Место и роль понятия субъекта в конкретных 9 глава
ции деятельности головного мозга и вскрыл ее значение для построения психологии» [4, с. 353]. Глубокий анализ научных взглядов Сеченова способствовал раскрытию содержания его фундаментальных идей, касающихся понимания сущности психического и его функций в жизнедеятельности организма; позволил вычленить основополагающие моменты сеченовского рефлекторного учения, ставшие предметом дальнейшего развития в советской психологии (отражательная и регуляторная функции психического; существование психического как процесса и как деятельности; как анали-тико-синтетической деятельности и т.д.). Следует отметить, что анализ творчества ученых проводился Рубинштейном с сугубо научных, а не с идеологических позиций, независимо от того, в какое бы время он ни обращался к историко-психологическим исследованиям. Специфика конкретной ситуации, сложные политические процессы, происходившие в обществе и влиявшие на развитие науки, определяли, безусловно, внимание к тем или иным проблемам истории психологии, делали их рассмотрение особенно актуальным. Однако это не отражалось на общем стиле научной деятельности Рубинштейна — он всегда твердо стоял на сугубо научной почве. Его интересовали, прежде всего, система психологических взглядов, особенности философского мировоззрения исследуемых им ученых, а не их политические пристрастия. Последнее было лишь фоном, но никогда не выступало в качестве фигуры в его историко-психологических трудах. В контексте вышесказанного представляется возможным также объяснить обращение к наследию Сеченова как обусловленное, помимо собственно научных задач, также профилактическими целями: стремлением предохранить психологию от готовящейся экспансии на нее со стороны физиологии под флагом учения И.П. Павлова. Отсюда естественное желание опереться на физиологическое, но гораздо более близкое к психологии, значительно более созвучное ее базовой проблематике и теоретико-методологическим основам, учение Сеченова. Сам Рубинштейн непосредственно указывал на это, отмечая, что И.П. Павлов «концентрировал свое внимание на физиологическом анализе рефлекторной деятельности и очень веско, но лишь попутно касался
И6 психологического аспекта (выделено нами— В.К.) рефлекторной концепции» [4]. Поражает также удивительная способность Рубинштейна всегда оставаться в русле психологического анализа, отстаивать интересы психологической науки. Особенно четко это проявилось в оиекке поведенчества (с присущей ему тенденцией депсихологизации), в выступлениях на дискуссии о судьбах психологии во время так называемой «Павловской сессии» и т.д. Рубинштейн относится к числу тех ученых, которые в нелегкой и неравной борьбе силой своих убеждений, благодаря своему научному авторитету, гражданскому мужеству фактически спасли психологическую науку от готовящегося разгрома, отстояли и сохранили ее самостоятельность. С.Л. Рубинштейна отличала высочайшая эрудиция; он относился к типу ученых-энциклопедистов — столь глубоки были его познания в области психологии, философии, логики, этики, филологии. Это позволяло ему любое явление рассматривать целостно, системно, в самых широких общенаучных и культурологических аспектах, обеспечивало фундаментальность его научных разработок. Знание языков и свободная ориентация в современной ему зарубежной психологической науке способствовали проведению серьезных исследований и на материале ее новейших течений и направлений. Это базировалось еще на одной важной черте Рубинштейна как исследователя — его глубоком интересе к достижениям зарубежной психологической науки, стремлении осмыслить и использовать ее результаты при разработке методологии и теории нашей отечественной психологии. Он был глубоко убежден, что развитие психологии в СССР может и должно осуществляться только в контексте и в неразрывной связи с мировой наукой. Поэтому можно с полным основанием утверждать, что в условиях политики научного изоляционизма, реально осуществляемой в нашей стране на протяжении длительного времени, работы С.Л. Рубинштейна служили тем мостиком, который соединял российскую психологию с мировой психологической мыслью.
