Универсальные понятия и категории этики
Свобода и ответственность: основы морального выбора Особенности нравственных отношений, морального сознания и деятельности обобщаются и отражаются в категориях этики (этических категориях). Так, «добро» означает, что человек своими действиями, поведением должен способствовать достижению общего блага. Каждый человек в процессе своей социальной жизни входит в самые различные группы и общности и находится в постоянном общении с себе подобными. Его поведение, поступки не могут не затрагивать интересы других людей, тех групп и общностей, членом которых он является. В силу своей общественной природы люди и вступают в моральные отношения. К универсальным категориям этики относятся прежде всего «свобода и ответственность», «духовность», «счастье», «справедливость», «совесть», «долг», «честь», «гуманизм». Рассмотрим понятия и категории, наиболее важные для профессиональной этики психолога. Моральный выбор — акт моральной внутренней деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопреки другим. Субъектом морального выбора может быть индивид, принимающий решение о поступке, неформальная группа (коллектив), формирующий нормы взаимоотношений своих членов; социальная группа, возможно стремящаяся сохранить или изменить что-то в обществе; общество в целом. В большинстве своем индивидуальный выбор воплощает существенные черты моральных предпочтений социальной группы, всего общества и отражает степень нравственной свободы личности и общества. Моральный выбор — самый сложный для человека, его надо соотнести с обстоятельствами, целесообразность увязать с моральной принципиальностью, гуманностью, выбрать адекватные средства осуществления решения, обеспечивающие единство мотива и последствий, а также достижимость целей. Особенно остро проблема выбора проявляется в ситуации конфликта, при столкновении личных и общественных интересов (например, личная выгода и долг), собственных и чужих приоритетов (например, соображения эгоизма и альтруизма). Необходимость в моральном выборе может возникнуть также:
в ситуации противоречий между различными моральными требованиями (в частности, когда выполнение принятого на себя обязательства может причинить ущерб в той или иной форме другим людям или группе; когда благодарность вступает в противоречие с принципиальностью и т.д.); при столкновении разных ценностей и норм, обусловленных социальными противоречиями; несогласованностью разных обязанностей, проистекающих из участия в неформальной группе, выполнения должностных функций и т.д.; в результате неосмотрительных, непродуманных действий отдельных лиц; при стечении, казалось бы, случайных обстоятельств. При моральном выборе особое значение имеет свобода воли как способность человека самостоятельно, в соответствии с принятым им мировоззрением, определять свои поступки, действовать на основании собственного решения. Как этическая категория свобода воли означает, что, совершая поступок, человек осуществляет моральный выбор между добром и злом, нравственным и безнравственным. Человек при этом обладает моральной ответственностью: его действия могут быть поставлены ему в заслугу или вменены в вину. Таким образом, свобода — это моральное качество человека, следующего в своих поступках собственной доброй воле и руководствующегося в своих решениях моральными принципами. Свобода обретает нравственный характер при условии ориентирования личности на добродетели.
Нравственная свобода — совершение самостоятельного и осознанного выбора должного и добродетели. В зависимости от степени самостоятельности совершаемого выбора приходим к выводу о двух видах свободы: негативная свобода, или «свобода от», — свобода выбора, которая основана на добровольном подчинении более сильному индивиду или группе либо подавляется волей других людей; позитивная свобода, или «свобода для», — состояние, в котором индивид существует как независимая личность, но не изолированная, а соединенная с другими людьми и миром в целом. Она реализуется при условии сохранения индивидом своей сущности в активной жизни и проявляется в спонтанных действиях, которые не навязаны ему извне и не порождены одиночеством. Свобода связана со стремлением человека к самостоятельному проявлению воли. Поэтому связь свободы и воли человека неоднозначна. Нередко она отождествляется с суррогатными формами волеизъявления, такими, как: самоволие — способность индивида к безотчетному проявлению собственной воли, желаний и чувств. В этом видится реализация его личности, не ограниченная условиями других людей; своеволие — способность не подчиняться порядку из чувства противоречия. Оно руководствуется эгоизмом и ведет к отмене законов, что в свою очередь оборачивается тиранией; произвол — разнузданность в самостоятельном волеизъявлении. Все эти характеристики не выражают подлинного значения свободы воли индивида, так как они не ориентированы на других людей. В итоге они приводят к разрушению целостности личности, в то время как свобода имеет глубокий личностный смысл. Субъективный смысл свободы — в ее принадлежности активной личности в противоположность объективному миру взаимозависимых вещей. «Свобода — это свобода не функции ("воли"), — замечает философ П. Тиллих, — но человека, то есть такого сущего, которое является не вещью, а целостным "Я" и рациональной личностью». Состояние полной свободы наступает тогда, когда осознанная необходимость перерастает в личную нравственную склонность, становится внутренней потребностью человека, для которого интересы общества неотделимы от его собственных. Свободные действия индивида сопровождаются совершением выбора и несением ответственности за собственные поступки и судьбы других людей, он обретает способность взвешенно принимать решения, беря на себя ответственность за неизбежные последствия.
