Технология управления персоналом
Тема 6. Кадровое планирование Изучив тему, студент должен знать: определение кадрового планирования; этапы долгосрочного планирования, а также их основные характеристики; в чем заключается планирование потребности в персонале, его основные этапы. преимущества кадрового планирования; уметь: сформулировать цели и задачи кадрового планирования; описать процесс планирования человеческих ресурсов организации; Материалы для изучения темы: учебники из списка литературы [5] стр. 32–68; [8] стр. 229–252; [11] стр. 42–50; [17] стр. 122–157; [21] стр. 180–182; [28] стр. 194–211; [29] стр. 232–311; [30] стр. 75–84; [32]. Методические указания по изучению вопросов темы: При изучении темы необходимо уделить особое внимание сущности кадрового планирования, его задачам и этапам. Также необходимо сфокусироваться на поня- тии плана человеческих ресурсов и этапах его разработки в рамках как долгосроч- ного, так и краткосрочного планирования. РАЗДЕЛ 3. Технология управления персоналом . Сущность и цели кадрового планирования. . Этапы и виды кадрового планирования. . Методы планирования персонала. . Планирование производительности труда. 6.1. Сущность и цели кадрового планирования Кадровое планирование – целенаправленная, научно обоснованная дея- тельность организации, имеющая целью предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со спо- собностями, склонностями работников и предъявляемыми требованиями. Кадровое планирование компании требует постоянной корректировки, поскольку цели организации нестабильны, а среда ее деятельности неопределенна. Кроме того, са-
мо по себе кадровое планирование представляет комплексную задачу, включающую большое число независимых переменных – новые изобретения, изменения населения, сопротивление изменениям, потребительский спрос, вмешательства государства в бизнес, иностранная конкуренция и, прежде всего, конкуренция на национальном рынке. Кадровое планирование должно включать возможность обратной связи, поскольку если план не может быть выполнен, часто возникает необходимость в корректировке за- дач компании, чтобы они стали выполнимыми с точки зрения человеческих ресурсов. Цели кадрового планирования должны формулироваться систематически. Сюда относятся цели организации и цели ее персонала. При планировании целей необходимо учитывать правовые нормы, а также исходные принципы политики организации. Цели и задачи кадрового планирования схематически представлены на рисунке 121. Рис. 12. Цели и задачи кадрового планирования организации 1 Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 2003. Цели организации Кадровое планирование в организации Кадровые стратегии Кадровые цели Кадровые задачи Кадровые мероприятия - разработка кадро- вой политики орга- низации - создание возможно- сти продвижения работников - развитие кадров для работы в изменив- шихся условиях - определение це- лей организации и каждого работника, вытекающих из кад- ровой стратегии - максимальное сбли- жение целей органи- зации и целей работ- ников - обеспечение ор- ганизации в нуж- ное время и в нужном месте таким персона- лом, который не- обходим для дос- тижения целей - разработка плана кадровых мероприя- тий для целей орга- низации и каждого работника - определение затрат на реализацию плана кадровых мероприя- тий Краткое содержание Определение Тема 6. Кадровое планирование Этапами процесса планирования целей являются: поиск целей, анализ целей и их
ранжирование, оценка возможностей реализации, выбор и реализация целей, контроль и их ревизия (рис. 13).1 Рис. 13. Процесс планирования человеческих ресурсов На рисунке 13 показано, что важнейшим первым шагом кадрового планирования компании является формулировка задач компании в области ассортимента продукции, методов производства, рынков сбыта и т.д. Отсюда вытекает необходимость человеческих ресурсов, которая соотносится с существующей на рынке труда конъюнктурой, чтобы на основе этого разработать план человеческих ресурсов. На основании планов руководство компании должно рассмотреть план человече- ских ресурсов в отношении необходимости корректировки задач компании, например, если окажется невозможным увеличение объема производства в назначенные сроки из-за того, что запланированные для этого человеческие ресурсы либо не могут быть обучены в заданные сроки, либо не существует в нужном объеме. Эффективное кадровое планирование должно отвечать на вопросы: 1. Сколько работников, какой квалификации, когда и где потребуется? 