Обучающая функция предприятия
Внутрифирменное обучение Внешнее обучение Самообучение Самоподготовка Тема 10. Развитие персонала Таблица 23 Методы обучения персонала на рабочем месте 1 № п/п Методы обучения Характерные особенности метода 1 Направленное приобретение опыта Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу пла- нирования составляет индивидуальный план профессионального обуче- ния, в котором изложены цели обучения 2 Производствен- ный инструктаж Общая информация, введение в специальность, адаптация, ознакомле- ние обучающегося с новой рабочей обстановкой 3 Смена рабочего места (ротация) Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и про- изводственных задач (специальные программы молодого поколения спе- циалистов) 4 Использование работников в каче- стве ассистентов, стажеров Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего и качест- венно иного порядка задач при одновременном принятии на себя не- которой доли ответственности 5 Наставничество Сотрудничество наставника и обучающегося, когда наставник обеспечи- вает непрерывную, беспристрастную обратную связь и периодически проверяет уровень исполнения работы наставляемых. Применение ме- тода эффективно в тех случаях, когда что-то идет не так или кто-то не- правильно что-то делает и возникает необходимость в исправлении тако- го положения вещей. Метод может практиковаться как систематический 6 Подготовка в проектных группах Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах,
создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач Некоторые формы обучения возможны только на рабочем месте, например, рота- ция операций, натаскивание (репетиторство) и обучение таким видам работ, которые ред- ко требуются в ходе производственного процесса, и поэтому нет надобности специально обучать навыкам их выполнения с отрывом от производства. Напротив, теоретическая подготовка вряд ли может быть эффективно осуществлена в производственных условиях; обучающийся должен посещать колледж, а это уже обучение с отрывом от основного мес- та работы. Методы профессионального обучения вне рабочего места предназначены прежде всего для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответ- ствии с требованиями производственной обстановки (табл. 24.). 1 Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 179. РАЗДЕЛ 3. Технология управления персоналом Таблица 24 Методы обучения персонала вне рабочего места 1 № п/п Методы обучения Характерные особенности метода 1 Чтение лекций Пассивный метод обучения, используется для изложения теорети- ческих и методических знаний, практического опыта 2 Программированные курсы обучения Более активный метод обучения, эффективен для получения тео- ретических знаний 3 Конференции, семинары, беседы «за круглым столом», экскурсии, дискуссии, встречи с руководством Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях 4 Метод обучения руково- дящих кадров, основан- ный на самостоятельном решении конкретных за- дач из производственной практики Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить тео- ретические знания и практические навыки, предусматривает об-
работку информации, конструктивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений 5 Деловые игры Обучение манере вести себя в различных производственных си- туациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения б Тренинг Ежедневное обучение, в ходе которого один инструктирует или тренирует другого относительно основ его деятельности путем интенсивного обучения, демонстрации и практической работы в целях повышения эффективности деятельности 7 Самостоятельное обучение Наиболее простой вид обучения, для которого не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное вре- мя: обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно, но для этого нужна сознательность и желание самого обучающегося ус- ваивать новые знания 8 Методы решения производственно- экономических проблем с помощью моделей Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли кон- курирующих между собой фиктивных организаций. С помощью исходных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции или услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.) 9 Кружок качества «вместо учебы», рабочая группа Молодые специалисты разрабатывают конкретные решения по проблемам управления организацией, объединившись в рабочие группы. Разработанные в рабочих группах предложения переда- ются руководству организации, которое рассматривает предло- жения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложений 1 Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 179. Тема 10. Развитие персонала Кроме обучения на рабочем месте и вне его, возможно сочетание того и другого метода. К таким формам обучения относится: • опытное или эмпирическое обучение – обучение путем самостоятельной ра- боты, но в некотором логическом порядке; • демонстрация и практика под руководством – обучающий показывает стажеру, как делать, затем обучающий дает возможность сделать это самому работнику, но под его
руководством; • программируемое обучение – книга или машина, которая «ведет» читателя и периодически проверяет его знания постановкой вопросов; • обучение с помощью компьютера – собственно программируемое обучение путем взаимодействия с компьютером, использование сети Интернет; • обучение действием – обучение в ходе выполнения действий, например, уча- стие вместе с другими в разработке проекта или группового задания, или работа «во вто- ром составе» другого подразделения. Говоря об экономической и социальной эффективности обучения квалифициро- ванных кадров, необходимо отметить следующее. Обучение квалифицированных кадров является эффективным в том случае, если связанные с ним издержки будут в перспективе ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет других факторов или издержек, связанных с ошибками в найме рабочей силы. Поскольку опре- деление результатов, достигаемых с помощью обучения квалифицированных кадров, со- пряжено с определенными трудностями, налицо экономическая эффективность обуче- ния в форме снижения издержек, которые поддаются точному расчету. Обучение квали- фицированных кадров затрагивает важные факторы социальной эффективности. Повы- шение профессионального мастерства положительно отражается на гарантии сохране- ния рабочего места, на возможностях повышения в должности, на расширении внешнего рынка труда, на величине доходов организации, на чувстве собственного достоинства и возможностях самореализации. Оценка обучения Путем расчета затрат на обучение и сопоставления их с финансовыми выгода- ми для компании от работы обученного сотрудника проверка действенности обуче- ния может быть расширена до его оценки. При этом простота и точность оценки сильно варьируются: затраты на обучение с отрывом от основной работы гораздо проще оценить, чем затраты на обучение без отрыва от производства; финансовые выгоды обучения гораздо проще вычислить, если речь идет о физи-
ческом, а не об умственном труде; достаточно легко оценить издержки неадекватного обучения, например, стои- мость брака, испорченных исходных материалов, жалоб клиентов, сверхурочной работы для исправления ошибок; польза от обучения выходит за пределы простого повышения эффективности работы; Значительные трудности могут возникнуть при попытке оценить эти выгоды в финансовых показателях. РАЗДЕЛ 3. Технология управления персоналом
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|