Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 3. Основные этапы и методика формирования фундаментальных понятий химии.




Тема 12. Структура системы понятий о химическом элементе и группах химических элементов. Общие методические подходы к изучению элементов и их соединений в систематическом курсе химии.

Цель: Научить подбирать и проводить демонстрационные и лабораторные эксперименты при изучении в школе тем «Группы химических элементов».

Вопросы для обсуждения:

Занятие 1. Методика изучения темы «Галогены и их соединения». Техника постановки и способы введения в урок демонстрационного и лабораторного эксперимента. (Лабораторная работа №5)

1. Правила техники безопасности при работе с галогенами.

2. Лабораторные способы получения хлора, их методический анализ. 1. Демонстрация физических и химических свойств галогенов: сжигание веществ в хлоре, белящее действие хлора, получение хлорной воды, получение хлороводорода и соляной кислоты (демонстрационные и лабораторные опыты), возгонка йода (различные варианты), растворение йода в воде и органических растворителях, демонстрация взаимодействия брома и йода с алюминием.

3. Методика проведения практического занятия по получению соляной кислоты и изучению её свойств.

4. Демонстрация фрагментов уроков по теме.

Занятие 2. Методика изучения темы «Халькогены и их соединения». Методический анализ демонстрационных и лабораторных опытов по теме.(Лабораторная работа №6)

1. Демонстрация физических и химических свойств серы. Получение сероводорода и испытание его свойств.

2. Техника безопасности при работе с сероводородом.

3. Химический эксперимент при изучении кислородных соединений серы: получение оксидов серы (IV) и (VI). Опыты, иллюстрирующие их свойства. Опыты по изучению свойств серной кислоты. Техника безопасности при работе с серной кислотой.

4. Подбор экспериментальных задач для практического занятия.

5. Демонстрация фрагментов уроков по теме.

Занятие 3. Методика изучения темы «элементы V группы, главной подгруппы и их соединения». Техника постановки и способы введения в урок демонстрационного и лабораторного эксперимента. (Лабораторная работа №7)

1. Получение и свойства аммиака, солей аммония. Качественные реакции на соли аммония. Методика проведения практического занятия по получению аммиака и изучению его свойств.

2. Опыты по изучению свойств азотной кислоты (взаимодействие с металлами и неметаллами). Хранение азотной кислоты в лаборатории и техника безопасности при работе с ней. Опыты, иллюстрирующие свойства солей азотной кислоты.

3. Правила обращения с белым и красным фосфором, требование к условиям хранения, меры предосторожности. Получение белого фосфора из красного. Опыты, иллюстрирующие свойства белого и красного фосфора. Уничтожение остатков фосфора после работы с ним.

4. Получение и свойства оксида фосфора. Качественная реакция на соли фосфорной кислоты.

5. Демонстрация фрагментов уроков по теме.

Занятие 4. Методика изучения темы «Элементы IV группы, главной подгруппы и их соединения». Техника постановки и способы введения в урок демонстрационного и лабораторного эксперимента. (Лабораторная работа №8)

1. Методический анализ демонстрационных и лабораторных опытов по теме.: опыты по адсорбции газов и растворённых веществ углём, получение оксидов углерода (II) и (IV). Опыты, иллюстрирующие их свойства. Качественная реакция на соли угольной кислоты.

2. Опыты, иллюстрирующие свойства кремневой кислоты и её солей. Качественная реакция на силикаты.

3. Методика проведения практической работы по получению углекислого газа и изучению его свойств.

4. Демонстрация фрагментов уроков по теме.

Занятие 5. Методика изучения темы «Щелочные металлы и их соединения». Техника постановки и способы введения в урок демонстрационного и лабораторного эксперимента. (Лабораторная работа №9)

1. Демонстрационные и лабораторные опыты при изучении общих свойств металлов.

2. Правила техники безопасности при работе с щелочными металлами и их гидроксидами.

3. Демонстрационные опыты показывающие общие свойства данной группы и изменение свойств в группе на примере свойств щелочных металлов. Окрашивание пламени солями щелочных металлов.

4. Демонстрация фрагментов уроков по теме.

Занятие 6. Методика изучения темы «Щелочноземельные металлы и их соединения». Методика изучения темы «Алюминий и его соединения» Техника постановки и способы введения в урок демонстрационного и лабораторного эксперимента. (Лабораторная работа №10)

1. Правила техники безопасности при работе с щелочноземельными металлами и их соединениями.

2. Демонстрационные опыты показывающие изменение свойств в группе на примере свойств щелочноземельных металлов и их соединений.

3. Организация лабораторного практикума по изучению жесткости воды.

4. Химический эксперимент при изучении темы «Алюминий и его соединения», особенности изучения понятия «Амфотерность» в данной теме.

