Оценка эффективности предложений по совершенствованию мотивации персонала
После предложенных мероприятий по совершенствованию системы мотивации необходимо выяснить насколько эти методы будут эффективны. Экономическая эффективность мотивации включает в себя решение задач стоящих перед компанией. Она будет зависеть от правильного и эффективного использования человеческих ресурсов. Таким образом, мотивация носит двухстороннюю направленность - с одной стороны удовлетворяет потребности компании, с другой - работников. Следовательно, мотивация имеет как социальный, так и экономический характер. Затраты на все предложенные мероприятия не будут носить характер быстрорастущих. Внедрение таковых необходимо осуществлять постепенно, при этом одна форма может являться источником для другой (например, дополнительные премиальные фонды - на реализацию нового социального пакета и выплаты годовой премии всем сотрудникам). Оценивая экономическую эффективность внедрения разработанной системы оплаты труда, отметим, что основной экономический показатель, на который воздействует новая система мотивации труда — это производительность персонала на протяжении цельного процесса. Планируемый процент отчислений, основанный на заключении начальником отдела новой сделки для организации, будет распределен следующим образом: 20% лично сотруднику, которые будут выплачиваться в конце года по результатам наработки от данной сделки, остальная часть результата - 40% на формирование общего премиального фонда. Он будет использоваться на осуществление нового социального пакета и прочих премиальных выплат, оставшиеся 40% пойдут на развитие фирмы в целом. Представим распределение данного финансового дохода в виде схемы, рисунок 12.
Рисунок 12 - Распределение финансового дохода от участия сотрудников в прибыли кафе «GSburger»
Рост производительности труда, дополнительной занятости работников в периоды увеличения емкости спроса на данные услуги при существующем процессе позволит увеличить объемы оказанных услуг. Реализация предложенной программы при заключении новых сделок начальниками отделов и увеличении объемов обработанных контейнеров специалистами отделов, даст прирост выручки от реализации на 2 млн. 240 тыс. рублей в год, что на 12% выше по отношению к 2015 году. Общий фонд оплаты труда кафе «GSburger» уменьшится на 18% по отношению к 2015 году, но в свою очередь сформируется дополнительный фонд в размере 1 млн. 681 тыс. рублей для выплат годовых премий и социального пакета. Производительность труда составит 602 тыс. рублей/чел. по отношению к 2015 году 538 тыс. руб. /чел., и как итог - прибыль увеличится на 50%, таблица 13.
Таблица 13 - Прогноз эффективности внедрения новой материальной системы кафе «GSburger»
Из прогнозных данных эффективности внедрения системы участия работников в прибыли и изменении формы оплаты труда на сдельно прогрессивную, видно, что данные мероприятия позволят сократить падение прибыли в компании и увеличить ее объем с 2 млн. 109 тыс. руб. в 2015 до 3 млн. 168 тыс. руб. (50%) в 2016 году.
Для планирования показателей общей прибыли компании на последующие годы будем использовать метод простой экстраполяции - средний абсолютный прирост. Экстраполяция - это наиболее проработанный и самый распространенный метод прогнозирования. Суть данного метода заключается в определении тенденции развития объекта на основе данных о прошлом и настоящем и продлении данной тенденции в будущее: Средний абсолютный прирост находится по формуле (7): Yi +1 = Д y + yn, (7) где Yi + 1 - планируемая величина; Д у - средний абсолютный приросту n - последнее значение фактора в ряду. Для прогнозирования показателя на основе экстраполяции возьмем достоверные данные по его динамике за несколько предыдущих периодов времени. Чем больше имеется данных, тем лучше мы можем понять закономерность изменения показателя во времени, тем надёжней будет полученный нами прогноз, таблица 14: Таблица 14 - Прогнозирование среднего абсолютного прироста прибыли кафе «GSburger» методом простой экстраполяции
Для сравнения различных аппроксимирующих кривых используем величину достоверности аппроксимации (RA2). Данная величина может принимать значения от 0до1. Чем значение ближе к 1, тем лучше выбранная линия тренда описывает изменение показателя во времени. В нашем случае, максимальное значение RA2=0,9492 соответствует полиноминальной линии (параболе). Далее для определения эффективности внедрения предлагаемых мероприятий используем показатель чистого дисконтированного дохода (NPV) или интегрального экономического эффекта (Эинт), который определяется как сумма текущих экономических эффектов за весь период, приведенная к начальному шагу или превышение интегральных экономических результатов над интегральными затратами. Величина этого показателя вычисляется по следующей формуле (8): (8) где t=Tn; P - Экономические результаты за расчётный период, руб.; К - затраты на проведение мероприятий за расчётный период, ру6.; Тп - начальный шаг (начальный год расчетного периода); Тk - конечный шаг (конечный год расчетного периода)^ - экономические результаты, достигаемые на t-ом шаге, руб.;
Kt - затраты, осуществляемые на t-ом шаге, руб.^ - коэффициент дисконтирования (в расчетах примем его значение исходя из нормы дисконтирования - 21% в пересчете на шаг (инфляция 8%, ставка рефинансирования ЦБ РФ 10%, риски 3%).
