Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Если в трудовом договоре не оговорен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.




Часть 4 ст. 61 ТК РФ предлагаем исключить по следующим причинам. Прежде всего она, как нам представляется, находится в противоречии с ч. 1 этой же статьи. Законодатель в ч. 4 ст. 61 (аннулирование трудового договора) исходит как бы из того, что трудовой договор только тогда заключен, когда, кроме соглашения, пусть даже оформленного надлежащим образом, есть фактическое начало работы, ведь его-то аннулировать нельзя. И если это так, то ч. 4 не согласуется с ч. 1, гласящей, что трудовой договор вступает в силу с момента его подписания сторонами. Но когда трудовой договор уже вступил в силу, как это следует из ч. 1 статьи, последствия известны: трудовое правоотношение возникло, и стороны имеют определенные права и обязанности. Последствия невыполнения обязанности приступить к работе в обусловленный договором день зависят от его причины, и они тоже предусмотрены Трудовым кодексом РФ. Кроме того, усложнение и без того небезупречной конструкции заключения трудового договора введением аннулирования трудового договора не оправдано: и само понятие "аннулирование" - terra incognita, и то, как квалифицировать этот промежуток времени: от вступления договора в силу до аннулирования, - неизвестно. В свое время в литературе обсуждался этот вопрос. Мнения ученых, принявших участие в дискуссии, объединяет то, что они, как можно понять, допускали, что трудовой договор может быть заключен и вступить в силу, но правоотношение не возникнет. Тут-то и появляется этот необъяснимый период, который А.К. Безина назвала нереализованным трудовым договором, Л.Ю. Бугров - особым юридическим состоянием, а В.Д. Шахов предлагал ввести понятие "отказ от договора". Думается, что и в прежнем, и в действующем Кодексе подобная неясность объясняется отсутствием четкого установления момента заключения и вступления в силу трудового договора. Между тем юридические последствия закон связывает с заключенным договором. Этим, в частности, и продиктованы наши предложения.

Части 1 и 2 ст. 67 нужно изложить в новой редакции.

Статья 67. Форма трудового договора

Трудовой договор должен быть заключен в письменной форме, составлен в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.

При фактическом допущении работника к работе работодатель не позднее трех дней обязан придать его трудовому договору письменную форму и оформить прием на работу в соответствии со ст. 68 настоящего Кодекса.

Часть 3 нужно оставить без изменений.

 

Глава 3. СЛОЖНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СОСТАВЫ

КАК ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

Предваряя изложение содержания гл. 3, мы должны пояснить, что отдельные вопросы, касающиеся сложных юридических составов, в том или ином аспекте оказывались предметом рассмотрения в предыдущих главах. По смыслу изложения там их нельзя было обойти. Так, в той части гл. 1, где говорится о соотношении юридических фактов и нормы трудового права, шла речь и о дефекте трудового договора, что имеет отношение к дефекту сложных составов. Характеризуя виды юридических фактов, мы исследовали их функционирование в трудовом правоотношении, касаясь и вхождения в сложный состав, ибо он может состоять из совокупности только этих же юридических фактов. Параграф 1 гл. 2, посвященный соотношению трудового договора и трудового правоотношения, тоже затрагивает проблемы сложных составов, так как в нем говорится об административном акте как основании возникновения трудового правоотношения. В § 3 о заключении трудового договора необходимо было охарактеризовать фактическое допущение к работе, которое по ст. 16 ТК РФ входит в сложный правообразующий состав.

Глава 3 работы написана с учетом этого, и, чтобы избежать повторения, в ней опускаются либо только упоминаются рассмотренные выше вопросы.

 

§ 1. Содержание сложных юридических составов

 

В качестве оснований возникновения правоотношений, в том числе трудовых, выступают не только отдельные юридические факты, но и их системы. Последние определяются как сложные юридические (фактические) составы или фактические системы (большие фактические системы). Различие в том, что в определенных случаях достаточно трудового договора, чтобы возникло правоотношение, и этим обусловлена его самостоятельность как юридического факта. Трудовой договор в этом качестве был рассмотрен в предыдущей главе настоящей монографии. Но нередко трудовое правоотношение может быть порождено лишь совокупностью нескольких юридических фактов.

