Справедливость как регулятивный принцип межличностных отношений
Справедливость есть понятие морального сознания, оно характеризует соотношение нескольких явлений с позиций распределения блага и зла между людьми и отражает положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его неотъемлемых прав. Справедливость — принцип, регулирующий взаимоотношения между людьми как членами общества по поводу распределения общественных ценностей, которыми являются свобода, благоприятные возможности, доходы, знаки престижа и уважения. Этот принцип отражает соотношение между ролью отдельных людей (формальных и неформальных организаций, социальных групп) в жизни общества и их социальным положением (статусом), между деянием и воздаянием (в том числе преступлением и наказанием), достоинством человека и его вознаграждением, правами и обязанностями. Несоответствие между такого рода явлениями оценивается моральным сознанием как несправедливость. Аристотель различал два вида справедливости: распределительная справедливость — распределение почестей, имущества и других материальных благ между членами общества по достоинству и пропорционально заслугш;'справедливость, связанная с обменом, — уравнивание сторон, которые участвуют в обмене, независимо от их достоинств. Иногда справедливость получает выражение в требовании наказания за нарушение норм человеческого общежития. Лафарг назвал это требование воздающей справедливостью. Во всех случаях подразумевается согласие между членами общества относительно принципов их жизни. Эти принципы могут изменяться, но понимание справедливости зависит от того, какие правила установились в данном обществе. Их нарушение воспринимается как несправедливость.
Справедливость предполагает некоторое равенство прав — политических, перед законом, равенство возможностей, но само это равенство оказывается по большей части формальным в том смысле, что на деле оно оказывается неравенством имущего и неимущего. Экономическая сторона справедливости предполагает эквивалентность обмена (товарами, трудом, услугами). В то же время обмен труда рабочего (служащего) на зарплату, которую ему выплачивает работодатель, отражает нередко степень эксплуатации наемного труда. Социалистический принцип разделения по труду означал, что равенство людей в социальном отношении не являлось полным: различие в индивидуальных способностях приводило к неравенству в потреблении и общественном положении. Справедливость — принцип индивидуального поведения, который устанавливает предел произволу. Она требует соблюдения прав другого человека, непосягательство на личность и ее собственность. Главным требованием справедливости является уважение прав и достоинств людей. Она ориентирует человека на соблюдение им обязательств перед другими людьми. Обязательства могут быть представлены в виде юридических законов, конституционных прав, нравственных представлений. Справедливость рассматривается как равенство людей друг перед другом, выражающееся в совершении поступков, не нарушающих права и свободы других людей. Быть справедливым или нести наказание за несправедливость расценивается как счастье для человека, потому что тот, кто поступает несправедливо и остается безнаказанным, служит злу и даже не имеет представления о том, что является истинным благом. Неся наказание, человек избавляется от испорченности, омрачающей душу. В этом смысле лучше терпеть несправедливость, чем причинять ее другим людям.
Несправедливость — величайшее зло и для того, кто ее совершает, потому что не только делает его нравственно хуже, но и лишает возможности исправить собственные нравственные ошибки. По этой же причине несправедливость не может быть оправдана ни законом, ни обычаем. Самое непосредственное отношение к категории справедливости имеет проблематика прав и морали элиты общества. Рассмотрим права и мораль элиты в представлениях X. Ортеги-и-Гасета. Элита — меньшинство, или совокупность лиц, выделенных особыми качествами и наделенных специфичными правами. Это высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры. В современном обществе элите противостоит остальная масса людей или большинство. «Масса — это «средний человек» (X. Ортега-и-Гасет). Таких людей отличает совпадение мыслей, целей и образа жизни. Они не стремятся к формированию своей индивидуальной морали, а их представления о добре и зле являются общепринятыми. Элита чужда массовости. Людей, которые к ней принадлежат, объединяют обычно общие цели, идеи или идеалы. Основным условием ее формирования является способность выделиться из толпы благодаря личным качествам. Другое условие — совпадение ценностей отдельного индивида с ценностями тех, кто уже принадлежит элите. Моральные ценности элиты складываются в противостоянии ценностям и образу жизни большинства. К ним принадлежат: а) индивидуализм — подчеркнутое отличие от других людей и б) ответственность как способность предъявлять к себе требова- в) стойкость — умение с достоинством выносить тяготы и лише- г) свобода мышления — самостоятельное осмысление происходя- д) творческие способности — одаренность способностями к ин- е) активная общественная позиция — способность к критической
ж) ненасилие — отсутствие склонности совершать произвол и з) уважение чужого мнения — способность к диалогу и приня- Эти и другие моральные ценности аристократии X. Ортега-и-Гасет противопоставляет жизненным ориентирам массового человека, возобладавшего в современном обществе. Массовый человек зауряден, не проявляет инициативы, консервативен и не способен к созиданию или принятию новых идей и ценностей. Его существование бессмысленно и бесцельно. Он не приемлет существующий порядок и стремится к захвату власти. У него отсутствуют способности к научной, теоретической и творческой деятельности. В стремлении к упрочению своего положения массы устанавливают собственные ценности в качестве нормы общественной жизни. Автор приходит к выводу о том, что современное общество переживает моральный и интеллектуальный кризис, название которому — аристофобия, или ненависть к лучшим представителям общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|