Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место и роль понятия субъекта в конкретных 1 глава




РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

Институт психологии

ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Отв. ред.:

А.В. Брушлинский

М.И. Воловикова

В.Н. Дружинин

МОСКВА Издательство «Академический Проект»

,

ББК 159.9 УДК 88

П78 Проблема субъекта в психологической науке.

Отв ред член-корресп о ндент РАН, профессор А В Бруш-линский, канд психол наук М И Воловикова, профессор В Н Дружинин — М Издательство «Академический проект», 2000 - 320 с

ISBN 5-8291.0064-9 ISBN 5-8291-0075-4

Коллективная монография посвящена проблеме психологии

субъекта и содержит в себе обобщения новейших разработок в этой

области Авторами статей являются известные отечественные психологи

Для психологов, философов, историков, педагогов, а также для

широкой читательской аудитории

ББК 159.9 УДК 88

Издание книги осуществлено при финансовой поддержке

Российского гуманитарного научного фонда

(РГНФ) проект 99-06-1401бг

Проблема субъекта в психологической науке

Ответственные редакторы А В Брушлшскии М И Вояовикова В Н Дружинин

Техническое редактирование С В Тихомирова ТЛ Тимакова Е В Якушина

Компьтерная верстка Ю К Кущ Жары

Подписано в печать 7 02 00

Формат 60x88 7™ Печать офсетная

Гарнитура «Тайме» бумага офсетная

20 уел печ л Заказ № 196 Тираж 1000 экз

Л Р № 065723 от 10 03 98

Издательство «Академический Проект»

111399 г Москва Мартеновская ул д 3

Отпечатано с готовых оригинал макетов в Рамснской типографии М О, г Рамснскос Сафоновскии пр д 1

Тел (095) 377 0783

© Институт психологии РАН, 2000 ©Академический Проект, 2000

.*

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 5

ЧАСТЬ 1

Проблема субъекта в теории и истории психологической науки

А В Брушлинский (Москва, ИПРАН)

АНДЕГРАУНД ДИАМАТА 7

К А Абульханова (Москва, ИП РАН)

С.Л. РУБИНШТЕЙН - РЕТРОСПЕКТИВА И ПЕРСПЕК­ТИВА 13 ЛИ Анциферова (Москва, ИПРАН)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФЕНОМЕНА СУБЪ­ЕКТ И ГРАНИЦЫ СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА 27

В А Барабанщика» (Москва, ИП РАН) С.Л.РУБИНШТЕЙН И Б.Ф.ЛОМОВ: ПРЕЕМСТВЕН­НОСТЬ НАУЧНЫХ ТРАДИЦИЙ 43

Д Б Богоявленская (Москва. ПИ РАО)

ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА В ПСИХОЛОГИИ 53

В И Дружинин (Москва, ИП РАН)

ОНТОЛОГИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ 64

А Н Ждан (Москва, МГУ)

ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ С.Л РУБИНШТЕЙНА В ИДЕЙ­НОЙ БОРЬБЕ В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ ТЕОРЕТИ­ЧЕСКИХ ОСНОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ (20-е -30-е годы) 75

В В Знаков (Москва ИПРАН)

ПОНИМАНИЕ СУБЪЕКТОМ МИРА КАК ПРОБЛЕМА

ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ 86

В А Кольцова (Москва ИПРАН)

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ И ИСТОРИКО-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТРУДАХ

С Л РУБИНШТЕЙНА 111

Л А Регуш В В Семикин (СПб РГПУ им А И Герцена) ВОКРУГ «ОСНОВ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ» 111

ЧАСТЬ 2

Место и роль понятия субъекта в конкретных психологических исследованиях и практике

А.Л.Журавлев (Москва, ИПРАН)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВ­НОГО СУБЪЕКТА.................................................................. 133

Ю.К. Корнилов (Ярославский госуниверситет) ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ИН­ТЕЛЛЕКТА.............................................................................. 150

В.В. Селиванов (Смоленский Гуманитарный Университет) ИДЕИ СЛ. РУБИНШТЕЙНА О СООТНОШЕНИИ МЫШ­ЛЕНИЯ И ЛИЧНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ................ 164

Е.А. Сергиенко (Москва, ИП РАН)

ПРИРОДА СУБЪЕКТА: ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ

АСПЕКТ.......................................................................................... 184

А Н. Славская

РУБИНШТЕЙНОВСКАЯ ПАРАДИГМА СУБЪЕКТА В ИССЛЕДОВАНИИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ............................... 203