Это объясняется сложностью самих трудовых отношений, различными условиями, в которых они имеют место, особенностями трудовой функции и т.п. То есть присутствие сложных правообразующих составов объективно необходимо.

Следует заметить, что под сложными иногда понимают составы, не просто состоящие из нескольких элементов, а лишь включающие наряду с другими юридическими фактами факт-правоотношение. Такого мнения придерживался О.А. Красавчиков в монографии о юридических фактах (с. 70). Безусловно, в такой классификации есть смысл. Однако мы не будем усложнять дополнительной терминологией рассмотрение и без того непростого вопроса и уточним, что под сложными мы понимаем составы, включающие два юридических факта и более.

От юридических фактов как оснований возникновения правоотношения следует отличать условия, то есть обстоятельства, имеющие юридическое значение для наступления правовых последствий, но связанные с ними не прямо, а через одно или несколько промежуточных действий <1>. О необходимости отличать друг от друга основания и условия существования правоотношения писали О.С. Иоффе <2>, В.Б. Исаков <3>, в трудовом праве - О.В. Баринов <4>. Различия они видели в том, что если юридические факты - это явления реальной действительности, то условия нередко объективированы в праве. Так, условием возникновения трудового правоотношения является трудовая правосубъектность. Условия - обстоятельства, по выражению В.Б. Исакова, многократного, универсального действия, они могут быть связаны с различными юридическими фактами и составами. Юридические же составы предназначены, как общее правило, для конкретных случаев. Есть составы - основания возникновения правоотношения по совместительству, с несовершеннолетними, с руководителями и т.д. Для изменения и прекращения трудового правоотношения необходимо условие самого его существования. О.С. Иоффе писал, что условием возникновения многих гражданских правоотношений является наличие права собственности у субъекта. Дифференцировать условия и основания возникновения не просто, но необходимо, чтобы не загромождать состав фактами, которые, как правило, не надо доказывать.

--------------------------------

<1> См.: Общая теория государства и права / Отв. ред. М.Н. Марченко. Т. 2. С. 434.

<2> См.: Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву. С. 634.

<3> См.: Исаков В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. Саратов, 1980. С. 11 - 14.

<4> См.: Баринов О.В. Условие и основание возникновения трудовых правоотношений // Правоведение. 1978. N 2. С. 44 - 49.

 

Для возникновения иных отраслевых правоотношений в качестве условий выступают обстоятельства, входящие в понятие гражданского состояния: гражданство, пол, возраст, состояние здоровья, образование и др. Для трудового правоотношения эти же обстоятельства играют роль не условий, а юридических фактов. Например, гражданство необходимо для государственной службы; возраст может являться правопрекращающим юридическим фактом для занятия должности ректора, проректора, руководителя филиала (института) в высшем учебном заведении (ст. 332 ТК РФ). Наличие конкретных заболеваний препятствует занятию должности судьи и т.д. Одно и то же обстоятельство в одном случае может быть условием, а в другом - юридическим фактом - основанием или элементом правообразующего состава. Так, наличие специального образования, например медицинского или фармацевтического, обязательно при заключении трудовых договоров с врачами и фармацевтами, но для выполнения работ, не требующих квалификации, - курьера, вахтера и подобных - достаточно, чтобы человек был грамотным в буквальном смысле этого слова.

Рассматривая сложные составы, следует выделять как особые основания сложные юридические факты; сложные юридические (фактические) составы; фактические системы (большие фактические системы). Сложный юридический факт и сложный юридический (фактический) состав - не одно и то же, хотя и тот и другой состоят из нескольких частей. "Под элементом юридического состава следует понимать отдельный юридический факт (событие или действие). Под элементом юридического факта следует понимать явления, составляющие событие или действие" <1>.

--------------------------------

<1> Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. С. 57.

 

Поскольку юридический факт может быть сложным, некоторые авторы находят в нем состав, аналогичный составу правонарушения: субъект, объект, субъективную и объективную сторону <1>. С этим мнением трудно согласиться. В свое время, когда по этому поводу спорили цивилисты, О.А. Красавчиков замечал, что если включить в состав юридического факта субъекта, то последний окажется внутри собственных действий (если этот юридический факт - действие). То же можно сказать и об объекте <2>. Мы бы могли добавить к этому свои аргументы. Юридический факт - это факт самого правонарушения. Является ли данное деяние правонарушением, выясняется до того, как оно будет признано юридическим фактом. Поэтому можно говорить о составе правонарушения, но не юридического факта. Даже если речь идет не о правонарушении, а о другом юридическом факте, все равно имеется в виду обстоятельство объективной действительности, реальной жизни. Мудрено увидеть в нем субъект, субъективную сторону и т.д. Тем более трудно представить себе подобный состав юридического факта - события.

