Гигиенические факторы Мотивирующие факторы
Политика организации и руководства Успех Условия работы Продвижение по службе Заработная плата, социальный статус Признание и одобрение результатов работы Межличностные отношения с начальником, коллегами и подчиненными Высокая степень ответственности Степень непосредственного контроля за работой Возможность творческого и профессионально- го роста Следует обратить внимание на то, что Герцберг сделал парадоксальный вывод о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором. Действительно, в таб- лице 22 заработная плата находится в категории факторов, приводящих к удовлетворен- ности или неудовлетворенности работой. В своей основе содержательные теории близки друг к другу. Основное их отличие состоит в отношении к первичным (по Маслоу) потребностям. МакКлелланд считал, что, как правило, эти потребности в сегодняшней ситуации уже удовлетворены, а Герцберг полагал, что они существенны только в том случае, когда несправедливо реализованы. Что касается вторичных потребностей (высших уровней мотивации), то, несмотря на различия в формулировках, все три автора содержательных теорий сходились во мнении, что они активно воздействуют на поведение человека. Основными недостатками данной группы теорий является то, что в реальной жиз- ни проявление потребностей не осуществляется в строгой иерархической последователь- ности, а является производной от многих ситуационных факторов. Однако несомненная заслуга создателей рассмотренных теорий заключается в том, что они определили по- требности как фактор мотивации личности и предприняли попытку классифицировать потребности и установить их взаимосвязь. Классификация потребностей на первичные и
вторичные поддерживается большинством современных исследователей, однако единой, общепринятой классификации до сих пор не существует. Процессуальные теории мотивации рассматривают проблему с другой точки зрения. Они не отвергают мотивирующую роль потребностей, но фокусируются на том, что заставляет человека прилагать усилия для достижения целей. К процессуальным тео- риям относятся теория ожидания В. Врума, теория справедливости Портера–Лоулера, теория «X» и «Y» Д. Макгрегора и другие. Теория ожиданий основана на положении, что наличие активной потребности – не единственная мотивация. Человек также должен надеяться, что действительно сможет ее удовлетворить, благодаря правильно выбранному типу поведения. Большую роль в разработке теории ожидания сыграл Виктор Врум, который ввел понятие валентности – предполагаемой степень относительного удовлетворения (или неудовлетворения) вслед- ствие получения вознаграждения, или, другими словами, насколько вознаграждение со- ответствует ожиданиям вознаграждаемого. Врум определил мотивацию как произведение следующих переменных: РАЗДЕЛ 3. Технология управления персоналом . ожидания того, что усилия дадут желаемые результаты; . ожидание того, что за достигнутыми результатами последует вознаграждение; . валентность (ожидаемую ценность вознаграждения). Чем выше значение каждого из множителей, тем выше мотивация. В случае, если один из множителей отсутствует (равен нулю), то мотивация равна нулю. Данная теория оставила без внимания то, какая валентность имеет большую ценность: валентность зара- ботной, платы, продвижения или других факторов. Теория справедливости основана на утверждении, что люди субъективно оцени- вают вознаграждение к затраченным усилиям, и ощущение, что кто-то другой отмечен
больше и лучше, чаще всего начинают снижать интенсивность работы. Также вследствие несправедливого распределения вознаграждения возникает психологическое напряже- ние в коллективе, которое обязательно нужно снять, объяснив коллективу принцип, ле- жащий в основе распределения вознаграждений. Авторы этой теории, Лайман Портер и Эдвард Лоулер, интегрировали в свою теорию элементы теории ожидания. Согласно их теории, мотивация является функцией потребностей, ожидания и справедливости возна- граждения. Результативность труда зависит от: . оценки ценности вознаграждения; . приложенных усилий; . оценки вероятности связи «усилие-вознаграждение»; . характерных особенностей и потенциальных возможностей сотрудника; . самооценки сотрудниками своей роли. В свою очередь уровень приложенных усилий зависит от ценности вознагражде- ния и от веры в прямую зависимость между затраченными усилиями и возможностью вознаграждения. Как уже говорилось, вознаграждения бывают внутренние (чувство удов- летворения от выполненной работы, чувство компетентности, самоуважения и т.п.) и внешние (похвала руководителя, премия, повышение по службе). Портер и Лоурер рас- сматривают еще один тип вознаграждения – вознаграждение, воспринимаемое как спра- ведливое. На рисунке 22 схематически представлена модель Портера–Лоулера. Рис. 22. Модель Портера-Лоулера Результаты Усилия Ценность вознаграждения Способности и характер Внутреннее вознаграждение Внешнее возна- граждение Удовлетво- ренность Оценка вероятности связи «усилие – вознаграждение» Оценка роли сотрудника Вознаграждение, воспринимаемое как справедливое Переменные теории ожидания Дополнительные переменные теории справедливости Тема 9. Оплата труда и мотивация трудовой деятельности Пунктирная линия говорит, что между результативностью и внешним вознаграж- дением может существовать связь, однако она зависит от руководителя. Пунктирная ли- ния между результативностью и вознаграждением, воспринимаемым как справедливое, показывает субъективную оценку вознаграждения сотрудником. В результате внешних и внутренних вознаграждений и с учетом их справедливости у человека возникает удовле-
творение, и это удовлетворение является мерой того, насколько ценно вознаграждение на самом деле. Этот процесс цикличен и постоянно развивается. Дугласом МакГрегором были предложены теория «X» и теория «Y», рассмат- ривающие мотивацию человека с двух противоположных сторон. Теория «X» допуска- ет, что большинство людей не заинтересованы в ответственности и что люди работают либо только из-за денег либо из страха перед некими угрозами. Однако, создав тео- рию «X», МакГрегор пришел к выводу, что такое понимание человеческой природы не соответствует действительности, а менеджмент, построенных на этом подходе не отве- чает современным потребностям. Таким образом, была создана теория «Y», основным постулатом которой является то, что люди не ленивы и не безответственны. Эта тео- рия доказывает, что люди могут быть самоуправляемыми и творческими в работе при правильной мотивации. Следует особо подчеркнуть, что теория «X» и теория «Y» не являются взаимоисключающими противоположностями. Наоборот, их автор считает; что большинство людей имеет потенциал для того, чтобы быть зрелым и сознатель- ным, таким образом, существует разница между позициями и поведением. Теории «X» и «Y» описывают позиции и склонности людей. Руководителю следует придерживать- ся теории «Y», но также следует помнить и о теории «X», так как с некоторым людьми необходимо некоторое время обращаться согласно теории «X», чтобы помочь им са- мореализоваться и перейти в категорию «Y». Вопросы для самопроверки: 1. Раскройте понятия потребности и вознаграждения. Какую роль они иг- рают в теориях мотивации? 2. Чем отличаются содержательные теории мотивации от процессуальных? В чем их сущность? 3. Раскройте основные положения теории мотивации Маслоу. 4. Раскройте основные положения двухфакторной теории мотивации Герц- берга. 5. В чем заключается теория ожидания Врума? 6. Раскройте сущность модели Портера–Лоулера. 7. Чем отличаются теория «X» и теория «Y» МакГрегора? Являются ли они
взаимоисключающими или взаимодополняющими? 8. Объясните процесс формирования мотива. Как взаимосвязаны ценности, потребности, интересы и установки? 9. Каковы основные направления воздействия на мотивацию работника? 10. Какие функции заработной платы вы знаете? 11. Перечислите виды сдельной заработной платы. 12. В чем заключается повременная заработная плата? РАЗДЕЛ 3. Технология управления персоналом
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|