Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опыт 8. Различная растворимость сульфита и сульфата бария  




Опыт 8. Различная растворимость сульфита и сульфата бария           

в кислоте

Выполнение работы. В 2 пробирках получить обменной реакцией сульфит и сульфат бария, для чего взять по 3–4 капли растворов со-ответствующих солей. Наблюдать образование осадков в обеих пробирках. Сравнить растворимость сульфита и сульфата бария в кислоте, добавив в обе пробирки по 1–2 капли 2 н. азотной кислоты. Что наблюдается? Можно ли этой реакцией различить ионы SO32–и SO42–?

Запись данных опыта. Написать уравнения реакций получения сульфата и сульфита бария и растворения последнего в кислоте.

 


Опыт 9. Тиосульфат натрия и его свойства

А. Неустойчивость тиосульфата в кислой среде

Выполнение работы. Внести в пробирку 5–6 капель раствора тио-сульфата натрия Na2S2O3 и 3–4 капли 2 н. серной кислоты.

Запись данных опыта. Отметить выпадение серы. По запаху определить, какой газ выделился. Привести графическую формулу тиосульфата натрия. Написать уравнение реакции взаимодействия тиосульфата натрия с серной кислотой. Указать окислитель и восстановитель.

Б. Восстановительные свойства тиосульфата натрия

Выполнение работы. В 2 пробирки внести раздельно по 5–6 капель бромной и йодной воды. В обе пробирки добавить по несколько капель тиосульфата натрия до обесцвечивания растворов.

Запись данных опыта. Написать уравнения протекающих реакций, учитывая, что бром окисляет тиосульфат до сульфата, при этом в реакции участвует вода. Выделяющаяся сера является продуктом побочной реакции. Йод окисляет тиосульфат до тетратионата Na2S4O6. В какую степень окисления переходит при этом бром и йод? Может ли хлорная вода окислить тиосульфат натрия? Ответ мотивировать.

Опыт 10. Окислительные свойства пероксодисульфатов

А. Окисление иодида калия

Выполнение работы. В пробирку с раствором иодида калия (3–4 капли) прибавить столько же раствора пероксодисульфата аммония. Отметить изменение окраски раствора. Написать уравнение реакции.

 

Б. Окисление сульфата хрома (III)

Выполнение работы. В пробирку с растворами сульфата хрома (III)
(3–4 капли) и 2 н. серной кислоты (2–3 капли) добавить 1–2 капли нитрата серебра в качестве катализатора, раствор нагреть на маленьком пламени горелки. В горячий раствор внести 2–3 кристаллика пероксодисульфата калия или аммония и снова нагреть смесь до изменения окраски.

Запись данных опыта. Написать графическую формулу пероксо-дисульфата аммония, расставить коэффициенты в уравнении реакции, написав схему электронного баланса:

Cr2(SO4)3 + (NH4)2S2O8 + H2O ® (NH4)2SO4 + (NH4)2Cr2O7 + H2SO4.

 


 

Лабораторная работа № 9

Свойства р-элементов V группы

Периодической системы Д. И. Менделеева – азот

 

Приборы и реактивы: стеклянные цилиндрические пробирки; прибор для получения оксида азота (II); кристаллизатор или фарфоровая чашка; тигель фарфоровый; колба; стеклянная палочка.

Сухие вещества: нитрат свинца; ацетат аммония; нитрат аммония; хлорид аммония; сульфат алюминия; магний (порошок); нитрит калия; нитрат серебра; медь (стружка); гашеная известь.

Индикаторы: красная лакмусовая бумажка; фенолфталеин; лакмус красный.

Растворы: бромной воды; хлорида аммония (0, 5 н.; насыщенный); нитрита калия (0, 5 н.; насыщенный); иодида калия (0, 1 н. ); сульфата алюминия (0, 5 н. ); перманганата калия (0, 5 н. ); дихромата калия (0, 5 н. ); азотной кислоты (разбавленная; концентрированная); серной кислоты (2 н. ); хлороводородной кислоты (концентрированная); гидроксида натрия (2 н. ); гидроксида аммония
(2 н.; 25%-й).

 

Опыт 1. Получение аммиака, его взаимодействие с водой                   и хлороводородом

Выполнение работы. Поместить в фарфоровый тигелек по 1 шпателю сульфата аммония и гашеной извести. Стеклянной палочкой тщательно перемешать смесь и небольшое ее количество поместить в цилиндрическую пробирку (около 1/2 объема). Отметить запах аммиака. Пробирку укрепить в штативе, закрыв пробкой с отводной трубкой, конец которой опустить в коническую пробирку с водой около 2/3 объема (рис. 2). На слабом пламени горелки нагревать смесь 3–5 минут, пропуская аммиак в воду, после чего пробирку с полученным раствором отставить, закрыть пробкой и сохранить для следующего опыта, а к отверстию отводной трубки поднести стеклянную палочку, смоченную концентрированной хлороводородной кислотой, влажную красную лакмусовую бумажку. Полученный раствор сохранить для опыта 2.

Запись данных опыта. Описать наблюдаемые явления и объяснить их. Написать уравнения реакций:

а) получения аммиака;

б) взаимодействия аммиака с водой, частично приводящее к образованию иона аммония:

 

NH3 + H2O « NH4+ + OH-.

 

Процесс можно рассматривать как протонирование молекулы аммиака, так как последняя является лучшим акцептором протона, чем молекула воды.

 

Рис. 2. Установка для получения аммиака

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...