Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность профессиональной этики. Деонтология и аксиология




Универсальная этика относится к нормам поведения, которые являются обязательными для всех людей, независимо от их со­циальной принадлежности, национальности, профессии и т.д. Вместе с тем профессиональная деятельность приводит к различ­ного рода специфичным этическим проблемам, которые разре­шить в рамках универсальной этики затруднительно или не пред­ставляется возможным. Таким образом, по мере углубления об­щественного разделения труда возникает потребность в развитии профессиональной этики, которая отражает профессиональную мораль как конкретизацию общих нравственных принципов, норм применительно к особенностям видов профессиональной деятельности.

Профессиональная этика — это вид прикладной этики. В ней сочетаются интересы общества и гарантии суверенности личности как носителя определенной профессии, а также высокие требова­ния к профессионалу, в том числе к его моральному облику.

Профессиональная этика — совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессионально­му долгу, а следовательно, и к людям, с которыми человек связан в силу характера своей профессии, и к обществу в целом. Она представляет собой применение этических норм к профессио­нальной сфере.

Под профессиональной этикой понимается обычно некий нравственный кодекс людей определенной профессии. Это сово­купность правил поведения людей определенной профессии, со­блюдение которых обеспечивает нравственный характер взаимо­отношений, связанных с профессиональной деятельностью. Так, этика врача отражена в «Клятве Гиппократа»; существуют раз­личные деловые моральные кодексы, правила профессиональной этики и добросовестной деятельности есть административная этика, юридическая этика, этика руководства организацией, эти­ка управленческого консультирования и т.д.

Специфичные объекты труда, орудия труда, используемые при­емы работы и решаемые задачи обусловливают возникновение повторяющихся ситуаций, уникальных для данной профессии, возможно, трудностей и в ряде случаев рисков, угроз и опасно­стей. Подобного рода ситуации, риски и угрозы требуют от чело­века определенного поведения, оптимального с точки зрения воз­можности гармонизации ситуаций, нейтрализации рисков и угроз, избегания опасностей. В повторяющихся ситуациях периодиче­ски возникают некие моральные искушения, конфликты интере­сов, этические дилеммы. Практика вырабатывает адекватные спо­собы и методы разрешения возникающих конфликтов и гармо­низации возникающих сложных ситуаций. Постепенно склады­ваются специфичные связи и отношения людей, свойственные конкретной профессиональной группе.

Таким образом, профессиональная этика относится к подраз­умевающемуся или конкретно обусловленному набору норм или кодексу поведения, которыми руководствуются принимающие ре­шения в своих профессиональных ролях. Такого рода нормы ока­зывают благотворное влияние на разрешение этически спорных вопросов, которые возникают в ходе профессиональной деятель­ности.

Профессиональная этика изучает:

качества личности специалиста, необходимые для выполне­ния профессионального долга;

нравственные взаимоотношения специалистов и объектов их деятельности (врач и больной, педагог и ученик и пр.);

- взаимоотношения специалиста с обществом;

- взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нор­мы, которые их регулируют;

- цели и методы профессионального обучения и воспитания. Теоретическое обоснование моральных отношений в сфере

труда предполагает:

определение цели и мотивов трудовой деятельности;

определение средств реализации намеченной цели;

- оценку результатов труда, их общественной значимости. Мораль в сфере труда может иметь социальный характер (мо­раль предпринимателя, менеджера, наемного работника и т.п.).

К работникам некоторых профессий предъявляются повышен­ные требования. Это специалисты, от которых зависят жизнь и здоровье людей (медицина, транспорт и т. п.) и которые имеют право вмешательства во внутренний мир человека (психология, психиатрия, педагогика и др.).

Важными моральными характеристиками личности являются профессиональные качества, отношение к труду. Нравственные качества человека рассматриваются как одно из условий его про­фессиональной пригодности.

Содержание профессиональной этики определяется прежде всего особенностями сферы деятельности специалиста, корпора­тивными интересами, сложившейся профессиональной культу­рой.

Выполнение требований профессиональной этики, с одной стороны, дает некоторые гарантии эффективности профессио­нальной деятельности, а с другой — защищает клиента, социаль­ные группы и общество в целом от недобросовестных профессио­нальных действий. Неуклонное следование указанным требова­ниям означает для специалиста высокую профессиональную ре­путацию.

Общие принципы профессиональной этики включают в себя:

беспристрастность, объективность;

конфиденциальность;

должное старание;

точное исполнение профессиональных обязанностей;

избежание потенциальных или явных конфликтов.

К этическим нормам профессиональной деятельности отно­сятся:

ответственное отношение к своим трудовым обязанностям и выполнение всех взятых на себя обязательств;

высокий уровень знаний и профессионализма в определен­ной сфере трудовой деятельности;

нравственное отношение к коллегам по профессиональной деятельности и группам людей, интересы которых затрагиваются в ее ходе;

солидарное поведение всех участников трудового процесса вследствие необходимости высокой согласованности действий;

следовательно кодексам поведения, предписывающим опре­деленный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными для выполнения профес­сиональной деятельности;

обоснование общественного и гуманистического назначения кодексов для данной профессии и для тех работников, которые заняты в соответствующей профессиональной сфере.

В рассмотрение профессиональной этики входят следующие проблемы:

отношение трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности к обществу, классу и их интересам;

нравственные качества личности специалиста, обеспечиваю­щие наилучшим образом выполнение профессионального, долга;

специфика нравственных взаимоотношений специалистов и людей, с которыми они связаны по роду деятельности;

взаимоотношения внутри трудовых коллективов и специфи­ческие для данной профессии нравственные нормы, отражающие эти отношения;

особенности профессионального воспитания и профессио­нальная деятельность как нравственное качество личности.

