Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. Химическое образование как дидактическая система.




Тема 2. Функции и цели химического образования.

Цель: Разобрать функции химического образования, ожидания и заказ с точки зрения всех участников образовательного процесса, формировать навыки целеполагания.

Понятия: система, профессионализация, дидактическая система, методическая система, целеполагание

Вопросы для обсуждения:

1. Участники образовательного процесса, их ожидания от химического обучения.

2. Место химии в системе Российского образования.

3. Классификация целей химического образования.

4. Определение основных целей уроков химии на всех уровнях образовательного процесса.

5. Дифференциация целей обучения химии в условиях реализации идеи профильного обучения.

Литература:

Базовый учебник:

1.Габриелян. О.С. Теория и методика обучения химии./Габриелян О.С., Сладков С.А., Остроумов И.Г., Краснова - М. Academia, 2009, 384с.

2.Чернобельская Г.М. Теория и методика обучения химии.: – М.: Дрофа, 2010. – 320 с.

Список источников и литературы:

1.Общая методика обучения химии: в2-х томах. /Под. ред. Л.А. Цветкова/. - М.: Просвещение, 1981.- 255 с.

2.Методика преподавания химии. / Под ред. Н.Е. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1984. 415с.

3.http://www.edu.ru/ - Федеральный портал «Российское образование»

4.http://www.chem.msu.su/ - Химическая информационная сеть

 

Тема 3. Содержание химического образования в средней школе.

Цель: Научить отбирать содержательный материал для обучения химии на различных ступенях.

Понятия: содержание химического образования, структура химического образования, компоненты химического содержания, принципы отбора, федеральный государственный образовательный стандарт, дидактические единицы, модульная система построения содержания химические понятия, систематические и несистематические курсы, пропедевтические, предпрофильные, базовые, интегрированные, профильные и элективные курсы, инвариантное ядро и вариативная часть,

Вопросы для обсуждения:

1. Законодательные документы, определяющие содержание химического образования. Носители содержания химического образования.

2. Государственные образовательные стандарты школьного химического образования.

3. Классификации школьных и вузовских курсов химии.

4. Требования к школьным программам и учебникам по химии. Логико-матричный метод оценки логичности структуры курса химии.

5. Типы программ и виды учебников по химии в школе.

6. Анализ школьной программы по химии.

Литература:

Базовый учебник:

1.Габриелян. О.С. Теория и методика обучения химии./Габриелян О.С., Сладков С.А., Остроумов И.Г., Краснова - М. Academia, 2009, 384с.

2.Чернобельская Г.М. Теория и методика обучения химии.: – М.: Дрофа, 2010. – 320 с.

Список источников и литературы:

1.Общая методика обучения химии: в2-х томах. /Под. ред. Л.А. Цветкова/. - М.: Просвещение, 1981.- 255 с.

2.Методика преподавания химии. / Под ред. Н.Е. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1984. 415с.

3.Гузик, Н.П. Учись учиться. Книга для учителя./Н.П. Гузик. - М.: Просвещение, 1981.- 128 с.

4.Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий в обучении химии. –М.: Просвещение, 1989.

5.http://him.1september.ru/ - сайт газеты «Химия». Приложение к газете “Первое сентября”

6.http://www.edu.ru/ - Федеральный портал «Российское образование»

Темы рефератов:

1.Анализ одной из школьных учебных программ, включенных в федеральный перечень программ рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

 

Тема 4. Методы химического образования.

Цель: Формировать навык отбора методов для обучения химии на различных ступенях.

Понятия: методы химического образования, методы обучения химии, школьный химический эксперимент, химические задачи, проблемное обучение

Вопросы для обсуждения:

Занятие 1. Классификация методов обучения химии. Школьный химический эксперимент как специфический метод обучения химии.

1. Обще логические и общепедагогические методы в химическом образовании

2. Специфические методы

3. Типы ШХЭ и их дидактические особенности

4. Требования к различным типам ШХЭ

Занятие 2. Решение химических задач как специфический метод обучения химии.

1. Классификация химических задач.

2. Типы расчётных и экспериментальных задач.

3. Единый методический подход к решению задач в средней школе.

4. Использование количественных понятий для решения расчётных задач.

5. Исследование и анализ химической задачи.

6. Решение экспериментальных и расчетных задач. Алгоритмы решения некоторых типов задач.

Занятие 3. Проблемное обучение химии как средство развития учащихся.