5. Демонстрация фрагментов уроков по теме.

Занятие 7. Методика изучения темы «Некоторые представители элементов побочных подгрупп и их соединения». Техника постановки и способы введения в урок демонстрационного и лабораторного эксперимента. (Лабораторная работа №11)

1. Техника безопасности при работе с соединениями хрома и марганца.

2. Химический демонстрационный и лабораторный эксперимент при изучении железа, меди, хрома, марганца и их соединений.

3. Экспериментальное изучение зависимости кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов от степени окисления элемента их образующего. Дальнейшее развитие понятий «Переходный элемент» и «Амфотерность»

4. Подбор экспериментальных задач для практического занятия.

5. Демонстрация фрагментов уроков по теме.

Литература:

Базовый учебник:

1. Габриелян. О.С. Теория и методика обучения химии./Габриелян О.С., Сладков С.А., Остроумов И.Г., Краснова - М. Academia, 2009, 384с.

2. Чернобельская Г.М. Теория и методика обучения химии.: – М.: Дрофа, 2010. – 320 с.

3. Чернобельская Г.М., Беспалов П.И., Боровских Т.А., Трухина М.Д., Практикум по методике обучения химии в средней школе.: – М.: Дрофа, 2007. – 224 с.

Список источников и литературы:

1.Общая методика обучения химии: в2-х томах. /Под. ред. Л.А. Цветкова/. - М.: Просвещение, 1981.- 255 с.

2.Методика преподавания химии. / Под ред. Н.Е. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1984. 415с.

3.Габриелян О. Химия. 8 класс. Настольная книга учителя./ Габриелян 8 Химия Настольная книга учителя — Дрофа, 2006. - 416с.

4.Иванова М.А. Химический демонстрационный эксперимент: / М.А. Иванова, М.А.Кононова; Под ред. С.А.Щукарева.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1984.

5.Иванова, Р.Г. Уроки химии в 8-9 классах: / Р.Г. Иванова. – М.: Просвещение, 2003., 128

6.Кузнецова, Л. Новая технология обучения химии в 8 классе. /Л.Кузнецова. – Обнинск: 1999.- 188 с.

7.http://www.alhimik.ru/ - сайт Алхимик

8.http://www.xumuk.ru/ - сайт о химии

9.http://him.1september.ru/ - сайт газеты «Химия». Приложение к газете “Первое сентября”

10.http://festival.1september.ru/ - Фестиваль открытых уроков, сайт газеты «Химия»

11.http://www.hvsh.ru/ - сайт специализированного журнала «Химия в школе»

12.http://www.openclass.ru/ - Открытый класс (сетевые образовательные сообщества)

 

Тема 13. Методика формирования понятий о важнейших классах неорганических соединений. (Лабораторная работа №12)

Цель: Научить подбирать и проводить демонстрационные и лабораторные эксперименты при изучении в школе темы «Классы неорганических соединений»

Вопросы для обсуждения:

1. Средства и методы формирования понятий о важнейших классах неорганических соединений.

2. Особенности введения в урок химического эксперимента при изучении свойств оксидов, гидроксидов, солей.

3. Формирование понятия о взаимосвязи между классами неорганических соединений.

4. Подбор экспериментальных задач для практического занятия.

5. Демонстрация фрагментов уроков по теме.

Литература:

Базовый учебник:

1.Габриелян. О.С. Теория и методика обучения химии./Габриелян О.С., Сладков С.А., Остроумов И.Г., Краснова - М. Academia, 2009, 384с.

2.Чернобельская Г.М. Теория и методика обучения химии.: – М.: Дрофа, 2010. – 320 с.

3. Чернобельская Г.М., Беспалов П.И., Боровских Т.А., Трухина М.Д., Практикум по методике обучения химии в средней школе.: – М.: Дрофа, 2007. – 224 с.

Список источников и литературы:

1.Общая методика обучения химии: в2-х томах. /Под. ред. Л.А. Цветкова/. - М.: Просвещение, 1981.- 255 с.

2.Методика преподавания химии. / Под ред. Н.Е. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1984. 415с.

3.Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий в обучении химии. –М.: Просвещение, 1989. (Б-ка учителя химии)

4.Габриелян О. Химия. 8 класс. Настольная книга учителя./ Габриелян 8 Химия Настольная книга учителя — Дрофа, 2006. - 416с.

5.Иванова М.А. Химический демонстрационный эксперимент: / М.А. Иванова, М.А.Кононова; Под ред. С.А.Щукарева.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1984.

6.Иванова, Р.Г. Уроки химии в 8-9 классах: / Р.Г. Иванова. – М.: Просвещение, 2003., 128

7.Кузнецова, Л. Новая технология обучения химии в 8 классе. /Л.Кузнецова. – Обнинск: 1999.- 188 с.

