Привлечение кандидатов на вакантную должность по рекомендациям зна-
комых и родственников, работающих в компании. Этот метод является достаточно эффективным и распространен в небольших организациях. Так, по данным кадрового агентства «Анкор» для компаний, численность персонала которых не превышает 40–60 человек, в 40% случаев найм новых сотрудников осуществляется через связи и знакомства. Тема 7. Привлечение персонала Данный подход характерен для компаний, работающих в узких секторах, где количество специалистов ограничено, и поиск кандидатов на рынке труда может оказаться длитель- ным и неэффективным. Однако этот способ имеет серьезный недостаток, связанный с риском взять неква- лифицированного специалиста. Данный недостаток можно компенсировать проведени- ем отбора на общих основаниях в том числе и для кандидата, рекомендованного «свои- ми», что позволит провести его адекватную оценку 2. «Самостоятельные» кандидаты – люди, занимающиеся поиском работы само- стоятельно без обращения в агентства и службы занятости – они сами звонят в организа- цию, присылают свои резюме и т.д. Самостоятельные кандидаты обращаются в конкрет- ную организацию, в которой хотели бы работать, что, как правило, связано с ее ведущим положением на рынке. Даже если на данный момент организация не нуждается в услугах такого кандида- та, информацию о нем все же стоит сохранить, чтобы можно было привлечь его в случае необходимости. Многие организации устраивают дни открытых дверей, а также прини- мают участие в ярмарках вакансий и выставках с целью привлечения «самостоятель- ных» кандидатов. 3. Реклама в СМИ. Наиболее распространенным приемом рекрутмента является размещение в СМИ рекламного объявления об имеющейся в организации вакансии.
В данном случае соискатель обращается непосредственно в кадровую службу организа- ции-работодателя. Самыми популярными СМИ для размещения объявлений о вакансиях являются периодические издания и Интернет. Такие СМИ, как телевидение и радио, используются редко. Периодические издания (газеты и журналы), публикующие объявления о вакан- сиях, можно также подразделить на две категории: издания общего профиля и специали- зированные профессиональные издания. Издания общего профиля публикуют инфор- мацию о вакансиях в различных областях деятельности и для широкого круга профес- сий. Специализированные профессиональные издания ориентированы на проблематику какой-то отдельной отрасли (например, металлургия) или профессии (например, бухгал- терский учет). Соответственно в рубриках, посвященных трудоустройству, публикуются объявления о вакансиях для специалистов этой отрасли (например, инженер-металлург) или профессии (например, бухгалтер). То же самое можно сказать и об Интернет. Существуют серверы, посвященные трудоустройству, на которых соискатели публикуют свои резюме, а работодатели – ин- формацию о вакансиях. Также публикация информации о вакансиях и размещение ре- зюме возможны на специализированных порталах, представляющих собой виртуальные профессиональные сообщества. Применение специализированных профессиональных изданий и Интернет- порталов считается эффективным в случае поиска узкопрофильных специалистов (на- пример, инженеров в области телекоммуникаций, специалистов-нефтяников и т.д.). По- иск кандидатов на распространенные должности без жесткой индустриальной зависимо- сти (маркетолог, экономист, секретарь и т.д.), как правило, проводится при помощи из- даний, посвященных трудоустройству в различных областях. Размещение объявлений о вакансиях является эффективным и дорогостоящим
инструментом привлечения большого количества кандидатов. Однако этот инструмент может оказаться неэффективным в случае наплыва кандидатов, не обладающих требуе- мыми качествами. Для того чтобы повысить эффективность объявления о вакансии, не- обходимо соблюдать следующие условия: . в рекламном объявлении необходимо в краткой форме излагать ключевые требо- вания к кандидатам, чтобы предотвратить поток резюме неподходящих на эту должность кандидатов; РАЗДЕЛ 3. Технология управления персоналом . объявление должно публиковаться в соответствующем издании (местной прессе или в узкопрофильном журнале); . следует анализировать количество откликов, полученных от размещения объявле- ний в разных изданиях, что позволить выбрать наиболее эффективные для кон- кретных видов и областей работы. 4. Контакты с учебными заведениями. Многие крупные организации ориенти- рованы на набор выпускников вузов, не имеющих опыта работы. С этой целью компа- ния-работодатель проводит презентации в профильных вузах, а также принимает участи в ярмарках вакансий. Особенности набора выпускников связаны с тем, что при отсутст- вии профессиональных компетенций, оцениваются личностные компетенции, такие как умение планировать, анализировать, личная мотивация и т.д. 5. Государственные службы занятости (биржи труда). Правительства большин- ства стран способствуют повышению уровня занятости населения, создавая для этого специальные органы, занятые поиском работы для обратившихся безработных граждан. Ведутся базы данных, содержащие информацию о соискателях (их биографические дан- ные квалификационные характеристики, интересующую работу). Организации имеют доступ к таким базам и могут осуществить в них поиск при незначительных издержках. Однако данный метод не обеспечивает широкий охват кандидатов, так как далеко не все соискатели регистрируются в государственных службах занятости. 6. Кадровые агентства. За последние 30 лет рекрутинг превратился в бурно разви- вающуюся отрасль экономики. Каждое агентство ведет свою базу данных и осуществляет поиск кандидатов в соответствии с требованиями клиентов – работодателей.
