К производственным показателям экономической эффективности можно от-
нести следующие: . показатели выпуска и качества продукции; . показатели фонда оплаты труда, среднюю заработную плату; . показатели использования материальных ресурсов; . показатели использования основного и оборотного капитала; . показатели роста производительности труда; . уровень нормирования труда и кооперирования труда; . показатели, характеризующие совершенствование организационной структуры; . показатели оптимизации численности управленческого персонала; . показатели, характеризующие улучшение использования ЭВМ и оргтехники; . экономию за счет численности персонала; . экономию за счет роста отдачи зарплаты; . прирост выпуска продукции за счет роста производительности труда и отдачи за- трат на персонал. Определить социальную эффективность системы управления персоналом можно с помощью следующих показателей: . показателей структуры персонала по профессиональному, квалификационному составу, по возрасту и стажу работы; . образовательного уровня и уровня организации повышения квалификации и пе- реподготовки; . показателей гуманизации труда (обогащение содержания труда, снижение моно- тонности и пр.); . показателей улучшения охраны труда, техники безопасности и санитарно- гигиенических требований; . обеспечение соответствия кадровых решений требованиям трудового законода- тельства; . повышения обоснованности кадровых решений. Следует отметить, что среди показателей социальной эффективности есть те, ко- торые поддаются стоимостной оценке и могут быть включены в состав экономических результатов при расчете эффективности управления персоналом. Косвенные показатели эффективности включают следующие:
. текучесть персонала; . сокращение числа конфликтов; . уровень абсентеизма; . показатели качества выпускаемой продукции; . показатели удовлетворенности трудом, коллективом, руководством, системой воз- награждения. РАЗДЕЛ 3. Технология управления персоналом Основными косвенными критериями эффективности деятельности служб управ- ления персоналом являются показатели текучести и абсентеизма. Текучесть является од- ной из организационных форм подвижности персонала. Правомерно рассматривать те- кучесть персонала как движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью рабочим местом – так называемая «активная» текучесть, и неудовлетворенностью орга- низации данным работником – «пассивная» текучесть. Абсолютные масштабы текучести измеряются количеством увольнений работни- ков по собственному желанию, а также по инициативе администрации (за определенный период). Относительный показатель текучести – коэффициент текучести персонала – оп- ределяется как отношение числа работников, уволившихся по причинам, относимым к текучести, к среднесписочной численности работников. При изучении и анализе проблемы текучести персонала важно определить ее мо- тивы. Изучение мотивов текучести возможно осуществить с помощью интервьюирования и анкетирования увольняющихся работников. Показатели текучести внутренне взаимосвязаны с показателями абсентеизма, то есть количеством самовольных невыходов работников на работу. Абсентеизм приводит к ряду издержек, включающих выплаты, которые осуществ- ляются независимо от присутствия или отсутствия работника. Кроме того, необходимо оплатить внеурочный труд персонала, который выполняет работу отсутствующего. Анализ исследований показывает, что показатели текучести и абсентеизма взаимо- зависимы, так как оба явления вызываются одними и теми же факторами. Во многих слу-
чаях работники сначала проявляют высокий уровень абсентеизма, который ведет к по- вышенной текучести, вследствие чего важно определить точные причины возникновения текучести и абсентеизма. С данными явлениями тесно связаны такие формы оценок, как недовольство и жалобы. Рост количества жалоб могут быть сигналом неудовлетворенно- сти, которая, в свою очередь, может привести к увеличению текучести персонала. Данные факторы служат индикаторами того, насколько успешной является деятельность службы персонала по созданию условий удовлетворенности работников. Необходимо отметить, что все группы показателей тесно взаимосвязаны, и это объ- ясняется тем, что, с одной стороны, социальную эффективность в виде стимулов для пер- сонала можно обеспечить только тогда, когда существование организации является на- дежным, и она получает прибыль, позволяющую предоставить эти стимулы; с другой стороны, экономической эффективности можно добиться только в том случае, если со- трудники предоставят в распоряжение организации свою рабочую силу, что они обычно бывают готовы