Часть первая. Глава первая. Звуковой уровень текста. Раздел первый. Метр и ритм. Терминология. Методика анализа
Часть первая Глава первая Звуковой уровень текста Раздел первый Метр и ритм Терминология Стихотворная речь членится на отрезки, которые соотносятся между собой. В зависимости от того, что понимается под «соотносимыми отрезками», возникает та или иная система стихосложения. В силлабической системе стихосложения таким отрезком выступает слог: строки имеют примерно равное количество слогов. В тонической системе стихосложения таким отрезком является слово: строки имеют равное или соотносимое количество ударений. В силлабо-тонической системе стихосложения соотносятся группы слогов, чередуются в определенном порядке ударные и безударные слоги. В русской стихотворной культуре сосуществуют все три системы стихосложения. Русские народные песни и былины писались тоническим стихом. Книжная поэзия XVII – начала XVIII вв. – силлабическим стихом. В XVIII в., начиная с реформы М. В. Ломоносова и В. К. Тредиаковского, наряду с силлабическим, возникает силлабо-тонический стих. В XIX в. силлабо-тоническая система становится господствующей, но уже в 1820-е гг. появляются фольклорные стилизации, написанные тоническим стихом, а к концу века тонический стих используется все чаще. В ХХ в. сосуществуют тоническая и силлабо-тоническая системы. Поскольку нам придется анализировать лирические стихи, написанные в XIX и XX вв., познакомимся несколько подробнее с терминологией, важной для тонической и силлабо-тонической систем. Со-противопоставление метра и ритма особенно важно для силлабо-тонической системы стихосложения. Для того чтобы выделить повторяющиеся группы ударных и безударных слогов в строке, можно прочитать стихи, скандируя («БеЗУМных ЛЕТ уГАсшеЕ веСЕлье»). Выделенные голосом слоги называются сильными местами (иктами). Между иктами находятся слабые места. Ударения в силлабо-тонических стихах приходятся чаще всего именно на сильные места, а слабые, как правило, безударны. Правильное «чередование сильных и слабых мест называется метром» [5]. Существует еще одно определение метра: «идеальная схема» чередования сильных и слабых звуков[6]. Ритм при этом понимается как «реальное чередование сильных и слабых звуков, возникающих в результате взаимодействия естественных свойств речевого материала и метрического закона»[7].
Методика анализа Проанализируем соотношение метра и ритма в первой строфе стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»:
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
Составим схему чередования ударных (—) и безударных (U) слогов в строфе: (1) U — U — U — U — U (2) U — U — U — U — (3) U U U — U U U — U (4) U — U — U U U — Определим метр и размер[8]. Посчитаем количество безударных слогов между ударными. Число колеблется: в первых двух строках – один слог, в третьей и четвертой – то три слога, то один. Значит, перед нами двусложный метр. Для наглядности сразу же разобьем схему на двусложные стопы:
(1) U — | U — | U — | U — | U (2) U — | U — | U — | U — (3) U U | U — | U U | U — | U (4) U — | U — | U U | U —
Нетрудно увидеть, что сильные места падают на четные слоги, следовательно, это ямб. Остается посчитать количество сильных мест в строке или количество стоп (не только ударных слогов, но и тех, что при скандировании читаются с выделением), чтобы окончательно определить размер. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Но лишь строки (1) и (2) реализует «идеальную схему» - метр: на всех сильных местах находятся ударные слоги. В строке (3) первая и третья стопы не имеют ударений, в строке (4) не имеет ударений третья стопа. Такие стопы называются облегченными, или пиррихиями. В строке (1) последний безударный слог как будто лишний, хотя вся остальная схема точно соответствует метру, такой же «лишний» конечный слог есть в строке (3). Безударные слоги, следующие за последним ударным называются клаузулами и в счет стоп не входят, сколько бы их ни было. Последняя стопа, - ударная метрическая константа строки – никогда не может быть пиррихием. Все остальные стопы могут быть и полноударными, и облегченными. Рассмотрим более сложный пример: начало стихотворения А. А. Блока «Незнакомка»: (1) По вечерам над ресторанами (2) Горячий воздух дик и глух. (3) И правит окриками пьяными (4) Весенний и тлетворный дух. (1) U U | U — | U U | U — | U U (2) U — | U — | U — | U — (3) U —| U — | U U | U — | U U U — | U U | U — | U —
Как и в предыдущем случае, это четырехстопный ямб. Лишь строка (2) идеально реализует метрическую схему. Во всех остальных строках встречаются пиррихии: в строке (1) – на первой и третьей стопах, в строке (3) – на третьей, в строке (4) – на второй. Клаузулы в строках (1) и (3) ни в коем случае нельзя считать стопами, хотя в них два слога. В редких случаях клаузулы могут иметь и три, и четыре слога, но в счет стоп они все равно входить не могут, как в первой строфе стихотворения Б. Л. Пастернака «Август»:
Как обещало, не обманывая, Проникло солнце утром рано Косою полосой шафрановою От занавеси до дивана. (1) U U | U — | U U | U — | U U U (2) U — | U — | U — | U — | U (3) U —| U U | U — | U — | U U U (4) U — | U U | U U | U — | U
Ритм этого четверостишия намного сложнее всех предыдущих примеров, хотя и здесь есть полноударная строка (2). Помимо крайне редкой клаузулы в три слога, необходимо обратить внимание на два соседствующих пиррихия в строке (4), благодаря чему в строке получается пять безударных слогов подряд.
