Непосредственный руководитель
(линейный менеджер) Оценка результатов труда Оценка мотивации Организация профессионального развития Предложения по стимулированию Предложения по росту В зависимости от объективных условий внутриорганизационная карьера может быть перспективной или тупиковой – у сотрудника может быть либо длинная карьерная линия, либо очень короткая. Менеджер по персоналу уже при приеме кандидата должен спроектировать возможную карьеру и обсудить ее с кандидатом исходя из индивидуаль- ных особенностей и специфики мотивации. Одна и та же карьерная линия для разных сотрудников может быть и привлекательной, и неинтересной, что существенным обра- зом скажется на эффективности их дальнейшей деятельности. Управление деловой карьерой – это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организаций, по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потреб- ностей, возможностей и социально-экономических условий организации. Управлением своей деловой карьеры занимается и каждый отдельный работник. Управление деловой карьерой позволяет достичь преданности работника интересам ор- 1 Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: Юнити, 2002. Определение Тема 10. Развитие персонала ганизации, повышения производительности труда, уменьшения текучести кадров и бо- лее полного раскрытия способностей человека. Любой человек планирует свое будущее, основываясь на своих потребностях и со- циально-экономических условиях. При поступлении на работу человек ставит перед собой определенные цели, но
так как и организация, принимая его на работу, также преследует определенные цели, то нанимающемуся необходимо уметь реально оценивать свои деловые качества. Человек должен уметь соотнести свои деловые качества с теми требованиями, которые ставит пе- ред ним организация, его работа. От этого зависит успех всей его карьеры. Нанимаясь на работу, человек должен знать рынок труда. Обладая возможностью к самооценке и зная рынок труда, он может отобрать отрасль и регион, где хотел бы жить и работать. Правильная самооценка своих навыков и деловых черт предполагает знание себя, своей силы, слабостей и недостатков. Только при этом условии можно правильно поставить цели карьеры. Целью карьеры нельзя назвать область деятельности, определенную работу, должность, место на служебной лестнице. Она имеет более глубокое содержание. Цели карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь эту конкретную ра- боту, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей. Цели карьеры меняются с возрастом, а также по мере того, как меняемся мы сами, с ростом на- шей квалификации и т.д. Формирование целей карьеры – это процесс постоянный. Управление карьерой следует начинать при приеме на работу. При приеме на рабо- ту вам задают вопросы, в которых изложены требования организации-работодателя. Вам же следует задавать вопросы, отвечающие вашим целям, формирующие ваши требования. Управляя карьерой в процессе работы, необходимо помнить следующие правила: не теряйте время на работу с безынициативным, неперспективным начальником, станьте нужным инициативному, оперативному руководителю; расширяйте свои знания, приобретайте новые навыки; готовьте себя занять более высокооплачиваемую должность, которая становится (или станет) вакантной; познайте и оцените других людей, важных для вашей карьеры (родителей, членов
своей семьи, друзей); составляйте план на сутки и на всю неделю, в котором оставляйте место для лю- бимых занятий; помните, что все в жизни меняется (вы, ваши занятия и навыки, рынок, организация, окружающая среда), оценить эти изменения – важное для карьеры качество; ваши решения в области карьеры практически всегда являются компромиссом между желаниями и реальностью, между вашими интересами и интересами организа- ции; никогда не живите прошлым: во-первых, прошлое отражается в нашей памяти не таким, каким оно было на самом деле, во-вторых, прошлое не вернешь; не допускайте, чтобы ваша карьера развивалась значительно быстрей, чем у других; увольняйтесь, как только убедитесь, что это необходимо; думайте об организации, как о рынке труда, но не забывайте о внешнем рынке труда; не пренебрегайте помощью организации в трудоустройстве, но в поисках новой работы надейтесь прежде всего на себя. Чтобы эффективно управлять своей деловой карьерой, необходимо составлять личные планы. Содержание личного жизненного плана карьеры руководителя, состоящего из трех основных разделов: оценка жизненной ситуации, постановка личных конечных це- лей карьеры и частные цели и планы деятельности. В ряде организаций в рамках системы управления персоналом складывается блок функций по управлению деловой карьерой. Эти функции выполняют: дирекция, служба РАЗДЕЛ 3. Технология управления персоналом управления персоналом, начальники функциональных отделов аппарата управления ор- ганизацией, профсоюзные комитеты, консультационные центры. Эффективное управление деловой карьерой положительно влияет на результаты деятельности организации. Организация движения кадров имеет в расстановке персонала принципиальное значение, т.к. обеспечивает замещение вакантных мест и соблюдение плановой карьеры работников. Служебно-профессиональное продвижение – серия поступательных перемеще- ний по различным должностям, способствующая развитию как организации, так и лич- ности. Перемещения могут быть вертикальными и горизонтальными. Это и предлагае- мая организацией последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест,
положений в коллективе), которые сотрудник потенциально может пройти. Система служебно-профессионального продвижения – совокупность средств и методов должностного продвижения персонала, применяемых в различных организаци- ях. В практике управления различают два вида должностного продвижения: продвиже- ние специалиста и продвижение руководителя. Последнее, в свою очередь, имеет два на- правления: продвижение функциональных руководителей и продвижение линейных ру- ководителей. Продвижение персонала состоит из следующих процедур: 1. Повышение в должности или квалификации, когда служащий замещает более высокую должность, а рабочий получает новый разряд. 2. Перемещение, когда работник переводится на другое равноценное рабочее ме- сто (цех, отдел, служба) в силу производственной необходимости или изменения харак- тера труда. 3. Понижение, когда в связи с изменением его потенциала работник переводится на более низкую должность или по результатам аттестации на более низкий разряд для рабочего. 4. Увольнение с предприятия, когда работник полностью меняет место работы в связи с неудовлетворенностью условиями труда или несоответствия занимаемому рабо- чему месту. Исходными данными для организации движения персонала являются: модели служебной карьеры; решение аттестационной комиссии; философия предприятия; штатное расписание предприятия; должностные инструкции; личные дела сотрудников; приказы директора по кадровым вопросам; трудовые договоры сотрудников, положение об оплате труда. Движение кадров организуется строго в соответствии с кадровой политикой лично директором на малых предприятиях или его заместителем по персоналу на крупных и средних предприятиях. Проводится в жизнь сотрудниками отдела кадров. Если движе- ние кадров идет спонтанно – по результатам увольнения сотрудников, от случая к слу- чаю, для выполнения желания директора, то эффект планомерной расстановки кадров невелик. Только равномерное и целенаправленное движение кадров дает реальный со-
циальный эффект. Тема 10. Развитие персонала Вопросы для самопроверки: 1. Что такое развитие персонала? Какие компоненты включаются в развитие персонала? 2. Перечислите основные принципы развития персонала. 3. Назовите основные факторы, влияющие на необходимость развития пер- сонала в современных условиях. 4. Сформулируйте цели обучения персонала как с точки зрения работника, так и работодателя. 5. Назовите различия понятий «подготовка», «переподготовка» и «повыше- ние квалификации». 6. Какие методы обучения на рабочем месте вы знаете? Раскройте сущность каждого метода. 7. Какие методы обучения на вне рабочего места вы знаете? Раскройте сущ- ность каждого метода. 8. Что такое деловая карьера? 9. Какие виды карьеры вы знаете? 10. В чем заключается модель карьеры «трамплин»? Чем эта модель отлича- ется от модели «лестница»? 11. В чем заключается модель карьеры «змея»? Какому типу философии управления персоналом она соответствует? 12. В чем заключается планирование карьеры? Кто принимает участие в этом процессе?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|