Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным
Продвижением Карьера – это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. Карьеру – траекторию своего движения – человек строит сам, сообразуясь с осо- бенностями внутри и внеорганизационной реальности и главное – со своими собствен- ными целями, желаниями и установками. Начинается деловая карьера с формирования субъективно осознанных собствен- ных суждений работника о своем трудовом будущем, ожидаемом пути самовыражения и удовлетворения трудом. В процессе реализации карьеры важно обеспечить взаимодействие всех видов карьеры. Различают несколько видов карьеры: Карьера вертикальная – вид карьеры, с которым чаше всего связывают само по- нятие деловой карьеры, т.к. в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикаль- ной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (по- вышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда). Карьера горизонтальная – вид карьеры, предполагающий либо перемещение в др. функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, про- граммы и т.п.); к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или услож- нение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознагражде- ния). Понятие «к.г.» не означает непременное и постоянное движение вверх по организа- ционной иерархии. Карьера внутриорганизационная – вид карьеры, означающий, что конкретный
работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии разви- тия: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию – последовательно в стенах одной организации. Эта карьера может быть специализированной и неспециали- зированной. Карьера межорганизационная – вид карьеры, означающий, что конкретный ра- ботник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие инди- видуальных профессиональных способностей, уход на пенсию – последовательно, рабо- тая на различных должностях в разных организациях. Эта карьера может быть специали- зированной и неспециализированной. Карьера специализированная – вид карьеры, характеризуется тем, что конкрет- ный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные ее стадии. Конкретный работник в к.с. может пройти эти стадии последовательно как в одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется. Например, начальник отдела сбыта одной организации стал начальником отдела сбыта др. организации. Такой переход связан либо с ростом размеров вознаграждения за труд, либо с изменением содержания труда, либо перспек- Определение Тема 10. Развитие персонала тивами продвижения по службе. Др. пример: начальник отдела кадров назначен на должность зам. директора по управлению персоналом организации, где он работает. Неспециализированная карьера широко развита в Японии. Японцы твердо при- держиваются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Поднимаясь по
служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с раз- ных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года. Так, считается вполне нормальным, если руководитель отдела сбыта меняется местами с руководителем отдела снабжения. Многие японские руководители на ранних этапах своей карьеры ра- ботали в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель обладает значительно меньшим объемом специализированных знаний (которые в любом случае потеряют свою ценность через пять лет) и одновременно владеет целостным представле- нием об организации, подкрепленным к тому же личным опытом. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях. Карьера ступенчатая – вид карьеры, совмещающий элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры. Продвижение работника может осуществляться посредст- вом чередования вертикального роста с горизонтальным, что дает значительный эффект. К.с. встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы. Карьера центростремительная (скрытая) – вид карьеры, наименее очевидный для окружающих; доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Под центростремительной карьерой понима- ется движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные др. сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформально- го характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информа- ции, доверительные обращения, отдельные, важные поручения руководства. Такой ра- ботник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Од- нако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в за- нимаемой должности. Карьера-молния – стремительный путь к успеху, видному положению в обществе за чрезвычайно короткое время. На практике существует большое многообразие вариантов карьеры, которые базируются на четырех основных моделях: 1. «Трамплин». Подъем по служебной лестнице происходит, когда занимают бо- лее высокие и лучше оплачиваемые должности. На определенном этапе работник зани-
мает высшую для него должность и старается удержаться на ней в течение длительного времени. А потом прыжок с «трамплина» – уход на пенсию. Эта карьера наиболее харак- терна для руководителей периода застоя, когда многие должности занимались одними людьми в течение 20–25 лет. С другой стороны, данная модель является типичной для специалистов и служащих, которые не ставят перед собой целей продвижения по службе в силу ряда причин – личных интересов, невысокой загрузки, хорошего коллектива – ра- ботника устраивает занимаемая должность и он готов оставаться на ней до ухода на пен- сию. Такая модель может быть приемлемой для многих специалистов и служащих. 2. «Лестница». Каждая ступень служебной лестницы представляет собой опреде- ленную должность, которую работник занимает определенное время (не более 5 лет). Этого срока достаточно, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отда- чей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руко- водитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую долж- РАЗДЕЛ 3. Технология управления персоналом ность работник занимает после повышения квалификации. Верхней ступеньки он дости- гает в период максимального потенциала, и после этого начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы. Психологически эта модель очень неудобна для руководителей из-за нежелания уходить с «первых ролей». Здесь можно порекомендовать внимательно относиться к таким работникам – включать в совет директоров, использовать в качестве консультанта. 3. «Змея». Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с од- ной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время, а потом занимает более высокую должность на более высоком уровне. Главное преимущество этой модели – возможность изучить все функции деятельности и управле- ния, что пригодится на вышестоящей должности. Эта модель характерна для японской
модели, так как они связывают себя не только с отдельной профессией, но и с будущим всей фирмы. При несоблюдении ротации кадров эта модель теряет значимость и может иметь негативные последствия, т.к. часть работников с преобладанием темперамента ме- ланхолика и флегматика не расположены к смене коллектива или должности и будут воспринимать ее очень болезненно. 4. «Перепутье». Когда после определенного периода работы проводится аттеста- ция (комплексная оценка персонала) и по результатам принимается решение о повыше- нии, перемещении или повышении работника. Это похоже на американскую модель, ха- рактерна для совместных компаний. Выбор карьеры Для оптимизации выбора сферы профессиональной деятельности в начале про- фессионального пути важно учитывать тип личности человека. Для этой цели часто ис- пользуют схему выбора карьеры по типологии личности Дж. Голланда (табл. 25). По концепции Голланда один из типов всегда доминирует, однако человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух и более типов. Чем ближе ори- ентация (сектор в круге) доминирующего типа ко второй (третьей) ориентации, тем ближе типы личности. Учитывая содержание доминирующих и недоминирующих ори- ентации, можно выбирать те виды деятельности, которые ближе человеку и в которых он будет более успешен. Если доминирующая и следующие ориентации далеки друг от друга, карьеру выбирать сложнее. Другой типологией, которая может быть использована в целях выбора карьеры, является типология Е.А. Климова, все виды деятельности разделены по предметам труда: Тип П – человек-природа; Тип Т – человек-техника; Тип Ч – человек-человек; Тип 3 – человек-знак (условные знаки, коды, языки); Тип X – человек-художественный образ. Менеджер по персоналу, как правило, сталкивается с уже сформировавшимся профессионалом, но бывает важно знать, как человек сделал свой выбор. Можно выде- лить следующие основные ситуации выбора профессии: 1. традиция – в силу обычаев, традиции; 2. случай – случайно, в силу некоторых событий; 3. долг – представление о долге, миссии; 4. целевой выбор – сознательное определение целей профессиональной деятель- ности, исходя из анализа реальных проблем и путей их решения. Тема 10. Развитие персонала Таблица 25
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|