Кроме наращений, нередко встречается противоположное явление: усечение конечных безударных слогов в последней стопе. В качестве примера рассмотрим начало стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»:
Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит.
(1) U U | — U | — U | U U | — U (2) U U | — U | — U | — U — (3) — U | — U | — U| — U |— U (4) U U | — U | — U | U U | —
Обратите внимание, что это двусложный метр, в котором сильные места приходятся уже на нечетные слоги – хорей. Подсчитав количество сильных мест, – строка (3) идеально реализует метрическую схему, – определяем размер: пятистопный хорей. Последние стопы в строках (2) и (4) усеченные – они не имеют конечного безударного слога, но в счет стоп обязательно включаются. До сих пор во всех анализируемых строфах мы встречались либо с полноударными строчками, либо с пиррихиями – отсутствием ударений на сильных местах. Но возможен и противоположный ритмический вариант: сверхсхемное ударение на слабом месте – утяжеленная стопа. Рассмотрим две строки из стихотворения А. С. Пушкина «Анчар»: Природа жаждущих степей Его в день гнева породила. U — |U— |U U | U— U — | — — | U U| U— |U Во второй строке двустишия – три ударения подряд, вторая стопа – это и есть утяжеление (в ямбе такая стопа называется спондей), сверхсхемное ударение на слабом месте[9]. В русской тонической системе стихосложения существует несколько разновидностей тонического стиха. Их дифференциация происходит по признаку приближения / удаления от силлабо-тонической системы. Но все они основаны на соизмеримости строк по количеству ударений (ударных слов). Три основных типа тонического стиха – дольник, тактовик, акцентный стих.
Дольник ближе всего стоит к силлабо-тоническому стиху, как правило – к трехсложным метрам. В нем сохраняется чередование сильных и слабых мест. Разница лишь в том, что количество безударных слогов между ударными не постоянно: оно колеблется между 1 – 2 слогами. Рассмотрим в качестве примера фрагмент стихотворения Блока «Вот Он – Христос – в цепях и розах…»: (1) В простом окладе синего неба (2) Его икона смотри в окно. (3) Убогий художник создал небо. (4) Но Лик и синее небо – одно U — U —U — UU —U U — U —U— UU — U — UU —U — U —U U — U —UU — UU — В каждой строке четверостишия равное количество ударных слов – четыре. Количество безударных между ними – 1-2 слога, и значит, разделить строки на стопы нельзя. Но если присмотреться к строке, где дважды встречается интервал в два слога – «Но Лик и синее небо – одно», то станет очевидным сходство этой строфы с амфибрахием. Достаточно добавить одно односложное слово («Но Лик (тот) и синее небо – одно»), чтобы строка превратилась в четырехстопный амфибрахий с усеченной последней стопой. Из стопы как будто выпала одна доля. Подобное явление, когда вместо метрической доли может выступать пауза или удлинение звучания предыдущей ноты, хорошо знакомо музыкантам,. Не случайно у этой разновидности тонического стиха существовало другое, не закрепившееся в науке название «паузник». В тактовике (тактовом стихе) количество безударных слогов между иктами колеблется от 1 до 3 или от 0 до 2, его ритмика гораздо свободнее, чем в дольнике. Рассмотрим в качестве примера отрывок из сказки Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде»: Жил-был поп, Толоконный лоб Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идет, сам не зная куда. «Что, батька, так рано собрался? Чего ты взыскался? » — — — UU — U — U — — UU — U UU — UU — UU — U U — U U — U — U — U U — UU — — — UU — UU — U U — UU — U В первой строке вообще отсутствуют безударные слоги, в третьей и седьмой тоже встречаются нулевые интервалы между ударными слогами, что и отличает тактовый стих от дольника, где невозможны ударные слоги, стоящие рядом. Самым далеким от силлабо-тонической системы является акцентный стих, где количество безударных слогов между ударными вообще не регулируется. Иногда его называют «чисто-тоническим» (В. М. Жирмунский, В. Холшевников, М. Л. Гаспаров). Наиболее активная разработка этого вида тонического стиха характерна для творчества В. В. Маяковского: (1) Вошел к парикмахеру, сказал – спокойный:
(2) «Будьте добры, причешите мне уши». (3) Гладкий парикмахер сразу стал хвойный, (4) Лицо вытянулось, как у груши. U — U U — UUU — U— U — U U — UU — UU — U — UUU — U — U — — U U — — UU — UU — U Количество ударных слов в каждой строке одно и то же. Однако количество безударных колеблется от 0 до 3, при этом никак не регулируется место ударных и безударных слогов, кроме конца строк, где предпоследний слог – ударный, а последний – безударный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|