Самостоятельный интерес и научную, конкретно-психологическую и методологическую ценность представляет конструктивный характер критики Рубинштейном взглядов рас- сматриваемых им ученых или психологических школ и направлений. Так, недостатки гештальтлсихологии он определял следующим образом: 1) целое без частей, 2) статичность: структуры — не абсолютные данности; они возникают и распадаются, 3) формализм — формальное положение выступает как фактор, определяющий реальный процесс. Рефлексологию Рубинштейн критиковал за ее механицизм в отношении психического и физического; за сведение высших форм к простой сумме рефлексов; за механический перенос общих естественнонаучных законов на объяснение социальной жизни. Учитывая особую популярность в настоящее время различных направлений гуманистической, культурно-исторической психологии, противопоставляемой традиционным естественнонаучным подходам, представляет интерес оценка понимающей психологии, данная Рубинштейном. Анализ взглядов Дильтея, их методологических оснований, позволил ему выделить основные характеристики указанного направления — отказ от объяснения (в его ассоциативном, механистическом варианте) и признание описания основной методологической задачей психологии; — понимание душевной жизни как целостной, структурно организованной, связанной с историей, культурой; — выделение непосредственного переживания субъекта как главной психологической категории; — противопоставление переживания восприятию и представлению и тем самым отрицание предметного содержания сознания «как знания субъекта, которому противостоит независимый от него предметный мир» [5, с. 347].
Делается вывод, что в понимающей психологии имеет место растворение объективного мира в субъективном; «структура душевной жизни непосредственно дана в переживании, а не является продуктом опосредствованного знания» [5, с. 348]. Критически оценивается понимание Дильтеем развития как обусловленного только структурной связью, а не зако- 11S I II номерного процесса. Более того, исходя из механистической схемы развития, Дильтей совсем отказывается от изучения закономерностей развития. Психологическое развитие выступает у него в виде ряда метаморфоз, которые психолог вычленяет и описывает. Сравнивая психологию Дильтея и Фрейда, Рубинштейн усматривает в них качественные различия у Фрейда суть психического — в глубинных структурах, у Дильтея ее высшим выражением является объективированное мировоззрение, т.е. «вершинная психология» [5, с. 349]. «Высшие объективированные проявления душевной жизни раскрывают самые глубокие ее основы» [5]. Признавая постулируемую Дильтеем связь психологии с историей, выделение, в частности, исторических типов мировоззрения, Рубинштейн в тоже время называет историчность его концепции «мнимой». Дильтей умозрительно выделяет три типа мировоззрения (равно три типа индивидуальности) — «натурализм, объективный идеализм и идеализм свободы» — как изначальные, извечные, исторически неизменные, т.е. рассматриваемые, по сути, «в отрыве от конкретных исторических условий...». Таким образом, его концепция оказывается квазиисторической» (5]. Общий вывод Рубинштейна состоит в том, что психология у Дильтея связана не с общественной средой, а с психологией индивида, выступает как ее проекция. Историко-психологический анализ в трудах Рубинштейна носил всегда позитивный и конструктивный характер, ориентировал на поиск новых научных данных. Им выделялось, прежде всего, позитивное зерно концепции и одновременно проводилась всесторонне обоснованная и корректная критика ее ошибочных положений. Важнейшими особенностями историко-научного подхода С.Л. Рубинштейна выступали: глубочайшая эрудированность в предмете; системность анализа и оценки (во всем многообразии сторон, во всех связях), сравнител ь но-историческое рассмотрение, (что позволяло глубже осознать специфику исследуемого вопроса); корректность и взвешенность критических формулировок; уважение к оппонентам Нам представляется, что работы Рубинштейна служат примером подлинно интеллигентного подхода к обсуждаемым проблемам, образцом
