Опыт 8. Различная растворимость сульфита и сульфата бария
Опыт 8. Различная растворимость сульфита и сульфата бария в кислоте Выполнение работы. В 2 пробирках получить обменной реакцией сульфит и сульфат бария, для чего взять по 3–4 капли растворов со-ответствующих солей. Наблюдать образование осадков в обеих пробирках. Сравнить растворимость сульфита и сульфата бария в кислоте, добавив в обе пробирки по 1–2 капли 2 н. азотной кислоты. Что наблюдается? Можно ли этой реакцией различить ионы SO32–и SO42–? Запись данных опыта. Написать уравнения реакций получения сульфата и сульфита бария и растворения последнего в кислоте.
Опыт 9. Тиосульфат натрия и его свойства А. Неустойчивость тиосульфата в кислой среде Выполнение работы. Внести в пробирку 5–6 капель раствора тио-сульфата натрия Na2S2O3 и 3–4 капли 2 н. серной кислоты. Запись данных опыта. Отметить выпадение серы. По запаху определить, какой газ выделился. Привести графическую формулу тиосульфата натрия. Написать уравнение реакции взаимодействия тиосульфата натрия с серной кислотой. Указать окислитель и восстановитель. Б. Восстановительные свойства тиосульфата натрия Выполнение работы. В 2 пробирки внести раздельно по 5–6 капель бромной и йодной воды. В обе пробирки добавить по несколько капель тиосульфата натрия до обесцвечивания растворов. Запись данных опыта. Написать уравнения протекающих реакций, учитывая, что бром окисляет тиосульфат до сульфата, при этом в реакции участвует вода. Выделяющаяся сера является продуктом побочной реакции. Йод окисляет тиосульфат до тетратионата Na2S4O6. В какую степень окисления переходит при этом бром и йод? Может ли хлорная вода окислить тиосульфат натрия? Ответ мотивировать.
Опыт 10. Окислительные свойства пероксодисульфатов А. Окисление иодида калия Выполнение работы. В пробирку с раствором иодида калия (3–4 капли) прибавить столько же раствора пероксодисульфата аммония. Отметить изменение окраски раствора. Написать уравнение реакции.
Б. Окисление сульфата хрома (III) Выполнение работы. В пробирку с растворами сульфата хрома (III) Запись данных опыта. Написать графическую формулу пероксо-дисульфата аммония, расставить коэффициенты в уравнении реакции, написав схему электронного баланса: Cr2(SO4)3 + (NH4)2S2O8 + H2O ® (NH4)2SO4 + (NH4)2Cr2O7 + H2SO4.
Лабораторная работа № 9 Свойства р-элементов V группы Периодической системы Д. И. Менделеева – азот
Приборы и реактивы: стеклянные цилиндрические пробирки; прибор для получения оксида азота (II); кристаллизатор или фарфоровая чашка; тигель фарфоровый; колба; стеклянная палочка. Сухие вещества: нитрат свинца; ацетат аммония; нитрат аммония; хлорид аммония; сульфат алюминия; магний (порошок); нитрит калия; нитрат серебра; медь (стружка); гашеная известь. Индикаторы: красная лакмусовая бумажка; фенолфталеин; лакмус красный. Растворы: бромной воды; хлорида аммония (0, 5 н.; насыщенный); нитрита калия (0, 5 н.; насыщенный); иодида калия (0, 1 н. ); сульфата алюминия (0, 5 н. ); перманганата калия (0, 5 н. ); дихромата калия (0, 5 н. ); азотной кислоты (разбавленная; концентрированная); серной кислоты (2 н. ); хлороводородной кислоты (концентрированная); гидроксида натрия (2 н. ); гидроксида аммония
Опыт 1. Получение аммиака, его взаимодействие с водой и хлороводородом Выполнение работы. Поместить в фарфоровый тигелек по 1 шпателю сульфата аммония и гашеной извести. Стеклянной палочкой тщательно перемешать смесь и небольшое ее количество поместить в цилиндрическую пробирку (около 1/2 объема). Отметить запах аммиака. Пробирку укрепить в штативе, закрыв пробкой с отводной трубкой, конец которой опустить в коническую пробирку с водой около 2/3 объема (рис. 2). На слабом пламени горелки нагревать смесь 3–5 минут, пропуская аммиак в воду, после чего пробирку с полученным раствором отставить, закрыть пробкой и сохранить для следующего опыта, а к отверстию отводной трубки поднести стеклянную палочку, смоченную концентрированной хлороводородной кислотой, влажную красную лакмусовую бумажку. Полученный раствор сохранить для опыта 2. Запись данных опыта. Описать наблюдаемые явления и объяснить их. Написать уравнения реакций: а) получения аммиака; б) взаимодействия аммиака с водой, частично приводящее к образованию иона аммония:
NH3 + H2O « NH4+ + OH-.
Процесс можно рассматривать как протонирование молекулы аммиака, так как последняя является лучшим акцептором протона, чем молекула воды.
Рис. 2. Установка для получения аммиака
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|