методика анализа
Анализ стихотворения «К Чаадаеву» показывает, что при рассмотрении словаря текста важно не только выделить лексические, синонимические, тематические повторы, но и определить их композиционную роль в семантической организации текста. Покажем это на примере стихотворения А. Блока «Осенний день» (цикл «Родина»): Идем по жнивью, не спеша, С тобою, друг мой скромный, И изливается душа, Как в сельской церкви темной.
Осенний день высок и тих, Лишь слышно – ворон глухо Зовет товарищей своих, Да кашляет старуха.
Овин расстелет низкий дым, И долго под овином Мы взором пристальным следим За летом журавлиным…
Летят, летят косым углом, Вожак звенит и плачет… О чем звенит, о чем, о чем? Что плач осенний значит?
И низких нищих деревень Не счесть, не смерить оком, И светит в потемневший день Костер в лугу далеком…
О, нищая моя страна, Что ты для сердца значишь? О, бедная моя жена, О чем ты горько плачешь? 1 января 1909
СЛОВАРЬ ТЕКСТА Существительные: день –3, жнивье, друг, душа, церковь, ворон, товарищи, овин – 2, дым, взор, лёт, угол, вожак, плач, деревни, око, костер, луг, страна, сердце, жена. Местоимения: (личные и притяжательные) – ты –3, мой, свои, мы, моя - 2. Глаголы: идти, не спеша, изливаться, звать, кашлять, расстелить, следить, лететь – 2, звенеть –2, плакать – 2, значить – 2, не счесть, не смерить, светить. Прилагательные и наречия: осенний –3, скромный, сельская, темная, высок, тих, слышно, глухо, низкий, пристальный, журавлиный, косой, нищий - 2, потемневший, далекий, бедная, горько.
В словаре стихотворения количественно преобладают существительные (24) и прилагательные и наречия (20). Среди существительных лишь четыре – с абстрактным значением (душа, лёт, плач, сердце – в значении «душа»). Внутренний мир текста определяется предметами сельского обихода, природы: жнивье, церковь, ворон, овин, дым, костер, луг, деревни. Стержневым является трижды повторенное слово осенний, причем первый раз оно дано в заглавии, что особенно усиливает его значимость в тексте. Большинство прилагательных и наречий создают общий приглушенный колорит осеннего дня: глухо, тих, темный, потемневший, низкий, нищий. Общий семантический признак всех этих атрибутов с трудом поддается четкому определению, хотя их семантическая близость несомненна. Скорее он может быть охарактеризован отрицательно: отсутствие яркости. В то же время в тексте есть слова с иной атрибутивной характеристикой. Так, прилагательному низкий противопоставляется наречие высок, «звуковым» эпитетам глухо, тих и примыкающему к этому тематическому полю глаголу кашляет противостоит дважды повторенный глагол звенеть, содержащий положительные коннотации[54]: слова звон, звенеть, звонкий в поэтике Блока связаны с идеей «музыки» как просветленного начала мира[55]. Цветовым эпитетам темный и потемневший противопоставлены глагол светить и существительное костер. Отмеченные значения не являются в тексте господствующими, но тем не менее роль их необычайно важна: они контрастируют с общим фоном стихотворения, делают неабсолютными, неоднозначными негативные характеристики и в потенции содержат в себе возможность создания иного, более светлого облика родины. Проследим теперь композиционную организацию предметов и атрибутов во внутреннем мире стихотворения. В первой – четвертой строфах речь идет о единичных предметах – реалиях деревенского пейзажа и быта (жнивье, ворон, овин, дым). В пятой строфе происходит расширение поля зрения[56]: единственное число сменяется множественным – деревни. Это расширение мотивировано движением взгляда вверх (за летом журавлиным) и затем – вниз уже «с высоты птичьего полета» (не счесть, не смерить оком). Именно здесь подготовлено появление в последней строфе самого широкого для этого текста общего понятия – страна.
Однако стихотворение завершается неожиданным сужением пространства: параллелизм О, нищая моя страна – О, бедная моя жена возвращает к прежнему, заданному в первых строках ракурсу (С тобою, друг мой скромный – О, бедная моя жена), к миру личного бытия. Этот переход от общего к личному может показаться на первый взгляд неожиданным и немотивированным. Однако последовательность действий (глаголов текста) убеждает, что появление личного плана подготовлено всей внутренней структурой стихотворения. Глаголы первой строфы задают два равнозначных для текста плана: внешний, эмпирический (идем по жнивью), и внутренний, духовный (изливается душа), мир лирического субъекта, раскрывающийся в дальнейшем развитии сюжета. Такая двуплановость организует всю композицию стихотворения. Во второй и третьей строфах глаголы вначале лишь фиксируют впечатления внешнего мира, постепенно «очеловечивая», одушевляя природные и бытовые реалии. Большинство предикатов здесь антропоморфны (ворон…зовет товарищей своих, овин расстелет). С четвертой строфы описание становится более эмоциональным, что сказывается и в нагнетании повторов (летят, летят) и в семантике глаголов (вожак звенит и плачет). Далее происходит углубление личного плана текста: простая фиксация впечатлений сменяется их напряженным осмыслением (обратим внимание на повторы: что… значит? что… значишь? ), внешние реалии становятся реалиями внутреннего мира лирического героя. Параллелизм О, нищая моя страна - О, бедная моя жена подготовлен развитием сюжета: в семантической композиции стихотворения единичное становится общим и в то же время общее осмысляется как часть духовного мира лирического героя. В нерасторжимости интимно-личного и общего – специфика блоковского восприятия родины.
Закономерность появления личного плана в «Осеннем дне» можно было бы обосновать, обратившись к более широкому контексту – к структуре лирического цикла «Родина», в который входит анализируемое стихотворение. Образы жены (невесты) и родины являются сквозными для всего цикла: «О, Русь моя! Жена моя! До боли / Нам ясен долгий путь» («На поле Куликовом»), «А ты все та же – лес, да поле, / Да плат узорный до бровей» («Россия»), «Но не страшен, невеста, Россия, / Голос каменных песен твоих! » («Новая Америка») и др. Однако гораздо важнее увидеть, что финал стихотворения мотивирован прежде всего всей логикой тематического развития текста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|