Д.В. Ушаков (Москва, ИП РАН)

ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЕННОСТИ И ПРОБЛЕМА

СУБЪЕКТА.................................................................................... 212

Г.Э. Белицкая (Москва, ИП РАН)

ЛИЧНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТА­ЦИИ............................................................................................... 227

М.И. Воловикова (Москва, ИП РАН)

НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА: СУБЪ­ЕКТНЫЙ ПОДХОД................................................................... 235

СВ. Григорьев (Москва)

ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ РАЗВИТИЯ ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ......................................................... 260

М.А. Гулана (СПбГУ)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ...... 268

В.А, Поликарпов (Минск, БГУ)

ПСИХОТЕРАПИЯ С ПОЗИЦИЙ ТЕОРИИ ПСИХИЧЕ­СКОГО КАК ПРОЦЕССА СЛ. РУБИНШТЕЙНА............... 276

Т.А.Ребеко (Москва, ИПРАН), Е.П. Никитина (МГУ) ОБРАЗ ПРЕДМЕТА И ПРОЦЕСС ЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕ­ГОРИЗАЦИИ............................................................................... 297

И.Е. Харламенкова (Москва, ИПРАН)

АНАЛИЗ ОДНОЙ ИЗ СТРАТЕГИЙ САМОУТВЕРЖДЕ­НИЯ ЛИЧНОСТИ В РАКУРСЕ ПРОБЛЕМЫ «Я И ДРУГОЙ»................................................................................ 314

ПРЕДИСЛОВИЕ

Год 1999 для психологической науки по праву можно считать годом Сергея Леонидовича Рубинштейна. Ведущие исследователь­ские и учебные центры страны участвовали в праздновании 110-й годовщины со дня рождения этого выдающегося отечественного психолога. Именно им впервые был осуществлен методологи­ческий анализ проблемы субъекта в психологической науке,

В Москве, в Институте психологии РАН конференция, по-свяшенная юбилею ученого, проходила с 15 по 17 сентября 1999 года. Она называлась: «Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе». Наст о ящая книга во многом — резуль­тат прошедшего научного форума. Она подготовлена на основе наиболее интересных докладов ее участников (исключая, по при­чинам чисто технического характера, доклады ученых из других стран). Конференция была организована при финансовой под­держке Российского гуманитарного научного фонда, что обеспе­чило высокий уровень ее проведения.

Конференция «Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе» действительно стала событием. Во вре­мя ее работы казалось иногда, что вновь исчезли границы, раз­делившие ученых разных стран и регионов, прежде тесно сотруд­ничавших друг с другом. Форум собрал участников из ведущих психологических научно-исследовательских коллективов Моск­вы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Смоленска, Нижнего Новго­рода, Самары, Ростова-на-Дону, Твери, а также из стран «ближ­него» и «дальнего» зарубежья: Грузии, Азербайджана, Украины, Болгарии, Румынии, Великобритании и Франции (интересно отметить, что в своем выступлении гость из Китая профессор Ши Кан сообщил, что Рубинштейн является самым известным русским психологом, его работы оказали огромное влияние на

развитие психологии в Китае; аплодисменты собравшихся вызвало сообщение профессора Ши Кана о том, что помимо пяти работ Рубинштейна, уже переведенных и изданных на китайском язы­ке, планируется издание п о лного собрания трудов Рубинштейна). Концепция Рубинштейна является настолько глубокой и все­охватывающей, что она дает широкие возможности для приме­нения в различных областях психологической науки. Основной темой, вокруг которой строились доклады и сообщения на кон­ференции, была тема субъекта. Тема субъекта стала главной и для настоящего издания. В работе над ним приняли участие многие известные отечествен н ые ученые. Представленный здесь материал естественн о разделился на два раздела. Первый посвя­щен вопросам теории, методологии и истории психологии субъек­та, втор о й — конкретным исследованиям, выполненным и про­анализированным с позиций субъектного подхода.

ЧАСТЬ 1

Проблема субъекта в теории

и истории психологической науки

А.В. Брушлинский (Москва, ИП РАН) АНДЕГРАУНД ДИАМАТА1

В расхожей зарубежной, а теперь и отечественной трактовке диамат (диалектический материализм) — это синоним офи­циальной, марксистско-ленинской, советской, весьма при­митивной философии, насильно навязанной «сверху» нашей интеллигенции в 1930-50-е годы, но отчасти сохранившей свое влияние вплоть до конца 80-х годов.

