Типизация святых в меровингский период
Меровингская агиография, в частности, во многом основываясь на житии Мартина, написанным Сульпицием, типизировала образ святого, его жизненный путь, совершённые им чудеса, которые особенно были стандартизированы. Если говорить о типах святых, характерных для периода Франкского государства Меровингов, то следует отметить, что в этом вопросе есть некоторые затруднения и важные аспекты, которые при попытке провести подобную типизацию нельзя упускать. Нам представляется необходимым при выделении типов святых, образы которых предстают перед нами в источниках данного периода, прежде всего в сочинениях Григория Турского, отделять типизацию святого по его принадлежности к церковной иерархии, от типа его деятельности, которая собственно и является основанием для почитания его святым, то есть от типа его духовного подвига. Типизация святых, их жизненного пути имеет место и в связи с их социальным и этническим происхождением. Характерным для многих святых являлось присвоение им различных индивидуальных эпитетов, свидетельствующих об их святости, об их деятельности, способе прославления ими христианской веры. Часто при титуловании святых происходило смешение различных типов. Встречаются святые, не имевшие духовного сана, отнесение к типам которых возможно не по всем критериям типизации. Таким образом, выделяя основные типы святых меровингского периода, можно провести следующую классификацию: По принадлежности к духовному сану Самым распространенным типом святого в рамках данного критерия, характерным именно для Франкского государства, являлся тип святого епископа, притом часто монаха-епископа. Ярким примером данного типа является, собственно, его основоположник - святой Мартин Турский. Образ святого епископа, который предстаёт в сочинениях Григория Турского - это в сущности своей монах, которого против его воли делают епископом, либо же это епископ, который по духу является монахом, в любом случае он воплощает в себе гармонию «vita activa» и «vita contemplativa». Происхождение подобного типа святого и широкое распространение его в государстве Меровингов напрямую связаны с особенностями христианизации Галлии и с теми отношениями, которые установились между церковью и государственной властью во Франкском государстве. Вопрос этот будет более подробно затронут нами позднее. Стоит, однако, сказать несколько слов о положении и роли епископа, которую он занимал в церковной и государственной системе Франкского государства. К началу правления короля Хлодвига I епископы присутствовали во всех основных городах Галлии. Роль их в распространении христианства среди варваров-язычников была велика. Многие епископы во время гонений претерпели мученическую смерть и впоследствии являлись наиболее почитаемыми во Франкском государстве святыми. После принятия франками христианства и образования у последних государства церковная и государственная иерархия во многом берут друг с друга пример, а на уровне городов часто сливаются. Епископ, роль которого в том числе в светском управлении своей епархии была существенной ещё до образования в Галлии Меровингского государства, всё более усиливается. Епископ зачастую становится фактически главой города и часто соперничает в полномочиях с местной светской властью в лице графа, управляющего той или иной областью. Большинство епископов до образования Меровингского государства и в первые десятилетия его существования были выходцами из высших слоёв галло-римского населения. Они были часто одними из самых образованных людей города и выполняли не только функцию поддержания христианской веры, церкви и нравственности, но и занимались судопроизводством, экономическими проблемами своей епархии. Сочинения Григория Турского изобилуют примерами всевозможных пороков многих епископов, среди которых встречаются даже убийцы. Эти примеры контрастируют с епископами, которые действительно заботились о вере и благополучии в среде своей паствы, почитались как святые ещё при жизни. По мере же развития Франкского государства, слияния галло-римского населения с пришлым варварским, синтеза экономических укладов и культурных особенностей, накопления церковью огромного движимого и недвижимого имущества, усиления её экономического и политического влияния, образ епископа, его статус претерпевали изменения. Постепенно епископ становится во многом светским лицом, крупным землевладельцем. С конца VI - начала VII в. епископы принимают ещё более активное участие в политике королевской династии. И святость епископа часто становится следствием его не только религиозной, но и государственной деятельности, активности в строительстве церквей и материальном поддержания культов других святых.
Весьма распространён в Меровингской агиографии был также тип святого аббата, либо просто монаха. Начиная с первых веков появления и распространения монашества, отношения его с епископатом были весьма натянуты. Подобная ситуация наблюдается и в Меровингском государстве. И, несмотря на характерность для Франкского государства образа святого монаха-епископа, отношения представителей этих двух различных типов религиозной деятельности часто принимали характер острых конфликтов. Тип святого монаха или настоятеля монастыря воплощал в себе развитые в Галлии традиции восточной культуры святости, о которой мы подробно говорили в предыдущей главе. Ко времени образования Франкского государства, особенно на протяжении VI в., количество монастырей в Галлии стремительно увеличивалось, в сочинениях Григория Турского тип святого монаха получил широкое распространение. Немаловажное условие святости - отрешение от светской жизни - было характерно именно для монашества, по этой причине и тип святого монаха или аббата наделялся более характерными признаками святости. Однако это не противоречит тому, что такие широко почитавшиеся святые, как Мартин Турский, Дионисий Парижский, Ремигий Реймский были епископами. В таких случаях в житии всегда оговаривалось, что святой противился принятию сана, и что совершение им чудес умалялось вследствие этого принятия.
