Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  Литература.   Глава четвертая. Композиционно-речевое единство текста.   Раздел первый.   Речевые жанры.   Первичные жанры 




                   Литература

 

Гаспаров М. Л., Дозорец Ж. А., Ковтунова И. И., Кожевникова Н. А., Красильникова Е. В., Панченко О. Н., Скулачева Т. В. Очерки истории языка русской поэзии ХХ в.: Грамматические категории. Синтаксис текста. – М., 1993.

Жолковский А. К. Бродский и инфинитивное письмо: Материалы к теме // Новое литературное обозрение. – 2000. - № 45. – С. 187-198.

Ковтунова И. И. Поэтический синтаксис. – М., 1986.

Лотман М. Ю. Именной и глагольный стили // Учебный материал по анализу поэтических текстов. – Таллин, 1982. С. 146-165.

Корман Б. О. Практикум по изучению художественного произведения. – Ижевск, 1977.

Панченко О. Н. Движение поэтического слова // Вопросы литературы. 1981. № 1.

Щерба Л. В. . Опыты лингвистического толкования стихотворений: II. «" Сосна" Лермонтова в сравнении с ее немецким прототипом // Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 98-99.

 Шапир М. И. «Грамматика поэзии» и ее создатели // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 46. № 3. 1987. С. 221-236.

Якобсон Р. Поэзия грамматики и грамматика поэзии // Семиотика. М., 1983.

 

        

         

        

         

           Глава четвертая

Композиционно-речевое единство текста

     Раздел первый

           Речевые жанры

                        Первичные жанры                         

    В предыдущих главах целостность лирического стихотворения рассматривалась в заданных аспектах. Однако нельзя не заметить, что переход от «низших» уровней поэтического текста к описанию стихотворения как целого при таком подходе ощущается как не вполне корректный скачок. Очевидно, при всей необходимости структурного аналитического расчленения текста теоретическая поэтика нуждается и в такой синтетической категории, которая объединила бы в смысловое целое все наблюдения над ритмикой, фонетикой, лексикой и грамматикой, позволила бы интерпретировать стихотворение как композиционно-речевое единство.

    В литературоведческих исследованиях этой задаче отвечает понятие жанра как системы художественных уровней (о канонической и неканонической жанровой поэтике мы будем говорить в следующей главе). Литературные жанры, как это показано в работах М. М. Бахтина, в процессе формирования «вбирают в себя и перерабатывают различные первичные (простые) жанры, сложившиеся в процессе речевого общения»[93]. Каждый литературный жанр имеет свои языковые и стилистические особенности, свою тематику, словарь, композицию и т. п. Но эти особенности входят в художественный текст не непосредственно, а через первичные речевые жанры – различные формы монолога, адресованной речи, устного или письменного диалога, риторические структуры и т. п. Каждый первичный речевой жанр определяют три важнейших момента: «тематическое содержание, стиль и композиционное построение»[94]. Предметом анализа лирического текста должны стать не только так называемые языковые и поэтические средства, но и взаимодействие речевых и литературных жанров (см. Главу пятую). Именно в этом взаимодействии создается неповторимое композиционно-речевое единство стихотворения, формируются определенные формы речевых субъектов, адресатов сообщения, а также реальное многообразие взаимоотношений между ними.

    Анализ первичных речевых жанров в тексте лирического стихотворения необходим и для литературоведческого, и для лингвистического прочтения. Литературовед, исследуя поэтику жанра, так или иначе приходит к проблеме жанрового речевого субъекта, жанрового времени и способов включения чужого сознания в поэтический текст[95]. Лингвист, обращаясь к типам речевых субъектов и адресатов, преодолевает «каталогизаторский» анализ языковых поэтических средств и приходит к пониманию композиционно-речевого единства текста[96].

    Проследим, как выстраивается композиционно-речевое единство в стихотворении Б. Пастернака «Зимняя ночь» (1913-1928).

         

    Не поправить дня усильями светилен.

    Не поднять теням крещенских покрывал.

    На земле зима, и дым огней бессилен

    Распрямить дома, полегшие вповал.

 

    Булки фонарей, и пышки крыш, и черным

    По белу в снегу – косяк особняка.

    Это – барский дом, и я в нем гувернером.

    Я один, я спать услал ученика.

 

    Никого не ждут. Но – наглухо портьеру.

    Тротуар в буграх, крыльцо заметено.

    Память! Не ершись! Срастись со мной! Уверуй

    И уверь меня, что я с тобой – одно.

 

    Снова ты о ней? Но я не тем взволнован.

    Кто открыл ей сроки, кто навел на след?

    Тот удар – исток всего. До остального

    Милостью ее, теперь мне дела нет.

 

    Тротуар в буграх. Меж снеговых развилин

    Вмерзшие бутылки голых, черных льдин.

    Булки фонарей, и на трубе, как филин,

    Потонувший в перьях нелюдимый дым.

 

    От изменения пространственной точки зрения речевого субъекта в этом стихотворении непосредственно зависит диалогизация внутренней речи лирического героя.

    В первой строфе задан взгляд на мир «с высоты птичьего полета» (дома, полегшие вповал) и почти «космическая» обобщенность пространства (на земле зима). Мир первой строфы субъектно не определен: господствуют безличные синтаксические конструкции (не поправить, не поднять).

