Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Церковная политика Карла Великого




Изменения, произошедшие в почитании святых в Каролингский период истории Франкского государства, были, в первую очередь, связаны с церковной политикой Карла Великого, которая в свою очередь, как и внешне и внутренние политические и экономические преобразования во многом была подготовлена его предшественниками. Со второй половины VII века, когда закончилось правление последнего значительного в истории меровингской династии короля Дагоберта I, представители её начинают всё больше терять власть, которая постепенно сосредотачивалась в руках майордомов короля, становившимися в конце VI -начале VII веков её реальными обладателями. Первым из таких майордомов, которому по праву вменяется подготовка социально-политической и экономической базы каролингского государства с его уже во многом сложившейся феодальной основой, подготовивший также и почву для будущей завоевательной политики Карла Великого с её масштабной христианизацией, был его знаменитый дед Карл Мартелл. Именно он упорядочил и укоренил практику раздачи бенефициев, которая до него использовалась от случая к случаю. Этот обычай стал основой будущей феодальной системы, определившей западноевропейское средневековье. Однако эта мера имела большое значение и для религиозных процессов, развившихся в каролингском государстве. Проводя политику раздачи бенефициев, Карл для укрепления своей власти и получения королевского статуса стремился поставить на важные светские и церковные должности своих родственников и верных ему людей, что привело к укоренению явления, которое существовало и при Меровингах, но в гораздо меньших масштабах. Отныне светская и церковная власть повсеместно соединялась в руках одного и того же человека, часто светского лица. Епископства переходят во власть многочисленных королевских родственников, франков. Моральный облик церковнослужителей в каролингский период часто ещё более противоречил статусу духовного лица, чем это встречалось в меровингский период. Процессы, которые наблюдались в меровингском государстве с самого его основания, но шедшие постепенно теперь получают масштабное развитие и укоренение. Церковь всё больше оказывается под властью короля и светских установлений, становится орудием и сподвижником государства. Особенно радикальные изменения претерпевает монастырская система. Аббат, как и епископ, часто также назначался королём из своих родственников и приближённых. Монастыри превращаются в резиденции королей и места политической ссылки, а аббаты принимают самое активное участие в королевских интригах и спорах за власть. Во многом почву для подобных изменений, произошедших в монастырской системе, подготовили ещё Меровинги и всё тот же Дагоберт I, спровоцировавший образцовый пример такого превращения с монастырём святого Дионисия в Париже, аббат которого и его богатства превратились в каролингский период в одну из важнейших опор королевского власти и её духовного авторитета. Церковная иерархия во многом превращается в государственный аппарат, исполняет многочисленные светские функции при королевском дворе. Епископы и аббаты монастырей выступают постоянно в роли послов, советников, короля, являются посредниками в переговорах. Церковнослужители выносят судебные приговоры наряду со светскими властями, участвуют в интригах при королевском дворе, даже отправляются на подавление мятежей и участвуют в войнах.

