Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опыт 3. Характерные реакции борной кислоты




Опыт 3. Характерные реакции борной кислоты

А. Окрашивание пламени

Выполнение работы. Накалить в пламени горелки фарфоровую палочку, отметить цвет пламени. Опустить накаленную палочку в порошок борной кислоты и вновь внести в пламя (у края внешнего конуса). Какую окраску пламени дает борная кислота?

Б. Получение и горение борнометилового эфира

Выполнение работы. В тигелек внести 3–4 кристаллика Na2B4О7,
2–3 капли концентрированной серной кислоты и 5–6 капель метилового спирта. Размешать смесь стеклянной палочкой, поджечь выделяющийся борномети-ловый эфир В(ОСН3)3. Отметить окраску пламени.

Запись данных опыта. Написать уравнения реакций: а) образования борной кислоты; 6) получения борнометилового эфира взаимодействием метилового спирта и борной кислоты. Концентрированная серная кислота связывает образующуюся воду и препятствует гидролизу эфира.

 

Опыт 4. Гидролиз тетрабората натрия

Выполнение работы. В пробирку с 5–6 каплями нейтрального раствора лакмуса добавить 3–4 капли раствора Na2B4О7. Как изменилась окраска лакмуса?

Запись данных опыта. Написать уравнения реакции ступенчатого гидролиза тетрабората натрия, учитывая, что в результате первой ступени гидролиза образуется ортоборная кислота и метаборат натрия NaBО2 и по второй ступени – ортоборная кислота и гидроксид натрия.

 

Опыт 5. Получение малорастворимых боратов

Выполнение работы. В три пробирки внести по 3–4 капли насыщенного раствора Na2B4О7 и добавить по нескольку капель растворов: в первую – нитрата серебра, во вторую – сульфата меди, в третью – сульфата алюминия. Отметить цвета выпавших осадков.

Запись данных опыта. Написать уравнения протекающих реакций, учитывая, что во всех реакциях участвует вода и получается борная кислота, выпадающие осадки представляют собой в первой пробирке – метаборат серебра, во второй – основную соль меди CuOHBO2 – гидроксометаборат меди, в третьей пробирке – гидроксид алюминия. Почему в двух последних случаях не получились средние соли – борат меди и борат алюминия? Ответ объяснить, написав уравнения соответствующих реакций.

 

Опыт 6. Получение перлов буры

Борнокислые соли некоторых металлов характерно окрашены, и их растворы в расплавленной буре после охлаждения образуют цветные стекла, которые называются перлами.

А. Получение перла Со(ВО2)2

Выполнение работы. Несколько кристалликов буры положить на предметное стекло и рядом на некотором расстоянии немного растертого в порошок нитрата кобальта. Нагреть в пламени горелки платиновую проволочку с ушком на конце и коснуться ею кристалликов буры. Снова нагреть проволочку с кристалликами буры до сплавления их в прозрачную стекло-видную массу. Слегка охлажденной каплей осторожно коснуться порошка нитрата кобальта, чтобы захватить очень малое количество соли. Затем снова нагреть проволочку в пламени горелки до получения однородной стекловидной массы. Охладить перл и отметить его окраску.

Запись данных опыта. Написать уравнения реакций разложения тетрабората натрия на метаборат натрия и оксид бора и взаимодействия оксида бора с нитратом кобальта, протекающего с образованием метабората кобальта и оксида азота (V). Написать общее уравнение реакции взаимодействия буры с нитратом кобальта. После опыта платиновую проволочку следует очистить, для чего легким постукиванием раздробить перл, промыть в хлороводородной кислоте и прокалить проволочку в пламени горелки.

Б. Получение перла Сr(ВO2)3

Выполнение работы. Повторить предыдущий опыт, заменив нитрат кобальта сульфатом хрома.

Запись данных опыта. Написать уравнение реакций: разложения тетрабората натрия и взаимодействия оксида бора с сульфатом хрома. Написать общее уравнение реакции взаимодействия сульфата хрома с бурой. Очистить проволочку, как указано выше.

 

 

Лабораторная работа № 6

Свойства р-элементов III группы Периодической системы Д. И. Менделеева – алюминий

 

 

Приборы и реактивы: стеклянные пробирки, водяная баня, асбестовая сетка, фильтровальная бумага.

Сухие вещества: алюминий (порошок, фольга или проволока); сера (порошок).

Растворы: гидроксида натрия (2 н. ); хлороводородной кислоты (2 н.; концентрированная); серной кислоты (2 н.; концентрированная); азотной кислоты (2 н.; концентрированная); хлорида алюминия (0, 5 н. ); сульфата алюминия (0, 5 н. ); сульфата меди (0, 5 н. ); хлорида меди (0, 5 н. ); сульфида аммония или натрия (0, 5 н. ).

 

Опыт 1. Взаимодействие алюминия с кислотами

А. Взаимодействие алюминия с разбавленными кислотами

Выполнение работы. В три пробирки внести по 5–8 капель 2 н. растворов кислот: хлороводородной, серной, азотной. В каждую пробирку опустить по маленькому кусочку алюминиевой фольги. Во всех ли случаях протекает реакция на холоде? Нагреть пробирки на водяной бане. Что на-блюдается? Написать уравнения реакций. Какой газ выделяется при взаимо-действии алюминия с разбавленной азотной кислотой? с разбавленными серной и хлороводородной кислотой?


Б. Взаимодействие алюминия с концентрированными кислотами

Выполнение работы. Проделать опыт, аналогичный опыту 1А, заменив разбавленные кислоты концентрированными: хлороводородной, серной, азотной. Как протекают реакции на холоде? С какой кислотой алюминий не реагирует? Почему? Нагреть пробирки на водяной бане. Как влияет на-гревание?

Запись данных опыта. Отметить наблюдаемые явления. Ответить на все вопросы. Написать уравнения реакций, учитывая, что при нагревании HNO3 восстанавливается в основном до диоксида азота, а серная кислота до сернистого газа на холоде и частично до свободной серы при нагревании. Влияет ли изменение концентрации HCl на характер ее взаимодействия с Al?

В. Пассивация алюминия

Выполнение работы. В пробирку с раствором 2 н. HCl (5–8 капель) опустить полоску алюминиевой фольги. Наблюдать выделение водорода. Вынуть алюминий из пробирки, ополоснуть водой и опустить в раствор кон-центрированной азотной кислоты на 2–3 минуты. Вынуть, ополоснуть водой и снова опустить в пробирку с хлороводородной кислотой. Выделяется ли водород? Растворяется ли алюминий? Что произошло с алюминием?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...