Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические задания. компания Ingersoll-Rand (60% акций), ОАО «ГАЗ» (25%) и павловское ОАО «Мехинстру-




1. Охарактеризуйте цели стратегического управления персоналом и ответьте на

следующие вопросы:

1) Актуальны ли они для современных российских организаций?

2) Могут ли какие-либо из перечисленных относиться к Вашей организации?

2. Конкретная ситуация: Стратегия компании «Инструм-Рэнд»1

Характеристика предприятия. Закрытое акционерное общество «Инструм-Рэнд»

находится в небольшом городе Павлово, Нижегородской области. Сегодня это один из

ведущих российских производителей пневмоинструментов. Учредители – американская

компания Ingersoll-Rand (60% акций), ОАО «ГАЗ» (25%) и павловское ОАО «Мехинстру-

мент» (15%). Более 80% продукции поставляется на зарубежные рынки под торговыми

марками Ingersoll-Rand, Se1есt, IR, АRА, Central Pneumatic. Среди потребителей продук-

ции – General Motors, Ford, Формула-1.

Годовой оборот – 6 млн. долларов.

Ingersoll-Rand (компрессорное, горнодобывающее, шахтное оборудование, строи-

тельная и дорожная техника, автомобильные комплектующие) входит в сотню крупней-

ших мировых компаний. Производство размещено на 198 заводах США и Европы. Годо-

вой оборот – 12 млрд. долларов.

Впервые на отечественный рынок предприятие «Инструм-Рэнд» вышло в 1993 г.

под собственной, никому не известной торговой маркой. Из-за резкого сокращения про-

изводства в стране внутреннего спроса почти не было. Предприятие рассчитывало про-

дать за год 80 тысяч гайковертов, удалось продать 2 тысячи. Тогда американский партнер

принял радикальное решение: если не можем продать инструмент в России – будем про-

1 Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организации. – М.:

Финпресс, 2004. – С. 164–169.

РАЗДЕЛ 2. Система управления персоналом

организации

давать за границей. Разумеется, при соответствующем качестве нашей продукции. Между

тем, тестирование первой партии показало, что 65,9% продукции не отвечает западным

стандартам качества. «Задача стала предельно конкретной: или мы сегодня удовлетворя-

ем требованиям западного клиента, или завтра у нас не будет работы», – рассказывает ге-

неральный директор компании «Инструм-Рэнд» В.Н. Сорокин.

Между тем, руководство считало, что «Инструм-Рэнд» – хорошая компания. В Рос-

сии у нее была безупречная репутация в области качества – ноль дефектов с 1998 г. Ни

одного возврата, ни одной жалобы от потребителей. Полагали, что поднять качество до

европейского уровня будет несложно. Аудиторы «Мерсе-дес-Бенц», которым предпри-

ятие должно поставлять рулевую колонку принципиально нового типа для очередной

модели автомобиля класса. А уже с 2004 г. предъявили жесткие требования. Они были

даже жестче, чем автомобильный стандарт Германии VDA6.1, которому должны соответ-

ствовать все поставщики германских компаний.

С июля до начала октября 2002 г. – на это время был назначен окончательный ау-

дит – «Инструм-Рэнду» пришлось работать сутками, чтобы исправить все ошибки.

В августе 2002 г. немцы приезжали с промежуточным аудитом оценить, есть ли

прогресс. Принимать работу вместе с аудиторами приехал директор по качеству сбороч-

ного производства «Мерседес-Бенц», поэтому проверяющие были вдвойне строгими. За-

вод набрал 92,8% из 100, проходя сертификацию на соответствие стандарту VDA6.1. Уро-

вень потерь был снижен с 65,9% в 1994 г. до 0,03% в декабре 2001 г. Такого уровня качест-

ва, как в г. Павлово, еще не достигли многие компании Ingersoll-Rand.

Средства достижения цели. Руководство предприятия считало, что главная про-

блема – оборудование. Качество низкое потому, что станки плохие. Оказалось, – признает

В.Н. Сорокин, – что мы плохие руководители. Начали с того, что генеральный директор

получил хорошее бизнес-образование в США и Франции. Руководство предприятия об-

ладало самым главным – способностью к изменениям. Именно это командное качество

менеджеров «Инструм-Рэнда» и вывело вполне рядовой завод на уровень мировых про-

изводителей.