Таблица 15 - Результаты расчетов NPV (чистого дисконтированного дохода) от мероприятий
В приведенной таблице 15, показан денежный поток предложенных мероприятий. Приведены потоки на каждом шаге, поток нарастающим итогом и дисконтированный поток на каждом шаге и нарастающим итогом. По полученным расчетам чистого дисконтированного дохода (NPV) видно, в абсолютных цифрах, что прибыльность программы совершенствования мотивации персонала, с учетом дисконтирования, уже происходит на 1 шаге. Чистый доход проекта составляет 49 млн. 453 тыс. рублей. Чистый дисконтированный доход (NPV) проекта равен дисконтированному потоку нарастающим итогом на 6 шаге и составляет 12 млн. 752 тыс. рублей. Так как эффект дисконта остается положительным, то предложенную программу можно считать экономически целесообразной. Но это только прогнозные данные, как в экономической, так и неэкономической эффективности, нельзя точно сказать, как совершенствование мотивации отразиться на персонале, т.к. человек осуществляет определенные действия в соответствие с давлением на него совокупности внутренних и внешних по отношению к нему сил.
Выводы по главе 3
Таким образом, подводя итоги по третьей главе и опираясь на все выше предложенные мероприятия по совершенствованию эффективной системы стимулирования персонала, руководству кафе «GSburger» следует придерживаться следующих направлений мотивации труда и управления персоналом:
При разработке и усовершенствовании экономических методов управления компанией управленческому персоналу кафе «GSburger» необходимо учитывать, что наибольшая эффективность воздействия экономических методов в управлении достигается при сочетании с иными методами (подкреплении экономических методов организационно-распорядительными и дополнении материального стимулирования социально-психологической мотивацией). Чем будет лучше система экономического стимулирования, тем более четко она должна быть прописана в административных актах, распоряжениях, приказах, инструкциях, положении о премировании, положении об оплате труда и тем более понятнее должна быть доведена до рядового сотрудника руководством. Следует развивать горизонтальные связи между отделами компании, которые носят как формальный, так и неформальный характер, это будет восполнять недостаток информации и способствовать взаимообогащению знаниями об общей ситуации. Регулярно проводить анкетирование среди сотрудников фирмы, выявляя тем самым их пожелания и стремления. Необходимо компенсировать затраты усилий сотрудников справедливым вознаграждением. Заменить форму оплаты труда для специалистов отделов с повременно - премиальной на сдельно - прогрессивную, что по прогнозным данным к 2021 году увеличит общую прибыль фирмы. Вести новую премиальную систему, в которой исполнитель должен четко представлять, в каком случае размер заработной платы и премий, т.е. уровень их материального благосостояния, повысится и чего ждет от него компания, чтобы это желание было обоюдным и согласованным. В целях увеличения экономической отдачи от социального пакета компания должна пытаться связать социальные услуги с производственными результатами работника. Создать благоприятный психологический климат в компании при помощи организационной культуры и участия руководства в решении конфликтных ситуаций, учитывать типы темперамента своих сотрудников. Руководитель компании должен стать примером такого отношения к делу, такого поведения, которое предполагает развитие у подчиненных чувство уважения к руководству, друг к другу, соблюдении моральных принципов и сопричастности к делу и целям компании и решению общеорганизационных вопросов, нацеленных на общий успех.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективная работа компании - это, прежде всего, эффективная работа персонала от руководителя до каждого сотрудника, и поэтому мотивационный фактор в достижении целей организации играет не маловажную роль. Целью данной выпускной квалифицированной работы было разработать ряд рекомендации и мероприятий по созданию эффективной системы мотивации персонала кафе «GSburger».