Основными первоисточниками этого широко распрост­раненного «учения» были философски непрофессиональная книга В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 г.) и уже совсем упрощенная статья И.В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме» (1938 г.), включенная автором в состав печально известного «Кратко­го курса истории ВКП(б)» — в то время обязательного учебника для всех советских учащихся (начиная со старше­классников средней школы). Что касается более поздней ленинской работы «Философские тетради» (1914-1916 гг.), то она при жизни Сталина по его указанию не вошла в 4-е издание собрания сочинений основателя большевистской партии и Советского государства. И причина этого очень проста: в данной работе Ленин впервые «открывал» для себя философию Гегеля, конспектируя и комментируя его эпо­хальную «Науку логики» и некоторые другие произведения.

1 Впервые в сокращенном варианте эта статья опубликована в Не­зависимой газете от 16 июня 1999 г. (приложение «Наука»).

Однако для Сталина столь фундаментальные, подлинно философские труды-были абсолютно неприемлемы.

В условиях такого философского бескультурья лишь очень немногие советские специалисты осмеливались сохранять и развивать лучшие традиции высокопрофессиональной фило­софии. Одним из первых среди этих немногих очень муже­ственных гуманитариев был Сергей Леонидович Рубин­штейн (1889-1960), Он родился в Одессе в семье крупного адвоката и получил настоящее философское, естественнона­учное, психологическое, математическое образование в уни­верситетах Германии, где в 1913 г. в философской «столице» мира Марбурге блестяще защитил докторскую диссертацию «К проблеме метода». В ней он дал глубокий оригинальный (в частности, критический) анализ «абсолютного рациона­лизма» Гегеля. В период учебы в Марбургском университете одним из учителей С.Л. Рубинштейна был очень им уважа­емый профессор Г. Коген — основоположник и глава Map-бургской школы неокантианства, автор теории этического социализма, выступивший (вместе с П. Наторпом) офици­альным оппонентом (референтом) на его докторской защите. С благодарностью восприняв от своих учителей высокую философскую культуру, Рубинштейн не стал их правовер­ным учеником-неокантианцем. В недавно опубликованной своей рукописи 1917-1918 гг. «О философской системе Ко-гена» Рубинштейн не соглашается прежде всего с основной идеей идущего от Платона и Канта когеновского идеализма: «бытие покоится не в самом себе», поскольку «мысль создает основу бытия»; «бытие не существует, а полагается мыслью». По мнению Рубинштейна, напротив, никакой конечный комплекс понятий и определений не может исчерпать бытие. Вместе с тем он отвергает и материализм, который «совершил уже свое опустошительное шествие», а также другую, «более утонченную форму натурализма» — психологизм.

Таким образом, в процессе всего своего многолетнего научного творчества Рубинштейн последовательно разраба­тывал как бы «третий путь» в философии и в психологии, позитивно преодолевая неприемлемые для него крайности и материализма, и идеализма. Но, конечно, в 30-50-е годы он мог называть этот третий путь только диалектическим ма­териализмом (или материалистической диалектикой).

Эта методологическая перспектива отчетливо представ­лена в его статье «Принцип творческой самодеятельности», опубликованной впервые в Одессе в 1922 г. и положившей начало новой концепции, которую теперь мы — его ученики и последователи — называем субъектно-деятельностной. В данной работе раскрыты главные особенности деятельности: 1) это всегда деятельность субъекта (т. е. человека, а не животного и не машины), точнее субъектов, осуществляю­щих совместную деятельность; 2) деятельность есть взаимо­действие субъекта с объектом, т. е. она необходимо является предметной, содержательной, реальной, а не чисто симво­лической; 3) она всегда — творческая и 4) самостоятельная. Самостоятельность здесь не противостоит совместности. Например, учение понимается как совместное исследование, проводимое учителем и учениками. В итоге Рубинштейн делает принципиально важный вывод, до сих пор сохраня­ющий свою силу: «Итак, субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаружива­ется и проявляется; он в них созидается и определяется». Такова принципиально новая реализация очень общей идеи, которую четко сформулировал еще Геге: «Вначале было дело» (die Tat), противопоставив ее другому принципу, идущему от Библии: «Вначале было слово» (логос и т. д.). Иначе говоря, не сами по себе слова, речь, языковые знаки и т.д. суть основа психического развития людей, а изначально практическая (игровая, учебная, трудовая и т. д.) деятель­ность детей и взрослых, конечно, неразрывно связанная с общением (с речью, с языком и т. д.), имеет решающее значение для такого развития. Однако большинство психо­логов тогда и теперь использовали и используют знаково-речевой, а не деятельностный подход к изучению человека. Но именно второй из них в XX веке наиболее глубоко разработал Рубинштейн.

