Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Универсальные понятия и категории этики




 

Свобода и ответственность: основы морального выбора

Особенности нравственных отношений, морального сознания и деятельности обобщаются и отражаются в категориях этики (этических категориях). Так, «добро» означает, что человек свои­ми действиями, поведением должен способствовать достижению общего блага. Каждый человек в процессе своей социальной жиз­ни входит в самые различные группы и общности и находится в постоянном общении с себе подобными. Его поведение, поступ­ки не могут не затрагивать интересы других людей, тех групп и общностей, членом которых он является. В силу своей обществен­ной природы люди и вступают в моральные отношения.

К универсальным категориям этики относятся прежде всего «свобода и ответственность», «духовность», «счастье», «справед­ливость», «совесть», «долг», «честь», «гуманизм». Рассмотрим по­нятия и категории, наиболее важные для профессиональной эти­ки психолога.

Моральный выбор — акт моральной внутренней деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной ли­нии поведения или конкретного варианта поступка, когда чело­век самостоятельно должен принять моральное решение в поль­зу одного из них и нередко вопреки другим. Субъектом мораль­ного выбора может быть индивид, принимающий решение о по­ступке, неформальная группа (коллектив), формирующий нормы взаимоотношений своих членов; социальная группа, возможно стремящаяся сохранить или изменить что-то в обществе; обще­ство в целом. В большинстве своем индивидуальный выбор во­площает существенные черты моральных предпочтений социаль­ной группы, всего общества и отражает степень нравственной свободы личности и общества. Моральный выбор — самый слож­ный для человека, его надо соотнести с обстоятельствами, целе­сообразность увязать с моральной принципиальностью, гуман­ностью, выбрать адекватные средства осуществления решения, обеспечивающие единство мотива и последствий, а также дости­жимость целей. Особенно остро проблема выбора проявляется в ситуации конфликта, при столкновении личных и обществен­ных интересов (например, личная выгода и долг), собственных и чужих приоритетов (например, соображения эгоизма и альтру­изма). Необходимость в моральном выборе может возникнуть также:

в ситуации противоречий между различными моральными требованиями (в частности, когда выполнение принятого на себя обязательства может причинить ущерб в той или иной форме дру­гим людям или группе; когда благодарность вступает в противо­речие с принципиальностью и т.д.);

при столкновении разных ценностей и норм, обусловленных социальными противоречиями;

несогласованностью разных обязанностей, проистекающих из участия в неформальной группе, выполнения должностных функций и т.д.;

в результате неосмотрительных, непродуманных действий от­дельных лиц;

при стечении, казалось бы, случайных обстоятельств.

При моральном выборе особое значение имеет свобода воли как способность человека самостоятельно, в соответствии с при­нятым им мировоззрением, определять свои поступки, действо­вать на основании собственного решения. Как этическая катего­рия свобода воли означает, что, совершая поступок, человек осу­ществляет моральный выбор между добром и злом, нравственным и безнравственным. Человек при этом обладает моральной от­ветственностью: его действия могут быть поставлены ему в за­слугу или вменены в вину. Таким образом, свобода — это мораль­ное качество человека, следующего в своих поступках собствен­ной доброй воле и руководствующегося в своих решениях мораль­ными принципами. Свобода обретает нравственный характер при условии ориентирования личности на добродетели.

Нравственная свобода — совершение самостоятельного и осознанного выбора должного и добродетели. В зависимости от степени самостоятельности совершаемого выбора приходим к вы­воду о двух видах свободы:

негативная свобода, или «свобода от», — свобода выбора, которая основана на добровольном подчинении более сильному индивиду или группе либо подавляется волей других людей;

позитивная свобода, или «свобода для», — состояние, в котором индивид существует как независимая личность, но не изолированная, а соединенная с другими людьми и миром в целом. Она реализуется при условии сохранения индивидом своей сущности в активной жизни и проявляется в спонтанных действиях, которые не навязаны ему извне и не порождены оди­ночеством.