Агентства тщательно изучают требования, которые компания предъявляет к соис- кателям, подбирают кандидатов, проводят тестирование и собеседование. В случае прие- ма кандидата на работу услуги агентства оплачиваются компанией в размере 30–50% го- довой заработной платы нанятого сотрудника. Кадровые агентства могут иметь следую- щие специализации: Массовый подбор персонала осуществляется в условиях открытия нового пред- приятия, когда ставится цель в короткий срок обеспечить его сотрудниками. Отличи- тельной особенностью массового набора является наличие большого количества одно- типных вакансий (например, при открытии супермаркета – кассиры, продавцы, груз- чики и т.д.). Услуги временного персонала. Агентства представляют компаниям временных сотрудников в тех случаях, когда сроки поиска постоянного сотрудника на вакансию уве- личиваются, а также на период временной нетрудоспособности постоянного сотрудника организации и отсутствии возможности его замены другим штатным сотрудником. Также агентствами предоставляется услуга лизинга персонала. Это происходит в тех случаях, когда работа квалифицированного специалиста востребована компанией-работодателем на временной, а не на постоянной основе. Подбор руководителей (executive search). Это направление рекрутмента ориен- тировано на поиск профессионалов высокого уровня, а также руководителей высшего звена. Метод, используемый этими агентствами, называется headhunting или «охота за головами», а рекрутеры, специализирующиеся в области executive search, называются хэдхантерами. Метод headhunting Принцип действия данного метода основывается на следующей предпосылке – руководители высокого уровня не ищут работу по объявлениям или через агентства, большинство из них успешно в своем деле и даже не помышляет о смене работы. Задачей «охотника» является предложение такому кандидату более выгодных условий в другой организации. Тема 7. Привлечение персонала Хэдхантеры ведут поиск на основе детального анализа рынка и возможных компа-
ний-доноров. Также они должны хорошо знать специфику работы предприятий в от- дельных секторах рынка, например, в нефтегазовом, банковском и т.д. Источниками информации для хэдхатеров служат: . отчеты и брошюры, публикуемые организациями; . отраслевые издания, публикующие рейтинги самых успешных руководителей и работников, а также, статьи, репортажи и прочие публикации; . конфиденциальная сеть поиска. К отобранным кандидатам осторожно обращаются с предложением о перемене места работы, обсуждают ее специфику и условия (уровень оплаты, социальные блага), после чего кандидата представляют организации-клиенту. Хэдхантеры проводят тщательный анализ вакансии, составляют подробные требо- вания к ней, выявляют наиболее подходящий тип личности. Все эти действия произво- дятся на основании требований, к кандидатам, сформулированных клиентом – работо- дателем. Хэдхантеры осуществляют самостоятельное тестирование кандидатов на соот- ветствие этим требованиям. Услуги хэдхантеров оплачиваются в абсолютном измерении. Сумма гонорара уста- навливается до начала поиска и в виде аванса выплачивается 25–30%. Столько же выплачи- вается при предоставлении клиенту списка наиболее подходящих кандидатов. Оставшаяся часть гонорара выплачивается после приема подобранного кандидата на работу. К достоинствам headhunting относятся: . воздействие на нужную целевую аудиторию (традиционные средства привлече- ния персонала могут не коснуться потенциальных кандидатов на высокую долж- ность); . руководители, готовые рассматривать предложения о новой работе, сами дают понять хэдхантерам о своих намерениях, а не ищут открыто работы в конкури- рующих организациях; . если выбранный кандидат не хочет менять место работы, он может порекомендо- вать другого работника аналогичного уровня. К недостаткам headhunting относятся: . разрушительное воздействие на эффективно налаженную деятельность организа- ций; . руководитель, поддавшийся хэдхантеру, сможет снова стать его клиентом. С це- лью предотвращения этого организации выплачивают сотруднику значительные средства в обмен на обязательство пребывания длительного срока в организации на занимаемой должности; . кандидат может подкупить хэдхантера с целью рекомендации на хорошую долж- ность; . с целью наиболее эффективного поиска хэдхантер может запросить от компании- клиента конфиденциальную информацию. Отбор персонала Окончательное решение при отборе обычно формируется на нескольких этапах,