1. Способы выявления учебных проблем в химии.

2. Этапы осуществления проблемного обучения.

3. Методы проблемного обучения химии.

4. Условия и способы создания проблемных ситуаций.

5. Демонстрация фрагмента урока с использованием методов проблемного обучения

Литература:

Базовый учебник:

1.Габриелян. О.С. Теория и методика обучения химии./Габриелян О.С., Сладков С.А., Остроумов И.Г., Краснова - М.: Academia, 2009, 384с.

2.Чернобельская Г.М. Теория и методика обучения химии.: – М.: Дрофа, 2010. – 320 с.

3. Чернобельская Г.М., Беспалов П.И., Боровских Т.А., Трухина М.Д., Практикум по методике обучения химии в средней школе.: – М.: Дрофа, 2007. – 224 с.

Список источников и литературы:

1.Общая методика обучения химии: в2-х томах. /Под. ред. Л.А. Цветкова/. - М.: Просвещение, 1981.- 255 с.

2.Методика преподавания химии. / Под ред. Н.Е. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1984. 415с.

3.Алексенский, В.Н. Занимательные опыты по химии. /В.Н., Алексенский.- М.: Просвещение,1995. – 120 с.

4.Гузик, Н.П. Учись учиться. Книга для учителя./Н.П. Гузик. - М.: Просвещение, 1981.- 128

5.Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии:- М.: Просвещение,1989.

6.Иванова М.А. Химический демонстрационный эксперимент: / М.А. Иванова, М.А.Кононова; Под ред. С.А.Щукарева.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1984.

7.http://him.1september.ru/ - сайт газеты «Химия». Приложение к газете “Первое сентября”

8.http://www.hvsh.ru/ - сайт специализированного журнала «Химия в школе»

 

Тема 5. Средства химического образования.

Цель: Формировать навык отбора средств для обучения химии на различных ступенях.

Понятия: система средств обучения химии, учебное оборудование,

наглядные и словесные средства обучения, химический кабинет, обучающая среда, рабочее место учителя и ученика, картотека, прекурсоры, инвентарная книга, опорных сигналов и опорных конспектов, учебник, методическая литература, дидактический материал, раздаточный материал, рабочая тетрадь, технические средства обучения

Вопросы для обсуждения:

Занятие 1. Химический кабинет средней школы как необходимое условие для полноценного обучения химии.

1. Кабинет химии в школе как обучающая среда, его организация, оборудование.

2. Требования к кабинету и лаборатории химии (техника безопасности и гигиена труда, методические, технические). Документация кабинета химии.

Работы по оборудованию кабинета. Приобретение оборудования, реактивов и пр. для кабинета химии.

3. Стеклянная и фарфоровая посуда, химические приборы, измерительные приборы и измерения, приборы для проведения опытов с применением электрического тока. нагревательные приборы. Знакомство с их устройством, правилами и основными приемами работы с ними. (Лабораторная работа № 1)

4. Химические реактивы, обращение с ними, условия их хранения и утилизации. Приготовление растворов для дальнейшего использования в дальнейшей работе. (Лабораторная работа № 1)

Занятие 2. Наглядные и технические средства обучения химии.

1. Наглядные пособия и технические средства обучения химии, их роль в учебном процессе.

2. Таблицы, модели, рисунки и фотографии как средства обучения.

3. Правила работы с техническими средствами обучения.

4. Демонстрация фрагмента урока с использованием изготовленных наглядных пособий, опорных конспектов.

Занятие 3. Учебник химии как обучающая система.

1. Знакомство с учебной, методической и дополнительной литературой. Работа в библиотеке с разделами по методике преподавания химии, истории химии, занимательной химии, решению задач, оборудованию кабинета химии, справочной литературой, периодической литературой.

2. Краткая история школьных учебников химии.

3. Организации учебной деятельности учащихся с использованием учебной и справочной литературы (учебников, справочников, задачников, рабочих тетрадей, энциклопедий)

4. Анализ школьного учебника

Занятие 4. Компьютерные и другие интерактивные технологии для научного исследования и как средство обучения.

1. Интерактивная доска - новое средство обучения.

2. Возможности информационных технологий для организации различных видов деятельности учащихся (электронные лаборатории, учебники и справочники, поиск информации в интернет, сайты химической информации, мультимедиа возможности информационных технологий)

3. Использование презентаций при обучении химии.