8.http://www.alhimik.ru/ - сайт Алхимик

9.http://www.xumuk.ru/ - сайт о химии

10.http://him.1september.ru/ - сайт газеты «Химия». Приложение к газете “Первое сентября”

11.http://festival.1september.ru/ - Фестиваль открытых уроков, сайт газеты «Химия»

12.http://www.hvsh.ru/ - сайт специализированного журнала «Химия в школе»

13.http://www.openclass.ru/ - Открытый класс (сетевые образовательные сообщества)

 

Тема 14. Структура системы понятия «химическая реакция» и этапы её формирования в школьном курсе химии. Методика изучения основ химической кинетики в школьном курсе химии. (Лабораторная работа №13)

Цель: Научить подбирать и проводить демонстрационные и лабораторные эксперименты при изучении в школе тем связанных с понятием «Химическая реакция»

Вопросы для обсуждения:

1. Значение эксперимента и технических средств в формировании понятий о химической реакции. подбор и анализ демонстрационных и ученических опытов, иллюстрирующих первоначальные понятия темы «Химическая реакция»: признаки химической реакции, условия возникновения и протекания химической реакции, классификации химической реакции и т.д.

2. Подбор и анализ демонстрационных и ученических опытов, иллюстрирующих зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, температуры, поверхности соприкосновения, катализатора.

3. Демонстрационные и лабораторные опыты по кинетике и энергетике химических реакций.

4. Примеры уроков и комплексного применения средств обучения на уроках. Демонстрация фрагментов уроков по теме.

Литература:

Базовый учебник:

1.Габриелян. О.С. Теория и методика обучения химии./Габриелян О.С., Сладков С.А., Остроумов И.Г., Краснова - М. Academia, 2009, 384с.

2.Чернобельская Г.М. Теория и методика обучения химии.: – М.: Дрофа, 2010. – 320 с.

3. Чернобельская Г.М., Беспалов П.И., Боровских Т.А., Трухина М.Д., Практикум по методике обучения химии в средней школе.: – М.: Дрофа, 2007. – 224 с.

Список источников и литературы:

1.Общая методика обучения химии: в2-х томах. /Под. ред. Л.А. Цветкова/. - М.: Просвещение, 1981.- 255 с.

2.Методика преподавания химии. / Под ред. Н.Е. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1984. 415с.

3.Габриелян О. Химия. 8 класс. Настольная книга учителя./ Габриелян 8 Химия Настольная книга учителя — Дрофа, 2006. - 416с.

4.Иванова М.А. Химический демонстрационный эксперимент: / М.А. Иванова, М.А.Кононова; Под ред. С.А.Щукарева.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1984.

5.Иванова, Р.Г. Уроки химии в 8-9 классах: / Р.Г. Иванова. – М.: Просвещение, 2003., 128

6.Кузнецова, Л. Новая технология обучения химии в 8 классе. /Л.Кузнецова. – Обнинск: 1999.- 188 с.

7.Савич, Т.З. Изучение закономерностей химических реакций / Т.З. Савич,

Т.С. Ярославцева, А.С. Корощенко. – М.: Просвещение, 1991., 127с

8.http://www.alhimik.ru/ - сайт Алхимик

9.http://www.xumuk.ru/ - сайт о химии

10.http://him.1september.ru/ - сайт газеты «Химия». Приложение к газете “Первое сентября”

11.http://festival.1september.ru/ - Фестиваль открытых уроков, сайт газеты «Химия»

12.http://www.hvsh.ru/ - сайт специализированного журнала «Химия в школе»

13.http://www.openclass.ru/ - Открытый класс (сетевые образовательные сообщества)

 

Тема 15. Методика изучения основ теории электролитической диссоциации. Техника постановки и способы введения в урок демонстрационного и лабораторного эксперимента. (Лабораторная работа №14)

Цель: Научить подбирать и проводить демонстрационные и лабораторные эксперименты при изучении в школе тем по основам теории электролитической диссоциации.

Вопросы для обсуждения:

1. Требования к использованию эксперимента при изучении растворов.

2. Опыты по электропроводности растворов. Опыты в системе формирования понятий об электролитах, неэлектролитах, электролитической диссоциации, степени электролитической диссоциации, гидролизе.

3. Подбор экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

4. Примеры уроков и комплексного применения средств обучения на уроках. Демонстрация фрагментов уроков по теме.


Литература:

Базовый учебник:

1.Габриелян. О.С. Теория и методика обучения химии./Габриелян О.С., Сладков С.А., Остроумов И.Г., Краснова - М. Academia, 2009, 384с.

