Оценка эффективности существующей системы мотивации персонала кафе «GSburger»
При оценке экономической эффективности существующей системы используется показатель эффекта от этой деятельности. Развитие трудового потенциала коллектива предприятия в целом и отдельного работника как следствие принятых управленческих решений служит для получения дополнительного результата от производственной деятельности. Этот результат и является источником эффекта, который может принимать различную форму и оцениваться различными показателями. Одним из важнейших объективных требований успешного развития производства является опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом средней заработной платы. Из этого вытекает одна из важнейших задач, выявление темпов развития производительности труда и темпов роста заработной платы. Для сопоставления темпов роста производительности труда и средней заработной платы используется показатель средней заработной платы, исчисленной с учетом выплат из фондов материального поощрения. Эффект от управления может найти свое выражение в следующем виде: динамики средней производительности труда, для этого необходимо сопоставить динамику средней заработной платы и динамику производительности труда в таблице 8.
Таблица 8 - Соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы компании кафе «GSburger»
Из полученных данных в таблице 8 видно, что производительность труда в 2013 году на одного человека составляла 487 тыс. рублей, в 2014 году незначительно снизилась и составила 470 тыс. рублей (3%), а вот в 2015 произошло увеличение этого показателя до 538 тыс. рублей (на 11%). Средняя заработная плата поднялась с 15 тыс. рублей в 2013 году до 18 тыс. рублей (20%), в 2015 году она составила 21 тыс. рублей (16%). В свою очередь фонд оплаты труда возрастает больше по отношению к увеличению производительности труда и составляет в 2013 году 4 млн. 580 тыс. рублей до 5 млн. 860 тыс. рублей (28%) и в 2015 году достиг 8 млн. 820 тыс. рублей (51%). Увеличение фонда оплаты труда связано с увеличением среднесписочного состава фирмы и увеличением среднемесячной заработной платы. Данные показатели достаточно тревожные, поскольку прибыль с каждым годом падает, а затратная составляющая растет. Использования в качестве общего показателя деятельности коллектива предприятия таких факторов, как прирост объема производства, изменение уровня производительности труда и т. п., на их величину оказывает влияние не только личный фактор деятельности, мобилизованный через мотивацию персонала, но также организационные факторы. На результат текущего года затраты прошлых лет могли оказать большее влияние, чем затраты текущего периода. Поэтому однозначно оценить влияние управления персоналом на экономический эффект работы предприятия довольно сложно. Сопоставление динамики производительности труда и средней заработной платы осуществляется сравнением соответствующих индексов. Основным показателем, характеризующим соотношение темпов роста производительности труда и его оплаты, является коэффициент опережения и вычисляется по формуле (4):
К опережения = Iw/ Iзп, (4) где: Iw - индекс производительности труда; Iзп - индекс средней заработной платы. Определение суммы экономии (-Э) или перерасхода (+Э) фонда заработной платы в связи с изменением отношений между темпами роста производительности и его оплаты рассчитаем по формуле (5): Э = ФЗП * Iзс - Iпв + Iзс, (5) где: ФЗП - фонд заработной платы; Iзс - индекс средней заработной платы; Iпв - индекс производительности труда. Для определения соотношения темпов роста заработной платы и производительности труда в кафе «GSburger» рассчитаем ряд этих показателей: индекс заработной платы, индекс производительности труда и коэффициент опережения. Полученные результаты отразим в таблице 9.
Из данных таблицы 9 видно, что индекс средней заработной платы выше, чем индекс производительности труда. Индекс средней заработной платы составляет в 2014 году 1,2, а в 2015 году 1,16, в свою очередь индекс производительности труда в 2014 года был 0,97, в 2015 году 1,11. Это говорит о том, что существует определенный перерасход фонда заработной платы, в 2013 году он составил +1123 тыс. рублей, а в 2015 году показатель суммы перерасхода фонда оплаты труда снизился до +330 тыс. рублей. Коэффициент опережения заработной платы над производительностью труда с 0,808 в 2014 году повысился до 0,956 в 2015 году. Если темп роста заработной платы опережает темп роста производительности труда, то такая модель стимулирует рост производительности труда, но порождает инфляцию. Слишком высокие темпы роста заработной платы нарушают связь между затратами труда и его оплатой, что так же приводит к снижению его производительности.