которые следует пройти претендентам. На каждом этапе отсеивается часть претендентов или же они отказываются от процедуры, принимая другие предложения. Как правило, до принятия организацией решения о приеме на работу кандидат должен пройти несколько ступеней отбора: РАЗДЕЛ 3. Технология управления персоналом Ступень 1. Предварительная отборочная беседа. Беседа может проводиться различ- ными способами. Для некоторых видов деятельности предпочтительно, чтобы кандидаты приходили на будущее место работы, тогда ее может проводить линейный менеджер, в дру- гих случаях это не важно и ее проводит специалист службы управления персонала. Основная цель беседы – оценка уровня образования претендента, его внешнего вида и определяющих личностных качеств. Для эффективной работы менеджерам и спе- циалистам целесообразно использовать общую систему правил оценки кандидата на этом этапе. Ступень 2. Заполнение бланка заявления. Претенденты, успешно преодолевшие предварительную беседу, должны заполнить специальный бланк заявления и анкету. Количество пунктов анкеты должно быть минимальным, и они должны запраши- вать информацию, более всего выясняющую производительность будущей работы пре- тендента. Информация может касаться прошлой работы, склада ума, ситуаций, с кото- рыми приходилось сталкиваться, но так, чтобы на их основе можно было бы провести стандартизированную оценку претендента. Вопросы анкеты должны быть нейтральны и предполагать любые возможные ответы, включая возможность отказа от ответа. Пункты должны вытекать один из другого. Ступень 3. Беседа по найму (интервью). Исследования показали, что более 90% решений по отбору претендентов фирмами США принимаются на основе итогов беседы. Интервью является наиболее распространенным методом оценки кандидатов на должность. В процессе интервью не только работодатель получает информацию о кандида- те, но и сам кандидат имеет возможность больше узнать не только об условиях работы (зада- вая вопросы интервьюеру), но и о корпоративной культуре этой организации. Сделать вы- воды о корпоративной культуре организации-работодателя, а также о своей совместимости с ней, кандидат может по уровню организации и условий проведения интервью, по профес- сионализму интервьюера и т.д. Существуют следующие виды интервью: Биографическое интервью. Его задачей является выяснение прошлого опыта кан- дидата с целью прогнозирования его возможностей и способностей. В процессе биогра- фического интервью уточняются различные аспекты профессиональной деятельности кандидата, которые не раскрыты в резюме. Биографическое интервью не дает возможно- сти оценить сегодняшнюю ситуацию и мотивацию. Ситуационное интервью. Кандидату предлагается решить несколько практиче- ских ситуаций (гипотетических или реальных проблем). Этот метод позволяет выявить общие и аналитические способности кандидата, используемые им подходы к решению нестандартных проблем и умение выходить из трудных ситуаций. Структурированное интервью. Его целью является выявление профессиональ- ных и личностных качеств кандидата по заранее разработанному структурированному списку вопросов. Этот вид интервью наиболее распространенный. Он может сочетать в себе элементы всех других видов интервью. Интервью по компетенциям. Цель этого вида интервью определить уровень соот- ветствия кандидата ключевым компетенциям, необходимым для работы в данной организа- ции и в данной должности. Для определения уровня компетенции, а также возможностей его развития, интервьюер в процессе интервью обращается к прошлому опыту кандидата. Стрессовое интервью. Такой вид интервью применяться с целью оценки кандидата на предмет таких качеств, как стрессоустойчивость, умение корректно вести себя в провока- ционных, стрессовых ситуациях, скорость и эффективность принятия решения и т.