--------------------------------

<1> См.: Баринов О.В. Юридические факты в советском трудовом праве. С. 10, 11; Кручинин А.В. Указ. соч. С. 6.

<2> См.: Красавчиков О.А. Указ. соч. С. 18, 19.

 

Возникает вопрос: могут ли быть в трудовом праве сложные правообразующие юридические факты? В отличие от сложного юридического состава сложный юридический факт - это соединение элементов, только в совокупности представляющих собой целое. Таковым мог бы быть, по гражданско-правовой терминологии, реальный трудовой договор, то есть такой трудовой договор, для вступления в силу которого необходимо соглашение сторон плюс фактическое (реальное) начало работы. Однако по ст. 61 ТК РФ трудовой договор, как общее правило, консенсуальный, так как вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если не установлено иное. Другой вариант заключения трудового договора по ст. 61 - со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя - не является сложным юридическим фактом, несмотря на кажущееся совпадение с реальным трудовым договором (то же фактическое допущение, то же соглашение, оформленное в виде письменного трудового договора). Эта ситуация уже была рассмотрена в § 3 гл. 2 настоящей монографии. Фактическое допущение следует расценивать как согласие в виде конклюдентных действий работника (работодателя), которое вместе с предложением работодателя (работника) и есть трудовой договор. Однако если законом или договором заключение трудового договора будет обусловлено приступлением к работе, то следует признать основанием возникновения трудового правоотношения сложный юридический факт.

Под юридическими (фактическими) составами понимают систему (совокупность) юридических фактов, предусмотренных нормами права в качестве основания для наступления правовых последствий В.Б. Исаков находит в сложном составе следующие признаки системности: расчлененность на элементы. Юридический факт - именно элемент, а не просто дробная часть. С одной стороны, он независим от системы, так как может использоваться в разных составах; добавим: и сам по себе может влечь юридические последствия. С другой стороны, только соединение элементов представляет собой цельное образование. О.А. Красавчиков писал об этом так: "Каждый отдельный юридический факт, входя в юридический состав, то есть определенную общность фактов, находит там и только там свое признание в качестве юридического. Однако и сама совокупность, которая образуется отдельными фактами, находит свое юридическое бытие лишь в фактах, ее составляющих" <1>. Так, трудовой договор входит в любой правообразующий сложный состав. В то же время он - самостоятельный юридический факт.

--------------------------------

<1> Красавчиков О.А. Указ. соч. С. 57.

 

Сложный состав - не набор разрозненных элементов, не конгломерат. Все его части взаимосвязаны и взаимозависимы. Это хорошо видно на примере порядка накопления юридических фактов - элементов в сложном составе. Например, избрание на должность руководителя хозяйственного общества, предусмотренное соответствующими актами, предполагает заключение трудового договора (ст. 275 ТК РФ). Ни тот, ни другой юридический факт сам по себе не может быть основанием возникновения трудового правоотношения в данном случае, и наличие одного предполагает наличие другого.

На системность указывает и тот признак, что обстоятельства, предусмотренные правовыми нормами как юридические факты, представляют собой явления реальности и в то же время взаимосвязаны с юридическими отношениями.

Наконец, качество системы сложного состава вытекает из того, что, как правило, именно состав вызывает предусмотренное правовое последствие. Об этом качестве состава в свое время говорил и О.А. Красавчиков, чье высказывание приведено выше.

Содержание сложного правообразующего состава с точки зрения общепринятой теоретической классификации юридических фактов по волевому признаку может включать действия, отсутствие действия, презумпции, фикции, состояния, отсутствие состояния. События как общее правило не могут входить в этот перечень. Однако особо надо сказать о сроках.

Прежде кратко охарактеризуем каждую разновидность упомянутых юридических фактов.