В этой и в других своих немногочисленных печатных работах 20-х годов Рубинштейн начинает создавать концеп­цию человека как субъекта, его деятельности и т. д.. но он нигде не делает ссылок на Маркса, хотя после революции они очень помогли бы в конъюнктурно-прагматическом смысле. Еще до октября 1917 г. Рубинштейн хорошо знал учение Маркса по его «Капиталу» и по своим беседам в

Швейцарии с Г. В. Плехановым (познакомившисьс ним через своего отца), но он пока не чувствовал достаточной идейной близости между марксовой философской позицией и своей точкой зрения.

Положение существенно изменилось, когда в 1927-32 гг. впервые были опубликованы ранние философские рукописи Маркса (1844г), в которых детально (в отличие от «Капи­тала») автор раскрывал свое отношение к философской си­стеме Гегеля и свой подход к проблеме человека и его деятельности. Теперь Рубинштейн увидел определенную кон­цептуальную близость между своими и марксовыми воззре­ниями на сильные и слабые стороны немецкой классической философии, на проблемы субъекта и его изначально прак­тической (затем также и теоретической, но в принципе единой) деятельности, на историческое развитие человечес­кой психики и т. д. Поэтому в своей знаменитой статье «Проблемы психологии в трудах Маркса» (1934) и в «Ос­новах психологии» (1935) Рубинштейн не конъюнктурно, а искренне и аргументированно использует и оригинально развивает по-новому открывшуюся теперь марксову фило­софию для дальнейшей разработки своей концепции, созда­ваемой с 1916 по 1922 гг. Теперь он принципиально по-новому развивает методы и методики изучения психики, проблемы личности как субъекта сознания и деятельности, сознания и бессознательного, знания и переживания, про­блемы биологической и исторической эволюции психики, практического и теоретического, но в принципе единого интеллекта и т. д.

В 1940 г. Рубинштейн публикует первый фундаменталь­ный труд «Основы общей психологии», в котором он пред­ставил свою новаторскую систему психологии, разработан­ную теоретически и экспериментально. В апреле 1942 г. по представлению ряда психологов и — помимо них — выда­ющихся естествоиспытателей академиков В.И. Вернадского и А.А. Ухтомского (развивающих также и психологическую проблематику) этот труд был удостоен высшей в то время Государственной (Сталинской) премии. Сложилась парадок­сальная ситуация. С одной стороны, философ Рубинштейн, вынужденный с 30-х годов «эмигрировать» целиком в пси­хологию систематически и плодотворно перестроил ее на

основе общей идеи деятельности. Вместе с ним эту работу проводили также психологи А. Н.Леонтьев, Б.М Теплов, А.А. Смирнов, Б.Г. Ананьев и др. А с другой стороны, в то же самое время в советской философии вся эта важнейшая идея не могла разрабатываться и даже упоминаться, по­скольку в философском лексиконе главного «философа» страны Сталина термин «деятельность» напрочь отсутство­вал. Объяснение данного парадокса заключается, по-види­мому, в том, что психологическая наука — в отличие от философии, истории и др. — находилась не в центре, а на периферии официальной идеологии (и Сталин не претен­довал на пост главного психолога СоветскогоСоюза).

Советские философы приступили к систематическому, весьма успешному и все более обобщенному исследованию проблемы деятельности на рубеже 60-70-х годов. А с 80-х годов вся в целом теория деятельности, развитая филосо­фами, психологами, социологами, педагогами и т.д., за­служенно привлекает к себе внимание многих наших зару­бежных коллег, которые все более активно участвуют в ее изучении и дальнейшей разработке. По их инициативе с 1986 г. регулярно проводятся Международные конгрессы по теории деятельности. В этом большая заслуга и Рубин­штейна.