Рассмотренная система мотивации на первый взгляд кажется удовлетворительной для самих сотрудников, в таких условиях работникам фирмы предоставлено поле деятельности для получения соответствующего вознаграждения и казалось бы, они должны быть довольны. Однако, это не совсем так, система мотивации персонала в компании несовершенна. Сотрудники работают - получают вознаграждения: премии, моральное удовлетворение от выполненной работы, не работают в соответствии с требованиями - не получают таких преимуществ. Анализ деятельности компании показал, что не проводится ни каких мероприятий по улучшению положения и поиску новых резервов экономического стимулирования. Применяются методы управления, которые гасят заинтересованность в полном использовании фактически имеющихся резервов, у работников нет заинтересованности в повышении эффективности бизнеса. Целью управления сложившейся экономической ситуацией должно стать, прежде всего, увеличение заинтересованности персонала в повышении результативности функционирования компании для извлечения максимальной прибыли в периоды значительного увеличения емкости рынка. Для достижения нужного эффекта необходимо изменить сложившуюся систему мотивации персонала путем развития имеющихся и внедрения новых форм морального и материального стимулирования путем административных, экономических и социально-психологических методов управления. Верный шаг поставить роль организационно - административных методов мотивации персонала на более высокий уровень, например роль должностной инструкции, чтобы инструкция считалась не просто формальностью, а практическим приложением к выполнению предоставленной работы. На этом этапе важно, чтобы ответственность, возлагаемая на сотрудника, была соизмерима с его оплатой труда, и при этом, чтобы сотрудник не терял ощущения важности ответственности. Потому что при слишком завышенной оплате труда может работать такой принцип: платят много - означает, дорожат, а если дорожат - следовательно, не уволят. Это очень опасная ситуация, которую необходимо заметить и вовремя разрешить. Необходимо большее значение придавать приказам и распоряжением, издаваемым в фирме, а руководству контролировать и следить за их надлежащим исполнением и соблюдением. Требуется разработка и внедрение таких важных положений для компании, как положение о премировании и положение об оплате труда, это позволит четко прописать и быть понятными работникам компании возможных денежных выплат и премий и экономических стимулов в целом.
Роль социально - психологических методов слишком низка и не способствует благоприятному психологическому климату в компании, что приводит к возникновению конфликтов и конфликтных ситуаций среди персонала. Не маловажным преимуществом мотивации в кафе «GSburger» могло бы являться расширение использования социально-психологических факторов при стимулировании персонала, например мнения сотрудников о работе компании. Это предоставит возможность обратной связи между подчиненными и руководителями, что говорит о полноценно действующем системном подходе в компании. Обратная связь быстро показывает реакцию на проведенные изменения в работе, в компании и в целом в деятельности фирмы, что позволит руководству предпринимать меры по совершенствованию деятельности компании в различных направлениях, что в свою очередь приведет к повышению конкурентоспособности компании, а значит и к увеличению общей выручки. Для этого, необходимо периодически проводить анкетирование персонала, чтобы выявлять потребности и пожелания своих сотрудников, владеть психологической ситуацией в компании. Для этих целей мы провели опрос на исследование удовлетворенности трудом персонала компании. Необходимо было распределить 120 баллов по 12 сферам. Это означало, что чем больше баллов отдано одной области, тем больше именно эта сфера в компании удовлетворяет сотрудника. Если какая- либо сфера совсем не удовлетворяла, то нужно было отдать ей 0 баллов. В опросе принимало участие 21 человек и были получены следующие результаты, которые представим в виде таблицы 10:
Таблица 10 - Результаты опроса персонала кафе «GSburger» на предмет удовлетворенности своей трудовой деятельностью
По результатам данных опроса удовлетворенностью своей деятельностью в компании сотрудников кафе «GSburger», делаем следующие выводы: такой основной мотивирующий фактор, как оплата труда, набрал всего лишь 116 баллов (5%), это говорит о том, что работники недовольны ее размерами, несмотря на то, что производительность их труда ниже, чем индексация заработной платы. На это следует обратить внимание в первую очередь при разработке новой системы материального стимулирования. Так же низкий балл получила сфера «мое развитие» - 118 баллов (5%), работники не видят своего развития в компании и возможности карьерного роста. Начальник компании удовлетворяет коллектив - 302 балла (12%), это в первую очередь связано с его личностными характеристиками, а вот организация и руководство (5%) в целом незначительно соответствует ожиданиям коллектива. Значительное количество баллов получили такие сферы, как «защищенность рабочего места» (13%), «режим работы» (13%). По данным таблицы 10, построим диаграмму, из которой будет наглядно видно процентное соотношение сфер в области трудовой деятельности персонала, которые в большей или меньшей степени удовлетворяют сотрудников компании кафе «GSburger», рисунок 6.