д. Во вре- мя стрессового интервью кандидату задают провокационные, некорректные вопросы, на- пример «Вы уверены, что заслуживаете зарплату, на которую претендуете?» или «Почему Тема 7. Привлечение персонала мы должны нанимать именно Вас?» и т.д. Как правило, этот вид интервью проводят два и более интервьюера, что увеличивает стрессовую компоненту. Проведение интервью в не- удобных и некомфортных условиях, когда соискателю постоянно приходится отвлекаться и трудно сосредоточить внимание (например, в шумных помещениях). Данная методология применяется, как правило, для оценки кандидатов на такие должности, в которых приходит- ся работать в нестандартных ситуациях (например, секретарь в приемной, сотрудник служ- бы безопасности и т.д.). В качестве интервьюеров, как правило, выступают рекрутеры (или менеджеры по ра- боте с персоналом) и линейные руководители, в подразделения которых ведется набор. Существует несколько основных типов беседы по найму: По схеме – беседы носят несколько ограниченный характер, получаемая инфор- мация не дает широкого представления о заявителе, ход беседы не может быть приспо- соблен к особенностям кандидата, стесняет его, сужает возможности получения инфор- мации. Слабоформализованные – заранее готовятся только основные вопросы, прово- дящий имеет возможность включать и другие, незапланированные вопросы, гибко меняя ход беседы. Интервьюер должен быть лучше подготовлен, чтобы иметь возможность ви- деть и фиксировать реакции кандидатов, выбирать из спектра возможных именно те во- просы, которые в данный момент заслуживают большего внимания. Не по схеме – заранее готовится лишь список тем, которые должны быть затро- нуты. Для опытного интервьюера такая беседа – огромный источник информации. Ступень 4. Тестирование, ролевые игры, профессиональное испытание. Источ- ник информации, который может дать сведения о личностных особенностях, профес- сиональных способностях и умениях кандидата. Результаты дадут возможность описать как потенциальные установки, ориентации человека, так и те конкретные способы дея- тельности, которыми он уже фактически владеет. Тестирование может позволить сфор- мировать мнение о способности кандидата к профессиональному и должностному росту, специфике мотивации, особенностях индивидуального стиля деятельности. Ступень 5. Проверка рекомендаций и послужного списка. Информация реко- мендательных писем или бесед с людьми, которых кандидат назвал в качестве рекомен- дателей, может позволить уточнить, что конкретно и с каким успехом кандидат делал на предыдущих местах работы, учебы, жительства. Однако нецелесообразно обращаться за рекомендациями в организацию, в которой работает кандидат. Это может способствовать распространению информации, в которой кандидат не заинтересован, и вряд ли даст достоверную информацию для менеджера по персоналу: слишком велик компонент эмоционального отношения к человеку, увольняющемуся из организации. Целесообраз- но обращаться за рекомендациями на места предыдущей работы, если срок увольнения превышает один год, а также к коллегам из других организаций, профессиональных об- ществ, с которыми кандидат взаимодействовал по деловым вопросам. В настоящее время, кроме тех документов, которые традиционно, на основе ранее действующих правил внутреннего трудового распорядка, затребует администрация, предприятиям можно порекомендовать получать характеристики с прежнего места рабо- ты и образовательного учреждения. Они будут способствовать повышению ответственно- го отношения к работе и учебе. Желательно также изменить содержание листка по учету кадров. В документ воз- можно внесение следующих пунктов: список патентов; общественная деятельность; вне- профессиональные навыки, увлечения профессионального уровня; время, когда человек может приступить к работе. На многих предприятиях вместо личного листка по учету кадров используют резюме-справку, характеризующую человека. РАЗДЕЛ 3. Технология управления персоналом Ступень 6. Медицинский осмотр. Проводится, как правило, если работа предъяв- ляет особые требования к здоровью кандидатов. Ступень 7. Принятие решения. Сравнение кандидатов. Представление результа- тов на рассмотрение руководству, принимающему решение. Принятие и исполнение решения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|