Опыт проводить под тягой!. Опыт 4. Получение диоксида серы и его растворение в воде. Опыт 5. Окислительные и восстановительные свойства соединений серы (IV)
Опыт проводить под тягой! Выполнение работы. В стакан с концентрированным раствором сульфида натрия (8–10 мл) внести немного мелко растертой серы, предварительно смоченной спиртом, и осторожно кипятить, нагревая маленьким пламенем горелки, до изменения окраски раствора. Отделить раствор полученного полисульфида натрия от непрореагировавшей серы отстаиванием, 5–6 капель прозрачного раствора перенести пипеткой в чистую пробирку. К раствору добавлять по каплям 2 н. хлороводородной кислоты до кислой реакции (проба лакмусовой бумажкой). Через некоторое время отметить появление серы в коллоидном состоянии. Написать графические формулы сульфида и простейшего полисульфида. Запись данных опыта. Описать наблюдаемые явления. Написать уравнения реакций получения полисульфида натрия Na2S2 и его разрушения в кислой среде (реакцию диспропорционирования), учитывая, что сера в степени окисления +1 переходит в S0 и ион S2–. Опыт 4. Получение диоксида серы и его растворение в воде Выполнение работы. Приготовить две пробирки: одну с раствором нейтрального лакмуса, другую – с дистиллированной водой. Пробирку наполнить на 1/3 ее объема кристаллами сульфита натрия, добавить 6–8 капель 4 н. раствора серной кислоты и быстро закрыть пробкой с отводной трубкой (см. рис. 1). Выделяющийся газ пропускать в пробирки с нейтральным лакмусом и дистиллированной водой в течение 2–3 минут. Если выделение газа идет недостаточно энергично, пробирку осторожно подогреть. Полученный раствор SO2 в воде сохранить для опыта 5. На какие свойства водного раствора SO2 указывает окраска лакмуса? Запись данных опыта. Написать уравнения реакций получения сер-нистого газа, его взаимодействия с водой, протекающего с образованием гидрата SO2× H2O, и схему равновесия в полученном растворе:
1) SO2× H2O « НSO3– + Н+; 2) НSO3– « SO32– + Н+. Как сместится это равновесие при добавлении щелочи?
Опыт 5. Окислительные и восстановительные свойства соединений серы (IV) А. Окислительные и восстановительные свойства SО2 Выполнение работы. В 2 пробирки, из которых одна с сероводородной, другая с йодной водой (по 3–5 капель), добавить по несколько капель полученного в опыте 4 водного раствора SO2. Отметить происходящие изменения в растворах. Запись данных опыта. Написать уравнения соответствующих реакций и указать, какие свойства проявляет диоксид серы в том и другом случае.
Б. Восстановительные свойства SО32–-иона Выполнение работы. В пробирку, содержащую 5–6 капель раствора перманганата калия и 3–4 капли 2 н. раствора хлороводородной кислоты, прибавить несколько кристалликов сульфита натрия. Отметить обесцвечивание раствора в связи с переходом иона MnO4– в ион Мn2+. Данная реакция может служить реакцией открытия иона SO32– в отсутствие других восстановителей. В какое соединение при этом перешел сульфит натрия? Учитывая, что сульфит бария растворим в азотной кислоте, а сульфат бария нерастворим, убедиться в переходе иона SO32– в ион SO42–, для чего в полученный раствор добавить 1–2 капли 2 н. азотной кислоты и столько же раствора хлорида бария. Какое соединение выпало в осадок? Отметить наблюдаемые явления и написать уравнения всех протекающих реакций.
Опыт 6. Дегидратирующие свойства серной кислоты Выполнение работы. На листочке фильтровальной бумаги c помощью стеклянной палочки сделать надпись 2 н. раствором серной кислоты. Бумагу просушить, держа высоко над пламенем горелки. Отметить и объяснить почернение бумаги. Какое свойство проявляет концентрированная серная кислота в этом опыте?
Опыт 7. Взаимодействие серной кислоты с металлами А. Взаимодействие разбавленной серной кислоты с металлами Выполнение работы. В три пробирки внести по 6–8 капель 2 н. раствора серной кислоты и по 2–3 кусочка металлов: в первую – цинка, во вторую – железа, в третью – меди. Если реакция идет медленно, слегка подогреть пробирки небольшим пламенем горелки. Запись данных опыта. В каком случае реакция не идет? Почему? Написать уравнения протекающих реакций. Какой элемент в этих реакциях является окислителем?
Б. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью Выполнение работы. В тигелек поместить 1–2 кусочка медной стружки и прилить 5–10 капель концентрированной серной кислоты. Тигель нагреть на асбестированной сетке небольшим пламенем горелки. Влажную синюю лакмусовую бумажку поднести к выделяющемуся газу. Отметить изменение окраски лакмусовой бумажки. По запаху ( осторожно! ) определить, какой газ выделяется. Содержимое тигля выпарить, охладить и растворить, прибавив в тигель 8-10 капель дистиллированной воды. Перенести пипеткой некоторое количество раствора в чистую пробирку. Отметить окраску раствора. Для какого иона характерна эта окраска? Запись данных опыта. Описать наблюдаемые явления. Ответить на поставленные вопросы. Написать уравнение реакции и указать, какой элемент в молекуле серной кислоты является окислителем?
В. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с цинком Выполнение работы. В тигелек поместить немного цинковой пыли и налить 5–10 капель концентрированной серной кислоты. Тигель нагреть небольшим пламенем горелки. К выделяющемуся газу над тиглем поднести фильтровальную бумагу, смоченную раствором нитрата свинца. Объяснить появление темного пятна на этой бумаге. Запись данных опыта. Описать наблюдаемые явления. Написать уравнения реакций взаимодействия концентрированной серной кислоты с цинком с образованием: а) сернистого газа; б) серы; в) сероводорода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|