Карл Мартелл, заботясь о вознаграждениях своих сторонников и обеспечении себе политической поддержки, провёл частичную секуляризацию церковных земель, так как именно церковь была способна предоставить накопленные ей огромные земельные богатства, которые в свою очередь являлись результатом щедрости меровингских королей, в особенности Дагоберта I, желавших церковного благословления, искупления грехов, заступничества святых. Но, наряду с секуляризацией, Карл начал активное внедрение авторитета христианской церкви в присоединённых в ходе своей завоевательной внешней политики областях за Рейном. Ещё его отец Пипин Гелистальский в ходе завоевания Фризии поощрял миссионерскую деятельность Виллиброда, проповедовавшего в этой области, предписал ему закладывать новые церкви и, что самое важное, пожелал, чтобы он был посвящён в епископы в Риме, что в 695 году было сделано папой Сергием I. Тем самым Пипин заложил некоторую основу будущего союза папства с каролингским государством. Завершив начатое ещё Пипином Геристальским покорение Фризии, Карл Мартелл позаботился о расширении миссионерской деятельности в этой стране. Подобную политику он проводил и в других завоёванных германских землях. Развернулось масштабное строительство монастырей и церквей в покорённых областях, происходило упорядочивание церковной структуры и иерархии. Карл активно поддерживал деятельность англосакса Винфрида, который помогал вышеупомянутому Виллиброду в его деятельности. В 719 г. Винфрид совершил паломничество в Рим, приехав оттуда уже под именем будущего знаменитого св. Бонифация. Папа благословил его на проповедь среди язычников в завоеванных германских землях, притом Винфрид явился верным проповедником именно римской литургии. В 722 году он был посвящён папой Григорием II в епископский сан, а в 732 году получил «паллиум» - знак полномочий, предоставляемых апостолической властью уже от папы Григория III. Бонифацием в Германии было основано множество монастырей и епископств. При этом он подчёркивал заслугу Карла Мартелла в своей деятельности. Всё это, несомненно, содействовало всё большему сближению папского Рима с Франкским государством. Победа при Пуатье также не могла не возвысить авторитета короля, который отныне выглядел в глазах апостольсокого престола как защитник христианского народа. Именно к нему было обращено имеющее важные последствия обращение в 739 году папы Григория III с просьбой о помощи, который нуждался в защите от лангобардской угрозы. Характерно, что каролингских хроник и анналов сообщают об этом, как о небывалом событии. Послание папы было сопровождено весьма символическим и ценнейшим подарком - «ключами от гробницы святого Петра». Посольство было принято Карлом с большими почестями, однако, находясь в тот период в союзных отношениях с лангобардами, он не мог удовлетворить просьбу папы.

Сыновья Карла Мартелла Карломан и Пипин III также внесли свою лепту в создание основы будущих преобразований Карла Великого, особенно в религиозной сфере. Именно Карломан, более неприметный из двух братьев, стал инициатором реформы франкской церкви, которая была проведена совместно с Бонифацием. Находясь под его влиянием, Карломан в апреле 743 года созвал так называемый «Германский собор», решения которого, однако, должны были распространяться на всё его королевство, то есть, оставленные ему отцом Австразию и зарейнскую Германию. Реформа была одобрена и папой Захарием. Она включала в себя восстановление церковной иерархии с епископом в каждом городе, митрополитом в каждой провинции. Бонифаций был возведён в сан архиепископа и сделан легатом святого Петра. Ежегодно для обеспечения дисциплины в среде духовенства и устранения его пороков должны были проводиться соборы. Церквам должно было быть возвращено отобранное ранее имущество. В 744 году в Суассоне Пипин также собрал ассамблею оптиматов и епископов из двадцати трёх человек своих провинций, где была подтверждена церковная иерархия, кодифицирована моральная жизнь мирян и священнослужителей, определены основы подлинной религии и, что особенно важно для развития культа святых, именно тогда был определён перечень суеверий и обычаев язычества. Относительно отобранных земель было решено, чтобы за них пострадавшим в ходе проведённой Карлом Мартеллом секуляризации монастырям и епископствам выплачивался регулярный оброк. Но с реализацией других постановлений собранного Карломаном совещания возникли серьёзные проблемы. Духовенство в своей массе противилось пришедшей несколько со стороны реформе, богатейшие и влиятельные епископы и аббаты не собирались подчиняться столь возвышенному в сане чужестранцу. На созываемые Бонифацием соборы съезжалось всё меньше епископов и сам Карломан отошёл от идеи активных преобразований. Бонифаций, в конце концов, отправился во Фризию, в которой в 754 году претерпел мученичество, что сделало его одним из самых почитаемых в каролингском государстве святых. Карломан же в 747 году отказался от власти и отправился в Рим к папе Захарию, который, надо заметить, со всеми почестями принял его, после чего сделался монахом в Монте-Кассино, и это обстоятельство наряду с последующими событиями способствовало возрождению при Каролингах понятия о святости короля/императора, о чём будет сказано ниже.