Свобода связана со стремлением человека к самостоятельному проявлению воли. Поэтому связь свободы и воли человека не­однозначна. Нередко она отождествляется с суррогатными фор­мами волеизъявления, такими, как:

самоволие — способность индивида к безотчетному прояв­лению собственной воли, желаний и чувств. В этом видится реа­лизация его личности, не ограниченная условиями других лю­дей;

своеволие — способность не подчиняться порядку из чув­ства противоречия. Оно руководствуется эгоизмом и ведет к от­мене законов, что в свою очередь оборачивается тиранией; про­извол — разнузданность в самостоятельном волеизъявлении.

Все эти характеристики не выражают подлинного значения свободы воли индивида, так как они не ориентированы на других людей. В итоге они приводят к разрушению целостности лично­сти, в то время как свобода имеет глубокий личностный смысл.


Субъективный смысл свободы — в ее принадлежности актив­ной личности в противоположность объективному миру взаимо­зависимых вещей. «Свобода — это свобода не функции ("воли"), — замечает философ П. Тиллих, — но человека, то есть такого су­щего, которое является не вещью, а целостным "Я" и рациональ­ной личностью». Состояние полной свободы наступает тогда, когда осознанная необходимость перерастает в личную нравствен­ную склонность, становится внутренней потребностью человека, для которого интересы общества неотделимы от его собственных. Свободные действия индивида сопровождаются совершением вы­бора и несением ответственности за собственные поступки и судьбы других людей, он обретает способность взвешенно при­нимать решения, беря на себя ответственность за неизбежные последствия.

Ответственность — характеристика личности, которая ука­зывает на необходимость отвечать за принятые решения, так как они не навязываются ей извне, но определяются ее целостностью. Проблема ответственности — это вопрос о реальной нравствен­ной свободе человека, которая в полной мере осуществляется лишь гармоничным развитием всех способностей личности. Вы­бирая свободу, личность полностью возлагает на себя ответствен­ность за свою судьбу. Судьба — сам человек, с его неповторимой природой, историей и системой взглядов.

Этический смысл счастья

В соответствии с существующими представлениями «сча­стье» — понятие морального сознания, обозначающее такое со­стояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмыс­ленности жизни, осуществлению своего человеческого назначе­ния. Подобно мечте, счастье является чувственно-эмоциональной формой идеала, но означает не устремления личности, но испол­нение этих устремлений. Важным моментом является то, что сча­стье не характеризует конкретное объективное положение вещей или состояние человека, оно отражает субъективное представ­ление о том, какой должна быть жизнь, что именно является для человека блаженством. А это представление зависит от того, как конкретным человеком истолковывается назначение и смысл соб­ственной жизни и вообще человеческой жизни. Многие люди связывают счастье с наличием большого количества денег, вла­сти, социальным статусом, должностным положением, возмож­ностью предаваться удовольствиям, наличием у себя определен­ных профессиональных навыков и т. д. Вместе с тем, достигнув желаемого, они зачастую не становятся счастливыми.

В связи с этим современные мировоззренческие представле­ния состоят в том, что человек проявляется в Мире, Реальности не для Боли, Страданий, Горя и Разрушения, а для Созидания, Радости, Счастья и Любви. Уделом человечества в целом и каж­дого человека в отдельности является не роль Жертвы на алтаре грозных, жестоких, неумолимых и деспотичных Сил, держащих человека в постоянном Страхе наказанием Божьим и управляю­щих Судьбой человека по своиму капризу и разумению, а созна­тельное участие в беспрерывном творческом процессе Развития и Совершенствования Божественных Сил, определяющих Жизнь и Бытие Макро и Микромира1.

Счастье — состояние длительного удовлетворения от пережи­того наслаждения и полноты жизни. Поэтому оно тесно связано с судьбой человека. Именно в смысле цели всех устремлений че­ловека счастье понималось в эпоху античности. Основы учения о счастье были заложены и развиты античными школами эпохи эллинизма: стоиками, эпикурейцами и скептиками.