Руководство было убеждено, что по-настоящему добротная продукция появится

не раньше, чем изменится стиль и культура людей, которые ее производят. Сорокин рас-

сказал о том, как Ден Мур, первый консультант завода от Ingersoll-Rand, пройдя по цехам

и увидев станки и стены грязно-зеленого цвета, сказал, что компания, окрашенная в цвет

танков, не может быть успешной и зарабатывать прибыль. Сегодня на этажах «Инструм-

Рэнда» светло и просторно. Не только потому, что здесь разлюбили «производственные»

тона – стены всех служб и отделов, выходящие в коридор, стеклянные. Посторонний ис-

пытывает сложные ощущения: вроде бы не очень уютно быть на виду у всех, но, с другой

стороны, видя твое замешательство, сотрудник «за стеклом» тут же открывает дверь и

приветливо спрашивает, чем помочь.

Идея открытого пространства – не дань моде. К ней на предприятии пришли по-

степенно, все больше ощущая себя единым коллективом. «Снести перегородки – это еще

не объединить людей, – говорит Сорокин. – Главное, чтобы в коллективе была атмосфера

достойной жизни, отсутствия страха, атмосфера радости от преодоления тех сложностей

и задач, которые стоят перед нами. А стеклянные двери – это метафора».

Руководство поняло, что высокое качество предполагает совокупность мер в отно-

шении персонала. Необходимо было добиться изменения отношения рабочих к браку.

Во-первых, само слово «брак» заменили на слово «бриллиант». Слово «брак» несет нега-

тивный заряд, его стараются спрятать. Руководство хотело найти точное слово, которое

подчеркивало бы ценность бракованной детали для компании. Такая деталь несет ин-

Тема 5. Кадровая политика организации

формацию о сбоях в технологической цепочке, неполадках в производственном процессе.

А информация – это и есть самое дорогое для завода, его бриллиант.

Введя систему «бриллиант», руководство добилось того, что дефектную деталь те-

перь никто не прячет, а несет на стол для «бриллиантов», сопровождая биркой со своими

данными и информацией о том, почему, по его мнению, получился дефект. Мастер объ-

являет такому рабочему благодарность и выписывает премию за то, что деталь не попала

на конвейер. Он молодец, он не допустил потерь. А руководство смотрит, где завод теря-

ет больше всего денег, и направляет туда все силы, чтобы улучшить качество процессов.

Прошло три года работы по системе «бриллиант», и уровень дефектов опустился до од-

ного процента.

Разумеется, речь идет именно о новой системе, а не об отдельном ее элементе. На

заводе отменили сдельную оплату труда и наказания за брак. Рабочий перестал гнать

вал, не думая о качестве. Вместо этого на предприятии каждому дали возможность само-

му оценивать качество произведенного им изделия. Фактически речь идет о реализации

принципа Деминга, который предложил отказаться от репрессивного менеджмента и не

сваливать на рабочего ответственность за плохое качество. Этот принцип базируется на

знании человеческой природы и здравом смысле. Человек ведь идет на работу не для то-

го, чтобы наделать гору брака, а для того, чтобы хорошо работать и хорошо зарабаты-

вать. Качество продукта во многом зависит не только от того, кто его делает. Работник не

отвечает за большинство процессов на предприятии: он не выбирает поставщика, обору-

дование, технологию, режим обработки. И если он сделал дефектную деталь, важно по-

нять, почему так получилось, а не наказывать крайнего.

Отдел управления персоналом кардинально перестроил свою работу. Руководство

предприятия поняло, что без участия всех работников невозможно повысить уровень ка-

чества. «Если мы делаем компанию непрерывного роста, – говорит Сорокин, – то должны

настроить каждого сотрудника на долгосрочный успех, сделать его партнером по управ-

лению бизнесом».

К пониманию этого руководство предприятия пришло не сразу. На первом этапе

сокращение дефектной продукции произошло за счет выявления тех 20% проблемных

операций, которые дают 80% брака, и решения системных ошибок. Это была задача ру-

ководства. Мы добились снижения уровня потерь с 65,9 до 10%. Дальше улучшить про-

цесс было невозможно без вовлечения всего коллектива в поиск причин брака.

Кроме вовлечения работников в управление бизнесом на предприятии изменили

систему мотивации труда. «Несколько лет назад я думал, что если людям хорошо пла-

тить, они будут хорошо работать, – говорит генеральный директор предприятия. – Ока-

залось, что это не так. Если мы будем фантастически хорошо платить своим работникам,

они будут фантастически хорошо получать – и все! Поэтому материальные интересы я не

отвергаю, но они не могут действовать все время, а для умных людей с высокой само-

оценкой вообще не являются решающими. Таких можно заинтересовать идеей, интерес-

ной работой, наконец. Идеей люди держатся, а руководство должно поддержать, когда

трудно, помочь поверить в то, что от него, обычного работника, зависит очень многое.

Для руководителей среднего и высшего звена мощный стимул – возможность обучения

на мировом уровне и профессионального роста. Ощущение себя – по творческим воз-

можностям – на одном уровне с менеджерами западных компаний. У нас постоянно учат-

ся все – от гендиректора до уборщицы».

