Анкеты и сравнительные оценки
Чаще используется два вида анкет: 1) шкала оценки для руководителя (оценивается достижение целей): 0 – не удовлетворяет; 1, 2, 3 – частично удовлетворяет; 4, 5, 6 – удовлетворяет; 7, 8, 9 – успешно решает поставленные задачи. 2. Анкета «комментарии работника» (заполняется самими работником): основные достижения: кратко опишите ваши основные достижения на данном посту за последний период; необходимая поддержка: укажите, какой вид помощи, поддержки или какие со- веты вы хотели бы получить для повышения результативности вашего труда в будущем; основные области ответственности: укажите один или два вида работы, ответст- венность за которые хотели бы принять на себя во время следующего периода оценки; деятельность по личному развитию: опишите любые меры по вашему индиви- дуальному развитию (например, обучение на курсах), в которые вы были вовлечены ра- нее или сейчас; факторы результативности труда: в каждой из отмеченных ниже рубрик отметь- те одну область, в которой вы сильны и отбирайте только те факторы, которые необхо- димы вам для работы; если у вас нет решения, не заполняйте данную рубрику. 1 Базаров Т.Ю. Управление персоналом. РАЗДЕЛ 3. Технология управления персоналом Сравнительные анкеты заполняются с помощью методов заданного выбора и шкалы рейтингов. 3. Метод заданного выбора – анкета, в которой задаются основные характеристи- ки, перечень вариантов поведения оцениваемого. По шкале важности оценивают в бал- лах набор характеристик того, как выполняет свою работу оцениваемый работник. 4. Шкала рейтингов поведенческих установок – анкета, в которой описываются решающие ситуации профессиональной деятельности. В анкете рейтинга содержится
обычно от шести до десяти решающих ситуаций с описанием поведения. Лицо, прово- дящее оценку, отмечает то описание, которое в большей степени соответствует квалифи- кации оцениваемого. Тип ситуации соотносится с баллом по шкале. 5. Описательный метод оценки заключается в том, что производящему оценку предлагают описать преимущества и недостатки поведения работника. Часто этот метод комбинируется с другими, например, со шкалами рейтинга поведенческих установок. 6. Метод оценки по решающей ситуации. Для использования этого метода спе- циалисты готовят список описаний «правильного» и «неправильного» поведения работ- ников в отдельных (решающих) ситуациях. Эти описания распределяются по рубрикам в соответствии с характером работы. Лицо, проводящее оценку, готовит журнал для запи- сей по каждому оцениваемому работнику, в который вносит примеры поведения по каж- дой рубрике. Затем этот журнал используется для оценки результативности труда. Как правило, метод служит для оценок, даваемых руководителем, а не коллегами или подчи- ненными. 7. Шкала наблюдения за поведением, как метод оценки по решающей ситуации, ориентирован на фиксацию поступков. Для определения поведения работника в целом оценщик на шкале фиксирует количество случаев, когда работник вел себя тем или иным образом. Методы групповой оценки дают возможность провести сравнение эффективно- сти работы сотрудников внутри группы, сопоставить работников между собой. 1. Метод классификации: лицо, проводящее оценку, должно распределить всех работников поочередно, от лучшего до худшего, по какому-нибудь одному общему кри- терию. Однако это достаточно сложно, если количество человек в группе превышает 20 человек, значительно проще выделить успешного или неуспешного работника, чем про-
ранжировать среднего. Выход может быть найден, если использовать метод альтернативной классифи- кации. Для этого лицо, проводящее оценку, вначале должно выбирать самого лучшего и самого худшего работников, затем отобрать следующих за ними и т.д. 2. Сравнение по парам делает классификацию проще и достовернее – сравнение каждого с каждым производится в специально сгруппированных парах. На пересечении фамилий в паре отмечается фамилия того сотрудника, который в данной паре считается наиболее эффективным. Затем отмечается число случаев, когда работник оказывается лучшим в своей паре, и на основании этого строится общий рейтинг. Оценка может быть затруднена, если количество сотрудников слишком велико – число пар будет слишком большим, и работа с анкетой станет утомительной. 