Становление информационной цивилизации в современном обществе обусловливает необходимость создания нового типа профессиональной морали, которая бы отражала в качестве выс­шей ценности трудовую деятельность на основе развития рыноч­ных отношений. Информационно-технологический способ вос­производства системы общественной жизни выдвигает на первый план проблемы деловой квалификации, профессионализма и ком­петентности работника. В современном обществе личностные качества индивида тесно сочетаются с его деловой характеристи­кой, отношением к труду и уровнем профессиональной пригод­ности. Подлинный профессионализм опирается на такие мораль­ные нормы, как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам и ответственность за результаты труда1.

Профессиональная этика имеет особое значение для профес­сий, к которым предъявляются наиболее высокие нравственные требования, объектом которых является человек. Среди них — профессии психолога, врача, учителя, судьи, адвоката, сотрудни­ка правоохранительных органов и особенно руководителя, менед­жера любого уровня.

Исходным для профессиональной этики является понятие про­фессионального долга. Специфика профессионального долга определяется характером обязанностей, возлагаемых на предста­вителя той или иной профессии. Профессиональный долг осо­знается как нравственная необходимость и выполняется по убеж­дению. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей различных профессий относиться к своему делу с ответственностью. Гарантией выполнения профессионального долга являются честь, совесть, профессиональная и обществен­ная репутация человека. Профессиональный долг может противо­речить личным, а иногда общественным интересам. Выбирая тот или иной вариант поведения человек или жертвует меньшим бла­гом для достижения большего, или ищет пути для их гармониче­ского сочетания, если речь идет о равновеликих нравственных ценностях.

Через понятие профессионального долга можно определить профессиональную этику как совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессионально­му долгу, а посредством его — к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии.

Деонтология (греч. deon — должное и logos — учение; наука о должном) — раздел этики, в котором рассматриваются пробле­мы долга и вообще должного (всего того, что выражает требова­ния нравственности в форме предписания). Термин впервые был введен Бентамом, который употребил его для обозначения теории нравственности в целом. Однако впоследствии деонтологию ста­ли отличать от аксиологии — учения о добре и зле.

 

1 См.: Серова Н.В. Этика: учеб. пособие. — М.: РИОР, 2007. — С. 66—67.

Одной из особенностей морального сознания как специфиче­ской формы общественного сознания является то, что оно отра­жает объективную социальную необходимость, потребности лю­дей, общества, исторического развития в особой субъективной форме — в виде представления о должном (о том, что «должно быть»), устанавливая, насколько соответствует этому представле­нию фактически существующее. Моральное сознание оценивает жизненные явления с той точки зрения, насколько они оправда­ны в силу своего нравственного достоинства. Из представления о должном складываются нравственные требования, представ­ления о том, какие поступки люди должны совершать. Примени­тельно к человеку эти требования выступают как его обязанно­сти; последние в обобщенной форме правил, равно распростра­няющихся на всех, формулируются в моральных нормах, запо­ведях. Все эти этические категории и являются предметом изуче­ния деонтологии. Одним из важнейших вопросов теории морали является проблема соотношения деонтологии и аксиологии, в частности вопрос о соотношении двух основных категорий эти­ки: долга и добра. С данной трудностью столкнулся уже Кант. С одной стороны, он признает, что понятие долга должно осно­вываться на понятии добра (долг состоит в том, чтобы совершать добро), но, с другой стороны, он определяет добро через долг (до­бро состоит в том, чтобы выполнять долг). Трудность в разреше­нии проблемы соотношения этих категорий объясняется тем, что, как правило, друг другу противопоставляются два вида нравствен­ности: добродеяние и исполнение долга, внутреннее стремление к добру и добродетели и внешнее подчинение моральному зако­ну. Это противопоставление в разных вариантах можно обнару­жить в этических учениях (Ницше, Бергсон, П. Ноуэлл-Смит и др.). В конечном итоге отсюда проистекает характерное для эти­ки, особенно для деонтологического интуитивизма, представ­ление о противоположности двух областей теории морали: деон­тологии и аксиологии.

Коммунистическая нравственность постулировала отсутствие противоречия между выполнением долга и осуществлением до­бра, поскольку ее требования исходят в конечном счете из социально-исторической потребности прогрессивного, развития общества и человечества, отражают действительные интересы лю­дей. С точки зрения коммунистической морали долг человека в конечном итоге основывается на требовании осуществлять то, что является благом для людей. С другой стороны, в своем служении обществу и человеку каждый должен не просто исходить из свое­го собственного понимания добра, а основываться на тех нормах и принципах, которые выработало коллективное сознание обще­ства. Поэтому моральным добром является то, что отвечает пред­писаниям морали (должному).

Противопоставлению должного и добра способствует также вопрос о соотношении личности и общества (личность и коллек­тив, самодеятельность и творчество, Человек и общество).

Аксиология (греч. axia — ценность и logos — учение) — раз­дел этики, исследующий философские вопросы моральных цен­ностей. Как особая философская дисциплина, изучающая про­блемы моральных, эстетических, экономических и иных ценно­стей, аксиология возникла во второй половине XIX в. Термин «аксиология» введен в научный оборот в начале XX в. француз­ским философом П. Лапи. К числу важнейших вопросов аксио­логии относятся: в чем состоит смысл понятия «добро»; каково происхождение понятий «добро» и «зло» в моральном сознании людей; является ли добро объективным свойством человеческих поступков или приписывается им нравственным сознанием; как люди оценивают поступки с позиций добра и зла.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...