Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ценностные ориентации как основа психологической и этической культуры личности




Этическая составляющая психологической организации чело­века как субъекта определяется С.Л.Рубинштейном как способ сосуществования людей, через который осуществляется призна­ние другого как ценности, как субъекта развития и саморазвития, а не как объекта воздействия. Проблематика этического начала в личности, заложенная СЛ. Рубинштейном, находит свое отраже­ние в работах современных исследователей, таких как К. А. Абуль-ханова, Б. С. Братусь, М. И. Воловикова, Л. А. Журавлев, В. В. Зна­ков, В. Д. Шадриков.

Под ценностными ориентациями понимается направленность интересов и потребностей личности на определенную иерархию жизненных ценностей, склонность предпочитать одни ценности другим в разных жизненных ситуациях, способ дифференциации личностью объектов и явлений по их личностной значимости. Ценностные ориентации определяют содержательную сторону на­правленности личности, избирательность поведения и деятель­ности человека, детерминируют его мотивацию, влияют на стиль его мышления и жизни1.

В социальной психологии личности ценности рассматривают­ся как основа мировоззрения и связаны с социализацией (Г.М.Андреева, Д.А.Леонтьев, О.А.Тихомандрицкая). В процес­се социализации человек активно усваивает социальный опыт, преобразуя его в собственные ценности, установки, ориентиры. Д.А.Леонтьев указывает, что ценности являются интегративной основой как отдельного человека, так и социальной группы. В.Ядов определяет ценностные ориентации как иерархически вы­строенную систему предпочтений, которые характерны для от-

 

1 См.: Миненко О. А. Особенности духовно-нравственного становления бу­дущих психологов в условиях современного общества // Психология человека в современном мире. Т. 6. Духовно-нравственное становление человека в совре­менном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечествен­ных психологов: материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л.Рубинштейна, 15—16 октября 2009 г. / отв. ред. А.Л.Журавлев, М.И. Воловикова, Т.А. Ребеко. — М.: Институт психологии РАН, 2009. — С. 191 —197.

дельной социальной группы, отличной от других по своему воз­растному цензу и статусным характеристикам.

Исторически понятие «ценностные ориентации личности» раз­вивалось как понятие, раскрывающее связь индивидуального и общественного в сознании человека, как единство когнитивных и аффективных процессов. Система ценностных ориентации об­разует содержательную основу мотивации поведения и выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.

Ценностные ориентации лежат, как отмечает И.Я.Лернер, в основе становления мировоззрения. Формированию мировоззре­ния предшествует длительный процесс воспитания ценностного отношения к различным объектам действительности. А. Маслоу рассматривает ценностные ориентации с позиции теории само­актуализации, используя понятие «ценности» в качестве синони­ма понятия «потребности».

Оригинальная трактовка ценности принадлежит В. Франклу, который понимает ценности как смысловые универсалии, кри­сталлизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу пришлось сталкиваться. Акцентируя внима­ние на том, что важнейшей ценностью является «смысл жизни», он выделяет три группы ценностей: ценности творчества, ценно­сти переживания, ценности отношения.

Культура и социально-экономические условия жизни лично­сти являются фундаментом ее ценностных ориентации. Ценности людей в свою очередь отражают настроения и тенденции совре­менного общества. Согласно М. С. Яницкому ценностные ориен­тации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархи­ческую систему. Система ценностных ориентации является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая погра­ничное положение между ее мотивационно-потребностной сфе­рой и системой личностных смыслов и выполняя, соответствен­но, двойственную функцию. Она выступает, с одной стороны, в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудите­лей активности человека, определяя приемлемые формы их реа­лизации, а с другой — в качестве внутреннего источника жизнен­ных целей человека, выражая то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом.

Одним из ведущих факторов, воздействующих на систему цен­ностных ориентации личности, является социокультурная среда. Культура задает систему ценностных представлений, регулирую­щих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и решения познавательных и практических и личностных задач.