истинно научной дискуссии в психологии. Сам факт реализации указанного стиля научной работы вызывает удивление и заслуживает самой высокой оценки, особенно если учесть, что традицией того времени была критика совсем иного рода — классово а не научно-ориентированная; беспощадная и жесткая по форме; одномерная (по «черно-белому принципу»). В связи с этим становится понятным, почему именно Рубинштейн был избран основным объектом нападок и огульного очернительства во время космополитических дискуссий 40-х гг. Таким образом, анализ взглядов С.Л. Рубинштейна на психологическую науку, ее методологию, предмет и методы, рассмотрение его историко-психологических исследований позволил нам воссоздать уникальный субъективный стиль научной деятельности ученого. Он и сегодня выступает одним из ярчайших образцов сочетания научной страстности и объективности; глубоко личностного и, одновременно, общественно-исторического взгляда на исследуемые проблемы; высокой убежденности в правильности своих позиций и диалектического подхода к науке как постоянно развивающейся и преобразующейся системе знаний; методологической строгости и монистической целостности своих взглядов и истинно плюралистических научных ориентации. ЛИТЕРАТУРА 1. Рубинштейн С.Л. Наука и действительность // Сергей Леонидо- вич Рубинштейн: Очерки. Воспоминания. Материалы. М., 1989 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М. 1940 3. Рубинштейн С.Л. О философских основаниях психологии: Ран- ние рукописи К. Маркса и проблемы психологии / С.Л. Рубинштейн: Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии // Памятники психологической мысли. М., 1997. 4. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии / С.Л. Рубинштейн. Избранные философско-психологические труды Основы онтологии, логики и психологии // Памятники психологической мысли. М., 1997. 5. Рубинштейн С.Л. Психология Шпрангера как наука о духе //
Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки Воспоминания, Материалы М„ 1989 6. Рубинштейн С Л. Размышления о науке / Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки Воспоминания. Материалы М., 1989 Л.А. Регуш, В.В.Семикин (СПб., РГПУ им. А.И. Герцена) ВОКРУГ «ОСНОВ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ» В предисловии к 1-му изданию «Основ общей психологии» (1940г.) С.Л.Рубинштейн писал: «...на этой книге стоит мое имя и в ней заключена работа моей мысли; но вместе с тем это все же коллективный труд в подлинном смысле этого слова. Его составил десяток или два десятка авторов» [1, с. 4]. При изучении «Основ общей психологии» в этом нетрудно убедиться, поскольку мы встречаем многочисленные ссылки на конкретных авторов и их работы. Наряду с исследованиями отечественных и зарубежных психологов, в книге широко представлены работы сотрудников кафедры, которой руководил Сергей Леонидович в период создания Основ общей психологии. Это время оказалось одним из самых плодотворных в истории кафедры психологии РГПУ им А.И. Герцена. Оно началось в 1931 году, когда С.Л.Рубинштейн был избран заведующим этой кафедрой, и продолжалось до 1942 года, включая эвакуацию (в списках профессорско-преподавательского состава, эвакуированного 19 марта 1942 года, он значится под номером 81). О С.Л. Рубинштейне — педагоге, организаторе психологической науки в Ленинграде его последователи подготовили и опубликовали материал к его 100-летнему юбилею [4]. В эти дни, посвященные 110-летнему юбилею С.Л. Рубинштейна, сотрудники кафедры педагогической и возрастной психологии РГПУ им. А.И. Герцена, вспоминают тот период, когда Сергей Леонидович возглавлял эту кафедру. И уже новые поколения герценовцев гордятся тем, что их предшественники могли принять участие в реализации замыслов С.Л. Рубинштейна при создании им «Основ общей психологии». Попытаемся в этих заметках воссоздать жизнь кафедры как научной лаборатории, результаты исследований которой были направлены на проверку замыслов ее руководителя, а затем представлены в «Основах общей психологии*. В состав сотрудников кафедры в моменту прихода С Л. Рубинштейна в качестве заведующего входили; профессор Г.Г. Шахвердов, доценты В.Н. Мясишев, B.C. Мерлин, ассистенты А.А. Люблинская, Н.В. Никитенко, аспирант Н.