Литература:

Базовый учебник:

1.Габриелян. О.С. Теория и методика обучения химии./Габриелян О.С., Сладков С.А., Остроумов И.Г., Краснова - М. Academia, 2009, 384с.

2.Чернобельская Г.М. Теория и методика обучения химии.: – М.: Дрофа, 2010. – 320 с.

3. Чернобельская Г.М., Беспалов П.И., Боровских Т.А., Трухина М.Д., Практикум по методике обучения химии в средней школе.: – М.: Дрофа, 2007. – 224 с.

Список источников и литературы:

1.Общая методика обучения химии: в2-х томах. /Под. ред. Л.А. Цветкова/. - М.: Просвещение, 1981.- 255 с.

2.Методика преподавания химии. / Под ред. Н.Е. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1984. 415с.

3.Грабецкий А.А., Назарова Т.С. Кабинет химии: 2-е изд., испр. - М: Просвещение, 1980.

4.http://him.1september.ru/ - сайт газеты «Химия». Приложение к газете “Первое сентября”

5.http://www.hvsh.ru/ - сайт специализированного журнала «Химия в школе»

6.http://www.edu.ru/ - Федеральный портал «Российское образование»

Темы рефератов и мини-проектных работ:

1. Подготовка и выполнение эксперимента по одной из тем теме.

2. Изготовление дидактического материала (составление заданий для различных форм контроля, тестов, кроссвордов, дидактических игр, подготовка опорных конспектов, написание инструкций к выбранным практическим работам, демонстрационным экспериментам и т.д.)

3. Анализ одного из школьных учебников по химии, включенных в федеральный перечень учебников рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы.

4. Создание презентации для одной из тем.

5. Проект кабинета (лаборатории) химии.

 

Тема 6. Техника постановки и методика использования химического эксперимента в обучении химии.

Цель: Формировать навык отбора и проведения демонстрационного, лабораторного школьного эксперимента и проведения практических работ по химии.

Понятия: демонстрационный, лабораторный опыт (эксперимент), практическая работа, химический прибор и аппарат, техника безопасности, реагенты, оборудование, отчёт, инструкция

Вопросы для обсуждения:

Занятие 1. Требования к демонстрационному химическому эксперименту, постановке лабораторных опытов, практическим работам, практикуму.

1. Организация химического эксперимента.

2. Опыты с незначительным внешним эффектом. Методика демонстрации химического эксперимента с использованием проекции опыта на экран.

3. Методика химического эксперимента. Основные способы сочетания слова учителя с экспериментом.

4. Методический анализ опыта.

5. Основные варианты проведения инструктажа по технике безопасности.

Занятие 2. Общие приёмы работы с газообразными веществами. Организация демонстрационного эксперимента при изучении некоторых химических законов. (Лабораторная работа № 2)

1. Источники и методы хранения различных газообразных веществ в лаборатории.

2. Изучение принципов работы аппарата для получения газов АКТ-500 (аппарата Киппа)

3. Изучение принципа работы газометра Г-5.

4. Демонстрационный и лабораторный эксперимент при изучении

некоторых химических законов.

5. Фрагмент урока с демонстрацией химического эксперимента.

Занятие 3. Водород. Организация демонстрационного и ученического эксперимента. (Лабораторная работа № 3)

1. Демонстрация и организация лабораторного опыта по получению водорода при взаимодействии кислоты с цинком.

2. Демонстрация физических свойств водорода: взвешивание водорода, «переливание» водорода, наполнение водородом мыльных пузырей, собирание водорода над водой.

3. Демонстрация химических свойств: горение водорода на воздухе, взрыв смеси водорода с воздухом, взрыв гремучей смеси, восстановление оксида меди (II) водородом.

Занятие 4. Кислород. Организация демонстрационного и ученического

эксперимента. (Лабораторная работа № 4)

1. Демонстрация и организация лабораторного опыта по получению кислорода из перманганата калия, из пероксида водорода.

2. Демонстрация физических свойств и методов собирания вытеснением воздуха и воды кислорода.

3. Демонстрация химических свойств: горение в кислороде серы, фосфора, угля, натрия, железа, парафина и др. органических веществ.

4. Демонстрация опыта по определению содержания кислорода в воздухе.

Литература:

Базовый учебник:

1.Габриелян. О.С. Теория и методика обучения химии./Габриелян О.С., Сладков С.А., Остроумов И.Г., Краснова - М. Academia, 2009, 384с.