3. КТУ (коэффициент трудового участия) был распространен в 1980-е гг. Вели- чина базового КТУ равна единице. В США наиболее часто используется метод географической шкалы рейтинга. Ши- роко применяются описательный метод и анкеты. Доля других методов составляет не бо- лее 5%. Классификацию и сравнение по парам используют 10–13% работодателей. Тема 8. Деловая оценка персонала Значение центров оценки персонала в системе оценки результатов Труда персонала Оценка результатов труда персонала – одна из основных современных форм рабо- ты служб управления персоналом и одна их основных функций управления, применяе- мая как в государственных учреждениях, так и в частных организациях, в настоящее вре- мя получает развитие деятельность центров оценки персонала, но в целом она пока име- ет лишь частичное распространение в условиях развития российского рынка труда. Центр оценки персонала (assessment center) – испытательное подразделе- ние, функционирующее как при организации, так и независимо от нее, дея- тельность которого направлена на проведение всего комплекса мероприятий, относящихся к развитию персонала. Среди основных направлений деятельности центров оценки персонала выделяют- ся несколько блоков. Первый связан с определением социальной потребности в оценке персонала и формированием социального заказа на их подготовку. Второй блок – технологический. Он связан с острой необходимостью разработки
современных технологий применительно к отечественному рынку труда (подбор мето- дов оценки и оценочных процедур, обучение и специальный отбор экспертов, консуль- тантов). Третий блок – создание надежных мер защиты специалиста-оценщика, руководи- теля-заказчика самого оцениваемого. Специалист центра оценки должен быть защищен от давления как со стороны заказчика, так и со стороны оцениваемого. В свою очередь, заказчик должен иметь гарантии от непрофессионального оценивания работника. Самое же главное – работники должны быть уверены, что они защищены от разглашения кон- фиденциальной информации и она не будет использована им во вред. Центры оценки персонала выполняют следующие основные функции: разработка прогнозных оценок, используемых при планировании потребности в персонале, план их подготовки, переподготовки, перемещения, сокращения численности персонала; систематическая оценка профессионального, общеобразовательного, возрастного состава и иных характеристик сотрудников, включая руководителей; оценка эффективности наиболее распространенных способов комплектования штатов (наем, назначение, выборы, конкурс и т.д.); оценка результатов аттестации персонала, качества подготовки и проведения атте- стационных мероприятий, их влияния на развитие персонала организации; изучение и научно обоснованная оценка качеств руководителей, других специа- листов организации посредством привлечения социологических, психологических служб; оценка качества кадрового резерва и работы с ним по целевым программам, адек- ватным структуре резерва; предоставление рекомендаций по заполнению вакантных должностей с учетом проведенной оценки психологической совместимости специалистов с персоналом кон- кретных подразделений и их руководителями; оценка потребностей в обучении и повышении квалификации руководителей, других специалистов, исходя не только из интересов организации, но и на основе инди-
видуальных пожеланий; Определение РАЗДЕЛ 3. Технология управления персоналом разработка программ оценки состояния и стимулирования работы персонала, ре- комендаций по созданию необходимых предпосылок для повышения служебной (произ- водственной) квалификации работников, их профессионального самосовершенствования; подготовка материалов для оценки профессиональных качеств работников и кри- териев, учитываемых при рассмотрении кандидатур, выдвигаемых на руководящие должности; оценка качества программ по улучшению условий труда, удовлетворению про- фессиональных и жизненных потребностей работников в соответствии с имеющимися возможностями организации; сравнительная (компаративная) оценка и обобщение передового опыта работы с персоналом в других аналогичных по профилю деятельности организациях, рекоменда- ции по применению эффективного опыта работы с персоналом организации; оценка учета и существующей системы служебного продвижения персонала, ис- следование частоты их ротации и разработка предложений по принятию мер для ее оп- тимизации; предложения по совершенствованию механизма подбора, расстановки, использо- вания и практики осуществления текущей оценки персонала по параметрам трудовой функции работника.1 Центры оценки персонала используют многие методы, классификация которых приведена в таблице 20. Таблица 20
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|