Т. Сергиенко и др. В течение 10 лет состав кафедры значительно расширился и на ней работали Я.Я. Рогинский, М.Н. Шардаков, А.П. Семенова, аспиранты A.M. Леушина, А.Г. Комм, С.Н. Шабалин и др. Принцип единства сознания и деятельности, как один из основных принципов, обеспечивающих понимание сути психического, выдвинутый С.Л. Рубинштейном, требовал конкретизации и экспериментального подтвержения. В связи с этим сотрудникам была предложена программа иследова-ний. Наиболее полно она изложена в докладной записке проф. Рубинштейна директору ЛГПИ им. А.И. Герцена, датированной t.07.1933 г. «Основной проблемой,— писал С.Л. Рубинштейн, — кафедра избрала изучение умственного развития в связи с процессом обучения Основам наук и овладением системой знаний. Вторым разделом работы кафедры, который надстраивается над первым, является разработка проблемы одаренности и специальных способностей в целях выработки в результате этой работы методологически выдержанной и практически пригодной системы тестов для диагносцирования уровня умственного развития учащихся, их специальных способностей и продуктивности их работы в различных специальных областях. Третий раздел научно-исследовательской работы кафедры психологии — проблема формирования характера в связи с учебно-воспитательной работой школы» [7]. Экспериментальная разработка принципа единства сознания и деятельности осуществлялась при изучении развития психики ребенка в условиях воспитания и обучения, т.е. в педагогическом процессе. Этот принцип определил и требования к построению экспериментальных методик. Согласно первому из них, исследование осуществляется в ходе развития психики ребенка, что позволяет приблизиться к выявлению механизма этого развития. Второе требование, вытекающее из предыдущего, состояло в том, чтобы «изучать детей, обучая их, и обучать, изучая развитие психики». Третье требование предписывало учет индивидуальных особенностей испытуемых. Работа по реализации этой программы была построена как процесс творческого взаимодействия руководителя с его учениками и сотрудниками. Протоколы заседаний кафедры тех лет говорят о том, что на заседаниях кафедры довольно часто с теоретическими докладами выступал сам С.Л. Рубинштейн, а сотрудники и аспиранты делали сообщения о постановке исследований и получаемых результатах. Члены кафедры принимали участие в обсуждении его докладов, протоколы свидетельствуют о возникающих в ходе обсуждения дискуссиях. Чтобы не быть голословными, приведем некоторые выдержки из протоколов заседаний кафедры психологии тех лет. Вот некоторые из тем докладов, с которыми выступал на кафедре С.Л. Рубинштейн: «Психология Шпран-гера» (протокол №8 от 20.05.1935 г.) — в дискуссии по докладу выступили Шардаков, Милявская, Зейлигер, Звониц-кая; «Французская социологическая школа* (протокол № 9 от 2.06.1935 г.); «Концепция развития речи Ж. Пиаже и Л.С. Выготского» (протокол от 16.12.1937); «Развитие мышления ребенка* (протокол от 20.03.1938)— в прениях по докладу выступили Шардаков, Звоницкая, Семенова; «Учение о личности: учение об общей одаренности, темперамент и характер» — обсуждение главы ко 2-му изданию «Основ обшей психологии» (протокол от 20.05,1938). В этом обсуждении выступили с предложениями и критикой Шардаков, Семенова, Красильщикова, Шабалин. Отвечая на замечания, Рубинштейн указал, что рассмотренные разделы являются лишь частью общей главы о личности, высказал благодарность за замечания и готовность над ними подумать. Доклады сотрудников говорят о содержании тех конкретных исследований, которые подчинены общей гипотезе о единстве сознания и деятельности, в частности о развивающейся психике ребенка в процессе обучения и воспитания. Сошлемся на архивные материалы. Протокол от 11.11.1937 года. Доклад С.Н. Шабалина «Роль осмысливания в восприятии формы детьми-дошкольниками». Выдержка из стенограммы выступления С.Л. Рубинштейна: «В своем докладе тов. Шабалин показал, что познавательные установки (не только эмоциональные) очень широко проявляются у детей. В своей методике исследования цвета и формы, исключив казуистические моменты, тов. Шабалин значи- тельно продвинулся вперед по сравнению с Декердом, Катцем и др. В качестве отрицательног о момента следует отметить, что ни в докладе, ни в самой работе не видно живого ребенка*. После доклада Овсепян (стенограмма протокола от 23.! 