В абсолютном большинстве правообразующие факты - это действия. Все перечисленные в ст. 16 ТК РФ сложные составы включают только действия. К таковым относятся сам трудовой договор, а также избрание на должность, избрание по конкурсу, замещение соответствующей должности, назначение или утверждение в должности, направление в счет квоты и установление самой квоты, судебное решение. Фактическое допущение к работе - тоже действие, однако мы критически относимся к нему как к элементу сложного состава, о чем было сказано в гл. 2 настоящей монографии.

В некоторых случаях правовое значение может иметь так называемый отрицательный юридический факт, выраженный в отсутствии действия, то есть в отсутствии правопрепятствующего факта. Так, отсутствие судимости вообще или за определенные преступления - необходимый элемент сложного состава при возникновении определенных трудовых правоотношений (например, ст. 331 ТК РФ). Гражданин не может быть принят на государственную службу, если он лишен права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда (подп. 2 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

О презумпциях и фикциях как юридических фактах преюдициального значения говорилось в § 3 гл. 1 настоящей монографии. Чтобы не повторяться, скажем только, что как презумпция, так и фикции могут входить в сложный правообразующий состав. Наличие специального образования, подтвержденного соответствующим документом (если оно требуется для заключения трудового договора), - своего рода презумпция того, что субъект обладает необходимыми знаниями. И наоборот, отсутствие трудового стажа по специальности в течение более пяти лет у врачей и фармацевтов - презумпция утраты таких знаний. Эта презумпция породила необходимость включения в сложный правообразующий состав такого юридического факта, как прохождение проверочного испытания (ст. 69 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Снятая или погашенная судимость - фикция, но в ряде случаев этот факт является необходимым для возникновения трудового правоотношения.

Событие как юридический факт, не зависящий от воли людей, что называется, по определению, не может быть правообразующим. Однако в числе подобных фактов несколько особняком стоят сроки. События они или действия - вопрос спорный <1>. Представляется, что больше оснований отнести их к событиям. В.Н. Скобелкин считал, что сроки могут иметь правообразующее значение, но, как можно его понять, не для возникновения правоотношения, а для возникновения того или иного права в течение существующего правоотношения <2>. Как основание возникновения трудового правоотношения срок если и может быть, то только элементом сложного состава. Отличительная черта срока - определенность момента его начала и окончания. В Трудовом кодексе РФ этому вопросу посвящена ст. 14. В соответствии с ней течение срока, с которым связывается возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, определяющей начало возникновения указанных прав и обязанностей. В литературе отмечают, что в науке трудового права сроки исследованы недостаточно, хотя нет ни одного правового института, в котором в той или иной мере не затрагивался бы вопрос о сроках <3>. Классификация сроков дается в учебном пособии "Трудовое процедурно-процессуальное право" <4>. Обращает на себя внимание, что в законах, предусматривающих сложные составы, не указывается срок, в течение которого должен быть заключен трудовой договор, если ему предшествует другой юридический факт, входящий в состав. Так, в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (п. 1 ст. 22) устанавливается, что поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса.

--------------------------------

<1> См.: Реутов С.И. Указ. соч. С. 21; Грибанов В.П. Сроки в гражданском праве. М., 1967. С. 8.

<2> См.: Скобелкин В.Н. Трудовые правоотношения. М., 1999. С. 283.

<3> См.: Передерин С.В. Процедурно-процессуальный правовой механизм обеспечения трудовых прав наемных работников. Воронеж, 2000. С. 254.

<4> См.: Скобелкин В.Н. и др. Трудовое процедурно-процессуальное право / Под ред. В.Н. Скобелкина. Воронеж, 2002. С. 127 и след.

 

Согласно п. 23 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 <1>, по результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса. В Федеральных законах о хозяйственных обществах: от 14 января 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <2> и "Об акционерных обществах" (в ст. ст. 40 и 69 соответственно) - предусмотрено избрание единоличного исполнительного органа общим собранием.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".