Однако в конце 40-х годов Рубинштейн был объявлен главным космополитом в психологии, снят со всех постов и даже несколько лет не мог печататься. Лишь после смерти Сталина он был постепенно восстановлен в правах и начал публиковать свои новые труды, написанные им в годы не­справедливых гонений. В 1957 г. ему удалось, наконец, из­дать свою капитальную философско-психологическую мо­нографию «Бытие и сознание», в которой он первым из советских философов реабилитировал онтологию (философ­ское учение о бытии), не признаваемую нашей официаль­ной философией (поскольку Маркс, Энгельс и Ленин не использовали термин «онтология»). Рубинштейн осуществил этой своей книгой «тихую» революцию в философии и теоретической психологии, разрушив один из устоев всей т о гдашней советской философии, ошибочно усмотревшей первородный грех и главный порок идеализма в утвержде­нии, что без субъекта нет объекта. Рубинштейн убедительно

И

показал, что это правильное утверждение, но оно непра­вильно отождествлялось со справедливо критикуемым поло­жением о том, что природа не существовала до и без чело­века. Он четко аргументировал свою принципиально важную идею о различении (у нас обычно синонимизируемых) категорий бытия и объекта. При всей их взаимосвязанности они существенно отличаются, поскольку бытие существует и независимо от субъекта, но в качестве объекта оно соот­носительно с субъектом. Веши, существующие независимо от субъекта, становятся объектом по мере того, как в про­цессе действия и познания вещь в себе становится вещью для нас. Иначе говоря, объект выделяется (внутри бытия) в ходе деятельности и общения человеком и потому суще­ствует лишь для него, т. е. действительно не г объекта без субъекта.

Пользуясь хрущевской «оттепелью*, Рубинштейн смог теперь написать не только о достоинствах, но и о недостат­ках марксовой философии. Это он сделал в своей последней книге «Принципы и пути развития психологии» (1959). Здесь Рубинштейн не соглашается с исходным материалистичес­ким принципом Маркса «бытие определяет сознание», с его положением о слиянии в одну единую науку естествознания и общественных наук, с его пониманием соотношения че­ловека (культуры) и природы и т. д.

И, наконец, в 1973 г. был посмертно опубликован (ко­нечно, с купюрами цензора) главный философский труд Рубинштейна «Человек и мир» (переизданный полностью в 1997 г.). В этом труде, созданном в конце 50-х годов не­задолго до скоропостижной кончины 11 января 1960 г., Ру­бинштейн первым из советских философов разработал ори­гинальную целостную концепцию философской антрополо­гии (учения о человеке).

Таким образом, вынужденно называя свою новаторскую философию диалектическим материализмом, Рубинштейн сознательно ввел в научный оборот совершенно новое по­нятие диамата, принципиально отличное от официальной его трактовки. Лишь в столь завуалированной форме он мог творчески, высокопрофессионально развивать свою нова­торскую философско-психологическую концепцию. Гиган­тскую работу по возрождению и профессионализации философии после смерти Сталина провели также М.М. Ро-

зенталь, Э.В. Ильенков, А,А. Зиновьев, Б.М. Кедров, П.В. Копнин, Т.Н. Ойзерман, И.Т. Фролов, М.К Мамар-дашвили, B.C. Степин, B.C. Швырев, В.Н. Садовский, В.А. Лекторский, П.П. Гайденко, Н.В Мотрошилова и мно­гие другие. Теперь мы обрели, наконец, свободу слова, мысли, творчества, совести, так что философия и наука давно уже вышли из подполья.

К.А. Абульханова (Москва, ИП РАН)

С.Л. РУБИНШТЕЙН - РЕТРОСПЕКТИВА

И ПЕРСПЕКТИВА

Общепринятая периодизация научного творчества С.Л. Ру­бинштейна, согласно которой 20-е годы считаются собственно философским этапом, 30—40-е — психологическим, а 50-е рассматриваются как «возвращение» в философию, поверх­ностна, поскольку она не вскрывает единства и последова­тельности научного пути Рубинштейна, несмотря на вынуж­денные изменения его профессиональной принадлежности. В 20-е годы Рубинштейн предпринимает анализ основных методологических принципов философии начала века — гус-серлианства, неокантианства, неогегельянства, связывая ос­новные проблемы синтеза научного знания с собственно философской задачей выявления структуры бытия (как ос­нования связи знаний о нем) и места в нем субъекта. Как ни представляется далекой проблема метода исследования, методологии гуманитарных наук от гегелевской концепции субъекта, Рубинштейн находит между ними связь, сегодня представляющуюся более глубокой, чем связь диалектического материализма (как учения о материи) и материалистической диалектики (как метода ее познания). Связующим звеном между ними оказывается принцип детерминизма или про­блема типа причинности, коренная для гуманитарного зна­ния, ищущего свою специфику причинности, иную, чем в естественнонаучном знании. В рубинштейновском — в от­личии от гегелевского — понимании субъекта заключено единство онтологического определения причинности (как причинения) и методологического (как способа познания, метода).