    Во второй строфе постепенно «укрупняется» план: в первых двух строчках появляются предметы, увиденные все еще сверху, но уже детально (Булки фонарей, пышки крыш, черным по белу в снегу косяк особняка). Наконец, происходит «узнавание» предметной реальности стихотворения и одновременно самоопределяется лирический герой (речевой субъект) (Это - барский дом, и я в нем гувернером). Пока что автоописание героя идет как бы со стороны: на самого себя герой смотрит как внешний наблюдатель.

    В третьей строфе взгляд на тротуар в буграх брошен уже из особняка, из окна, закрываемого портьерой. Начиная же со второй половины третьей и до конца четвертой строфы, пространство текста предельно интериоризируется: это мгновенно схваченный фрагмент внутренней речи героя, его диалог с самим собой (Память! Не ершись! ). Впечатление неподготовленности, фрагментарности создается особой ролью дейктических местоимений (тот, тем и т. п. ). Они явно отсылают к прошедшим событиям, к какому-то будто бы существующему сюжетному контексту стихотворения, каждое из них обращено к непроясненной (и так и не прояснившейся в тексте) ситуации: Но я не тем взволнован (чем – «тем»? ), тот удар, до остального. Стремительно доведя текст до предельно интериоризированной ситуации (внутренняя речь, обращенная к внутреннему же миру героя, без всякой попытки объяснить что-либо читателю), поэт в последней строфе еще стремительнее (одна строфа вместо трех) совершает обратное движение: от «пространства души» - вовне, к панораме «с высоты птичьего полета». При этом некоторые детали, увиденные при приближении взгляда, повторяются в зеркальной последовательности, замыкая композиционное кольцо (тротуар в буграх, булки фонарей, дым). Столь же быстро происходит возвращение от внутреннего диалога к обезличенному, «обезглаголенному» монологу. Впечатление кольцевой композиции поддерживается и созвучием рифм в первой и последней строфах (светилен – бессилен – развилин – филин).

    Итак, сюжет лирического стихотворения – переход от «космической» панорамной обобщенности взгляда на мир к мгновенному проникновению во внутренний душевный мир лирического героя, одухотворение мира и такое же мгновенное возвращение к исходной «космичности» взгляда. При этом событийный центр стихотворения, намекающий на некий фабульный подтекст, получает совершенно иное значение, чем получил бы в повествовательном прозаическом тексте. Такой прозаический контекст в творчестве пастернака действительно существует, хотя читатель стихотворения может о нем и не подозревать. Речь идет о нескольких произведениях Пастернака, написанных в 1920 – начале 1930-х годов: «Три главы из повести» (1922), «Повесть» (1929), а также роман в стихах «Спекторский» (1931) и стихотворение «Двадцать строк с предисловием» (1929).

    Герой «Повести» и романа в стихах Сергей Спекторский некоторое время служит воспитателемв богатом особняке Фрестельнов (дом, как и в стихотворении «Зимняя ночь», постоянно именуется особняком – главы II-III). В Главе I в воспоминаниях сестры героя говорится о пережитой любовной драме: «По родне она узнала, что у Сережи что-то такое подеялось… < …> В братниной истории имелись и свободная любовь, и яркая коллизия с житейскими цепями брака, и право сильного здорового чувства, и, Бог ты мой, чуть ли не весь Леонид Андреев»[97]. В Главе IV герой, оставшись в особняке, вспоминает о своем внезапно оборвавшемся романе:

    «Он страдал от этих холодных образов, как от урагана праздной духовности, как от потока просвещенного пустословья. < …> «Ну и – с провалом. Благодарствуйте, и вас так же. Ерундили, ерундили, а другой подоспел, и следов не найти. Ну, и дай ему Бог здоровья, не знаю и знать не хочу. Ну, и – без вести, и бесследно. Ну, и допустим. Ну, и прекрасно»[98].

    Переклички с текстом «Зимней ночи» весьма очевидны. Помимо совпадения сюжетной ситуации и хронотопа, обращают на себя внимание переклички отдельных мотивов:  и следов не найти, и бесследно – кто навел на след?; не знаю и знать не хочу – милостью ее теперь мне дела нет. Примечательно, что в «Повести» эта сцена начинается с мотива отчуждения памяти: «Опять мысли, вызванные воспоминанием, понеслись лихорадочно-машинальной чередой, до неего не имевшей отношенья» (ср.: Память! Не ершись! Срастись со мной!.. ). Совпадает и внешний жест в ремарках, вводящих прямую речь: «Он раздернул среднюю занавеску и затянул крайнюю, отчего свет сдвинулся и стол ушел во мрак»[99] - «Никого не ждут. Но – наглухо портьеру».

    Однако в линейном повествовательном сюжете это «точечное» событие мотивировано предыдущими и имеет вполне определенное прошлое и такое же определенное (и единственное! ) продолжение. В тексте лирического стихотворения, где сняты все «прозаические» причинные мотивировки, удалена вся предыстория, это событие получает возможность принципиальной множественности сюжетных интерпретаций при всей иллюзии единственности и неповторимости как бы случайно выхваченной взглядом ситуации. И главным событием этого стихотворения становится не прояснение и конкретизация психологического любовного сюжета, а разыгрывание творческого акта художника. взглядом «останавливающего мгновение».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...