Ещё Карл Мартелл, номинально оставаясь майордомом, фактически являлся королём, «почти королём» называл его папа Григорий III. Пипин III закрепил успех отца и после того, как его брат Карломан удалился в монастырь, сделал последние шаги к тому, чтобы стать официально признанным королём франков. Нужно отметить, что на пути к власти он опирался на влиятельнейших и богатых клириков, бывших в его ближайшем окружении, среди которых был человек, который соединил в себе славу двух самых почитаемых святых государства, культ которых развился и укрепился при Меровингах - святого Мартина Турского и святого Дионисия Парижского. Им являлся аббат монастыря святого Дионисия Фулрад, выходец из богатой семьи, владевший обширными поместьями, который был, ко всему прочему, хранителем «капы» святого Мартина, то есть будущий «капеллан» наиболее влиятельный из церковных советников майордома.

Пипин уже намного более прочно связал Франкское государство с Римом и папой. Чтобы получить окончательное подтверждение своих прав на королевский трон, он заручился поддержкой папы Зосима, которого выдвинул в качестве верховного арбитра, отправив ему знаменитое письмо, в котором спрашивал: как относится святой отец «к королям, которые во Франции не имеют власти, и одобряет ли он подобное положение вещей?». Папа ответил так, как и было нужно Пипину. После одобрения папы он сделал ещё один символический шаг на пути будущего превращения короля франков в императора, наместника Бога на земле. В 751 году Пипин созвал в Суассоне ассамблею «всех франков», где был признан королём и, что самое важное, был помазан галльскими епископами священным елеем, став первым франкским королём и по церковному ритуалу как не только избранник своего народа, но и Бога. И снова папа, уже сменивший Захария Стефан II, обратился к франкскому, теперь уже законному, королю с просьбой о защите от лангобардов. В 752 г. он предпринял поездку во Францию, событие опять же весьма значимое. Глава апостольского престола сам отправился в далёкий путь просить о помощи франкского короля. Это событие особо отмечается в каролингских хрониках и анналах. Пипин торжественно принял папу и обещал помощь. И в благодарность папа лично совершил вторичное помазание на царство Пипина и его сыновей, присвоив им титул «римских патрициев», то есть защитников римского престола. Пипин совершил поход в Италию, выполнив данное папе обещание, и после второго похода в 756 году положил на алтарь святого Петра дарственную и ключи от двадцати двух городов, отобранных у лангобардов, определив тем самым начало существования «патримония святого Петра» папского государства, а также вернул папе и Равеннский экзархат. Эти события окончательно оформили союз между папством и Франкским государством, а с другой стороны - разрыв между папством и Византией. Сближение королевской власти франков с папством, вхождение влиятельных аббатов и епископов (одного из которых (Хродеганга) сам папа назначил своим легатом в Галлии) в ближайшее королевское окружение дали импульс масштабных церковных преобразований, начатых Пипином и продолженных Карлом Великим. Одним из них явилась вторая попытка проведения церковной реформы после не совсем удавшейся Бонифация. Её осуществили сам Пипин и теперь уже официальный проводник установлений римской церкви упомянутый выше епископ Мецской церкви Хродеганг.

Таким образом, знаменитый король в своих преобразованиях опирался уже на устойчивый фундамент, созданный его дедом и отцом.