2. Как лучше привлечь нужный и сократить или оптимизировать использование излишнего персонала? 1 Грэхем Х.Т. Беннет Р. Управление человеческими ресурсами. – М.: Юнити, 2003. – С. 231. ЗАДАЧИ КОМПАНИИ СПРОС НА ТРУД Какое количество работни- ков? С какими квалификацион- ными характеристиками? Когда они потребуются? Где они потребуются? ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТРУДА Нынешний уровень предложения за вычетом убыли +/- Внешние факторы рынка труда +/-Изменение рабочего времени, производительности или условий труда +/- Возможное и экономически обу- словленное увеличение предложе- ния на рынке труда, например, час- тично занятых работников ПЛАН ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Программа набора/увольнения избыточной рабочей силы Программа обучения и совершенствования Политика отношений в промышленности (между коллек- тивом работников и администрацией компании) План размещения ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ Возможная корректи- ровка задач компании РАЗДЕЛ 3. Технология управления персоналом 3. Как эффективно использовать персонал в соответствии с его способностями, из-
менениями и внутренней мотивацией? 4. Каким образом обеспечить условия для развития персонала? 5. Каких затрат потребуют запланированные мероприятия? 6.2. Этапы и виды кадрового планирования По срокам кадровое планирование подразделяется на: . долгосрочное (прогноз от 3-х и более лет) . краткосрочное (не более 1 года) Рассмотрим долгосрочное и краткосрочное кадровое планирование более подробно. Долгосрочное кадровое планирование Инструментом долгосрочного кадрового планирования является план человече- ских ресурсов, который, как правило, предполагает попытку прогнозирования на 3-5 лет вперед. Компания должна оценить спрос на труд, потенциальные возможности предло- жения и состояние внешней среды деятельности. Путем взаимодействия всех названных факторов составляется план человеческих ресурсов, указывающий, какое количество и каких именно работников может потребоваться в будущем. Основными пунктами, кото- рые следует принимать в расчет, являются следующие. 1. Создание группы кадрового планирования компании, включая менеджеров, ответственных за выполнение основных функций в компании. 2. Задачи человеческих ресурсов в достижении целей компании с учетом: . планов в области капитального оборудования (заносимого на баланс компании); . реорганизации, например, централизации или децентрализации; . изменений ассортимента или объема выпускаемой продукции; . финансовых ограничений. 3. Характеристика использования человеческих ресурсов, в частности: . численность работников разных категорий; . расчет текучести кадров по каждой категории работников и анализ влияния высоких или низких показателей текучести кадров на эффективность деятельности компании; . объем выполненной сверхурочной работы; . оценка эффективности деятельности нынешнего персонала и его потенциала; . общий уровень оплаты труда в сравнении с уровнем оплаты в других компаниях. 4. Внешняя среда деятельности компании: . положение с набором персонала;
. демографические тенденции; . местные планы в области жилищного строительства и развития транспорта; . национальные соглашения относительно условий работы; . политика государства в области образования, выхода на пенсию, предоставления ре- гиональных субсидий и т.д. 5. Потенциальное предложение на рынке труда, в частности: . влияние локальной иммиграции и эмиграции; . последствия набора и увольнения избыточной рабочей силы местными компаниями; . возможность привлечения к работе тех категорий работников, которые не привлека- ются в настоящее время, например, работников, занятых неполный рабочий день. После рассмотрения и координации всех названных факторов можно составить план человеческих ресурсов, подробно отражающий, сколько именно работников по Тема 6. Кадровое планирование количеству, функциям, квалификации, местам работы и размещению следует использо- вать на разных стадиях будущего периода. В плане должно быть отражено: . перечень мест работы и должностей, которые могут появиться, претерпеть какие- либо изменения или быть упраздненными; . в какой степени возможна перестановка или переподготовка персонала; . необходимые изменения на уровне руководителей как среднего, так и высшего звеньев; . потребности в профессиональном обучении; . программы набора, сокращения избыточного персонала