Рисунок 6 - Диаграмма удовлетворенности персонала своей деятельностью в кафе «GSburger» На основе проведенного исследования системы стимулирования персонала кафе «GSburger» можно сделать вывод, что система стимулирования персонала в компании нуждается в совершенствовании с учетом новых подходов и тенденций менеджмента. Можно предложить следующие основные направления развития системы стимулирования персонала в кафе «GSburger»: повышение роли организационно - административных методов управления, применение новых стимулирующих форм оплаты труда, расширение использования социально-психологических факторов в стимулировании персонала, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Необходимо определить технологию мотивации труда в компании. Для этого следует изучать и отслеживать изменение потребностей работников фирмы путем проведения опросов или анкетирования, при этом особое внимание следует обращать на подбор сотрудников для формирования трудовых коллективов в соответствии со складом характера и типом личности. Соответственно, в результате исследования и оценки системы мотивации персонала компании кафе «GSburger» можно сделать вывод, что необходимо развивать следующие компоненты мотивации: 1. Развитие организационно - административных подходов предприятия (система общих для всего персонала ценностных ориентаций и норм). Основные инструменты: Правила предприятия, открытые принципы руководства и организации предприятия, демократический стиль руководства, должностная инструкция, положение о премировании, положение об оплате труда. При использовании данного компонента могут быть достигнуты: понимание и признание целей компании, ориентация на перспективу, согласование взаимных интересов между работниками фирмы, материальный стимул. 2. Система участия (участие работников в распределении общего хозяйственного результата, капитале предприятия и развитие сотрудничества). Инструменты: справедливое распределение результатов, участие в капитале, участие в прибылях, развитие отношений партнерства. Достигаются такие цели как: установка на кооперативность в поведении, ориентации на соотношение затрат и результатов, готовность к риску. 3. Обслуживание персонала (все формы социальных льгот, услуг и преимуществ, предоставляемых работникам). Инструменты: безопасность труда, охрана здоровья, создания условий для отдыха и разгрузки, занятия спортом, забота о работниках, нуждающихся в помощи. Достигаемые цели: социальная защищенность и интеграция с компанией, повышение трудовой активности. 4. Привлечение персонала к принятию решений (согласование с работником определенных решений, принимаемых на рабочем месте, в рабочей группе). Инструменты: делегирование ответственности, добровольное участие в принятие решений. Достигаемые цели: участие в принятие решений на рабочем месте, вовлечение в дела компании, участие в прибылях. 5. Информирование работников (доведение до работников необходимых сведений о делах предприятия). Инструменты: производственная документация, собрание коллектива, планерки, совещания, отчеты о работе. Достигаемые цели: информированность о делах предприятия, мышление и деятельность с позиции интересов предприятия, обратная связь. 6. Повышение роли социально - психологических методов. Создание новой социальной программы. Изучение темперамента своих сотрудников. Инструменты: социальная программа, обратная связь между руководителем и подчиненными, анкетирование, опросы, тестирование, корпоративная культура. Достигаемые цели: функциональное разделение труда и формирование отделов с учетом темперамента и характера личности, положительное влияние на поведение, ответственность за свои действия, устранение конфликтов в компании, сплоченность коллектива для эффективного функционирования всей системы.
Выводы по главе 2
В результате исследования и оценки системы мотивации кафе «GSburger» выявилась необходимость в ее развитии, поскольку она построена в основном на материальном поощрении работников. Требуется разработка и внедрение таких важных положений для фирмы, как положение о стимулировании сотрудников, это позволит четко прописать и быть понятными для работников такой информации как: денежные выплаты и премии, экономические стимулы в целом. Для улучшения морального климата в организации было бы желательно повысить информированность работников о положении дел в организации и перспективах развития, коллективное взаимодействие и участие руководства компании в некоторых конфликтных ситуациях. В организации наблюдаются: текучесть кадров, не высокая удовлетворенность персонала, средние результаты деятельности, что говорит о системе мотивации, которая нуждается в совершенствовании. Фирма «GSburger» нуждается в улучшении деятельности персонала, для того, чтобы закрепить и удержать свою позицию на рынке. Для этого необходимы совершенствования системы мотивации при выявлении потребностей работников. При улучшении системы мотивации персонала могут быть достигнуты: понимание и признание целей компании, ориентация на перспективу, согласование взаимных интересов между работниками фирмы, материальный стимул.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|