2.Чернобельская Г.М. Теория и методика обучения химии.: – М.: Дрофа, 2010. – 320 с.

3. Чернобельская Г.М., Беспалов П.И., Боровских Т.А., Трухина М.Д., Практикум по методике обучения химии в средней школе.: – М.: Дрофа, 2007. – 224 с.

Список источников и литературы:

1.Методика преподавания химии. / Под ред. Н.Е. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1984. 415с.

2.Иванова, Р.Г. Уроки химии в 8-9 классах: / Р.Г.

Иванова. – М.: Просвещение, 2003.,

128с.

3.Иванова М.А. Химический демонстрационный эксперимент: / М.А. Иванова, М.А.Кононова; Под ред. С.А.Щукарева.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1984.

4.Общая методика обучения химии: в2-х томах. /Под. ред. Л.А. Цветкова/. - М.: Просвещение, 1981.- 255 с.

5.http://him.1september.ru/ - сайт газеты «Химия». Приложение к газете “Первое сентября”

6.http://www.hvsh.ru/ - сайт специализированного журнала «Химия в школе»

7.http://www.hij.ru/ - сайт научно-популярного журнала «Химия и жизнь»

8.http://www.ximicat.com/ - Химический каталог

Темы рефератов и мини-проектных работ:

1. Подготовка и выполнение эксперимента по выбранной теме.

 

Тема 7. Химический язык как предмет и средство познания в обучении химии.

Цель: Формировать навык отбора методов и средств обучения химической символике, терминологии и номенклатуре.

Понятия: химический язык, символы, номенклатура, терминология

Вопросы для обсуждения:

1. Символика в химической науке и в обучении химии

2. Перенос химических терминов из науки в образовательную среду

3. Изучение тривиальной (исторической), рациональной номенклатуры и номенклатуры IUPAC на различных ступенях химического образования в школе

4. Использование опорных конспектов при изучении химического языка

Литература:

Базовый учебник:

1.Габриелян. О.С. Теория и методика обучения химии./Габриелян О.С., Сладков С.А., Остроумов И.Г., Краснова - М. Academia, 2009, 384с.

2.Чернобельская Г.М. Теория и методика обучения химии.: – М.: Дрофа, 2010. – 320 с.

Список источников и литературы:

1.Общая методика обучения химии: в2-х томах. /Под. ред. Л.А. Цветкова/. - М.: Просвещение, 1981.- 255 с.

2.Методика преподавания химии. / Под ред. Н.Е. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1984. 415с.

3.Габриелян О. Химия. 8 класс. Настольная книга учителя./ Габриелян 8 Химия Настольная книга учителя — Дрофа, 2006. - 416с.

4.Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий в обучении химии. –М.: Просвещение, 1989. (Б-ка учителя химии).

5.http://www.alhimik.ru/ - сайт Алхимик

6.http://www.chem.msu.su/ - Химическая информационная сеть

7.http://www.openclass.ru/ - Открытый класс (сетевые образовательные сообщества.)

 

Тема 8. Организационные форма в обучении химии

Цель: Формировать навык разработки и проведения различных форм обучения химии

Понятия: организация, управление, тематическое планирование, урок, план-конспект, лекция, семинар, анализ урока, химический кружок, неделя химии, экскурсия

Вопросы для обсуждения:

Занятие 1. Урок — как основная организационная форма обучения химии. Планирование работы учителя средней школы.

1. Урок в средней школе, его структура и организация, требование к уроку.

2. Классификация уроков

3. Основы перспективного планирования. Тематическое планирование.

4. Поурочное планирование: планирование системы организационных форм, методика определения системы логических подходов методов и средств обучения во взаимосвязи с целями, содержанием и уровнем обученности учащихся, планирование вводной части урока, методика установления внутри предметных связей урока с предшествующим и последующим материалом.

Занятие 2.

1. Моделирование урока.

2. Особенности разработки и ведения уроков различных типов: уроки изучения новых знаний, уроки формирования новых умений, уроки обобщения и систематизации изученного, уроки контроля и коррекции знаний, умений,

уроки практического применения знаний, умений, комбинированные (смешанные).

3. Активные формы организации учебной деятельности учащихся. Нестандартные уроки по химии.

4. Анализ уроков

Занятие 3. Внеклассная работа по химии.

1. Организация экскурсий с химической тематикой: отбор тем, подготовка, отчетность.