Исследования подтвердили актуальность темы. Полученные результаты показывают роль и значение системы мотивации в деятельности компании, влияние данной системы на достижение ее целей. В первой главе были раскрыты теоретические вопросы по данной проблематике: понятие, методы и способы мотивации, рассмотрены классические теории мотивации, включающие в себя содержательные и процессуальные теории. Наиболее распространенными содержательными теориями мотивации являются теории А. Маслоу, Д. Мак - Клелланда и Ф. Герцберга. Основными процессуальными теориями мотивации являются теории ожиданий, теория справедливости, модель мотивации Л. Портера – Э. Лоулера. В организациях применяются различные методы мотивации, направленные на повышение эффективной деятельности работников. В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все группы методов. Эффективность процесса управления определяется через оценку прогрессивности самой системы управления, уровня технической оснащенности управленческого труда, квалификации работников и т. д. Факторы повышения эффективности самого процесса управления не могут не сказаться на результатах хозяйственной деятельности организации. Для оценки эффективности применяемой мотивационной политики в управлении персоналом следует проводить количественную и качественную оценку эффективности по предложенным способам, выбирая наиболее подходящие к условиям работы конкретной организации. В случае обнаружения низкой эффективности от проведенных мероприятий следует изменить подходы к проведению мотивационной политики, опираясь на потребности и ожидания работников, согласованные с целями и задачами предприятия. Во второй главе были проанализированы основные показатели деятельности предприятия, рассмотрены состав и структура компании, дана оценка существующей системы мотивации. Численность работников в компании растет, с небольшим процентом текучести. Исходя из имеющейся информации, полученной в ходе анализа документов предприятия, бухгалтерских отчетов, проведенного опроса, анкетирования, тестирования, нами были выявлены следующие проблемные зоны - прибыль компании с каждым годом падает, показатели рентабельности тоже, затратная составляющая растет. Большая часть сотрудников, считает, что их труд оплачивается недостаточно хорошо, несмотря на постоянную индексацию заработной платы, соответственно сотрудники привыкли получать фиксированный доход и не стремятся к увеличению прибылей компании. В целом, показатели несовершенства существующей системы мотивации персонала кафе «GSburger» таковы: работники недостаточно проинформированы, нет разработанного положения о премировании, положения об оплате труда, которое бы позволило сотрудникам четко понимать их перспективы в дополнительном заработке. Система коммуникаций, действующая на предприятии, малоэффективна, в коллективе между сотрудниками возникают конфликты, отсутствует единый командный дух, сложившийся социально-психологический климат в коллективе не способствует эффективной деятельности, слабо сформирована корпоративная культура, не разработаны мероприятия по ее развитию. В третьей главе были предложены рекомендации по совершенствованию и повышению эффективности системы мотивации персонала. Разработана программа совершенствования эффективной системы мотивации персонала, главный упор в которой делался на участие сотрудников компании в прибыли и изменение формы заработной платы с повременно - премиальной на сдельно - прогрессивную. Затем произведен прогнозный расчет социально-экономической эффективности от ее внедрения, который показал, что чистый доход проекта к 2021 году составит 49453 млн. рублей, соответственно предложенную программу можно считать экономически целесообразной. Несомненно, одним из основных стимулов для большинства, сотрудников является высокий и стабильный доход. При этом, было бы серьезной ошибкой, не учитывать такие важные стимуляторы, как эмоциональная атмосфера в компании, социальная