Базовые человеческие ценности измеряют в исследованиях Г.Олпорта, П.Вернона, Г.Линдсея. При этом исследования ценностей личности и ценностей культуры всегда были тесно связа­ны. Одной из первых стала теория, которая опиралась на поло­жение о том, что все человеческие общества сталкиваются с ли­митированным количеством универсальных проблем и что осно­ванные на ценностях данного общества способы решения проб­лем также ограничены в своем числе и общеизвестны, однако в разных культурах предпочтение отдается разным решениям.

Идеи Клахон и Стродбека позднее нашли свое отражение и развитие в работах — Ш.Шварца, К.Руссо, М.Хиллса, М.Роки-ча, исследовавших ценности в разных культурах. Руссо показал практическую значимость взаимодействия культур с различными ценностными ориентациями для развития межкультурной ком­петентности.

В теории Рокича под ценностями понимается вид убеждений как руководящих принципов жизни. Они определяют то, как нуж­но себя вести, каково желательное состояние или образ жизни, достойные или недостойные того, чтобы им соответствовать и к ним стремиться. Рокич предложил различать два основных клас­са ценностей:

терминальные, представляющие собой некоторые конечные состояния, конечные цели деятельности индивида («дружба», «гар­мония отношений с людьми» и т.д.);

инструментальные ценности, представляющие собой прин­ципы действия индивида, модели и способы его поведения («са­мостоятельная постановка цели», «готовность прощать» и т.д.). Рокич стимулировал оживленный интерес к терминальным цен­ностям среди психологов тем, что предложил четкое определение понятия «ценность» и создал легкий в исследовании инструмент.

Все ценности, по мнению С. Шварца и У. Билски, направлены на удовлетворение трех основных универсальных человеческих потребностей:

- биологических потребностей человеческого организма;

потребностей координированного социального взаимодей­ствия;

потребностей, связанных с выживанием и благосостоянием социальных групп.

Б. Г. Ананьев рассматривал ценности и ценностные образова­ния как базальные, «первичные» свойства личности, определяю­щие мотивы поведения, формирующие склонности и характер.

Ценностные ориентации — сложный социально-психологи­ческий феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным по­зициям, поступкам, поведению. Диагностику собственных цен­ностных ориентации можно сделать с помощью теста, предложен­ного в Приложении 2.

Ценностные ориентации личности лежат в основе психологи­ческой и этической культуры. Этическая культура психолога — совокупность мировоззренческих представлений, знаний о долж­ном и нравственном в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения, а также соответствующих навыков и позитивных сте­реотипов, позволяющих психологу корректно оценивать любую ситуацию внутри трудового коллектива и во взаимодействии с кли­ентом и делать на этой основе правильный моральный выбор.

Этическая культура является необходимым условием для осу­ществления психологом эффективных коммуникаций с другими работниками и с обслуживаемым контингентом. Высокий уровень психологической культуры определяется наличием следующих ка­честв: эмпатия, доброжелательность, аутентичность, конкретность, инициативность, непосредственность, открытость (С. Кибанова).

Как представляется, этическая культура — это совокупность мировоззренческих представлений, знаний о должном и нрав­ственном в виде идеалов, моральных принципов и норм поведе­ния, а также соответствующих навыков и позитивных стереоти­пов, позволяющих работнику корректно оценивать любую ситуа­цию внутри трудового коллектива и во взаимодействии с клиен­том и делать на этой основе правильный моральный выбор.

Под психологической культурой мы понимаем совокупность психологических знаний, навыков, позитивных стереотипов, по­зволяющих работнику сохранять позитивное эмоциональное со­стояние в процессе профессиональной деятельности и психоло­гически точно гармонизировать на этой основе возникающие си­туации внутри трудового коллектива и во взаимодействии с кли­ентом. Универсальная психологическая культура относится к нор­мам поведения, которые являются обязательными для всех людей, независимо от их социальной принадлежности, национальности, профессии и т.д. Индивидуальную этику человека отражают без­условное выполнение взятых на себя обязательств, отказ от нео­правданного риска и применения методов силового давления на других, профессионализм в избранной области деятельности, стремление к полезности своего труда не только для себя, но и для общества, признание необходимости не только конкуренции, но и сотрудничества.

Психологическая и этическая культура является необходимым условием для осуществления психологом эффективного общения с другими людьми.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...