Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие культа святого Мартина Турского в период Меровингского государства




 

Если Сульпиций Север заложил основу культа святого Мартина, то Григорий Турский поддерживал его, укреплял и возвёл на уровень государственного. Свой жизненный путь Григорий связывал именно со своим знаменитым предшественником на епископской кафедре Тура. Из своих восьми книг «О чудесах» четыре он посвятил Мартину. В предыдущей главе уже говорилось о том, что Григорий воспринял и активно пропагандировал оценку святого Мартина Сульпицием как апостола Галлии. Излагая историю победы христианства над язычеством, Григорий прямо говорит: «Тогда взошло уже и наше солнце, и Галлию осветили новые лучи сего светильника, то есть в это время в Галлии начал проповедовать блаженнейший Мартин, который множеством чудес показал народу, что Христос, сын божий, поистине есть бог, и опроверг неверие язычников». Однако ещё до Григория каждый последующий епископ Тура вносил свою лепту в укрепление данного культа. Уже следующий после Мартина епископ Брикций построил над могилой святого базилику в его честь. Епископ Перпетуй между 461-м и 491-м гг. снёс построенную Брикцием базилику и возвёл другую, в которой хоронили всех турских епископов, которая стала, как уже говорилось вначале, важнейшим религиозным и паломническим центром Франкского государства. Этот епископ был, как пишет Григорий, очень богатым человеком и не пожалел средств на строительство. В «Истории Франков» он описывает построенную им базилику подробнейшим образом: «В длину она имеет 160 футов, в ширину - 60, в высоту до потолка - 45; в алтаре ее - 32 окна, в нефе - 20; колонн - 41; во всем здании-52 окна, 120 колонн, 8 дверей: три - в алтаре, пять - в нефе ». Здесь же Григорий Турский даёт прямое наставление своим современникам и потомкам (что, кстати, встречается в его «Истории» не часто): «Престольный праздник в этой базилике имеет тройное значение: освящение храма, перенесение мощей святого и годовщина того дня, когда святой Мартин стал епископом. А этот праздник ты должен справлять 4 июля, а погребение тела святого - 11 ноября. Если ты будешь справлять этот праздник с верой, ты заслужишь покровительство блаженного епископа в настоящей и будущей жизни». Особое значение имеют слова Григория о награде за почтение к святому. Они также показывают сущность отношения к святому современников Григория и дают представление о способах привлечения в церковь паствы. Кроме постройки базилики, епископ Перпетуй установил посты и молитвенные бдения, последовательность которых приведена Григорием. Интересно, что время двух постов привязывалось к дате смерти Мартина, а некоторые молитвенные бдения и церковные праздники должны были происходить именно в построенной в честь святого базилике, хотя в Туре была и кафедральная церковь, и базилики, посвящённые другим святым. Но именно построенная епископом Перпетуем базилика действительно являлась достаточно впечатляющим для Галлии VI в. архитектурным сооружением и должна была внушать благоговейный страх у прихожан. Неслучайно именно в ней состоялось торжественное событие - присвоение Хлодвигу консульских знаков отличия. Вот как об это пишет Григорий Турский: «И вот Хлодвиг получил от императора Анастасия грамоту о присвоении ему титула консула, и в базилике святого Мартина его облачили в пурпурную тунику и мантию, а на голову возложили венец. Затем король сел на коня и на своём пути от двери притвора базилики до городской церкви с исключительной щедростью собственноручно разбрасывал золото и серебро собравшемуся народу. И с этого дня он именовался консулом или Августом». Этот эпизод описан в «Chronicon Moissiacense», в которой, кстати, несмотря на распределение в этой хронике событий по годам правления византийских императоров, выделяется временной промежуток от смерти святого Мартина до смерти Хлодвига. Именно по случаю строительства епископом Перпетуем вышеназванной базилики поэт Паулин Перигорский написал своё весьма объёмное произведение «Шесть книг о жизни св. Мартина», которое, к тому же, являлось переложением в поэтической форме жития святого Мартина, написанного Сульпицием. Блаженный Мартин, епископ Галисийский, ученик Мартина Турского также сочинил стихи в честь своего учителя, которые и были написаны над дверями базилики святого. А Евфроний епископ города Отёна переслал в знак почтения к Мартину Турскому мраморную плиту, которую положили на гробницу святого. Стены базилики внутри были украшены росписями, что, не являлось обыденным явлением.

Культ святого Мартина являлся одним из немногих действительно общегосударственных культов святых. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что мощами святого были прославлен не только Тур, но и некоторые монастыри и города, такие как: монастырь Латта, церковь Марёй в окрестностях Тура, монастырь в Ивуа, город Отён, Бурж, Бордо. Культовых сооружений, посвящённых Мартину Турскому, к концу VI в. в государстве Меровингов насчитывалось около десяти (и это только упомянутые Григорием Турским). Они были построены в крупных религиозных центрах Меровингского государства, в городах Клермоне, Амьене, Отёне, Оксере, Шалоне, Бордо, Бурже, Ле Мане, Сансе, Париже и в самом Туре.

К чудодейственной силе Мартина взывали не только жители Тура, но и меровингские короли, в его базилике находили убежище многие представители, знати, по каким- либо причинам навлёкшие на себя гнев короля.

Базилика святого Мартина имела обширное хозяйство. Её часто богато одаривали представители галло-римской и франкской знати и представители королевской династии, начиная с Хлодвига I, который, посетив Тур по возвращении после победы над Аларихом, принёс дары базилике святого в благодарность за помощь в войне, о которой он, по словам Григория, просил Мартина Турского. Но и приемники Хлодвига вносили свою лепту в обогащение Турской епископской кафедры. Тур не платил государственных налогов, поскольку покровителем города был такой почитаемый святой, он получал и другие важные привилегии, о которых мы уже говорили выше. Также уже говорилось о том, что последующие после Мартина епископы Тура обогащали обитель своего знаменитого предшественника. Епископ Францилион и его жена пожертвовали базилике святого Мартина свои обширные земельные владения. Во время одного из крупных пожаров в Туре базилика, построенная Перпетуем, сгорела. Но вскоре её восстановили. Занимавший в то время епископскую кафедру Евфроний покрыл её оловом и, что особенно важно, сделал это на средства короля Хлотаря. По приказу самого Григория Турского во время его епископства стены базилики были искусно расписаны. Также по его инициативе при базилике был построен баптистерий. В часовню святого Мартина, которая примыкала к кафедральной церкви Тура, Григорий поместил мощи святых мучеников Космы и Домиана, тем самым ещё раз подчеркивая равенство Мартина с самыми почитаемыми святыми, именно с мучениками. Ведь он, как уже говорилось в предыдущей главе, стал первым святым, которого почитали как мученика, невзирая на то, что смерть его не являлась мученической.

Культ святого Мартина в период государства Меровингов расширялся, популяризировался и поддерживался не только в Туре и не только местной элитой, но также во многих крупных городах государства и был материально обеспечен также на средства королевской казны. Почитание святого Мартина Турского было действительно масштабным и сохранялось в последующие столетия, пережив период существования Франкского государства.

Таким образом, в период Меровингского государства культ святых, носителями которого во Франкском государстве являлась, в первую очередь, галло-римская общественная элита, постепенно укоренялся и закреплялся в религиозной жизни франкского общества. Его развитие начало стимулироваться не только церковью, но и королевской властью. Социально-политические, экономические и культурные процессы, происходившие в Меровингском государстве, с одной стороны, прямо или опосредованно влияли на культ святых, а с другой стороны, рельефно отражались в его различных аспектах.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...