Долг как одна из основных категорий этики
Долг понимается как общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенным индивидом. Это превращение требований нравственности, в равной степени относящихся ко всем людям, в индивидуальную задачу каждого конкретного человека, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Различие между моральным требованием и долгом заключается в следующем. В моральном требовании выражено отношение общества к отдельным его членам, оно формулируется обществом и предъявляется к ним. Долг — это отношение индивида к обществу, при этом индивид выступает как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. Принято считать, что истолкование природы и происхождения долга составляет одну из самых трудных проблем в истории этики. Религиозная мораль усматривает основание и источник долга в божественных заповедях, гедонизм и эвдемонизм — в естественном стремлении человека к наслаждению или счастью, И. Кант видел источник долга в нравственном законе, который гласит: поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим моральным законом (т. е. все другие могли также ему следовать). По-разному дают ответ и на вопрос, кто в конечном счете правомочен определять содержание долга: бог (неопротестантизм), общество (социально-апробативная теория), совесть (Фихте), моральное чувство (теория морального чувства). Марксистская этика утверждает, что каждый человек должен сам осознать объективное содержание своего морального долга и никакие ссылки на общественные авторитеты или на общепринятые мнения не могут оправдать его, если он понял свой долг неправильно. С другой стороны, ответственность человека перед своей совестью в конечном счете выражает его ответственность перед обществом, поэтому общественное мнение вполне правомочно судить о том, насколько правильно конкретный человек понял свой долг. К субъективистскому выводу пришли экзистенциалисты: вообще не важно, как человек поступает, в чем он видит свой долг, имеет значение лишь то, что он следует своему личному замыслу.
Не вполне разрешенным остается вопрос о границах долга. Представители деонтологического интуитивизма считают, что при исполнении человеком своего долга важно лишь само действие, а не мотивы, которыми человек руководствовался. Сторонники теории моральной доброты решающее значение придают характеру мотива. Марксистская теория считает границы ответственности общества и индивида исторически конкретными, в частности мера личной ответственности постоянно возрастает в ходе строительства коммунистического общества. Долг как этическая категория тесно связана с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность человека: совестью, ответственностью, самосознанием, мотивами, самоконтролем, достоинством, честью. Совесть (этимологическое значение — совместное знание) — категория этики, характеризующая способность индивида осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно определять для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Совесть — это одно из выражений нравственного самосознания человека. Совесть может проявляться в форме разумного осознавания нравственного значения совершаемых действий, в форме эмоциональных переживаний — в положительных эмоциях «спокойной совести» либо в угрызениях совести. Совесть есть субъективное осознавание индивидом своего долга и ответственности. Вместе с тем форма этого осознавания такова, что они выступают как долг и ответственность человека перед самим собой: руководствуясь своей совестью, индивид судит свои поступки от своего имени.
Существуют различные трактовки понятия «совесть»: как голос «внутреннего Я», проявление прирожденного чувства (теория нравственного чувства); как единственное основание морального долга (Кант, Фихте). Экзистенциализм противопоставляет совесть повиновению внешним авторитетам, а также требованиям, предъявляемым человеку обществом. Марксистская этика утверждает, что совесть имеет общественное происхождение, определяется условиями социального бытия и воспитания человека, зависит от его классовой принадлежности, поскольку объективная реальность по-разному отражается в сознании различных социальных групп, в официальных установках государства и различных общественных институтов. Ответственность — категория этики, характеризующая индивида с точки зрения выполнения им нравственных требований, предъявляемых обществом, выражающая степень участия индивида и социальных групп в их собственном нравственном совершенствовании и в совершенствовании общественных отношений. Ответственность — это соответствие моральной деятельности индивида его долгу, рассматриваемое с точки зрения возможностей индивида. Личная ответственность состоит в том, в какой мере человек осознает применительно к положению, в котором он находится, и практически осуществляет моральные требования или в какой мере человек повинен в недостаточном осознавании или невыполнении этих требований. Проблема ответственности охватывает вопросы: в состоянии ли человек выполнять предъявляемые ему требования, в какой мере он правильно их истолковывает; как далеко простираются его способности; должен ли человек отвечать за достижение требуемого результата и за те последствия своих действий, на которые оказывают влияние и внешние обстоятельства; в состоянии ли он предвидеть эти последствия? Различные философские теории отвечают на эти вопросы по-разному:
