Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опыт 1. Получение галогенов окислением галогенидов




Опыт 1. Получение галогенов окислением галогенидов

Опыты проводить в вытяжном шкафу!

А. Получение хлора

Выполнение работы. В 2 пробирки раздельно внести по 2–3 кристаллика KMnO4 и K2Cr2O7. В обе пробирки добавить по 2–3 капли концентрированной HCl. Вторую пробирку слегка подогреть. Наблюдать выделение хлора.

Запись данных опыта. Отметить окраску хлора. Написать уравнение протекающих реакций, учитывая, что дихромат калия переходит в хлорид хрома (III), а перманганат калия – в хлорид марганца (II). Указать окислитель и восстановитель.

Б. Получение брома и йода

Выполнение работы. В 2 пробирки внести: в одну – 2–3 кристаллика бромида калия или натрия и 1/3 шпателя диоксида марганца, в другую – такое же количество смеси иодида калия с диоксидом марганца. В каждую пробирку добавить по 2–3 капли серной кислоты (концентрированной). Отметить выделение и цвет брома и йода в газообразном состоянии. Написать уравнения протекающих реакций, учитывая, что диоксид марганца переходит в сульфат марганца (II).

 

Опыт 2. Растворимость брома и йода в органических растворителях

Выполнение работы. В 2 пробирки раздельно внести по 2–3 капли бромной и йодной воды. Добавить в каждую пробирку по 5–6 капель бензола. Растворы перемешать стеклянной палочкой. Отметить окраску отстоявшихся слоев в пробирках. Органический растворитель экстрагирует бром и йод из водного раствора. Какие галогены можно обнаружить этим опытом?

 

Опыт 3. Окислительные свойства галогенов и их сравнительная активность

А. Окислительные свойства галогенов

Выполнение работы. В три пробирки внести по 3–5 капель хлорной, бромной и йодной воды. Добавить к хлорной воде несколько капель сероводородной воды до появления мути. К бромной и йодной воде добавить порошок магния или алюминия. Перемешать растворы стеклянной палочкой и отметить их обесцвечивание.

Написать уравнения всех протекающих реакций. Какие свойства во всех случаях проявляют галогены?

 

Б. Сравнение окислительных свойств галогенов

Выполнение работы. В одну пробирку внести 3–5 капель раствора бромида натрия, и в две другие – по 3–5 капель раствора иодида кадия. Во все три пробирки добавить по 2–3 капли бензола. В пробирки с раствором бромида и иодида внести по 3–4 капли хлорной воды, в последнюю пробирку с раствором иодида – столько же бромной воды. Содержание пробирок перемешать стеклянной палочкой и по окраске полученного слоя бензола установить, какой галоген выделяется в свободном виде в каждой из про-бирок.

Запись данных опыта. Написать уравнения реакций в молекулярной и ионной форме. В каждом случае указать окислитель и восстановитель. Расположить галогены в ряд по убыванию их окислительной активности. Объяснить последовательность расположения. Могут ли молекулярные гало-гены проявлять восстановительные свойства? Ответ обосновать.

 

Опыт 4. Получение бромоводорода и иодоводорода

Выполнение работы. В 2 пробирки внести по 1 шпателю сухих солей – бромида и иодида натрия или калия. Добавить к ним по 5–10 капель насыщенного раствора ортофосфорной кислоты. Пробирки слегка подогреть. Смочить водой синюю лакмусовую бумажку и подержать ее у отверстия пробирок. Отметить образование белого дыма и покраснение лакмусовой бумажки. На что это указывает?


Запись данных опыта. Написать уравнения реакций образования HBr и HI. Окисляет ли фосфорная кислота выделяющиеся HBr и HI?

 

Опыт 5. Сравнение восстановительных свойств галогенидов

А. Восстановление серной кислоты галогеноводородами

Выполнение работы. В три пробирки раздельно внести по 1 шпателю хлорида, бромида и иодида калия или натрия и по 2–3 капли кон-центрированной серной кислоты. Наблюдать в начале реакции выделение белого дыма в каждой пробирке. На образование каких веществ это указывает? Отметить последующее появление бурых паров брома и йода в соответ-ствующих пробирках. По запаху ( осторожно! ) определить выделение диоксида серы во второй пробирке и сероводорода – в третьей.

Запись данных опыта. Описать наблюдаемые явления и написать уравнения каждой реакции в две фазы:

1) реакций обмена, протекающих с образованием соответствующих галогеноводородов;

2) реакций восстановления избытка серной кислоты бромоводородом и иодоводородом.

Протекала ли реакция восстановления серной кислоты хлороводородом? Как изменяются восстановительные свойства в ряду HF, HCl, НВr, HI? Чем это объясняется?

Б. Восстановление дихромата калия

Выполнение работы. В три пробирки внести по 2–4 капли дихромата калия, подкисленного 2 н. серной кислотой (1–2 капли). Добавить по 2–3 капли в первую пробирку раствора иодида калия, во вторую – столько же бромида натрия и в третью – хлорида натрия. Растворы перемешать чистой стеклянной палочкой. В каком случае восстановление дихромата не произошло?

Запись данных опыта. Написать уравнения протекающих реакций, учитывая, что дихромат калия, восстанавливаясь, переходит в сульфат хрома (III). Как изменялась при этом степени окисления соответствующих галогенов? Что при этом наблюдалось?

В. Восстановление хлорида железа (III)

Выполнение работы. Проделать опыт, аналогичный опыту 5Б, заменив раствор дихромата калия раствором хлорида железа (III).

Запись данных опыта. Что наблюдали? В каком случае произошло восстановление FeCl3 и, соответственно, окисление галогена?

Согласуются ли результаты опытов 5Б и 5В с относительными значе-ниями стандартных электродных потенциалов соответствующих окислительно-восстановительных систем? Как изменяется восстановительная способность отрицательных ионов галогенов? Расположить их в ряд по возрастающей восстановительной активности.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...