Анализ существующей системы мотивации персонала кафе «GSburger»
Целью анализа действующей системы стимулирования персонала в кафе «GSburger» является создание представления о ее недостатках и, таким образом, возможности их целенаправленного исправления и целостного формирования - от выработки политики мотивации до определения способов индивидуальной мотивации конкретных работников. Основным принципом анализа системы мотивации является предельная объективность. Данные анализа, должны дать ясное представление о том, насколько чувствуют на себе работники действие системы, и в какой мере их реакция на это действие соответствует ожиданиям. Как результат - отдача от них, удовлетворенных или нет существующей системой, чтобы их действия в процессе трудовой деятельности были продуктивными, полезными и результативными для всей фирмы в целом. Для выявления всего вышеперечисленного, необходимо провести анализ существующей системы стимулирования в фирме. Рассмотрим каждую группу методов стимулирования более подробно. В управлении персоналом кафе «GSburger» применяются следующие группы методов: Административно - организационные методы управления: - регулирование взаимоотношений сотрудников посредством должностных инструкций; - использование властной мотивации (издание приказов, отдача распоряжений, указаний) при управлении текущей деятельностью организации. Управлять процессом в фирме - это значит оптимально распределять цели и задачи между отделами и каждым отдельным работником. Структура управления, таким образом, определяется составом органов управления предприятием, характером их специализации, т. е. составом задач управления и формами координации их деятельности. Она документально оформляется специальными положениями о видах услуг, должностными инструкциями всех уровней управления. Распоряжения отдаются в основном в устной форме, а наказания в письменной. При этом наказание является очень часто публичным. При высокой значимости неформальных отношений в организации административные воздействия такого характера воспринимаются персоналом однозначно негативно.
Экономические методы управления: - материальное стимулирование труда работников: основная заработная плата; - фиксированные премиальные в каждом месяце. Основной акцент в системе стимулирования персонала сделан на материальные методы стимулирования. В соответствии с Трудовым Кодексом РФ компания самостоятельно устанавливает вид системы оплаты труда, размеры должностных окладов, а также формы материального поощрения. Фирма использует оплату труда как важнейшее средство стимулирования добросовестной работы. Заработная плата работников складывается из: - должностного оклада; - доплат; - премий; - дальневосточного коэффициента; - районного коэффициента. Заработная плата сотрудникам выплачивается два раза в месяц без задержек, что само по себе является стимулом к труду. Люди к этому привыкли и поэтому уверены в своем стабильном положении. Премирование работников осуществляется ежемесячно и имеет своей целью поощрение за качественное и своевременное выполнение трудовых обязанностей, предприимчивости в оказании услуг клиентам. Показателем премирования является выполнение установленных месячных планов по обслуживанию клиентов по заявкам. Основным условием начисления премий работникам является выполнение трудовых функций и обязанностей, предусмотренных законодательством о труде, правилами внутреннего распорядка, должностными инструкциями. Премия в компании является фиксированной, что в свою очередь, не является достаточным стимулом работников к стремлению делать, что большее для фирмы, чем входит в их непосредственные должностные обязанности.
Работники могут быть полностью или частично лишены премии в следующих случаях: - неисполнение или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями; - совершение дисциплинарного проступка; - причинение материального ущерба компании или нанесение вреда ее деловой репутации. Конкретный размер снижения премии определяется директором фирмы и зависит от тяжести проступка или характера упущения, а также их последствий. Социально-психологические методы управления: - развитие у сотрудников чувства принадлежности к организации с помощью формирования стандартов обслуживания; - стимулирование труда работников посредством гарантированного предоставления социальных гарантий (больничные листы, выплаты пособий, предоставление оплачиваемых отпусков и т.п.), организации праздников для сотрудников и их детей. Среди методов социально-психологического стимулирования, используемых на предприятии следует так же назвать оптимизацию организации рабочего места необходимой мебелью, обеспечение всей необходимой техникой и оборудованием, освещением. В фирме есть традиция - поздравление сотрудников с днем рождения или другими знаменательными датами в их жизни, с вручением премии или ценного подарка. А также совместное празднование торжеств, особых событий компании, проведением различных корпоративных вечеров. Сотрудникам, у которых работа связана с разъездами, предоставляются подотчетные средства на топливные расходы и обслуживание личного автотранспорта. Это является также немаловажным приложением к бюджету сотрудника. Также оплачивается медицинское обслуживание работников. В компании приветствуется стремление к обучению, к совершенствованию своих знаний. Руководство фирмы оплачивает учебные отпуска, но, к сожалению, обучение работнику, фирма компенсировать пока не готова. Все методы стимулирующих средств, которые применяются на предприятии, представлены в виде таблицы 6.
