Качественный состав службы УП
Расчет количественной потребности в специалистах служб управления персо- налом проводится параллельно с определением качественной потребности, то есть потребности в работниках для определенных направлений деятельности требуемой квалификации. Основным нормативным документом, предназначенным для обоснования рацио- нального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и исполь- зования персонала, является Квалификационный справочник должностей руководи- телей, специалистов и других служащих. В справочнике приводится перечень и описа- ние должностей, в том числе для системы управления персоналом. В соответствии со справочником (1998 г., с изменениями от 2001г.), для системы управления персоналом предусмотрены следующие виды должностей: Тема 4. Обеспечение деятельности системы управления персоналом . должности руководителей (заместитель директора по управлению персоналом; ме- неджер по персоналу; начальник лаборатории (бюро) по организации труда; начальник (бюро) лаборатории (бюро) по социологии труда; начальник нормативно-исследовательской лаборатории по труду; начальник отдела кадров; начальник отдела организации и оплаты труда; начальник отдела охраны труда; начальник отдела подготовки кадров); . должности специалистов (инженер по нормированию труда; инженер по охране труда; инженер по подготовке кадров; инспектор по кадрам; профконсультант; психолог; социолог; специалист по кадрам; техник по труду; экономист по труду); . должности технических исполнителей (табельщик, учетчик, хронометражист и т.д.). Для каждой из указанных должностей в Квалификационном справочнике приво-
дится квалификационная характеристика. Квалификационная характеристика имеет три следующих раздела: . в разделе «Должностные обязанности» установлены основные трудовые функ- ции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих; . в разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и норма- тивных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, ме- тодов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей. . в разделе «Требования к квалификации» определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения предусмотренных должностных обя- занностей, и требования к стажу работы. Уровни требуемой профессиональной подготов- ки приведены в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Как уже отмечалось, состав служб управления персоналом определяется уровнем сложности и комплексности решаемых задач. Например, численность сотрудников по организации обучения персонала обусловлена тем, проводится ли обучение организаци- ей самостоятельно или с привлечением услуг внешних тренинговых компаний и учеб- ных заведений, а также количеством учебных программ, реализуемых одновременно, и длительностью обучения. Исходя из анализа опыта зарубежных организаций, а также опыта некоторых рос- сийской организаций, можно сказать, что на сегодняшний день в кадровых службах (де- партаментах, управлениях и т.д.) существуют следующие должности, занимаемые спе- циалистами в области управления человеческими ресурсами. Руководитель (hr) службы по управлению персоналом, который отвечает за ре-
шение всех кадровых вопросов организации. В настоящее время руководитель hr-службы (директор по персоналу) является одной из ключевых фигур в топ-менеджменте компа- нии и наряду с другими руководитеями принимает решения в области ее стратегическо- го развития, а также текущей работы. Менеджер по персоналу (hr-менеджер): решает все вопросы управления персо- налом от кадрового делопроизводства до социальных льгот. Однако, на практике выде- ляют следующие специализации hr-менеджеров: Менеджер по компенсации. К обязанностям этого специалиста относится расчет ставок заработной платы в зависимости от трудового вклада для каждого сотрудника, а также анализ уровня заработной платы по отрасли в целом и участие в финансовом пла- нировании организации. Менеджер по социальным льготам. Повышать уровень заинтересованности и моти- вированности персонала позволяет такой эффективный инструмент, как пакет социальных РАЗДЕЛ 2. Система управления персоналом организации льгот (социальный пакет). Учитывая многообразие льгот, которые могут быть включены в социальный пакет (различные виды страхования, включая, медицинское и страхование жиз- ни для сотрудников и членов их смей, оплата питания в течение рабочего дня, транспорт- ные расходы, оплата досуга сотрудников и т.д.), расходы на него могут значительно превы- сить финансовые возможности организации. В обязанности менеджера по социальным льго- там входит разработка оптимального пакета в соответствии с потребностями и возможно- стями организации, а также ее сотрудников, и эффективное управление им. Рекрутер (специалист по найму). Одной из ключевых функций кадрового ме- неджмента является подбор подходящих специалистов на вакантные должности. Рекру- теры отвечают за обеспечение привлечения кандидатов на вакантные должности и отбор наиболее подходящей кандидатуры. Рекрутеры должны хорошо знать компанию, на ко- торую они работают и должны уметь объяснить соискателям на должность политику компании, условия работы в должности, а также уметь ответить на вопросы соискателей относительно требований вакантной должности. Кроме того, рекрутеры должны владеть