2. Кружковая работа по химии. Разработка и ведение занятий кружка.

3. Работа с одаренными детьми: школьные химические олимпиады, химические конференции и иные виды творческой работы

Занятие 4. Организация самостоятельной работы и развитие творческих

способностей учащихся

1. Возможные виды самостоятельной работы.

2. Индивидуальная и групповая работа учащихся

3. Организация и проверка домашних заданий.

Литература:

Базовый учебник:

1.Габриелян. О.С. Теория и методика обучения химии./Габриелян О.С., Сладков С.А., Остроумов И.Г., Краснова - М. Academia, 2009, 384с.

2.Чернобельская Г.М. Теория и методика обучения химии.: – М.: Дрофа, 2010. – 320 с.

Список источников и литературы:

1.Общая методика обучения химии: в2-х томах. /Под. ред. Л.А. Цветкова/. - М.: Просвещение, 1981.- 255 с.

2.Методика преподавания химии. / Под ред. Н.Е. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1984. 415с.

3.Иванова, Р.Г. Уроки химии в 8-9 классах: / Р.Г.

Иванова. – М.: Просвещение, 2003.,

128с.

4.Иванова, Р.Г. Уроки химии в 10 – 11 классах./

Р.Г. Иванова, А.А. Каверина, А.С. Корощенко. – М.: Просвещение, 2000, 134с.

5.http://him.1september.ru/ - сайт газеты «Химия». Приложение к газете “Первое сентября”

6.http://festival.1september.ru/ - Фестиваль открытых уроков, сайт газеты «Химия»

7.http://www.openclass.ru/ - Открытый класс (сетевые образовательные сообщества)

Темы рефератов и мини-проектных работ:

1. Методическая разработка урока по выбранной теме, работа под руководством преподавателя. Составление плана-конспекта урока.

2. Подготовка и проведение фрагментов нетрадиционных уроков.

3. Разработка примера кружковых занятий

4. Презентация экскурсии

 

Тема 9. Качество химического образования: анализ, контроль, оценка

Цель: Формировать навыков мониторинга за качеством обучения химии

Понятия: качество химического образования, мониторинг качества,

Вопросы для обсуждения:

1 Система контроля результатов обучения. Требования к контролю результатов обучения. Формы контроля.

2 Разработка и проведение устного контроля результатов обучения: индивидуальный устный опрос, фронтальная контролирующая беседа, зачет, экзамен.

3 Разработка и проведение письменной проверки результатов обучения: контрольная работа, письменная самостоятельная работа. контролирующего характера, письменное домашнее задание.

4 Разработка и проведение тестовых контролирующих заданий.

5 Организация нестандартных форм контроля: химический диктант, безмашинный программированный контроль (тестирование, применение перфокарт), уплотненный опрос, комбинированный опрос, урок с выведением поурочного балла, смотр знаний и др.

6 Анализ результатов контроля знаний.

Литература:

Базовый учебник:

1.Габриелян. О.С. Теория и методика обучения химии./Габриелян О.С., Сладков С.А., Остроумов И.Г., Краснова - М. Academia, 2009, 384с.

2.Чернобельская Г.М. Теория и методика обучения химии.: – М.: Дрофа, 2010. – 320 с.

Список источников и литературы:

1.Общая методика обучения химии: в2-х томах. /Под. ред. Л.А. Цветкова/. - М.: Просвещение, 1981.- 255 с.

2.Методика преподавания химии. / Под ред. Н.Е. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1984. 415с.

3.Изучаем химию в 8 классе. Дидактическое пособие. Габриелян О.С. Смирнова Т.В. 4-е изд. - М.: Блик и К, 2002. - 224с.

4.Иванова, Р.Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии. / Р.Г. Иванова, А.Г. Иодко. – М.: Просвещение, 1989, 206с.

5.http://him.1september.ru/ - сайт газеты «Химия». Приложение к газете “Первое сентября”

6.http://festival.1september.ru/ - Фестиваль открытых уроков, сайт газеты «Химия»

7.http://www.hvsh.ru/ - сайт специализированного журнала «Химия в школе»

8.http://www.openclass.ru/ - Открытый класс (сетевые образовательные сообщества)

Темы рефератов и мини-проектных работ:

1. Разработка и презентация форм устного контроля.

2. Разработка и презентация форм письменного контроля

3. Разработка и презентация тестовой формы контроля

4. Разработка и презентация нестандартных форм контроля

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...