<2> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

 

Однако само по себе решение общего собрания как элемент сложного правообразующего состава не влечет возникновения правоотношения, поскольку законом предусмотрено и заключение договора. О сроках, в течение которых это должно произойти, не говорится, как не говорится о них и в ст. 16 ТК РФ. На это обратил внимание Б.Р. Карабельников, детально исследовавший трудовые отношения в хозяйственных обществах. Когда исполнительный орган "образован" (по терминологии закона), означает ли это, что руководитель "должен немедленно приступить к исполнению своих обязанностей... или все-таки сначала общество должно заключить с ним договор?" - задается он вопросом <1>. Поскольку можно считать, что Трудовой кодекс РФ в гл. 43 положил конец спорам об отраслевой принадлежности отношений руководителя и организации, отдав предпочтение трудовому праву, вопрос упирается в "фактическое допущение". В ст. 61 ТК РФ оно приравнивается к заключению трудового договора. Можно ли считать трудовой договор заключенным, если руководитель приступил к обязанностям? Следует согласиться с Б.Р. Карабельниковым, что после принятия Трудового кодекса РФ заключение договора обязательно. И не только потому, что согласно ст. 275 ТК РФ заключению трудового договора предшествуют процедуры, если они установлены законами, иными нормативными актами или учредительными документами организации, в том числе процедура подписания трудового договора. Ведь только в трудовом договоре уточняются права и обязанности сторон, решаются вопросы, не всегда относящиеся к компетенции общего собрания (об оплате труда руководителя). Но в течение какого срока после избрания должен быть заключен трудовой договор с руководителем, Б.Р. Карабельников не говорит; не указан этот срок и в образце трудового договора с генеральным директором акционерного общества, предлагаемом в приложении к его книге <2>.

--------------------------------

<1> Карабельников Б.Р. Трудовые отношения в хозяйственных обществах. С. 21 - 22.

<2> См.: Карабельников Б.Р. Указ. соч. С. 247.

 

В ч. 2 ст. 332 ТК РФ и п. 18 Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования России от 26 ноября 2002 г. N 4114 <1>, сказано лишь, что заключению трудового договора предшествует избрание по конкурсу.

--------------------------------

<1> БНА. 2003. N 4.

 

В плане рассмотрения вопроса о сроке как юридическом факте - элементе правообразующего состава обращает на себя внимание ч. 4 ст. 64 ТК РФ, согласно которой запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы. В этом случае сложный состав, помимо согласия обоих работодателей и работника, включает еще и срок, в течение которого работодателем может быть заключен трудовой договор. По классификации С.В. Передерина, этот срок относится к процедурным. Процедурные сроки направлены прежде всего на реализацию материальных норм трудового права и обеспечение стабильности трудовых и тесно с ними связанных отношений <1>.

--------------------------------

<1> См.: Передерин С.В. Указ. соч. С. 261.

 

Состояния как юридические факты также представляют интерес с точки зрения возможности их вхождения в сложный правообразующий состав.

О состояниях как юридических фактах говорилось в § 3 гл. 1 настоящей монографии. Напомним, что в литературе не все авторы разделяют точку зрения о существовании таких видов юридических фактов. Некоторые ученые выделяют состояния-правоотношения или факты-правоотношения <1>. Полагаем, что в трудовом праве имеют место как юридические факты - состояния, так и "состояние" в правоотношении. И те и другие являются элементами сложного правообразующего состава. Так, до недавнего времени запрещалась совместная служба на одном и том же - сначала на любом, а позже только на государственном или муниципальном - предприятии лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (ст. 20 КЗоТ РСФСР 1971 г.). В настоящее время близкое родство или свойство при аналогичных обстоятельствах препятствует государственной службе (п. 5 ст. 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Роль именно правопрепятствующего факта в сложном юридическом составе играет состояние в правоотношениях, именуемых родством или свойством.

--------------------------------

<1> См., например: Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. С. 83; Реутов С.И. Указ. соч. С. 20, 21; Общая теория государства и права / Отв. ред. М.Н. Марченко. Т. 2. С. 427.

 

Для заключения трудового договора о работе по совместительству необходимо, чтобы потенциальный совместитель к этому моменту находился в правоотношении на условиях трудового договора. Если "первого" трудового договора нет, то "второй" не будет совместительством. В ст. 282 ТК РФ, содержащей дефиницию совместительства, и в других статьях гл. 44 "Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству" ТК РФ говорится о совместительстве как другой регулярной оплачиваемой работе в свободное от основной работы время. То, что основная - это работа по трудовому договору, вытекает из содержания статей гл. 44 ТК РФ: основная работа, допустим, по гражданско-правовому договору безразлична трудовому законодательству, и ее наличие не имеет значения для заключения трудового договора.