широким набором методов привлечения и оценки кандидатов на вакантную должность. Специалист по обучению. В круг его обязанностей входит: адаптация новых со- трудников на рабочем месте (ознакомление с организацией и непосредственно с работой), а также разработка и проведение учебных мероприятий по обучению сотрудников. Целью таких мероприятий может являться: приобретение новых навыков, необходимых для рабо- ты (например, с новым оборудованием, программным обеспечением); подготовка персона- ла, занимающего более низкие должности к работе на руководящих должностях; развитие у менеджеров среднего и высшего звена навыков межличностного общения. Специалист по трудоустройству уволенного персонала. Такие специалисты ра- ботают с теми служащими, которых увольняют из организации. В зарубежной практике компании часто заботятся о трудоустройстве своих бывших сотрудников. Специалист по трудоустройству помогает определить направление поисков новой работы, найти вакан- сию и подготовить резюме. Специалист по кадровому делопроизводству. К обязанностям таких сотрудни- ков полностью относится функция оформления трудовых отношений (ведение трудовых книжек сотрудников, подготовка кадровых приказов, ведение первичной отчетной доку- ментации, оформление больничных листов и т.д.) В связи с регулярным изменением со- временной российской законодательной базы специалист в области кадрового делопро- изводства должен периодически повышать свою квалификацию в этой области. Стоит отметить, что некоторые перечисленные выше специалисты в области управ- ления персоналом могут работать в организации как штатные, а также как внештатные со- трудники. Это зависит от частоты и регулярности проведения тех или иных кадровых меро- приятий (например, рекрутинговых кампаний, учебных мероприятий, увольнений и т.д.) Помимо перечисленных выше профессиональных знаний в различных областях кадрового менеджмента, а также в области трудового законодательства, к hr-менеджерам
различных специализаций также предъявляется ряд требований к качествам, которыми они должны обладать в современных условиях. К ним относится: – знание сферы деятельности и специфики организации – hr-специалисты должны иметь четкое представление о потребностях клиентов организации, движущих силах отрасти, понимать специфику производства и видеть стратегические перспективы развития. Это позволяет обеспечить эффективность кадровых мероприятий. – лидерство и способность управлять изменениями – кадровая служба играет ключевую роль в управлении современной организацией, поэтому ее сотрудники долж- ны обладать критическими для этого процесса навыками, такими как навыки планиро- вания, анализа, принятия решений, эффективной коммуникации, создания рабочих групп, мотивирования и разрешения конфликтов. Все это необходимо для успешного Тема 4. Обеспечение деятельности системы управления персоналом управлениями изменениями, которые организации претерпевают в условиях нестабиль- ной внешней среды. – способность к обучению и развитию – способность к постоянному обновлению профессиональных знаний и навыков позволяет управлять процессом обновления зна- ний и навыков сотрудников всей организации. – навыки финансового планирования – мероприятия по управлению персона- лом являются затратными и требуют жесткого финансового планирования. На практике бюджет кадровой службы является наиболее обсуждаемым на уровне руководителя орга- низации, т.к. окупаемость этих расходов не всегда так очевидна, как, например, инвести- ции в заведомо рентабельные мероприятия, такие как вложения в строительство и инве- стиционные портфели и т.д. Кроме того, наличие на сегодняшний день огромного спек- тра наработанных эффективных методов управления персоналом (зачастую являющихся дорогостоящими и приходящихся «по карману» крупным организациям), заставляет ру- ководителя кадровой службы делать выбор в пользу тех. которые наиболее адекватны по- ставленным целям и имеющимся финансовым возможностям. – эффективное сотрудничество с другими подразделениями – способность со- трудников кадровой службы осуществлять горизонтальные взаимодействия с целью ре- шения текущих рабочих задач, а также получения обратной связи на кадровые меро- приятия. Например, такие взаимодействия необходимы с финансовой и юридической службами организации, с отделом информационных технологий, а также с производст- венными подразделениями. Необходимо заметить, что идеальной точки зрения на роль менеджера по персо-
налу быть не может – каждая организация по-своему уникальна и то, какое место займет в ней hr-менеджер будет зависеть от специфики ее деятельности, а также от его личности. Еще раз стоит подчеркнуть, что структура и состав служб управления персона- лом определяются спецификой деятельности организации и кругом кадровых вопросов, решаемых в этой организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|