1.1937 г.) о развитии наблюдения у дошкольников С.Л. Рубинштейн указывает, что «...трактовка стадий наблюдения у Бинэ и следовавших за ним психоло.ов представляет собой ничто иное, как конкретную реализацию концепции развития. Задача тов. Овсепян заключается в том, чтобы конкретно реализовать в своем экспериментальном исследовании детского восприятия иную концепцию развития. Прежде всего различные стадии существуют, они не являются однозначной и прямой функцией возраста, как этапы биологического созревания, они являются функцией знания, познавательного содержания, которым овладевает ребенок». В контексте многих разделов Основ общей психологии результаты исследований сотрудников привлекаются для подтверждения гипотез автора. В разделе «Развитие психики» «Ощущение и восприятие» приводятся данные исследований Я.Я. Рогинского. Материалы о природе ощущений и развитии восприятия у детей представлены исследованиями Ф.С. Розенфельд, Г.Т. Овсепян, С.Н. Шабалина. Проблемы памяти и ее развития у детей даются со ссылками на результаты исследований М.Н. Шардакова, Д.И. Красильщи-ковой, А.Г. Комм. В главе «Речь» мы находим ссылки на работы В.Е. Сыркиной, A.M. Леушиной, А.С. Звоницкой, А.П. Семеновой. На фактическом материале их исследований С.Л. Рубинштейном создается теория развития речи у детей. Своеобразием этих работ является поиск механизмов развития речи с единых теоретических позиций. Одно из первых экспериментальных исследований, выполненных под руководством С.Л. Рубинштейна было связано с проблемой восприятия у детей. В подготовленной Г.Т. Овсепян (1939 г.) кандидатской диссертации «Развитие наблюдения у ребенка*, которой предпослана теоретическая статья Рубинштейна «К вопросу о стадиях наблюдения», рассматривается проблема развития восприятия у ребенка в процессе наблюдения. м, шнм.• I Серьезный цикл исследований, осуществленных сотрудниками кафедры под руководством С.Л. Рубинштейна, относится к психологии речи. На примере этого цикла можно показать, сколь глубоки и в то же время всесторонни были эти работы. Проводя теоретический анализ речи, в частности обсуждая проблему связности речи, С Л Рубинштейн выделяет два типа речи: ситуативную и контекстную с учетом двух основных ее функций — коммуникативной (речь как средство общения) и сигнификативной, семантической (речь как средство отображения смыслового содержания). Связность речи определяется исходя из адекватности речевого оформления мысли говорящего пониманию слушателя. Понимание такой речи исходит из самого ее контекста. Поэтому данный тип речи и называется контекстным. В отличие от такого типа речи (характерного для взрослых) маленьким детям свойственна ситуативная речь, понимание которой возможно лишь с учетом отраженной в ней конкретной ситуации. Изучение развития связности речи ребенка — от ситуативной к контекстной — составило предмет диссертационного исследования А.М, Леущиной, а впоследствии А.С. Звоницкой По данным A.M. Леущиной видно, что у дошкольников форма речи зависит от содержания и характера общения. Особый интерес представляли результаты, показывающие, как ситуативная речь через свои переходные формы постепенно становится все более и более определенной в своем содержании. Анализ письменной речи, которая представляет одну из вьющих форм контекстной речи, дан в исследовании А.С. Звоницкой. Сопоставляя трудности овладения школьниками письменной речью, связанные с «разрывами» как в мышлении, так и в изложении, автор приходит к выводу, что связность мышления — генетически и логически ведущая предпосылка связности речи. В то же время установка на строгое изложение контролирует «систематику мысли». Тем самым подтверждался тезис С. Л. Рубинштейна, конкретизирующий принцип единства сознания и деятельности применительно к речемыслительным процессам: «Формируя свою речевую форму, мышление само формируется». Сергей Леонидович одновременно с созданием «Основ общей психологии* редактирует тома ученых записок, в которых участники его замыслов подробно и основательно описывают результаты проводимых ими исследований. В связи с этим интересно перечитать сборники статей, которые к настоящему времени стали уже раритетами и содержание которых можно рассматривать как развернутую и полную информацию к кратким ссылкам на них в «Основах общей психологии»: „ Ученые записки ЛГПИ им А.