В то же время такие факты, как беременность <1>, нетрудоспособность, являются не правоотношениями, а собственно состояниями. Известно, что они могут быть правопрепятствующими при заключении трудового договора на определенные работы с противопоказаниями для беременных женщин или в тех случаях, когда требуется определенное состояние здоровья. Признание работника полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением - правопрекращающий юридический факт (п. 5 ст. 83 ТК РФ). Ссылка на него должна быть дополнительным доказательством того, что юридические факты - состояния могут быть в трудовом праве. Пример состояния как элемента правообразующего состава - основания возникновения права, не трудового, а непосредственно связанного с ним отношения - по трудоустройству приводится в "Курсе российского трудового права". Это особое правовое состояние - отсутствие работы <2>.

--------------------------------

<1> Беременность по другой классификации - относительное событие, то есть такое, которое возникает по воле людей, но развивается уже независимо от нее. См. § 3 гл. 1 настоящей монографии.

<2> См.: Курс российского трудового права / Под ред. С.П. Маврина, А.С. Пашкова, Е.Б. Хохлова. Т. 2. С. 387.

 

Сложные юридические составы могут иметь дефекты, могут быть порочными. Причем, если в составе хотя бы один факт дефектный, это означает, что весь состав - порочный; он, как правило, не может влечь возникновение правоотношения. Правда, трудовые правоотношения иногда возникают из дефектного трудового договора, о чем говорилось в § 2 гл. 1 настоящей монографии. Здесь хотелось бы сказать о другой разновидности порока сложного состава. В.Б. Исаков среди признаков нарушения сложного состава усматривает такой, как его (нарушения) юридическая значимость. Существенным нарушением состава является то, которое меняет его социальный смысл, искажает состав до такой степени, что он становится несовместимым с целями, преследуемыми правовой нормой <1>. В трудовом законодательстве есть такие примеры. Так, одно время пенсионер по возрасту мог заключить только срочный трудовой договор (ст. 59 ТК РФ). Единственный это юридический факт либо элемент сложного состава (например, работа по совместительству), не имело значения. По этому поводу свое мнение высказал Конституционный Суд РФ <2>. Однако время от времени раздаются голоса в защиту этого положения, о признании его законным, приводятся аргументы, являющиеся по меньшей мере неубедительными <3>. Еще пример, правда правопрекращающего состава. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24 января 2002 г. N 3-П признал не соответствующими Конституции РФ ч. 2 ст. 235 КЗоТ РФ и п. 3 ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в той части, в какой ими не допускается без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случаях совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся согласно закону основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя <4>. Не соответствующей Конституции РФ признана также, в частности, и ч. 2 ст. 170 КЗоТ РФ - в отношении беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (одиноких матерей при наличии у них ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 16 лет). В названном Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что оспариваемые положения представляют данным работникам необоснованные преимущества и создают возможность злоупотребления правом. Примечательно, что о злоупотреблении правом на труд со стороны работника не принято говорить при демонстративном признании приоритета его интересов. Соответствующей была и судебная практика. Но в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 снова сказано о недопустимости злоупотребления правом, в том числе со стороны самих работников (п. 27). "В данном случае, - пишет по этому поводу С.П. Маврин, - мы фактически являемся свидетелями смены курса в судебной практике, сложившейся по делам о восстановлении на работе, так как при установлении факта злоупотребления работником своим правом суд теперь может отказать в удовлетворении его иска о восстановлении на работе, поскольку работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника" <5>.

--------------------------------

<1> См.: Исаков В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. С. 113.

<2> См.: Постановление Конституционного Суда РСФСР от 4 февраля 1992 г. N 2П-3 "По делу о проверке конституционности правоприменительной практики расторжения трудового договора по основанию, предусмотренному пунктом 11 статьи 33 КЗоТ РСФСР" // СЗ РСФСР. 1992. N 13. Ст. 669.

<3> См.: Панин С.А. Перспективы развития трудового законодательства: баланс интересов сторон и социальное партнерство // Проблемы защиты трудовых прав граждан / Под ред. А.С. Леонова. М., 2004. С. 55.

<4> См.: Российская газета. 2002. 7 февр.

<5> Маврин С.П. Вероятно, но не очевидно // ЭЖ-Юрист. 2004. N 14. С. 9.