Счастье — свобода от страстей и бесстрашие перед смертью и смертельными муками. Таков идеал счастливой жизни античных мыслителей. Он основывался на принципе атараксии. Атарак­сия — нравственный принцип, согласно которому счастье заклю­чается в невозмутимости, душевном спокойствии и безмятежно­сти. Древние мудрецы считали, что атараксия создает условия для непредвзятых размышлений. Материалисты (Демокрит, Эпикур, Лукреций) путь к достижению атараксии трактовали как позна­ние мира, преодоление страха и предрассудков, достижение ду­шевного спокойствия и внутренней гармонии. Скептики (Пиррон) полагали, что атараксия достигается воздержанием от суж­дений о добре и зле, истинном и ложном, примирением с дей­ствительностью, а счастье состоит в невозмутимости и отсутствии страданий.

В понимании стоиков в мире господствует рок, фатальная не­обходимость, установленная Богом. Отсюда высшая нравствен­ность состоит в том, чтобы жить сообразно природе, Божествен­ному миропорядку, который человек ни в чем не способен изме­нить. Специфичное толкование стоиками добродетелей — отре­шенность от земных страстей и чувственных влечений, созерца­ние своего внутреннего мира, следование року, принятие судьбы. Подобный душевный настрой и есть состояние подлинного сча­стья человека. Таким образом, счастливая жизнь — удел мудреца. Он всегда предан разуму, а его высказывания правильны и бес­пристрастны.

Эвдемонизм — этическое направление, рассматривающее сча­стье как мотив и цель всех стремлений человека. Приверженцы эвдемонизма считали счастливым того человека, чьи физические и духовные способности могли беспрепятственно развиваться. Представителями эвдемонизма в разное время были Сократ, Эпи­кур, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц, Л.Фейербах, Г.Спенсер и др.

Продолжая традицию эвдемонизма, другая этическая теория — аЪелицитология представляет собой учение о путях и методах до­стижения счастья. Здесь категория счастья выступает не в каче­стве основания морали, а как психологическое состояние инди­вида, к которому он естественно стремится. Нравственность в фелицитологии рассматривается в качестве средства достижения счастья. Правильные посылки приводят представителей указан­ного этического течения к неверным выводам о том, что неваж­но, к чему стремятся люди и каких социальных результатов до­стигают, — важно лишь ощущение счастья. Опасность таких вы­водов заключается в том, что они становятся теоретическим обос­нованием и оправданием отказа от логического доказательства в пользу подсознательно-эмоционального внушения, при котором человек, сам того не замечая, воспринимает навязываемые ему идеи и установки.

Нравственный смысл счастья состоит в стремлении человека к радости, наслаждениям и удовольствиям, но только к тем, ко­торые не наносят ущерба его духовному и физическому здоровью. Счастье ведомо человеческими желаниями, но не все они нрав­ственно оправданы и часто достигаются в ущерб самому челове­ку и окружающим его людям. В ином случае стремление к сча­стью оборачивается несчастьем.

Счастье — стремление к наслаждениям и удовольствиям. Та­ково понимание счастья эпикурейцами, которые выделяли два вида счастья: высочайшее счастье, принадлежащее богам, его не­возможно приумножить; счастье, достижимое для человека и до­пускающее умножение.

Эпикурейцы видели не в каждом наслаждении залог будущего счастья человека, но только в тех из них, которые соответствуют его разумной природе. Счастье невозможно для человека, кото­рый живет неразумно, так как разум — высшее благо для челове­ка. Нравственный смысл счастья состоит в стремлении человека к радости, наслаждениям и удовольствиям, но только к тем, ко­торые не наносят ущерба его духовному и физическому здоровью. Счастье ведомо человеческими желаниями, но не все они нрав­ственно оправданы и часто достигаются в ущерб самому челове­ку и окружающим его людям. В ином случае стремление к сча­стью оборачивается несчастьем.

Несчастье — черта характера человека, которая ведет к ошиб­кам, проступкам, невзгодам, болезням или потерям близких лю­дей. Погоня за наслаждениями не гарантирует счастья и, наобо­рот, самоотречение является более близким путем к нему. В ко­нечном итоге счастье сопутствует жизни, которая согласуется с высокими нравственными ценностями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...