И Герцена, том XVIII / Отв., редактор С Л Рубинштейн Л.,1939, С Л Рубинштейн. К вопросу о стадиях наблюдения. (. Г.Т Овсепян Развитие наблюдения у ребенка С.Н. Шабалин Предметно-познавательные моменты в вое-' приятии формы у дошкольников Б Н Компанейский Автоиндукция от полного светового по-1 f тока ч* С Л. Рубинштейн. Нео-бихевиоризм Тольмана. i М Н.Шардаков. Курсы американской педагогической пси-ц хологии. $„ Ученые записки ЛГПИ им А И. Герцена, том XXXIV / Отв., редактор С Л Рубинштейн Л, 1940 \ С Л Рубинштейн. Мысли о психологии \ В.Н. Компанейский Проблема константности восприятия, цвета и формы вещей ' А Г Комм. Реконструкция в воспроизведении (К вопросу of соотношении мышления и памяти). > Д И Красильщикова Реминисценция в воспроизведении. С.Л. Рубинштейн Философские корни экспериментальной. психологии. Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена, том XXV. Психология речи / Отв редактор С.Л. Рубинштейн Л., 1941 С Л. Рубинштейн К психологии речи А М Леушика Развитие связной речи у дошкольника А.С Звоницкая Психологический анализ связности речи и ее развитие у школьника А. П. Семенова Психологический анализ понимания аллегорий, метафор и сравнения (Образ и понятие) В Е Сыркина Психологический анализ понимания школьником эмоционально-выразительных моментов речи. Ф.С Розенфельд Материалы к психологии еле по-глухонемых С Л Рубинштейн Несколько замечаний к психологии слепо-глухонемых. Атмосферу творческого сотрудничества на кафедре в годы, когда ею руководил С.Л. Рубинштейн, характеризует не только работа по общему замыслу, успешная зищита диссертационных исследований и ежегодный выход сборников научных работ. Читая «Основы общей психологии», понимаешь, что сотрудники были небезразличными участниками реализации замыслов автора В этой книге много примеров из личных наблюдений членов кафедры, они делились с Сергеем Леонидовичем своими дневниками, а может быть, специально вели эти дневники наблюдений за своими детьми. На страницах книги довольно часто встречаются примеры, ссылаясь на которые Рубинштейн говорит, что это из дневника A.M. Леушиной, А.П. Семеновой, Г.Т. Овсепян, АГ. Комм, Д.И. Красилыциковой и др. Богатство конкретных эмпирических материалов, полученных в рамках единых теоретических концепций, позволило С.Л. Рубинштейну сформулировать ряд существеннейших положений, которые определили перспективы становления отечественной психологии. Вот некоторые из них: «В итоге онтогенетического развития в жизнь вступает и в жизни дальше формируется личность — субъект практической и теоретической деятельности» [1, с. 141]. И далее в статье «Мысли о психологии» он поясняет: «Деятельность и действие не имеют для нас самодовлеющего значения. Всякое действие и всякая деятельность предполагают действующего индивида, субъекта этой деятельности» [2, с. 13]. До сих пор и, вероятно, в предстоящие десятилетия, проблема становления субъекта различных сфер жизни и деятельности (учебной, профессиональной), останется актуальным предметом психологических исследований — одним из направлений ведущих отечественных психологических школ. Другое из положений, сформулированных С.Л. Рубинштейном в «Основах общей психологии*-, стало основополагающим для развития исследований кафедры психологии Ленинградского педагогического института на многие десятилетия: «Психический облик личности во всем многообразии ее психических свойств определяется реальным бытием, действительной жизнью человека и формируется в его конкретной деятельности. Эта последняя сама формируется по мере того, как человек в процессе воспитания и обучения овладевает исторически сложившимся содержанием материальной и духовной культуры» (1. с. 518-519] Исследования, в которых проверялась гипотеза о влиянии содержания и приемов учебной деятельности на психическое развитие дошкольника и школьника, были начаты непосредственно под руководством С Л Рубинштейна и продолжены несколькими поколениями психологов-герце-новцев. Сотрудники и аспиранты кафедры прошлых лет изучали закономерности психического развития в игровой и учебной деятельности. Результатом этой работы стали сложившиеся научные школы, которые в Ленин граде в 50— 70-е годы возглавили ученики и сотрудники С.