 

Содержание сложных правообразующих составов можно квалифицировать не только по признаку зависимости его составляющих от воли человека. Научный интерес представляет и проблема отраслевой принадлежности юридических фактов состава. Сложные правообразующие составы в трудовом праве могут быть однородными и комплексными <1>, то есть могут состоять из юридических фактов, принадлежащих трудовому праву либо как трудовому праву, так и другой отрасли. Даже беглый взгляд на ст. 16 ТК РФ убеждает нас в этом. Действительно, избрание на должность руководителя организации относится к числу процедур, предшествующих заключению трудового договора, и они могут быть установлены законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации - нормами так называемого корпоративного права (ст. 275 ТК РФ). Так, порядок и условия конкурсного отбора преподавателей вузов установлены Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 4 декабря 2014 г. N 1536 <2>. Очевидно, что этот нормативный акт не относится к трудовому законодательству, а лишь содержит нормы трудового права. Относить к трудовому законодательству учредительные документы организации еще меньше оснований. О заключении трудового договора с руководителями государственных и муниципальных унитарных предприятий говорилось выше. Трудовые правоотношения этих работников возникают из сложного и разноотраслевого состава. Трудовой договор, который с ними заключается, - единственный акт трудового права. Назначение на должность собственником имущества - административный акт. В согласовании назначения принимает участие орган исполнительной власти, не являющийся стороной трудового правоотношения.

--------------------------------

<1> См.: Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Свердловск, 1964. Вып. 2. С. 176 - 178.

<2> СПС "КонсультантПлюс".

 

Назначению на должность может предшествовать конкурс, организуемый федеральным органом исполнительной власти (если речь идет о государственном предприятии). Кроме "положительных" фактов правообразующего состава, влекущего возникновение трудовых правоотношений с руководителем, в него входят и "отрицательные". То есть в составе не должно быть правопрепятствующих юридических фактов. Согласно ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ лицо, управомоченное заключать договоры на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом, обязано получить информацию об отсутствии дисквалификации физического лица - претендента на руководящую должность. В установленном законодательством порядке ведется реестр дисквалифицированных лиц.

В плане рассматриваемого вопроса отметим, что дисквалификация по своей юридической природе - акт административного права. И хотя п. 3 ст. 9 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусматривает, что устав этих предприятий должен содержать порядок назначения на должность руководителя, по существу этот порядок во многом предрешен.

Следующий сложный состав, который назван в ст. 16 ТК РФ как основание возникновения трудовых правоотношений - направление на работу в счет установленной квоты, - содержит юридические факты, принадлежащие не только трудовому праву. Трудоустройство понимается как содействие включению трудоспособных граждан в организацию несамостоятельного труда. Трудоустройство как часть отношений по обеспечению занятости представляет собой деятельность по созданию условий, предпосылок и средств для перевода субъектов из области незанятости на сопредельную территорию - рынок труда, с тем чтобы его участники смогли вступить в переговоры о заключении трудового договора. И хотя "с заключением трудового договора осуществляется уход работодателя и работника с "территории" рынка труда, бывшие субъекты рынка труда становятся субъектами трудовых отношений", деятельность государственных и муниципальных органов может иметь прямое касательство к возникновению трудовых правоотношений. Квотирование рабочих мест предусмотрено законом, и акт квотирования, имеющий административно-правовую природу, является элементом сложного состава при возникновении трудовых правоотношений определенной категории лиц наряду с трудовым договором, а также с теми фактами, которые имеют правовое значение для заключения трудового договора. Первоначально квотирование было предусмотрено п. 2 ст. 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1>, затем п. 2 был исключен, и в п. 1 этой же статьи квота предусмотрена для инвалидов и несовершеннолетних. Ныне квотирование предусмотрено для инвалидов. Судя по содержанию некоторых актов, квотирование и впредь сохранится. В законопроекте N 347297-3 содержалось предложение о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних работников, но он был отклонен.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.

 

Комитет Государственной Думы РФ по труду и социальной политике не поддержал этот проект в решении от 25 марта 2004 г. <1>, но все-таки отметил, что международный опыт обеспечения занятости путем квотирования используется, хотя в основном по отношению к инвалидам. В то же время приоритетным направлением действий государства по совершенствованию действующего законодательства в области занятости населения остаются обеспечение социальных гарантий граждан, потерявших работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения <2>.

----------------------------

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...