Также Григорий упоминает святых, бывших в сане пресвитера и диакона, либо не имевших его. Чётко проявляется тенденция увеличения количества святых по мере возвышения сана, однако, как правило, уже почитавшихся святыми клириков или же мирян, вёдших монашескую жизнь, возводили в сан. Нужно заметить, что иногда святыми провозглашались и богатые миряне, как правило, представители галло-римской знати, сенаторских родов, тех которые отрешались от мира и всего имущества, занимались масштабным строительством церковных сооружений, щедрой раздачей милостыни. Что касается типизации святых по их духовному подвигу, то на основе рассматриваемых нами источников по данному периоду можно сделать вывод о почитании в Меровингском государстве всех основных разрядов святых. При этом епископы обычно почитались как исповедники или святители, то есть совершающие подвиг в первую очередь в рамках активного подвижничества в соответствии с принципом «vita activa». Носителями же таких разрядов святости как преподобный, являлись аббаты или монахи. Особняком стоят такие также нередко встречающиеся в период Меровингского государства разряды святых, пришедшие в Галлию в рамках традиции восточной аскезы, как отшельник, затворник и столпник. Избравшие подобный путь подвижничества святые являются в свою очередь некой оппозицией даже монашеству и чаще всего такую форму духовного подвига избирали для себя монахи, не удовлетворявшиеся монастырским уставом, который всё же предполагал общение с братией и часто обязательные мирские трудовые занятия, как, например обработка земли, принадлежащей монастырю. Также широко почитались в Меровингском государстве мученики (в том числе, не галльские) и апостолы, как носители высшей степени святости. Помимо отнесения святого при его упоминании к тому или иному разряду, использовались и определённые эпитеты, которые также свидетельствовали о святости. Самым распространённым являлся эпитет «блаженный», который сам по себе уже подразумевал святость. Также встречается эпитет «равноапостольный», который применялся к наиболее почитаемым святым. В результате смешения разрядов и эпитетов святые, особенно, в Хрониках могли именоваться, например, только в соответствии со своим духовным саном или же типом духовного подвига, либо просто «блаженный». Этот эпитет, в сущности, заменял наименование «святой». Нередко о святых говорили «господин», «покровитель», «патрон», что собственно выражало суть отношения к святому почитавших его.
В связи с общей культурной и религиозной ситуацией периода Меровингского государства, когда происходил синтез варварской и галло-римской культуры, христианства и остатков языческих культов (особенно долго сохранявшихся в массовом сознании франкского населения) строгих неизменных титулов святых не существовало, также, как и не существовало в период Меровингского государства официального процесса канонизации. Если говорить о типизации святых по их социальному и этническому происхождению, то здесь важную роль играло то обстоятельство, что большая часть епископов, а соответственно немалая часть святых, были выходцами из среды галло-римского населения Франкского государства, нередко из сенаторских родов, и в житиях святых это почти всегда отмечалось. Некоторые исследователи отмечают, что именно при Меровингах начался процесс своеобразной аристократизации образа святого. Что касается аббатов, монахов, то особенно последние нередко были людьми не знатного происхождения. Среди святых встречаются даже рабы. Отмечалась также и национальная принадлежность святого, особенно если он был выходцем из какого-либо варварского племени. Стоит сказать о типизации святых женского пола. Среди святых женщин, почитавшихся во Франкском государстве, чаще встречаются монахини (которые именовались просто «дева»), однако встречаются и женщины-аббатисы монастырей и даже затворницы. Отнесение святых женщин к какому-либо разряду почти не встречается. О них говорилось просто как «блаженная», «святая», «дева» (то есть сохранявшая целомудрие и ведшая монашеский образ жизни). Почитались также женщины-мученицы. Широко почиталась во Франкском государстве Дева Мария. Особо стоит сказать о таком специфическом типе святого, как святой король/королева. В период Франкского государства Меровингов и только приблизительно с конца VI века начинает складываться отношение к королю, как ещё даже не наместнику Бога на земле, но как к человеку особого близкого к божественному статусу. Однако отношение к королю/королеве, как к подобию святого ещё совершенно не являлось само собой разумеющимся. Сопричастность к святости королевской особы могла отмечаться современниками пока лишь как следствие особой заботы о церкви и щедрости в отношении её, в отношении обителей святых. Надо заметить, что в данном явлении представительницы королевской династии женского пола опередили представителей мужского.
Таким образом, представляется возможным сделать вывод о существовании в Меровингском государстве широкого спектра почитаемых святых. При этом часто отнесение того или иного святого к определённому разряду, его именование было размытым, что обуславливалось отсутствием официальной канонизации, регламентации культа святых и ещё далеко не полностью сложившимся христианским, религиозным сознанием франкского населения государства, в том числе и высших слоёв франкского общества, включая королевскую династию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|