Таблица 6 - Перечень стимулирующих средств, применяемых в кафе «GSburger»
В рамках вышесказанного было проведено первое анкетирование среди сотрудников фирмы. Инструментом сбора информации для выявления приоритетных факторов мотивации послужила анкета, в которой перечислены 35 (приложение А) наиболее часто упоминаемых факторов мотивации. Целью анкетирования явилось установление значимости факторов мотивации труда путем их выбора для определения мотивационной структуры персонала в данной организации и предпочтительности и важности элементов этой структуры. Для персонала и руководителей, как для людей занимающихся важной работой большую важность приобретает сам процесс труда, приносящий удовлетворение, и соответственно результат работы, который должен, по их мнению, признаваться не только ими, но и руководством и достойно оплачиваться. Руководство кафе «GSburger» осознает, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Однако при этом полагают, что для этого достаточно простого материального вознаграждения и некоторых стимулирующих методов мотивации. Истинные мотивы, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, трудно определить, они чрезвычайно сложны. Для того чтобы определить степень значимости факторов мотивации в кафе «GSburger» был проведен письменный опрос сотрудников фирмы. В ходе опроса приняли участие 12 человек.
Анкетирование проводилось анонимно, вследствие чего, респонденты были относительно свободны в суждениях. Необходимо было отметить не более 8 наиболее важных для каждого сотрудника фактора из предложенного перечня. На основании результатов проведенного анкетного опроса сотрудников, было получено распределение факторов мотивации работниками по уровням пирамиды А. Маслоу. В ходе данного анализа было выявлено, что наиболее значимыми для работников организации в настоящее время являются такие факторы как: высокая заработная плата, продвижение по карьерной лестнице, признание со стороны руководства и окружающих, престиж организации, интересная деятельность. Распределение факторов представлено в таблице 7, где выглядит следующим образом:
В таблице 7 представлены данные, анализ которых позволяет обозначить значимость первичных и вторичных факторов мотивации. Такие факторы как: свобода риска, возможность реализовать свои идеи, свобода в работе, реальные возможности образования и личного развития, ответственность по должности, удовлетворение от хорошей работы и полное согласие с целями организации (номера соответственно - 6, 15, 21, 25, 32) - означают желания человека к самореализации и относятся к высшей ступени иерархии А. Маслоу. Данные факторы мотивации выбрали 20,6% опрошенных сотрудников.
К факторам, относящимся к четвертому уровню пирамиды А. Маслоу: престиж организации. Возможность продвижения и повышения, уважение за качество работы, положение и статус в организации, высокая зарплата, полезность и значимость работы и публичная похвала начальника - соответственно номера - 6, 10, 14, 20, 29, 30 - выбрало 36,5%. Социальные потребности (третий уровень пирамиды А. Маслоу) предпочитают 3,2% респондентов, которые обнаружили такие неудовлетворенные (либо очень важные для них потребности) как: компетенция и эффективность, и уважение рассмотренных индивидов как личностей. Потребности в безопасности по А. Маслоу у работников составляют около 17,5%, то есть можно сделать вывод, что организация, в которой они работают, дает им удовлетворение в социальных льготах (пенсии, страховки), надежности организации и определенных должностных обязанностях. Физиологические (либо потребности первого уровня) являются в настоящее время актуальными для 22,2% сотрудников фирмы, можно предположить, что такие факторы мотивации как: организация рядом с домом, режим работы, совместимый с жизнью семьи, экономические льготы (ссуды, займы) являются наиболее важными для респондентов - женщин. Проведенное анкетирование позволяет сделать следующие выводы: в ходе анализа также было зафиксировано, что все респонденты организации уделяют большое значение заработной плате - это характерно в настоящее время для российской экономики, так как квалифицированные специалисты за свой труд получают несоответствующее вознаграждение. Дальнейший анализ показал, что все опрошенные уделяют немаловажное значение такому фактору мотивации как: возможность реализовать свои идеи. Полученные данные представлены схемой на рисунке 4.
Однако, анализируемый перечень используемых в фирме стимулов, является достаточно стандартным для большинства организаций и не учитывает личный вклад каждого отдельного работника в результаты деятельности организации. Установленный стабильный размер вознаграждения персонала предотвращает увеличение текучести кадров и снижает затраты на поиск новых трудовых ресурсов, но и тормозит производительность труда сотрудников, т.к. они, зная о сумме фиксированного ежемесячного вознаграждения, не стремятся увеличивать свои показатели. Что касается психологического климата в коллективе, то он не всегда является благоприятным для продуктивной деятельности, встречаются конфликты. Не очень качественно работают коммуникативные связи между отделами и руководством. Для улучшения морального климата в организации было бы желательно повысить информированность работников о положении дел в организации и перспективах развития, коллективное взаимодействие и участие руководства компании в некоторых конфликтных ситуациях. Таким образом, управление персоналом кафе «GSburger» осуществляется с помощью сочетания административных, экономических и социально - психологических методов управления. Основа системы стимулирования персонала закладывается с использованием экономических методов. Наиболее значимыми для работников организации в настоящее время являются такие факторы как: высокая заработная плата, продвижение по карьерной лестнице, признание со стороны руководства и окружающих коллег и интересная занятость, престиж организации. Истинные мотивы персонала, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, трудно определить, они чрезвычайно сложны. Но овладев современными методами стимулирования труда, зная потребности и желания своих сотрудников, руководитель сможет значительно расширить свои возможности в привлечении образованного, обеспеченного работника к выполнению задач, стоящих перед организацией и достижения общей цели - извлечения максимальной прибыли компании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|