Л. Рубинштейна: проф. A.M. Леушина — в области развития детей дошкольного возраста, проф. А.А. Люблинская — в области развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, проф. М.Н. Шардакоа— развитие подростка и юноши в учебной познавательной деятельности. В период с 1945 по1957 годы по результатам исследований, проводимых в традициях, заложенных С.Л. Рубинштейном, кафедрой психологии было издано 4 тома «Ученых записок» М.Н, Шардаковым были написаны монографии, обобщающие полученный экспериментальный материал, в частности «Очерки психологии учения» (1951), «Очерки психологии школьника» (1955), «Мышление школьника» (1963). Можно сказать, что кафедра психологии РГПУ им; А.И. Герцена, одним из основоположников которой был С.Л. Рубинштейн, и сейчас хранит традиции его научной школы. Тема исследований кафедры в последние годы: «Развитие личности: социо- и этнокультурный аспект». В реализации этой темы как и прежде сотрудники опираются на изложенные им принципы и требования к научному психологическому исследованию. Развитие идей С.Л. Рубинштейна состоит как в расширении сферы факторов,' определяющих психическое развитие (не только обучение, но и более широкий спектр социальных условий жизни), так и в более дифференцированном изучении познавательных и личностных характеристик развивающегося человека. В архивах кафедры [3] есть записи выступлений выдающихся отечественных психологов, которое приняли участие в обсуждении и оценке «Основ общей психологии* на научной сессии, проходившей 22-24 марта 1941 г. Развернутую оценку «Основ общей психологии» дал Б.М. Теплов: «Ценнейшей стороной этой книги, — говорил он, — является то, что она действительно стремится отразить не только состояние нашей советской психологии, но и отразить то направление, куда движется психология. И вот в этом самое большое значение этой книги. Одним из положений, выдвинутых в этой книге и имеющих, по-моему, наиболее прогрессивное центральное значение, является положение о психике и деятельности...Второе положение я кратко сформулировал бы так, что изучение психики или сознания всегда и принципиально является опосредованным, что психика не может быть объектом непосредственного познания, хотя она и непосредственно переживается. Я думаю, что в такой принципиальной остроте этот вопрос, насколько я знаю, в психологической литературе поставлен впервые. И поэтому проблема самонаблюдения, методически собственно самая трудная и сложная проблема в психологии, в этой книге получила совершенно своеобразное и, по-моему, правильное разрешение и рассмотрение. Я думаю, что если бы в этой книге было только это, она бы уже была очень значительным явлением в психологической литературе. Третье положение, которое в книге Сергея Леонидовича заняло, к сожалению, очень мало места и мало раскрыто им, но значимость которого, по-моему, очень велика, это попытка-Сергея Леонидовича расчленить в психическом процессе момент переживания и знания. Мысль эта глубоко содержательная и мысль, которая будет иметь большое будущее в психологии». Глубокий анализ и оценка вклада «Основ общей психологии» в отечественную психологию была дана в выступлениях всех участников сессии: Мясищева (Ленинград), Компанейского, Войтониса (Сухуми), Ананьева (Ленинград), Леонтьева (Москва), Шардакова (Ленинград), Гальперина (Харьков), Верховцева (Москва), Любимова (Москва), Го-ланта (Ленинград). Последние два года работы в Педагогическом институте им. А.И. Герцена С.Л. Рубинштейн готовил проект четырехтомника по психологии и вел соответствующую подготовительную работу по реализации этого намерения. Осуществлению замысла помешала Отечественная война.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|