Сущность профессиональной этики. Деонтология и аксиология
Универсальная этика относится к нормам поведения, которые являются обязательными для всех людей, независимо от их социальной принадлежности, национальности, профессии и т.д. Вместе с тем профессиональная деятельность приводит к различного рода специфичным этическим проблемам, которые разрешить в рамках универсальной этики затруднительно или не представляется возможным. Таким образом, по мере углубления общественного разделения труда возникает потребность в развитии профессиональной этики, которая отражает профессиональную мораль как конкретизацию общих нравственных принципов, норм применительно к особенностям видов профессиональной деятельности. Профессиональная этика — это вид прикладной этики. В ней сочетаются интересы общества и гарантии суверенности личности как носителя определенной профессии, а также высокие требования к профессионалу, в том числе к его моральному облику. Профессиональная этика — совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а следовательно, и к людям, с которыми человек связан в силу характера своей профессии, и к обществу в целом. Она представляет собой применение этических норм к профессиональной сфере. Под профессиональной этикой понимается обычно некий нравственный кодекс людей определенной профессии. Это совокупность правил поведения людей определенной профессии, соблюдение которых обеспечивает нравственный характер взаимоотношений, связанных с профессиональной деятельностью. Так, этика врача отражена в «Клятве Гиппократа»; существуют различные деловые моральные кодексы, правила профессиональной этики и добросовестной деятельности есть административная этика, юридическая этика, этика руководства организацией, этика управленческого консультирования и т.д.
Специфичные объекты труда, орудия труда, используемые приемы работы и решаемые задачи обусловливают возникновение повторяющихся ситуаций, уникальных для данной профессии, возможно, трудностей и в ряде случаев рисков, угроз и опасностей. Подобного рода ситуации, риски и угрозы требуют от человека определенного поведения, оптимального с точки зрения возможности гармонизации ситуаций, нейтрализации рисков и угроз, избегания опасностей. В повторяющихся ситуациях периодически возникают некие моральные искушения, конфликты интересов, этические дилеммы. Практика вырабатывает адекватные способы и методы разрешения возникающих конфликтов и гармонизации возникающих сложных ситуаций. Постепенно складываются специфичные связи и отношения людей, свойственные конкретной профессиональной группе. Таким образом, профессиональная этика относится к подразумевающемуся или конкретно обусловленному набору норм или кодексу поведения, которыми руководствуются принимающие решения в своих профессиональных ролях. Такого рода нормы оказывают благотворное влияние на разрешение этически спорных вопросов, которые возникают в ходе профессиональной деятельности. Профессиональная этика изучает: качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга; нравственные взаимоотношения специалистов и объектов их деятельности (врач и больной, педагог и ученик и пр.); - взаимоотношения специалиста с обществом; - взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют; - цели и методы профессионального обучения и воспитания. Теоретическое обоснование моральных отношений в сфере труда предполагает:
определение цели и мотивов трудовой деятельности; определение средств реализации намеченной цели; - оценку результатов труда, их общественной значимости. Мораль в сфере труда может иметь социальный характер (мораль предпринимателя, менеджера, наемного работника и т.п.). К работникам некоторых профессий предъявляются повышенные требования. Это специалисты, от которых зависят жизнь и здоровье людей (медицина, транспорт и т. п.) и которые имеют право вмешательства во внутренний мир человека (психология, психиатрия, педагогика и др.). Важными моральными характеристиками личности являются профессиональные качества, отношение к труду. Нравственные качества человека рассматриваются как одно из условий его профессиональной пригодности. Содержание профессиональной этики определяется прежде всего особенностями сферы деятельности специалиста, корпоративными интересами, сложившейся профессиональной культурой. Выполнение требований профессиональной этики, с одной стороны, дает некоторые гарантии эффективности профессиональной деятельности, а с другой — защищает клиента, социальные группы и общество в целом от недобросовестных профессиональных действий. Неуклонное следование указанным требованиям означает для специалиста высокую профессиональную репутацию. Общие принципы профессиональной этики включают в себя: беспристрастность, объективность; конфиденциальность; должное старание; точное исполнение профессиональных обязанностей; избежание потенциальных или явных конфликтов. К этическим нормам профессиональной деятельности относятся: ответственное отношение к своим трудовым обязанностям и выполнение всех взятых на себя обязательств; высокий уровень знаний и профессионализма в определенной сфере трудовой деятельности; нравственное отношение к коллегам по профессиональной деятельности и группам людей, интересы которых затрагиваются в ее ходе; солидарное поведение всех участников трудового процесса вследствие необходимости высокой согласованности действий; следовательно кодексам поведения, предписывающим определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными для выполнения профессиональной деятельности;