признают человека целиком повинным в последствиях его поступков, не учитывая влияния внешних обстоятельств (экзистенциализм); полностью оправдывают человека в том, что он неправильно понимает свой долг, не достигает тех результатов, которых добивается (деонтологический интуитивизм); полагают, что надо исходить из органического единства прав и обязанностей, учитывать, какое место занимают индивиды в системе социальных связей — чем шире общественные полномочия и реальные возможности индивида, тем выше мера их ответственности (марксизм). Достоинство — категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность индивида, а также понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственного индивида. Сознание человеком собственного достоинства является формой самосознания и самоконтроля индивида, на нем во многом основывается требовательность человека к самому себе. Утверждение и поддержание своего достоинства предполагает совершение соответствующих ему нравственных поступков или не позволяет поступать человеку ниже своего достоинства. Честь — категория этики и понятие морального сознания, раскрывающее отношение человека к себе и отношение к нему со стороны общества в увязывании с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами, находит отражение в его репутации. Честь требует от человека поддерживать, оправдывать ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, профессиональное сообщество, к которому он принадлежит. Принято считать, что исторически понятие чести возникло в моральном сознании общества в виде представления о родовой и сословной чести — морального требования, предписывающего человеку образ жизни и действий, не унижающий достоинства определенного сословия или рода. В современном обществе нравственным является требование беречь честь своего коллектива, профессии, народа (патриотизм).
Честь зависит от общей культуры человека, его способности мыслить в соответствии с интересами общества. Ложно понимаемая честь вырождается в высокомерие, чванство, тщеславие, ложное самомнение, самолюбие, самолюбование. Так называемая «защита чести мундира» — показная деятельность, якобы направленная во благо общества. На самом деле речь идет о чисто корыстных интересах, желании выслужиться. Указанные моменты приводят к подтасовке фактов, дезинформации, замалчиванию преступлений. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906 — 1999) по этому поводу говорил: «такая "честь мундира" заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек и т.д....Честь истинная — всегда в соответствии с совестью. Честь ложная — мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее чиновничьей) души». Мотив — внутреннее, субъективное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении, основание поступка. В качестве моральных мотивов рассматриваются обычно стремление к счастью, служение богу, разумно понимаемый частный интерес, повиновение категорическому императиву и иные. Вместе с тем в философских теориях мотив добродетели нередко 1 Лихачев Д. С. Книга беспокойств. — М., 1991. — С. 366. противопоставляется мотиву долга — формализм, деонтология. В прямой зависимости от нравственного содержания мотива определяется мера ответственности, вины индивида за совершенный поступок — она возрастает (отягчается), если негативный по своим последствиям поступок имел в основании эгоистические побуждения, и смягчается при наличии моральных мотивов: сочувствия, помощи другому человеку и т.д. Следует отметить, что если человек обычно действует, руководствуясь не моральными мотивами, а соображениями эгоизма, карьеризма, тщеславия, страхом перед наказанием, то в определенных обстоятельствах, когда он почувствует безнаказанность, индивид способен совершить безнравственное деяние. Моральный формализм проявляется в способе выполнения нравственных требований: в чисто внешнем следовании заповедям и нормам, в формальном выполнении долга, в частности когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознает действительного смысла своей нравственной деятельности или не способен мотивировать ее с позиций потребностей общества. Скрупулезное следование строго зафиксированным нравственным правилам зачастую сопровождается нарушением общих принципов морали — гуманизма, справедливости, уважения к людям. Крайним выражением морального формализма является моральный пиетизм, когда за внешним соблюдением приличий скрывается несправедливость, бесчеловечность. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Что относится к универсальным категориям этики? Как соотносятся свобода и ответственность? В чем этический смысл счастья? Что понимается под ценностными ориентациями? Существует ли «добро» и «зло» с позиций нравственности? Глава 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|