2.Чернобельская Г.М. Теория и методика обучения химии.: – М.: Дрофа, 2010. – 320 с.

3. Чернобельская Г.М., Беспалов П.И., Боровских Т.А., Трухина М.Д., Практикум по методике обучения химии в средней школе.: – М.: Дрофа, 2007. – 224 с.

Список источников и литературы:

1.Общая методика обучения химии: в2-х томах. /Под. ред. Л.А. Цветкова/. - М.: Просвещение, 1981.- 255 с.

2.Методика преподавания химии. / Под ред. Н.Е. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1984. 415с.

3.Габриелян О. Химия. 8 класс. Настольная книга учителя./ Габриелян 8 Химия Настольная книга учителя — Дрофа, 2006. - 416с.

4.Иванова М.А. Химический демонстрационный эксперимент: / М.А. Иванова, М.А.Кононова; Под ред. С.А.Щукарева.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1984.

5.Иванова, Р.Г. Уроки химии в 8-9 классах: / Р.Г.

Иванова. – М.: Просвещение, 2003.,

6.Кузнецова, Л. Новая технология обучения химии в 8 классе. /Л.Кузнецова. – Обнинск: 1999.- 188 с.

7.Савич, Т.З. Изучение закономерностей химических реакций / Т.З. Савич,

Т.С. Ярославцева, А.С. Корощенко. – М.: Просвещение, 1991., 127с

8.http://www.alhimik.ru/ - сайт Алхимик

9.http://www.xumuk.ru/ - сайт о химии

10.http://him.1september.ru/ - сайт газеты «Химия». Приложение к газете “Первое сентября”

11.http://festival.1september.ru/ - Фестиваль открытых уроков, сайт газеты «Химия»

12.http://www.hvsh.ru/ - сайт специализированного журнала «Химия в школе»

13.http://www.openclass.ru/ - Открытый класс (сетевые образовательные сообщества).

 

Тема 16. Этапы формирования понятий об окислительно-восстановительных реакциях. Методика изучения электрохимических процессов. (Лабораторная работа №15)

Цель: Научить подбирать и проводить демонстрационные и лабораторные эксперименты при изучении в школе тем ОВР и основ электрохимических процессов.

Вопросы для обсуждения:

1. Демонстрация опытов с использованием электроприборов.

2. Опыты в системе формирования понятий об электролизе, гальваническом элементе, коррозии металлов и способах защиты от неё.

3. Техника и методика химического эксперимента при изучении электролиза растворов иодида калия (натрия), хлорида и сульфата меди (II), сульфата натрия.

4. Примеры уроков и комплексного применения средств обучения на уроках. Демонстрация фрагментов уроков по теме.

Литература:

Базовый учебник:

1.Габриелян. О.С. Теория и методика обучения химии./Габриелян О.С., Сладков С.А., Остроумов И.Г., Краснова - М. Academia, 2009, 384с.

2.Чернобельская Г.М. Теория и методика обучения химии.: – М.: Дрофа, 2010. – 320 с.

3. Чернобельская Г.М., Беспалов П.И., Боровских Т.А., Трухина М.Д., Практикум по методике обучения химии в средней школе.: – М.: Дрофа, 2007. – 224 с.

Список источников и литературы:

1.Общая методика обучения химии: в2-х томах. /Под. ред. Л.А. Цветкова/. - М.: Просвещение, 1981.- 255 с.

2.Методика преподавания химии. / Под ред. Н.Е. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1984. 415с.

3.Габриелян О. Химия. 8 класс. Настольная книга учителя./ Габриелян 8 Химия Настольная книга учителя — Дрофа, 2006. - 416с.

4.Иванова М.А. Химический демонстрационный эксперимент: / М.А. Иванова, М.А.Кононова; Под ред. С.А.Щукарева.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1984.

5.Иванова, Р.Г. Уроки химии в 8-9 классах: / Р.Г.

Иванова. – М.: Просвещение, 2003.,

6.Кузнецова, Л. Новая технология обучения химии в 8 классе. /Л.Кузнецова. – Обнинск: 1999.- 188 с.

7.Савич, Т.З. Изучение закономерностей химических реакций / Т.З. Савич,

Т.С. Ярославцева, А.С. Корощенко. – М.: Просвещение, 1991., 127с

8.http://www.alhimik.ru/ - сайт Алхимик

9.http://www.xumuk.ru/ - сайт о химии

10.http://him.1september.ru/ - сайт газеты «Химия». Приложение к газете “Первое сентября”

11.http://festival.1september.ru/ - Фестиваль открытых уроков, сайт газеты «Химия»

12.http://www.hvsh.ru/ - сайт специализированного журнала «Химия в школе»

13.http://www.openclass.ru/ - Открытый класс (сетевые образовательные сообщества.)

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...