Эта идея, сформулированная уже в 20-е годы в неопуб­ликованных рукописях, прорабатывается Рубинштейном — уже на почве психологии — в 30-х годах как ее методологи­ческий принцип — единства личности, сознания и деятель­ности. Хотя Рубинштейн фактически формулирует принцип единства сознания и деятельности отдельно от личностного принципа, мы сегодня имеем право говорить о них как еди­ном принципе, опираясь на историческое основание — на то, что он сформулировал эти принципы одновременно — и на основание теоретическое, вытекающее из его рукописей два­дцатых годов. Решение задачи построения философской антропологии и онтологии он начал с разработки методоло­гических проблем конкретной науки — психологии. Обраще­ние к психологии было не только вынужденным, но и внут­ренне обоснованным: Рубинштейн предполагал найти дока­зательства этого единства в конкретной науке, которую он, знавший множество наук (начиная от истории, социологии, включая такие области философского знания как этика и эстетика, кончая естествознанием, физикой и математикой), выбрал как ключевую для данного доказательства. Эта про­блема была имманентной и для методологии психологии, поскольку невозможность именно ее решения — найти связь сознания и деятельности — составила сущность кризиса ми­ровой психологии начала века. Рубинштейн сумел показать их внутреннее единство, осуществляющееся через субъекта. Таковым в психологии является личность.

Введя человека как субъекта в состав онтологической структуры бытия, Рубинштейн одновременно стремился раз­вить и конкретизировать понимание объективности, объек­тивного метода как основного метода гуманитарного знания в целом и психологии — в частности. Определение деятель­ности не как сущности, замкнутой «в себе», а как способ­ности субъекта (в том числе, согласно К.Марксу, в его ис­торичности) позволило Рубинштейну показать объективную опосредованность сознания, а тем самым распространить объективный подход на объяснение субъективного. Это представлялось невозможным в силу их гносеологического противопоставления, поэтому советская психология пытает­ся реализовать идею объективного метода ценой отказа от рассмотрения сущности психики, обращаясь к ее «объектив-

ным» физиологическим основаниям, ценой замены своего предмета предметом высшей нервной деятельности, на уровне которой только и могут, якобы, существовать объективные закономерности.

С,Я. Рубинштейн разрабатывает методологию объектив­ного метода исследования самых высших и самых сложных психических образований — личности и ее сознания Пси­хика и сознание не самодостаточны как некие в себе суще­ствующие сущности, а принадлежат, являются в широком смысле способностями человека, более конкретно — лично­сти. Личность в ее рубинштейновском понимании одновре­менно оказывается самым богатым и в этом смысле кон­кретным понятием и одновременно принципом, благодаря которому преодолевается безличный безсубъектный функ­ционализм и его представление о разорванном характере всех психических образований и процессов (первый крити­ческий аспект личностного принципа) и раскрывается ха­рактер связи сознания и деятельности (второй — позитив­ный, конструктивный аспект). В личности и личностью эта связь сознания и деятельности осуществляется и замыкает­ся, поэтому способы этой связи многообразны, разнона-правлены — от сознания идет к деятельности прямая связь, поскольку сознание в деятельности проявляется, от деятель­ности к сознанию — связь обратная, поскольку в деятель­ности сознание формируется. Но эта связь осуществляется самой личностью, решающей разнообразные задачи в про­цессе жизнедеятельности. Позднее, раскрыв внутренние закономерности сознания, Рубинштейн, опираясь на сече­новский авторитет, а на самом деле в соответствии с логи­кой своей концепции, покажет его регуляторную роль.