сделать только при наличии определенного уровня социальной эффек- тивности. Аудит персонала Аудит персонала (от анг. audit – проверка или ревизия отчетности) – это сис- тема консультационной поддержки, аналитической оценки и независимой экспертизы кадрового потенциала организации. Главной, глобальной целью аудита персонала является оценка эффективности и производительности деятельности персонала как одного из важнейших факторов, обес- печивающих прибыльность организации. Определение Тема 11. Оценка эффективности системы управления персоналом Организационно-кадровый аудит позволяет решить следующие задачи: . определить соответствие организационного и кадрового потенциала целям и стра- тегии развития организации; . выявить соответствие деятельности персонала и структуру управления организа- ции существующей нормативно-правовой базе; . определить эффективность работы с персоналом по решению задач, стоящих пе- ред персоналом организации, ее руководством, отдельными структурными под-
разделениями; . выявить причины возникающих в организации социальных проблем и определить возможные пути их разрешения или снижения негативного воздействия. В практике менеджмента аудит персонала является, с одной стороны, способом наблюдения подобно финансовому или бухгалтерскому аудиту, а с другой – инструмен- том управления, который позволяет решить ту или иную проблему, возникающую в сфере трудовых отношений. Аудит персонала осуществляется на основании общепризнанных для любой ауди- торской проверки принципов: профессионализм, независимость, достоверность, чест- ность, объективность, сопоставимость с международным правом. 1 Аудиту подлежат три основные области: 1) процессы – управленческие и кадровые, их соответствие стратегическим целям и задачам организации, технологическому уровню; 2) структуры – эффективность организационной структуры, ее адекватность реа- лизуемым процессам; 3) персонал – качество, численность, распределение внутри организации, нали- чие кадрового резерва, качество резерва. Аудиторская проверка в области персонала должна осуществляться по следую- щим направлениям: оценка кадрового потенциала организации, качественных и количественных ха- рактеристик персонала; диагностика кадровых процессов и процедур управления, оценка их эффективности. Целью аудита кадрового потенциала является выявление того, обладает ли орга- низация человеческими ресурсами, необходимыми и достаточными для ее успешного функционирования и развития; способен ли персонал работать эффективно и в соответ- ствии с выбранной стратегией. Определить кадровый потенциал одним показателем невозможно. Поэтому при- меняется система показателей, отражающая различные стороны трудового потенциала организации. К ним можно отнести следующие показатели: . анализ списочного состава работников по социально-демографическим характе- ристикам; . анализ структуры кадрового состава по психологическим характеристикам; . оценку укомплектованности кадрового состава в целом и по уровням управления,
включая оценку обеспеченности персоналом технологического процесса; . оценку соответствия образовательного и профессионально-квалификационного уровня персонала, степени его подготовленности требованиям производственной деятельности; . анализ структуры кадрового состава на соответствие требованиям технологии и классификатору должностей; 1 Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. – М: Инфра-М, 2003. – С. 617. РАЗДЕЛ 3. Технология управления персоналом . проверку и анализ данных об использовании рабочего времени; . оценку текучести кадров и абсентеизма, изучение форм, динамики причин дви- жения работников, анализ потоков перемещений внутри организации, состояния дисциплины труда; . определение в динамике количества работников, занятых неквалифицированным и малоквалифицированным трудом, тяжелым ручным трудом; . исследование социальных аспектов трудовой деятельности (мотивации труда, профессионально-квалификационного роста, семейного положения, обеспечен- ности жильем и др.); . сбор и анализ данных об уровне санитарно-гигиенических производственных и бытовых условий (состояние рабочих мест, мест общественного питания); . диагностику управленческого, инновационного потенциала персонала организа- ции, его способности к обучению. В процессе аудита должны быть изучены все составляющие системы работы с пер- соналом (основные параметры аудита кадровых процессов приведены в таблице 28). Это даст возможность выработать обоснованные рекомендации по результатам аудиторской проверки. Таблица 28 (начало)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|