя увеличиваются, при вывертывании – уменьшаются. Винтом холостого хода регулируют качество горючей смеси, изменяя проходное сечение выходного отверстия системы холостого хода, при его завертывании уменьшается количество эмульсии, подаваемой системой холостого хода, и горючая смесь обедняется. Регулировка должна обеспечить устойчивую работу двигателя на возможно малых оборотах, минимальный расход горючего и надежный запуск, двигатель не должен глохнуть при открытии и резком закрытии дроссельных заслонок.
Ограничитель максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя автомобиля ЗиЛ-131. Назначение: не допускает превышения допустимого числа оборотов, уменьшая количество горючей смеси, поступающей в цилиндры. Ограничитель состоит из двух основных узлов: диафрагменного исполнительного механизма и центробежного датчика, приводимого в движение от распределительного вала двигателя Диафрагма исполнительного механизма через штоки связана с валиком управления дроссельными заслонками. Датчик установлен на передней крышке распределительных шестерен. В корпусе, закрытом крышкой, находится ротор. В полости ротора установлены седло клапана, клапан, пружина и винт для ее регулировки. От степени натяжения пружины зависит момент вступления в действие ограничителя. Металлокерамическая пористая втулка, запрессованная в корпус датчика, является подшипником скольжения. Между датчиком и карбюратором установлены две воздушные трубки. Одна трубка соединяет диафрагменный механизм с центральным отверстием корпуса датчика, а другая - воздушную горловину карбюратора с боковым отверстием датчика.
Работа: когда обороты коленчатого вала достигают предельной величины, на которую отрегулирован датчик, клапан под действием центробежной силы преодолеет сопротивление пружины и закроет отверстие в седле клапана. При этом в полости над диафрагмой создается разрежение, а в нижней полости сохраняется давление, соответствующее давлению во входном патрубке карбюратора. Под действием разности давлений диафрагма переместится вверх, преодолевая сопротивление пружины, и шток повернет ось дроссельных заслонок, вследствие чего дроссельные заслонки прикроются Применение ограничителя обеспечивает работу двигателя в заданных скоростных режимах, что способствует поддержанию необходимых параметров по расходу топлива и износу деталей двигателя.
3) Ежедневное техническое обслуживание – выполняется водителем (механиком-водителем) при подготовке ВАТ к использованию и с целью устранения выявленных недостатков, а также обеспечения безопасности движения. ЕТО включает заправку, мойку, смазку, проверочные и необходимые крепежно-регулировочные работы и устранение выявленных неисправностей. В постоянных парках ежедневное техническое обслуживание поводится на площадках ЕТО. Трудоемкость работ ЕТО с учетом регулировочных работ составляет: УАЗ-3151 – 0,9 ч; Камаз-4310 – 1,0 ч; КрАЗ-260 – 0,82 ч; МТ-ЛБ – 1,5 ч. (Нормы времени на ТО и ТР автомобильной техники в ремонтных частях и подразделениях, 1990 г.) При ЕТО выполняются работы, предусмотренные к выполнению при контрольном осмотре перед выходом автомобиля из парка и дополнительно: - спускается конденсат из воздушных баллонов (ресиверов) пневмосистемы; - очищается аккумуляторная батарея, проверяется уровень электролита и крепление батареи; - при эксплуатации машины в условиях сильной запыленности меняется масло в воздухоочистителе, и промываются фильтрующие элементы; - при работе в особо грязных условиях и после преодоления брода смазываются шарнирные соединения рулевых тяг и выполняются другие работы. Следует иметь в виду, что такие работы, как проверка степени нагрева ступиц колес, агрегатов, отсутствие подтеканий, необходимо проводить сразу по прибытию машины из рейса. После проведения ЕТО машина с разрешения дежурного по парку ставится на место стоянки. Билет № 11 1. Назначение и устройство системы питания дизельного двигателя. 2. Порядок и содержание осмотра автомобиля водителем. 3. Основные работы при подготовке автомобиля к летнему периоду эксплуатации. Билет № 12 1. Назначение, устройство и принцип работы топливного насоса высокого давления. 2. Требование к автомобилю, прошедшему техническое обслуживание. 3. Техническое обслуживание тормозной системы 1) ТНВД предназначен для подачи в цилиндры двигателя в определенные моменты времени строго дозированной порции топлива под высоким давлением. Характеристика: золотникового типа с V-образным расположением насосных секций, диаметр плунжера 9 мм, ход плунжера 9 мм. ТНВД расположен между рядами цилиндров и приводится в действие от шестерни распредвала. Условие работы: поддержание постоянного давления 130-150 кПа в топливопроводах низкого давления ТНВД независимо от частоты вращения KB двигателя; - смазка - циркулирующая, пульсирующая от общей системы смазки; - охлаждение – от общей системы охлаждения. Насос состоит из: -корпуса; -кулачкового вала; -восьми насосных секций; -всережимного регулятора частоты вращения; -автоматической муфты опережения впрыска топлива; -привода топливного насоса Насосная секция – часть ТНВД, осуществляющая дозирование и подачу топлива к форсунке. Устройство секции топливного насоса дизельного двигателя 1. Кулачковый вал 2. Плунжер 3. Выпускной канал 4. Впускной канал 5. Гильза 6. Клапан 7. Игла форсунки Всережимный регулятор частоты вращения коленчатого вала. Назначение: регулятор предназначен для поддержания заданного скоростного режима работы двигателя путем автоматического изменения количества подаваемого в цилиндры топлива в зависимости от нагрузки. Характеристика - всережимный, механический, прямого действия Регулятор расположен в "развале" топливного насоса высокого давления. Привод - от кулачкового вала ТНВД посредством ведущей шестерни, промежуточной шестерни регулятора. В регулятор подается масло от системы смазки двигателя. Подача масла осуществляется по трубке в верхнюю часть задней крышки под давлением. 1.Рейка подачи топлива. 2.Рычаг управления регулятором. 3 Рычаг останова. 4 Муфта грузов регулятора в сборе 5 Регулировочный болт. 6.Корректор в сборе. 7.Пружина регулятора 8. Промежуточный рычаг 9. Рычаг реек 10. Рычаг регулятора На верхней крышке регулятора расположены: - рычаг управления регулятором; - рычаг останова; - болт ограничения минимальных оборотов; - болт ограничения максимальных оборотов Рычаг останова имеет кинематическую связь с рычагом включения подачи топлива, расположенном в полости регулятора и имеет на одном конце продольную пружину, которая используется для перемещения рычага, а вторым Г-образным концом рычаг упирается а регулировочный болт. Пружина предназначена для возвращения рычага выключения подачи топлива в исходное положение. Работа регулятора. - режим увеличения нагрузки на двигатель; - режим уменьшения нагрузки на двигатель; - выключение подачи топлива. Действие: при работе двигателя в регуляторе всегда устанавливается равновесие между центробежными силами грузов и усилием пружины 7. Если водитель автомобиля нажимает ногой на педаль, то это приводит к увеличению натяжения пружины 7 регулятора. Пружина 7 действует через промежуточный рычаг 8 на рычаг 10 и перемещает его. Рычаг 10 перемещает рейки 1 в сторону, что обеспечивает увеличение подачи топлива. Частота вращения возрастает до тех пор, пока не наступит равновесие между центробежной силой грузов и усилием пружины. При уменьшении нагрузки на двигатель частота вращения коленчатого вала возрастает. Грузы регулятора расходятся и, преодолевая сопротивление пружины 7, поворачивают рычаг 10, который перемещает рейки 1 в другую сторону – подача топлива уменьшается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|