Раздел 1. Методика обучения химии как наука и учебный предмет.
Методика обучения химии как педагогическая интегративная наука. Её предмет и структура, основанная на единстве образовательной, воспитательной и развивающей функциях обучения при изучении химии. Проблематика методики обучения химии. История развития методики обучения химии. Выдающиеся ученые-методисты А.Д. Смирнов, В.Н. Верховский, К.Я. Парменов, П.А. Глориозов, Л.М. Сморгонский, С.Г. Шаповаленко, Д.М. Кирюшкин, Л.А. Цветков, В.С. Полосин, Д.П. Ерыгин и др., их вклад в методику обучения химии. Методология обучения химии. Теория познания в науке и обучении. Реализация теории познания в процессе обучения химии. Методы педагогического исследования в методике обучения химии. Дидактика как целостная теория обучения и как структурный компонент методики обучения химии. Сущность, движущие силы, противоречия и логика процесса обучения. Закономерности и принципы обучения. Их развертывание на химическом материале. Основные психолого-дидактические теории и их воплощение в обучении химии: - теория целеполагания и таксономии целей образования; - теория развивающего обучения; - теория учебной деятельности и ее субъекта; - теория содержательного образования; - теория поэтапного формирования умственных действий; - теория объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного и компьютерного обучения. Роль и место психологических знаний в структуре методики обучения химии. Психология индивидуального подхода к учащимся. Психология возраста. Взаимосвязь образования и самообразования личности. Психологические закономерности и механизмы обучения. Психологическая сущность и структура учения. Психология процесса усвоения химии. Мотивация учебной деятельности учащихся. Психология способностей. Учет соотношения памяти и мышления, а также эмоционально-волевой сферы личности учащихся в процессе учения. Речь в процессе учения. Требования к речи учащегося и учителя в процессе изучения химии. Самостоятельность и творческая активность учащихся в процессе обучения.
Функции учителя химии в учебно-воспитательном процессе. Профессиограмма учителя химии. Содержание и построение курса методики обучения химии. Основные учебные пособия по курсу. Требования к методической подготовке студентов и её оценка.
Раздел 2. Химическое образование как дидактическая система. Тема 2. Функции и цели химического образования. Понятия «система», «образование», «профессионализация», «дидактическая система», «методическая система». Химическое образование как важный компонент культуры. Роль химии в системе естественнонаучных дисциплин. Дидактическая модель обучения химии. Структурные и функциональные компоненты системы «Химическое образование». Структура процесса учения. Дидактические принципы в химическом образовании. Химическое образование как целостность процессов обучения, воспитания и развития учащихся. Классификация целей химического образования. Общие цели и задачи обучения химии. Определение основных целей уроков химии на всех уровнях образовательного процесса. Дифференциация целей обучения химии в условиях реализации идеи профильного обучения. Система мировоззренческих идей школьного курса химии. Роль связей химии с другими предметами в формировании химической и естественнонаучной картины мира. Тема 3. Содержание химического образования в средней школе. Содержание химического образования. Научные основы содержания химического образования. Система знаний о природе, обществе, человеке, технологии и способах деятельности. Система интеллектуальных и практических знаний и навыков, обеспечивающих освоение и сохранение культуры. Основные понятия, связанные с содержанием химического образования. Формирование содержания школьного курса химии и требования к нему. Основные компоненты химического содержания. Принципы отбора учебного материала. Принципы отбора веществ для изучения в школьном курсе химии. Критерии определения объёма и сложности содержания школьного курса химии. Взаимосвязь целей, задач и содержания обучения химии.
Программа по химии для средней школы как нормативный документ. Анализ и обоснование структуры школьных программ по химии в разных вариантах. Государственный образовательный стандарт по химии. Понятие о линейном и концентрическом построениях курса химии в средней школе. Методологические, психолого-педагогические и научно-теоретические основы построения школьного курса химии. Структура современного предметного содержания школьного курса химии. Дидактические единицы в структуре содержания курса. Принципы построения школьного курса химии. Понятие о модульной системе построения содержания. Классификация современных курсов химии. Систематические и несистематические курсы химии. Пропедевтические курсы химии. Построение курса химии с ориентацией на формирование и развитие системы понятий о веществе. Построение курса химии с ориентацией на формирование и развитие системы понятий о химической реакции. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Зарубежный опыт профильного обучения химии. Направления профилизации обучения. Типы учебных курсов в системе профиля (базовые общеобразовательные, элективные, профильные). Принципы отбора содержания химических спецкурсов. Инвариантное ядро и вариативная часть в содержании современного химического образования. Научное понятие как философская, психологическая, логическая и дидактическая категория. Содержание и структура понятия. Теоретические системы понятий школьного курса химии. Психолого-педагогические принципы формирования химических понятий. Способы образования теоретических систем химических понятий и линии их дальнейшего развития и применения. Способы выделения существенных признаков понятия (Н.Е. Кузнецова). Приёмы определения понятий (Е.Е. Минченков). Психолого-педагогическая модель формирования химических понятий. Модель формирования основных понятий органической химии (И.Н. Чертков). Основные направления развития понятий. Процесс усвоения понятий. Работы Н.Е. Кузнецовой, Т.З. Савич, И.Н. Черткова в области методики формирования химических понятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|