Генеральный директор и управляющий производством прошли обучение во

Франции и получили уровень «чемпион». Еще два специалиста получили «черный по-

яс». Внутри компании 16 сотрудников в результате обучения получили уровень «желтый

РАЗДЕЛ 2. Система управления персоналом

организации

пояс», а в 2003 г. ведется подготовка группы из восьми человек на достижение уровня «зе-

леный пояс».

Цвет пояса означает степень опытности и возможность ведения проектов разного

уровня. «Чемпион» – это один из высших руководителей, обеспечивающий выбор проек-

тов и работу «черного пояса». Далее следуют технические руководители, лидеры проек-

тов. «Черный пояс» уделяет проектам совершенствования процессов 100% своего рабоче-

го времени, а обладатели «желтых» и «зеленых» поясов совмещают работу по системе

«шесть сигм» (достижение мирового уровня качества продукции) с основной работой.

Рядовой персонал может пройти обучение на уровень «желтого пояса». Их готовят

«черные пояса» как своих помощников по сбору информации, оказанию помощи при

моделировании эксперимента и т.д.

На заводе давно уже нет жесткого разделения: мероприятия, направленные на по-

вышение качества, и решение других проблем. Все, что происходит на заводе, имеет ко-

нечной целью достижение более высокого качества продукции. Повышение эффектив-

ности всех процессов, усовершенствование системы управления предприятием и коллек-

тивом позволило уменьшить вероятность появления дефектных деталей. Так удалось

снизить уровень внутренних потерь с одного до 0,03%. Когда внедряли процедуры «Мер-

седес-Бенса», также занимались повышением качества процессов, а не деталей. В резуль-

тате внутренние потери снизились до 0,024%. Это уже мировой уровень.

На новое производство для фирмы «Мерседес-Бенси» поставят лучших рабо-

чих, которые впитали дух и культуру компании. На освободившиеся места придет 30

новых работников. Сейчас на заводе 270 человек. Объем производства компании с вы-

полнением заказов для «Мерседеса» возрастает вдвое. Но увеличивать персонал не

предполагается: с 1994 по 2002 гг. завод увеличил объем производства в 45 раз, не уве-

личивая численности персонала. «Мы просто стали работать более умно, – говорит

В.Сорокин. – Например, автоматизировали все основные процедуры, те процессы, ко-

торые могли выполнять другие компании, мы передали им и на этом сэкономили ра-

бочие места. По эффективности наш завод можно сопоставить с обычным предпри-

ятием численностью около трех тысяч человек».

Задание

1. Комбинация каких стратегий использовалась на предприятии?

2. Какую стратегию управления персоналом необходимо, по Вашему мнению, ис-

пользовать руководству предприятия в будущем?

3. Составляющие стратегии УП:

• условия и охрана труда, техника безопасности персонала;

• формы и методы регулирования трудовых отношений;

• методы разрешения производственных и социальных конфликтов;

• установление норм и принципов этических взаимоотношений в коллективе, раз-

работка корпоративного кодекса (кодекса деловой этики);

• политика занятости в организации, включая анализ рынка труда, систему найма и

использования персонала, установление режима работы и отдыха;

• профориентация и адаптация персонала;

• меры по наращиванию кадрового потенциала и лучшему его использованию;

• совершенствование методов прогнозирования и планирования потребности в

персонале на основе изучения новых требований к работникам и рабочим местам;

• разработка новых профессионально-квалификационных требований к персоналу

на основе систематического анализа и проектирования работ, выполняемых на

различных должностях и рабочих местах;

Тема 5. Кадровая политика организации

• новые методы и формы отбора, деловой оценки и аттестации персонала;

• разработка концепции развития персонала, включающей новые формы и методы

обучения, планирования деловой карьеры и профессионально-служебного про-

движения, формирования кадрового резерва с целью опережающего проведения

этих мероприятий по отношению к срокам появления потребности в них;

• совершенствование механизма управления трудовой мотивацией персонала;

• разработка новых систем и форм оплаты труда, материального и нематериального

стимулирования работников;

• меры по улучшению решения правовых вопросов трудовых отношений и хозяй-

ственной деятельности;

• разработка новых и использование существующих мер социального развития ор-

ганизации;

• совершенствование информационного обеспечения всей кадровой работы в рам-

ках выбранной стратегии;

• мероприятия по совершенствованию всей системы управления персоналом или ее

отдельных подсистем и элементов.

Распределите составляющие стратегии УП по блокам функциональных подсистем

(по функциям системы УП).

Какие составляющие стратегии вы бы добавили?

РАЗДЕЛ 3. Технология управления

персоналом

Тема 6. Кадровое планирование

РАЗДЕЛ 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...