Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обучающая функция предприятия




Внутрифирменное обучение Внешнее обучение Самообучение

Самоподготовка

Тема 10. Развитие персонала

Таблица 23

Методы обучения персонала на рабочем месте 1

п/п

Методы

обучения

Характерные особенности метода

1 Направленное

приобретение

опыта

Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу пла-

нирования составляет индивидуальный план профессионального обуче-

ния, в котором изложены цели обучения

2 Производствен-

ный инструктаж

Общая информация, введение в специальность, адаптация, ознакомле-

ние обучающегося с новой рабочей обстановкой

3 Смена рабочего

места (ротация)

Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической

смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток

времени создается представление о многогранности деятельности и про-

изводственных задач (специальные программы молодого поколения спе-

циалистов)

4 Использование

работников в каче-

стве ассистентов,

стажеров

Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего и качест-

венно иного порядка задач при одновременном принятии на себя не-

которой доли ответственности

5 Наставничество Сотрудничество наставника и обучающегося, когда наставник обеспечи-

вает непрерывную, беспристрастную обратную связь и периодически

проверяет уровень исполнения работы наставляемых. Применение ме-

тода эффективно в тех случаях, когда что-то идет не так или кто-то не-

правильно что-то делает и возникает необходимость в исправлении тако-

го положения вещей. Метод может практиковаться как систематический

6 Подготовка в

проектных

группах

Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах,

создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных

сроком задач

Некоторые формы обучения возможны только на рабочем месте, например, рота-

ция операций, натаскивание (репетиторство) и обучение таким видам работ, которые ред-

ко требуются в ходе производственного процесса, и поэтому нет надобности специально

обучать навыкам их выполнения с отрывом от производства. Напротив, теоретическая

подготовка вряд ли может быть эффективно осуществлена в производственных условиях;

обучающийся должен посещать колледж, а это уже обучение с отрывом от основного мес-

та работы.

Методы профессионального обучения вне рабочего места предназначены прежде

всего для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответ-

ствии с требованиями производственной обстановки (табл. 24.).

1 Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 179.

РАЗДЕЛ 3. Технология управления

персоналом

Таблица 24

Методы обучения персонала вне рабочего места 1

п/п

Методы обучения Характерные особенности метода

1 Чтение лекций Пассивный метод обучения, используется для изложения теорети-

ческих и методических знаний, практического опыта

2 Программированные

курсы обучения

Более активный метод обучения, эффективен для получения тео-

ретических знаний

3 Конференции, семинары,

беседы «за круглым

столом», экскурсии,

дискуссии, встречи

с руководством

Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает

логическое мышление и вырабатывает способы поведения в

различных ситуациях

4 Метод обучения руково-

дящих кадров, основан-

ный на самостоятельном

решении конкретных за-

дач из производственной

практики

Моделирование организационной проблемы, которую должны

решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить тео-

ретические знания и практические навыки, предусматривает об-

работку информации, конструктивно-критическое мышление,

развитие творчества в процессах принятия решений

5 Деловые игры Обучение манере вести себя в различных производственных си-

туациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей

должны вырабатывать альтернативные точки зрения

б Тренинг Ежедневное обучение, в ходе которого один инструктирует или

тренирует другого относительно основ его деятельности путем

интенсивного обучения, демонстрации и практической работы в

целях повышения эффективности деятельности

7 Самостоятельное

обучение

Наиболее простой вид обучения, для которого не требуется ни

инструктор, ни специальное помещение, ни определенное вре-

мя: обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно, но для

этого нужна сознательность и желание самого обучающегося ус-

ваивать новые знания

8 Методы решения

производственно-

экономических

проблем с помощью

моделей

Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих

предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли кон-

курирующих между собой фиктивных организаций. С помощью

исходных данных слушатели должны принять соответствующие

решения для нескольких стадий производства продукции или

услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и

т.д.)

9 Кружок качества

«вместо учебы»,

рабочая группа

Молодые специалисты разрабатывают конкретные решения по

проблемам управления организацией, объединившись в рабочие

группы. Разработанные в рабочих группах предложения переда-

ются руководству организации, которое рассматривает предло-

жения, принимает по ним решения и информирует рабочую

группу о принятии или отклонении ее предложений

1 Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 179.

Тема 10. Развитие персонала

Кроме обучения на рабочем месте и вне его, возможно сочетание того и другого

метода. К таким формам обучения относится:

опытное или эмпирическое обучение – обучение путем самостоятельной ра-

боты, но в некотором логическом порядке;

демонстрация и практика под руководством – обучающий показывает стажеру,

как делать, затем обучающий дает возможность сделать это самому работнику, но под его

руководством;

программируемое обучение книга или машина, которая «ведет» читателя и

периодически проверяет его знания постановкой вопросов;

обучение с помощью компьютера – собственно программируемое обучение

путем взаимодействия с компьютером, использование сети Интернет;

обучение действием – обучение в ходе выполнения действий, например, уча-

стие вместе с другими в разработке проекта или группового задания, или работа «во вто-

ром составе» другого подразделения.

Говоря об экономической и социальной эффективности обучения квалифициро-

ванных кадров, необходимо отметить следующее. Обучение квалифицированных кадров

является эффективным в том случае, если связанные с ним издержки будут в перспективе

ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет других

факторов или издержек, связанных с ошибками в найме рабочей силы. Поскольку опре-

деление результатов, достигаемых с помощью обучения квалифицированных кадров, со-

пряжено с определенными трудностями, налицо экономическая эффективность обуче-

ния в форме снижения издержек, которые поддаются точному расчету. Обучение квали-

фицированных кадров затрагивает важные факторы социальной эффективности. Повы-

шение профессионального мастерства положительно отражается на гарантии сохране-

ния рабочего места, на возможностях повышения в должности, на расширении внешнего

рынка труда, на величине доходов организации, на чувстве собственного достоинства и

возможностях самореализации.

Оценка обучения

Путем расчета затрат на обучение и сопоставления их с финансовыми выгода-

ми для компании от работы обученного сотрудника проверка действенности обуче-

ния может быть расширена до его оценки. При этом простота и точность оценки

сильно варьируются:

затраты на обучение с отрывом от основной работы гораздо проще оценить, чем

затраты на обучение без отрыва от производства;

финансовые выгоды обучения гораздо проще вычислить, если речь идет о физи-

ческом, а не об умственном труде;

достаточно легко оценить издержки неадекватного обучения, например, стои-

мость брака, испорченных исходных материалов, жалоб клиентов, сверхурочной работы

для исправления ошибок;

польза от обучения выходит за пределы простого повышения эффективности

работы;

Значительные трудности могут возникнуть при попытке оценить эти выгоды в

финансовых показателях.

РАЗДЕЛ 3. Технология управления

персоналом

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...