Ценностные ориентации как основа психологической и этической культуры личности
Этическая составляющая психологической организации человека как субъекта определяется С.Л.Рубинштейном как способ сосуществования людей, через который осуществляется признание другого как ценности, как субъекта развития и саморазвития, а не как объекта воздействия. Проблематика этического начала в личности, заложенная СЛ. Рубинштейном, находит свое отражение в работах современных исследователей, таких как К. А. Абуль-ханова, Б. С. Братусь, М. И. Воловикова, Л. А. Журавлев, В. В. Знаков, В. Д. Шадриков. Под ценностными ориентациями понимается направленность интересов и потребностей личности на определенную иерархию жизненных ценностей, склонность предпочитать одни ценности другим в разных жизненных ситуациях, способ дифференциации личностью объектов и явлений по их личностной значимости. Ценностные ориентации определяют содержательную сторону направленности личности, избирательность поведения и деятельности человека, детерминируют его мотивацию, влияют на стиль его мышления и жизни1. В социальной психологии личности ценности рассматриваются как основа мировоззрения и связаны с социализацией (Г.М.Андреева, Д.А.Леонтьев, О.А.Тихомандрицкая). В процессе социализации человек активно усваивает социальный опыт, преобразуя его в собственные ценности, установки, ориентиры. Д.А.Леонтьев указывает, что ценности являются интегративной основой как отдельного человека, так и социальной группы. В.Ядов определяет ценностные ориентации как иерархически выстроенную систему предпочтений, которые характерны для от-
1 См.: Миненко О. А. Особенности духовно-нравственного становления будущих психологов в условиях современного общества // Психология человека в современном мире. Т. 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов: материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л.Рубинштейна, 15—16 октября 2009 г. / отв. ред. А.Л.Журавлев, М.И. Воловикова, Т.А. Ребеко. — М.: Институт психологии РАН, 2009. — С. 191 —197.
дельной социальной группы, отличной от других по своему возрастному цензу и статусным характеристикам. Исторически понятие «ценностные ориентации личности» развивалось как понятие, раскрывающее связь индивидуального и общественного в сознании человека, как единство когнитивных и аффективных процессов. Система ценностных ориентации образует содержательную основу мотивации поведения и выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью. Ценностные ориентации лежат, как отмечает И.Я.Лернер, в основе становления мировоззрения. Формированию мировоззрения предшествует длительный процесс воспитания ценностного отношения к различным объектам действительности. А. Маслоу рассматривает ценностные ориентации с позиции теории самоактуализации, используя понятие «ценности» в качестве синонима понятия «потребности». Оригинальная трактовка ценности принадлежит В. Франклу, который понимает ценности как смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу пришлось сталкиваться. Акцентируя внимание на том, что важнейшей ценностью является «смысл жизни», он выделяет три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения. Культура и социально-экономические условия жизни личности являются фундаментом ее ценностных ориентации. Ценности людей в свою очередь отражают настроения и тенденции современного общества. Согласно М. С. Яницкому ценностные ориентации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему. Система ценностных ориентации является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов и выполняя, соответственно, двойственную функцию. Она выступает, с одной стороны, в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые формы их реализации, а с другой — в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом.
Одним из ведущих факторов, воздействующих на систему ценностных ориентации личности, является социокультурная среда. Культура задает систему ценностных представлений, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и решения познавательных и практических и личностных задач. Базовые человеческие ценности измеряют в исследованиях Г.Олпорта, П.Вернона, Г.Линдсея. При этом исследования ценностей личности и ценностей культуры всегда были тесно связаны. Одной из первых стала теория, которая опиралась на положение о том, что все человеческие общества сталкиваются с лимитированным количеством универсальных проблем и что основанные на ценностях данного общества способы решения проблем также ограничены в своем числе и общеизвестны, однако в разных культурах предпочтение отдается разным решениям. Идеи Клахон и Стродбека позднее нашли свое отражение и развитие в работах — Ш.Шварца, К.Руссо, М.Хиллса, М.Роки-ча, исследовавших ценности в разных культурах. Руссо показал практическую значимость взаимодействия культур с различными ценностными ориентациями для развития межкультурной компетентности. В теории Рокича под ценностями понимается вид убеждений как руководящих принципов жизни. Они определяют то, как нужно себя вести, каково желательное состояние или образ жизни, достойные или недостойные того, чтобы им соответствовать и к ним стремиться. Рокич предложил различать два основных класса ценностей:
терминальные, представляющие собой некоторые конечные состояния, конечные цели деятельности индивида («дружба», «гармония отношений с людьми» и т.д.); инструментальные ценности, представляющие собой принципы действия индивида, модели и способы его поведения («самостоятельная постановка цели», «готовность прощать» и т.д.). Рокич стимулировал оживленный интерес к терминальным ценностям среди психологов тем, что предложил четкое определение понятия «ценность» и создал легкий в исследовании инструмент. Все ценности, по мнению С. Шварца и У. Билски, направлены на удовлетворение трех основных универсальных человеческих потребностей: - биологических потребностей человеческого организма; потребностей координированного социального взаимодействия; потребностей, связанных с выживанием и благосостоянием социальных групп. Б. Г. Ананьев рассматривал ценности и ценностные образования как базальные, «первичные» свойства личности, определяющие мотивы поведения, формирующие склонности и характер. Ценностные ориентации — сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поступкам, поведению. Диагностику собственных ценностных ориентации можно сделать с помощью теста, предложенного в Приложении 2. Ценностные ориентации личности лежат в основе психологической и этической культуры. Этическая культура психолога — совокупность мировоззренческих представлений, знаний о должном и нравственном в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения, а также соответствующих навыков и позитивных стереотипов, позволяющих психологу корректно оценивать любую ситуацию внутри трудового коллектива и во взаимодействии с клиентом и делать на этой основе правильный моральный выбор. Этическая культура является необходимым условием для осуществления психологом эффективных коммуникаций с другими работниками и с обслуживаемым контингентом. Высокий уровень психологической культуры определяется наличием следующих качеств: эмпатия, доброжелательность, аутентичность, конкретность, инициативность, непосредственность, открытость (С. Кибанова).
Как представляется, этическая культура — это совокупность мировоззренческих представлений, знаний о должном и нравственном в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения, а также соответствующих навыков и позитивных стереотипов, позволяющих работнику корректно оценивать любую ситуацию внутри трудового коллектива и во взаимодействии с клиентом и делать на этой основе правильный моральный выбор. Под психологической культурой мы понимаем совокупность психологических знаний, навыков, позитивных стереотипов, позволяющих работнику сохранять позитивное эмоциональное состояние в процессе профессиональной деятельности и психологически точно гармонизировать на этой основе возникающие ситуации внутри трудового коллектива и во взаимодействии с клиентом. Универсальная психологическая культура относится к нормам поведения, которые являются обязательными для всех людей, независимо от их социальной принадлежности, национальности, профессии и т.д. Индивидуальную этику человека отражают безусловное выполнение взятых на себя обязательств, отказ от неоправданного риска и применения методов силового давления на других, профессионализм в избранной области деятельности, стремление к полезности своего труда не только для себя, но и для общества, признание необходимости не только конкуренции, но и сотрудничества. Психологическая и этическая культура является необходимым условием для осуществления психологом эффективного общения с другими людьми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|