обоснование общественного и гуманистического назначения кодексов для данной профессии и для тех работников, которые заняты в соответствующей профессиональной сфере. В рассмотрение профессиональной этики входят следующие проблемы: отношение трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности к обществу, классу и их интересам; нравственные качества личности специалиста, обеспечивающие наилучшим образом выполнение профессионального, долга; специфика нравственных взаимоотношений специалистов и людей, с которыми они связаны по роду деятельности; взаимоотношения внутри трудовых коллективов и специфические для данной профессии нравственные нормы, отражающие эти отношения; особенности профессионального воспитания и профессиональная деятельность как нравственное качество личности. Становление информационной цивилизации в современном обществе обусловливает необходимость создания нового типа профессиональной морали, которая бы отражала в качестве высшей ценности трудовую деятельность на основе развития рыночных отношений. Информационно-технологический способ воспроизводства системы общественной жизни выдвигает на первый план проблемы деловой квалификации, профессионализма и компетентности работника. В современном обществе личностные качества индивида тесно сочетаются с его деловой характеристикой, отношением к труду и уровнем профессиональной пригодности. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы, как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам и ответственность за результаты труда1. Профессиональная этика имеет особое значение для профессий, к которым предъявляются наиболее высокие нравственные требования, объектом которых является человек. Среди них — профессии психолога, врача, учителя, судьи, адвоката, сотрудника правоохранительных органов и особенно руководителя, менеджера любого уровня. Исходным для профессиональной этики является понятие профессионального долга. Специфика профессионального долга определяется характером обязанностей, возлагаемых на представителя той или иной профессии. Профессиональный долг осознается как нравственная необходимость и выполняется по убеждению. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей различных профессий относиться к своему делу с ответственностью. Гарантией выполнения профессионального долга являются честь, совесть, профессиональная и общественная репутация человека. Профессиональный долг может противоречить личным, а иногда общественным интересам. Выбирая тот или иной вариант поведения человек или жертвует меньшим благом для достижения большего, или ищет пути для их гармонического сочетания, если речь идет о равновеликих нравственных ценностях.
Через понятие профессионального долга можно определить профессиональную этику как совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством его — к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии. Деонтология (греч. deon — должное и logos — учение; наука о должном) — раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписания). Термин впервые был введен Бентамом, который употребил его для обозначения теории нравственности в целом. Однако впоследствии деонтологию стали отличать от аксиологии — учения о добре и зле.
1 См.: Серова Н.В. Этика: учеб. пособие. — М.: РИОР, 2007. — С. 66—67. Одной из особенностей морального сознания как специфической формы общественного сознания является то, что оно отражает объективную социальную необходимость, потребности людей, общества, исторического развития в особой субъективной форме — в виде представления о должном (о том, что «должно быть»), устанавливая, насколько соответствует этому представлению фактически существующее. Моральное сознание оценивает жизненные явления с той точки зрения, насколько они оправданы в силу своего нравственного достоинства. Из представления о должном складываются нравственные требования, представления о том, какие поступки люди должны совершать. Применительно к человеку эти требования выступают как его обязанности; последние в обобщенной форме правил, равно распространяющихся на всех, формулируются в моральных нормах, заповедях. Все эти этические категории и являются предметом изучения деонтологии. Одним из важнейших вопросов теории морали является проблема соотношения деонтологии и аксиологии, в частности вопрос о соотношении двух основных категорий этики: долга и добра. С данной трудностью столкнулся уже Кант. С одной стороны, он признает, что понятие долга должно основываться на понятии добра (долг состоит в том, чтобы совершать добро), но, с другой стороны, он определяет добро через долг (добро состоит в том, чтобы выполнять долг). Трудность в разрешении проблемы соотношения этих категорий объясняется тем, что, как правило, друг другу противопоставляются два вида нравственности: добродеяние и исполнение долга, внутреннее стремление к добру и добродетели и внешнее подчинение моральному закону. Это противопоставление в разных вариантах можно обнаружить в этических учениях (Ницше, Бергсон, П. Ноуэлл-Смит и др.). В конечном итоге отсюда проистекает характерное для этики, особенно для деонтологического интуитивизма, представление о противоположности двух областей теории морали: деонтологии и аксиологии.
Коммунистическая нравственность постулировала отсутствие противоречия между выполнением долга и осуществлением добра, поскольку ее требования исходят в конечном счете из социально-исторической потребности прогрессивного, развития общества и человечества, отражают действительные интересы людей. С точки зрения коммунистической морали долг человека в конечном итоге основывается на требовании осуществлять то, что является благом для людей. С другой стороны, в своем служении обществу и человеку каждый должен не просто исходить из своего собственного понимания добра, а основываться на тех нормах и принципах, которые выработало коллективное сознание общества. Поэтому моральным добром является то, что отвечает предписаниям морали (должному). Противопоставлению должного и добра способствует также вопрос о соотношении личности и общества (личность и коллектив, самодеятельность и творчество, Человек и общество). Аксиология (греч. axia — ценность и logos — учение) — раздел этики, исследующий философские вопросы моральных ценностей. Как особая философская дисциплина, изучающая проблемы моральных, эстетических, экономических и иных ценностей, аксиология возникла во второй половине XIX в. Термин «аксиология» введен в научный оборот в начале XX в. французским философом П. Лапи. К числу важнейших вопросов аксиологии относятся: в чем состоит смысл понятия «добро»; каково происхождение понятий «добро» и «зло» в моральном сознании людей; является ли добро объективным свойством человеческих поступков или приписывается им нравственным сознанием; как люди оценивают поступки с позиций добра и зла.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|