Ответственность — характеристика личности, которая указывает на необходимость отвечать за принятые решения, так как они не навязываются ей извне, но определяются ее целостностью. Проблема ответственности — это вопрос о реальной нравственной свободе человека, которая в полной мере осуществляется лишь гармоничным развитием всех способностей личности. Выбирая свободу, личность полностью возлагает на себя ответственность за свою судьбу. Судьба — сам человек, с его неповторимой природой, историей и системой взглядов. Этический смысл счастья В соответствии с существующими представлениями «счастье» — понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Подобно мечте, счастье является чувственно-эмоциональной формой идеала, но означает не устремления личности, но исполнение этих устремлений. Важным моментом является то, что счастье не характеризует конкретное объективное положение вещей или состояние человека, оно отражает субъективное представление о том, какой должна быть жизнь, что именно является для человека блаженством. А это представление зависит от того, как конкретным человеком истолковывается назначение и смысл собственной жизни и вообще человеческой жизни. Многие люди связывают счастье с наличием большого количества денег, власти, социальным статусом, должностным положением, возможностью предаваться удовольствиям, наличием у себя определенных профессиональных навыков и т. д. Вместе с тем, достигнув желаемого, они зачастую не становятся счастливыми.
В связи с этим современные мировоззренческие представления состоят в том, что человек проявляется в Мире, Реальности не для Боли, Страданий, Горя и Разрушения, а для Созидания, Радости, Счастья и Любви. Уделом человечества в целом и каждого человека в отдельности является не роль Жертвы на алтаре грозных, жестоких, неумолимых и деспотичных Сил, держащих человека в постоянном Страхе наказанием Божьим и управляющих Судьбой человека по своиму капризу и разумению, а сознательное участие в беспрерывном творческом процессе Развития и Совершенствования Божественных Сил, определяющих Жизнь и Бытие Макро и Микромира1. Счастье — состояние длительного удовлетворения от пережитого наслаждения и полноты жизни. Поэтому оно тесно связано с судьбой человека. Именно в смысле цели всех устремлений человека счастье понималось в эпоху античности. Основы учения о счастье были заложены и развиты античными школами эпохи эллинизма: стоиками, эпикурейцами и скептиками. Счастье — свобода от страстей и бесстрашие перед смертью и смертельными муками. Таков идеал счастливой жизни античных мыслителей. Он основывался на принципе атараксии. Атараксия — нравственный принцип, согласно которому счастье заключается в невозмутимости, душевном спокойствии и безмятежности. Древние мудрецы считали, что атараксия создает условия для непредвзятых размышлений. Материалисты (Демокрит, Эпикур, Лукреций) путь к достижению атараксии трактовали как познание мира, преодоление страха и предрассудков, достижение душевного спокойствия и внутренней гармонии. Скептики (Пиррон) полагали, что атараксия достигается воздержанием от суждений о добре и зле, истинном и ложном, примирением с действительностью, а счастье состоит в невозмутимости и отсутствии страданий. В понимании стоиков в мире господствует рок, фатальная необходимость, установленная Богом. Отсюда высшая нравственность состоит в том, чтобы жить сообразно природе, Божественному миропорядку, который человек ни в чем не способен изменить. Специфичное толкование стоиками добродетелей — отрешенность от земных страстей и чувственных влечений, созерцание своего внутреннего мира, следование року, принятие судьбы. Подобный душевный настрой и есть состояние подлинного счастья человека. Таким образом, счастливая жизнь — удел мудреца. Он всегда предан разуму, а его высказывания правильны и беспристрастны. Эвдемонизм — этическое направление, рассматривающее счастье как мотив и цель всех стремлений человека. Приверженцы эвдемонизма считали счастливым того человека, чьи физические и духовные способности могли беспрепятственно развиваться. Представителями эвдемонизма в разное время были Сократ, Эпикур, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц, Л.Фейербах, Г.Спенсер и др.
Продолжая традицию эвдемонизма, другая этическая теория — аЪелицитология представляет собой учение о путях и методах достижения счастья. Здесь категория счастья выступает не в качестве основания морали, а как психологическое состояние индивида, к которому он естественно стремится. Нравственность в фелицитологии рассматривается в качестве средства достижения счастья. Правильные посылки приводят представителей указанного этического течения к неверным выводам о том, что неважно, к чему стремятся люди и каких социальных результатов достигают, — важно лишь ощущение счастья. Опасность таких выводов заключается в том, что они становятся теоретическим обоснованием и оправданием отказа от логического доказательства в пользу подсознательно-эмоционального внушения, при котором человек, сам того не замечая, воспринимает навязываемые ему идеи и установки. Нравственный смысл счастья состоит в стремлении человека к радости, наслаждениям и удовольствиям, но только к тем, которые не наносят ущерба его духовному и физическому здоровью. Счастье ведомо человеческими желаниями, но не все они нравственно оправданы и часто достигаются в ущерб самому человеку и окружающим его людям. В ином случае стремление к счастью оборачивается несчастьем. Счастье — стремление к наслаждениям и удовольствиям. Таково понимание счастья эпикурейцами, которые выделяли два вида счастья: высочайшее счастье, принадлежащее богам, его невозможно приумножить; счастье, достижимое для человека и допускающее умножение. Эпикурейцы видели не в каждом наслаждении залог будущего счастья человека, но только в тех из них, которые соответствуют его разумной природе. Счастье невозможно для человека, который живет неразумно, так как разум — высшее благо для человека. Нравственный смысл счастья состоит в стремлении человека к радости, наслаждениям и удовольствиям, но только к тем, которые не наносят ущерба его духовному и физическому здоровью. Счастье ведомо человеческими желаниями, но не все они нравственно оправданы и часто достигаются в ущерб самому человеку и окружающим его людям. В ином случае стремление к счастью оборачивается несчастьем. Несчастье — черта характера человека, которая ведет к ошибкам, проступкам, невзгодам, болезням или потерям близких людей. Погоня за наслаждениями не гарантирует счастья и, наоборот, самоотречение является более близким путем к нему. В конечном итоге счастье сопутствует жизни, которая согласуется с высокими нравственными ценностями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|