Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным




Продвижением

Карьера – это результат осознанной позиции и поведения человека в области

трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным

ростом.

Карьеру – траекторию своего движения – человек строит сам, сообразуясь с осо-

бенностями внутри и внеорганизационной реальности и главное – со своими собствен-

ными целями, желаниями и установками.

Начинается деловая карьера с формирования субъективно осознанных собствен-

ных суждений работника о своем трудовом будущем, ожидаемом пути самовыражения и

удовлетворения трудом.

В процессе реализации карьеры важно обеспечить взаимодействие всех видов

карьеры.

Различают несколько видов карьеры:

Карьера вертикальная – вид карьеры, с которым чаше всего связывают само по-

нятие деловой карьеры, т.к. в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикаль-

ной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (по-

вышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда).

Карьера горизонтальная – вид карьеры, предполагающий либо перемещение в

др. функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной

роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной

структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, про-

граммы и т.п.); к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или услож-

нение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознагражде-

ния). Понятие «к.г.» не означает непременное и постоянное движение вверх по организа-

ционной иерархии.

Карьера внутриорганизационная – вид карьеры, означающий, что конкретный

работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии разви-

тия: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие

индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию – последовательно в

стенах одной организации. Эта карьера может быть специализированной и неспециали-

зированной.

Карьера межорганизационная – вид карьеры, означающий, что конкретный ра-

ботник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития:

обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие инди-

видуальных профессиональных способностей, уход на пенсию – последовательно, рабо-

тая на различных должностях в разных организациях. Эта карьера может быть специали-

зированной и неспециализированной.

Карьера специализированная – вид карьеры, характеризуется тем, что конкрет-

ный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные

ее стадии. Конкретный работник в к.с. может пройти эти стадии последовательно как в

одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии и области деятельности, в

которой он специализируется. Например, начальник отдела сбыта одной организации

стал начальником отдела сбыта др. организации. Такой переход связан либо с ростом

размеров вознаграждения за труд, либо с изменением содержания труда, либо перспек-

Определение

Тема 10. Развитие персонала

тивами продвижения по службе. Др. пример: начальник отдела кадров назначен на

должность зам. директора по управлению персоналом организации, где он работает.

Неспециализированная карьера широко развита в Японии. Японцы твердо при-

держиваются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать

на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Поднимаясь по

служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с раз-

ных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года. Так, считается

вполне нормальным, если руководитель отдела сбыта меняется местами с руководителем

отдела снабжения. Многие японские руководители на ранних этапах своей карьеры ра-

ботали в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель обладает

значительно меньшим объемом специализированных знаний (которые в любом случае

потеряют свою ценность через пять лет) и одновременно владеет целостным представле-

нием об организации, подкрепленным к тому же личным опытом. Ступени этой карьеры

работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.

Карьера ступенчатая – вид карьеры, совмещающий элементы горизонтальной и

вертикальной видов карьеры. Продвижение работника может осуществляться посредст-

вом чередования вертикального роста с горизонтальным, что дает значительный эффект.

К.с. встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и

межорганизационные формы.

Карьера центростремительная (скрытая) – вид карьеры, наименее очевидный

для окружающих; доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих

обширные деловые связи вне организации. Под центростремительной карьерой понима-

ется движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на

недоступные др. сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформально-

го характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информа-

ции, доверительные обращения, отдельные, важные поручения руководства. Такой ра-

ботник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Од-

нако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в за-

нимаемой должности.

Карьера-молния – стремительный путь к успеху, видному положению в обществе

за чрезвычайно короткое время.

На практике существует большое многообразие вариантов карьеры, которые базируются

на четырех основных моделях:

1. «Трамплин». Подъем по служебной лестнице происходит, когда занимают бо-

лее высокие и лучше оплачиваемые должности. На определенном этапе работник зани-

мает высшую для него должность и старается удержаться на ней в течение длительного

времени. А потом прыжок с «трамплина» – уход на пенсию. Эта карьера наиболее харак-

терна для руководителей периода застоя, когда многие должности занимались одними

людьми в течение 20–25 лет. С другой стороны, данная модель является типичной для

специалистов и служащих, которые не ставят перед собой целей продвижения по службе

в силу ряда причин – личных интересов, невысокой загрузки, хорошего коллектива – ра-

ботника устраивает занимаемая должность и он готов оставаться на ней до ухода на пен-

сию. Такая модель может быть приемлемой для многих специалистов и служащих.

2. «Лестница». Каждая ступень служебной лестницы представляет собой опреде-

ленную должность, которую работник занимает определенное время (не более 5 лет).

Этого срока достаточно, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отда-

чей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руко-

водитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую долж-

РАЗДЕЛ 3. Технология управления

персоналом

ность работник занимает после повышения квалификации. Верхней ступеньки он дости-

гает в период максимального потенциала, и после этого начинается планомерный спуск

по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы. Психологически эта

модель очень неудобна для руководителей из-за нежелания уходить с «первых ролей».

Здесь можно порекомендовать внимательно относиться к таким работникам – включать в

совет директоров, использовать в качестве консультанта.

3. «Змея». Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с од-

ной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное

время, а потом занимает более высокую должность на более высоком уровне. Главное

преимущество этой модели – возможность изучить все функции деятельности и управле-

ния, что пригодится на вышестоящей должности. Эта модель характерна для японской

модели, так как они связывают себя не только с отдельной профессией, но и с будущим

всей фирмы. При несоблюдении ротации кадров эта модель теряет значимость и может

иметь негативные последствия, т.к. часть работников с преобладанием темперамента ме-

ланхолика и флегматика не расположены к смене коллектива или должности и будут

воспринимать ее очень болезненно.

4. «Перепутье». Когда после определенного периода работы проводится аттеста-

ция (комплексная оценка персонала) и по результатам принимается решение о повыше-

нии, перемещении или повышении работника. Это похоже на американскую модель, ха-

рактерна для совместных компаний.

Выбор карьеры

Для оптимизации выбора сферы профессиональной деятельности в начале про-

фессионального пути важно учитывать тип личности человека. Для этой цели часто ис-

пользуют схему выбора карьеры по типологии личности Дж. Голланда (табл. 25).

По концепции Голланда один из типов всегда доминирует, однако человек может

приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух и более типов. Чем ближе ори-

ентация (сектор в круге) доминирующего типа ко второй (третьей) ориентации, тем

ближе типы личности. Учитывая содержание доминирующих и недоминирующих ори-

ентации, можно выбирать те виды деятельности, которые ближе человеку и в которых он

будет более успешен. Если доминирующая и следующие ориентации далеки друг от

друга, карьеру выбирать сложнее.

Другой типологией, которая может быть использована в целях выбора карьеры,

является типология Е.А. Климова, все виды деятельности разделены по предметам труда:

• Тип П – человек-природа;

• Тип Т – человек-техника;

• Тип Ч – человек-человек;

• Тип 3 – человек-знак (условные знаки, коды, языки);

• Тип X – человек-художественный образ.

Менеджер по персоналу, как правило, сталкивается с уже сформировавшимся

профессионалом, но бывает важно знать, как человек сделал свой выбор. Можно выде-

лить следующие основные ситуации выбора профессии:

1. традиция – в силу обычаев, традиции;

2. случай – случайно, в силу некоторых событий;

3. долг – представление о долге, миссии;

4. целевой выбор – сознательное определение целей профессиональной деятель-

ности, исходя из анализа реальных проблем и путей их решения.

Тема 10. Развитие персонала

Таблица 25

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...