защищенность, повышение квалификации за счет компании. И это только основные критерии мотивации, на самом деле их гораздо больше. Только комплексная система мотивации с обязательным учётом эмоциональной и материальной составляющей позволит добиться от сотрудников полной самоотдачи на работе, максимальной эффективности и продуктивности. Таким образом, можно считать, что цель выпускной квалификационной работы достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Трудовой кодекс Российской Федерации. - Новосибирск.: Норматика, 2015. – 121 с. 2. Альберт М. Основы менеджмента: учеб. / М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури. пер. О. Медведь. – М.: Вильямс, 2012. – 153 с. 3. Барышева А. Мотивация. Опыт ведущих российских компаний / А. Барышева, Е. Киктева. - СПб.: Питер, 2014. – 53 с. 4. Брукс Я. Организационное поведение: индивидуумы, группы и организация / Я. Брукс.- 3 изд. под ред. В. Л. Доблаева. – М.: Дело и сервис, 2008. - 102 с. 5. Варламов Н. В. Менеджмент организации: учебное пособие / Н. В. Варламов. - СПб.: – Санкт - Петербург., 2007. – 186 с. 6. Верещагина Л. А. Психология потребностей и мотивация персонала: учеб / Л. А. Верещагина. – Х.: - Гуманитарный центр, 2012. – 191с. 7. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала (пособие по кадровой работе): учеб / В. Р. Веснин. – М.: - Юрист, 2014. – 229 с. 8. Виханский О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — М.: - Фирма Гардика, 2008.- 586 с 9. Ворожейник И. Е. Управление социальным развитием организации: учеб / И. Е. Ворожейник. - М.: ЮНИТИ, 2011. – 471с. 10. Гаудж П. Исследование мотивации персонала / П. Гаудж. пер. М. Свиридюк. – М.: - Баланс Бизнес Букс, 2008. – 115 с. 11. Герцберг Ф. Продвижение людей и команд. Управление персоналом / Ф. Герцберг, под ред. Е. Власова. - СПб.: Питер, 2015. – 10 с. 12. Герчиков В. И. Управление персоналом: работник - самый эффективный ресурс компании: учебное пособие / В. И. Герчиков. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 142 с. 13. Демчук О.Н., Теория организации: учебное пособие / О. Н. Демчук, Т.А. Ефремова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 135 с. 14. Доусон Р. Уверенно принимать решения: учеб / Р. Доусон пер. с англ. Д. Стровский. — М.: ЮНИТИ, 2008.- 352с. 15. Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте: учеб / Д. У. Дункан пер. с англ. Д. Ш. Евгеньев. - М.: Дело, 2011.- 675с. 16. Жариков Е. С. Психология управления / Е. С. Жариков. – М.: Проспект, 2012. – 296 с. 17. Жданкин Н. А. Мотивация персонала измерение и анализ / Н. А. Жданкин. - М.: Финпресс, 2010. – 112 с. 18. Иванова Т.Ю. Теория организации: учебник / Т. Ю. Иванова. ─ М.: Кнорус, 2009. ─ 383с. 19. Казначевская Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. - М.: Феникс, 2012. – 146 с. 20. Кибанова А. Я. Управление персоналом: учебное пособие / А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2009. – 211 с. 21. Кирхлер Э. Мотивация в организациях / Э. Кирхлер, К. Родлер, Э. Хёльцл. пер С. С. Димитрова. - Х.: Гуманитарный центр, 2008. – 42 с. 22. Ключников А. В. Основы менеджмента: учебное пособие / А. В. Ключников. – М.: Феникс, 2010. – 140 с. 23. Коротков Э. М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. – М.: Юрайт, 2013. – 340 с. 24. Круглова Н. Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. Ю. Круглова. – М.: Кнорус, 2011. – 477 с. 25. Куприянов Е. Системы мотивации персонала в Западной Европе и США. Проблемы теории и практики управления / Е. Куприянов. – М.: Бегин групп, 2010. - 87 с. 26. Ламберт Д. Мотивация: теория и практика / Д. Ламберт пер. В. Л. Дунаевский. - М.: Гросс – Медиа, 2007. – 193 с. 27. Лапыгин Ю. Н. Теория организации / Ю. Н. Лапыгин. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 104 с. 28. Мазманова Б.Г. Управление оплатой труда: Учебное пособие / Б. Г. Мазманова. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 64 с. 29. Мансуров Р. Е. Настольная книга директора по персоналу / Р. Е. Мансуров. – М.: Юрайт, 2013. – 153 с. 30. Маслова В. М. Управление персоналом предприятия: учеб / В. М. Маслова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 58 с. 31. Маслоу А. Мотивация и личность. Общая психология монография и сборники / А. Маслоу пер. А. А. Белика. - СПб.: Питер, 2013. – 23 с. 32. Мерманн Э. Мотивация персонала. Инструменты мотивации для успеха организации / Э. Мерманн пер. Н. Томашек. - Х.: Гуманитарный центр, 2007. – 15 с. 33. Мильнер Б.З. Теория организации: Курс лекций / Б.З. Мильнер пер. А. Н. Нестеренко. - М.: ИНФРА-М, 2010.- 64 с. 34. Михайлов Я. В. Мотивация трудового поведения персонала / Я. В. Михайлов. - М.: Экономика, 2014. – 43 с. 35. Мишурова И. В. Управление мотивацией персонала / И. В. Мишурова. - М.: Феникс, 2010. - 97 с. 36. Панкин А. И. Основы практического менеджмента: Учебное пособие для вузов / А. И. Панкин. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. 12 с. 37. Полднев К. Формирование и развитие карьеры / К. Полднев. - М.: Служба кадров. 2012. - 50 с. 38. Сальникова Н. Н. Подбор и мотивация персонала, кадры для эффективного бизнеса / Н. Н. Сальников. - М.: Генезис, 2008. – 61 с. 39. Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах / Н. В. Саоукина. – М.: Феникс, 2014. – 17 с. 40. Тодошева С. Т. Теория менеджмента: учебное пособие / С. Т. Тодошева. – М.: КНОРУС, 2013. – 132 с. 41. Травин В. В. Основы кадрового менеджмента / В. В. Травин. – М.: Высшая школа, 2010. – 362 с. 42. Цветаев В.М. Управление персоналом / В. М. Цветаева. – СПб.: Питер, 2010. – 140 с. 43. Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала / С. А. Шапиро.- М.: Гросс Медиа, 2009. - 168 с. 44. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации / С. В. Шекшня. – М.: Интел-Синтез, 2012. - 57 с. 45. Шепель В.В. Имиджилогия. Секреты личного обаяния: учебное пособие / В. В. Шепель.— М.: ЮНИТИ, 2008.- 417 с 46. Яковлева Т. Построение эффективной системы мотивации труда / Т. Яковлева. - СПб.: Питер, 2009. – 114 с. 47. Интернет ресурс: http://www.p-podhod.ru/statyi/12-12-.html 48. Интернет ресурс: http://www.hr-portal.ru/tags/motivaciya-personala 49. Интернет ресурс: http://zhurnal-razvitie.ru/psihologiya-biznesa/kak-povysit-motivaciyu-sotrudnikov.html 50. Интернет ресурс: http://z-motiv.ru/index.php/motivatsiya-personala 51. Интернет ресурс: http://businesspskov.ru/rrabota/rzanyatost/86522.html
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение А. Анкета для распределения факторов мотивации сотрудников по уровням пирамиды А. Маслоу: Ваш пол: а) мужской; б) женский. 1. Высокая компетентность и эффективность. 2. Самоуважение. 3. Реализация через свой труд способностей и достоинств. 4. Строгое определение должностных обязанностей. 5. Безопасность должности. 6. Престиж организации. 7. Возможность выбора времени отпуска. 8. Потребность власти. 9. Потребность в причастности к чему или кому-либо. 10. Возможность продвижения и повышения. 11. Перспектива определенной карьеры. 12. Самовыражение. 13. Потребность успеха. 14. Уважение за качество работы. 15. Свобода в работе. 16. Самостоятельность в принятии решений. 17. Должностной статус. 18. Приятное окружение. 19. Организация серьезная и прочная. 20. Высокая зарплата. 21. Реальные возможности образования и личного развития. 22. Вознаграждение за выслугу лет. 23. Уважение рассмотренных индивидов как личностей. 24. Режим работы, совместимый с жизнью семьи. 25. Должность со значительной ответственностью. 26. Экономические льготы. 27. Многолетняя привычка работать в данном коллективе. 28. Обучение на различных курсах при поддержке фирмы. 29. Убежденность в полезности и значимости своей работы. 30. Публичная похвала начальника. 31. Безопасность и защищенность. 32. Удовольствие от хорошей работы. 33. Социальные льготы. 34. Работа дает возможность выразить себя. 35. Возможность выбирать свой рабочий график.
Приложение Б
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|