или увольнения по вы- слуге лет; . возможности для обратной связи в случае необходимости корректировки плана или задач компании; . меры, предусмотренные для улаживания любых проблем с персоналом в связи с де- фицитом или избытком рабочей силы (например, ранний выход на пенсию или дру- гие процедуры сокращения персонала). Краткосрочное кадровое планирование Краткосрочное кадровое планирование, как правило, осуществляется на основа- нии краткосрочного плана рабочей силы или оперативного плана, который рассчитан на период не более одного года и является наиболее распространенным на практике, чем план человеческих ресурсов. Оперативный план работы с персоналом – это детализированный по временно- му (год, квартал, месяц, декада, рабочий день, смена), объектному (организация, функ- циональное подразделение, цех, участок, рабочее место) и структурному (потребность, наем, адаптация, использование, обучение, переподготовка и повышение квалификации, деловая карьера, расходы на персонал, высвобождение) признакам план с подробной проработкой оперативных действий, подкрепленных необходимыми расчетами и обос- нованиями. Для разработки оперативного плана работы с персоналом необходимо с помощью
специально разработанных анкет получить данные: . о постоянном составе сотрудников (имя, отчество, фамилия, место жительства, воз- раст, время поступления на работу и т.д.); . о структуре персонала (квалификационная, половозрастная, национальная структу- ра, удельный вес инвалидов, удельный вес рабочих, служащих, квалифицированных работников и т.д); . о текучести кадров; . о потере времени из-за простоев, по болезни; . о продолжительности рабочего дня (полностью или частично занятые, работающие в одну, несколько смен или ночную смену, продолжительность отпусков); . о зарплате рабочих и служащих (структура зарплаты, дополнительная заработанная плата, надбавки, оплата по тарифу и сверх тарифа); . об услугах социального характера, предоставляемых государством и организациями (расходы на социальные нужды, выделяемые в соответствии с законами, тарифными договорами, добровольно). Анкеты следует составлять таким образом, чтобы наряду с производительными целями они могли служить кадровому планированию. Информация о персонале должная отвечать следующим требованиям: . быть простой – содержать столько данных и только в том объеме, сколько и в каком объеме необходима в данном конкретном случае; РАЗДЕЛ 3. Технология управления персоналом . быть наглядной – сведения необходимо представлять таким образом, чтобы дать воз- можность быстро определить главное, а не скрывать его за многословием. Для этого следует использовать таблицы, графики, цветное оформление материала; . быть однозначной – сведения должны быть ясными, в их толковании должна быть семантическая, синтаксическая и логическая однозначность; . быть сопоставимой – сведения необходимо приводить в сопоставимых единицах и относить к поддающимся сравнению объектам как внутри организации, так и не ее; . быть преемственной – сведения о кадрах, подаваемых за разные временные периоды, должны иметь одну методику подсчетов и одинаковые формы представления; . быть актуальной – сведения должны быть свежими, оперативными и своевременны- ми, т.е.представляться без задержек. Планирование потребности в персонале Начальной ступенью процесса кадрового планирования является планирование потребности в персонале. Оно базируется на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах, плане проведения организационно-технических мероприятий, штатном расписании и плане замещения вакантных должностей (рис. 14). Рис. 14. Схема планирования потребности в персонале Планы организации: план закупок; финансовый план; инвестиционный план; организационный план; производственный план и др. Информация о персонале организации Предварительные количественный и качественный расчеты будущей потребности в персонале Прогнозирование количественного и качественного наличия состава персонала на период времени Определение потребности в персонале путем сравнения будущей потребности в персонале с его наличием (по прогнозу) Планирование мероприятий по достижению и поддержанию количественного и качественно- го соответствия между будущей потребностью в персонале и его наличием (по прогнозу) Мероприятия по изменению: производственной структуры; структуры управления; организации труда; технологических про- цессов. Мероприятия
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|