На первом этапе разработки проблемы личности Рубин­штейн раскрывает ее специфическую сущность — в основ­ном — через ее проявление в деятельности, показывая внут­реннее через внешнее, доказывая ее объективность через проявление в другом. Вторым этапом создания концепции личности, опирающимся на категорию субъекта (которую Рубинштейн держал «в уме», не имея возможности ее никак объективировать), становится раскрытие ее собственных внут­ренних закономерностей, преобразующих и преломляющих внешние воздействия. Этот этап связан с концом 40-х —

началом 50-х годов, когда в качестве официально приемле­мого для марксистской догмы доказательства роли внутрен­него Рубинштейн изберет принцип детерминизма («в уме* связанный для него с сущностью субъекта причиняющего).

Связующим звеном этих этапов является содержащееся в «Основах общей психологии», т.е. выработанное уже в начале 40-х годов, на первый взгляд простое (и никем не замеченное, но по существу глубочайшее) определение лич­ности как триединства «хочу», «могу» и «я сам». Личность, согласно Рубинштейну, это то, чего человек хочет (это так называемая направленность как ее мотивационно-потребно-стная система, ценности, установки, идеалы), что он может (это ее способности и дарования), наконец, что есть он сам, т.е. что из его установок, тенденций, поступков, поведения закрепилось в его характере. В этом триединстве непроти­воречиво объединены тенденции, движущие силы личнос­ти — динамическая ее характеристика и особенности ее ус­тойчивого психического склада — характера и способностей. Перефразируя сегодня это определение, можно сказать, что личность постольку личность, поскольку она как субъект вырабатывает способ связи своих потребностей и способно­стей на основе своего характера, и более того, поскольку она может удовлетворить собственные потребности своими си­лами в соответствии со своим характером (что не противо­речит общепринятому положению о том, что потребности человека удовлетворяются обществом, другими людьми, в совместной деятельности, труде и т.д.).

Стоит заметить, что в то время как С.Л. Рубинштейн все более глубоко и последовательно раскрывает внутрен­ние механизмы активности-личности, одним образом про­являющиеся в деятельности, другим — в жизненном пути, в отечественной (советского периода) психологии разработ­ка проблемы личности, начавшаяся с высокой дореволю­ционной «ноты» характерологии Лазурского, постепенно сходит на нет, сконцентрировавшись, как бы «укрывшись» в идеологически безопасной области изучения личности ребенка, детства. В результате концепция личности взрос­лого (или взрослой личности) оказалась представленной только Рубинштейном (и лишь позднее В.Н. Мясишевым). От него потребовалось огромное мужество для разработки

этой проблемы в контексте эпохи, стремившейся к обез­личиванию.

Оригинальным и отличающимся от ортодоксальной трак­товки сознания как отражения (в духе ленинской теории отражения) явился предложенный Рубинштейном личност­ный подход к выявлению его сущности. На пересечении множества данных в «Основах общей психологии» характе­ристик сознания — гносеологической (общепринятой), социально-исторической, антропогенетической, онтогенети­ческой, социально-психологической (соотношение индиви­дуального и коллективного сознания) Рубинштейн особо выявляет его ценностно-нравственную характеристику, определяя сознание как единство знания и переживания, отражения и отношения, во-первых, и как жизненную ра­боту личности, во-вторых. Последняя заключается в том, что личност ь соотносит свои намерения, притязания (срав­ни «хочу» и «могу»), т.е. внутренние детерминанты, с теми, которые определяются внешними требованиями, детерми­нантами, в том числе, добавим мы, ее собственным обще­ственным бытием и общественным сознанием (сравни «дол­жен»). Рубинштейн не сводит сознание к совокупности смыслов и значений, как это сделал Кассирер (а вслед за ним наш известнейший психолог), а выявляет именно ту внутреннюю работу личности, которая заключается в соот­несении субъективных желаний и возможностей и объек­тивных требований и обязательств (необходимость и дол­женствование) и приводит к самоопределению личности во все расширяющихся ее отношениях с миром. Эти отноше­ния складываются в более широком, чем сама личность, времени и пространстве — в жизненном пути, в масштабах которого она собственно только и может быть определена. В жизненном пути личности осуществляется и ее деятельность и функционирование в обществе, развитие и самореализа­ция. Соответственно, соотношение личности и деятельности теперь рассматривается в более широком контексте жизнен­ного пути, в котором она свою деятельность «размещает» (находя ей свое место и время) и организует. Таким обра­зом, личность не растворяется в деятельности, а посред­ством нее решает сложные жизненные задачи и противоре­чия. Здесь деятельность выступает в качестве поведения и

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...