В декабре 771 г. после смерти брата Карломана Карл становится единоличным королём франков. Вскоре папе (Адриану, сменившему в 772 году Стефана II) вновь понадобилась военная помощь франков, и он обратился к Карлу, который не замедлил удовлетворить его просьбу. В 774 году он впервые посетил Рим, где, как и его отец, был торжественно встречен папой, отпраздновал Пасху, посетил все христианские святыни города и оформил новую дарственную грамоту престолу святого Петра, а в 781 году папа помазал на царство сыновей Карла Пипина и Людовика как королей Италии и Аквитании. Тогда же Карл проявил свои истинные намерения относительно папского государства и церкви, желание контролировать её и принадлежащие ей земли, оставаясь её защитником и ревнителем веры. Христианизация, которой Карл впервые придал насильственный характер, являлась важнейшей составляющей его масштабных и многолетних завоевательных походов. Особенно это проявилось в тяжёлой и длительной войне с саксами. Своими завоеваниями он стремился расширить строившийся им «Град Божий». Увеличив территорию своего государства до поистине имперских размеров, Карл желал его освящения и благословления свыше, официального титула императора, избранного Богом и, что особенно важно, с санкции священного апостольского престола. Это и произошло на Рождество 800 года, когда папа Лев III, восстановленный в своих правах Карлом, провозгласил своего спасителя и покровителя императором в соборе святого Петра. При этом событии присутствовали и посланники патриарха Иерусалимского, которые передали уже Великому Карлу благословение, ключи от Гроба Господня и самого Иерусалима. То обстоятельство, что в 795 году Ириной в Византии был узурпирован императорский титул, а умершего папу Адриана сменил слабовольный Лев III, также явилось дополнительным импульсом в процессе возрождения западной империи, осуществлённого Карлом Великим.

Эти важнейшие и имеющие особый символический смысл события явились окончательным поворотом и знамением больших перемен для галльской церкви, которая пережила в годы правления Карла серьёзную переориентацию. В религиозной жизни произошли изменения, которые существенно повлияла на её неотъемлемую составляющую - культ святых. Церковная политика Карла Великого была вдохновляющим элементом всей его политики вообще и включала в себя множество аспектов. Не вдаваясь в подробности, охарактеризуем её основные направления.

Прежде всего, нужно коротко сказать о том идеологическом фундаменте, на котором строил Карл Великий не только церковные преобразования, но и все остальные.

Карл во всей полноте воспринял идеи Августина Блаженного и его фундаментального труда «О Граде Божьем», который он высоко ценил и который был его любимой книгой. Идеи Августина произвели на короля должное впечатление. Он действительно стремился стать главой новой империи, зодчим «Града Божьего». Провозглашённый самим папой императором, Карл был уверен в божественном характере своей миссии, считая расширение своего королевства расширением Царства Божьего. И порой чрезвычайно жестокие методы, применявшиеся Карлом в ходе христианизации язычников во время его завоевательных походов, всеобъемлющий контроль светской власти и самого императора над церковью в его государстве, вмешательство Карла даже в догматические споры являлись для него мерами, оправданными высшей божественной волей.

Вся церковная политика Карла Великого и его сына Людовика Благочестивого была направлена, прежде всего, на достижение образца истинной римской церкви в Галлии, особенно на достижение соблюдения канонических установлений и римской религиозной практики. Соблюдение канонов, жизнь духовенства согласно им, унификация культа и религиозной жизни - эти задачи были основными в проводимых преобразованиях. Каноны церкви должны были служить определённым мерилом жизни подданных, регулировать не только духовную, но и другие сферы жизни, как клириков, так и мирян. Особое внимание, естественно, уделялось духовенству, которому отныне запрещалось охотиться, носить оружие, проливать кровь, общаться с женщинами, посещать неподобающие их статусу места, взимать плату за исполнение обрядов. В противном случае нарушители лишались сана. По указанию Карла строилось множество новых монастырей и церквей, особенно в завоёванных областях. Император сам назначал аббатов и предписывал унификацию монастырских уставов по образцу обретшего огромную популярность бенедектинского устава. Регулированию согласно каноническим установлениям подвергалась жизнь всего народа. Все должны были знать основные молитвы и символ веры, посещать в праздничные дни богослужения, строго соблюдать посты, регулярно исповедоваться и причащаться. За нарушения грозили различные меры наказания. Многие постановления имели ярко выраженный моральный характер. Сурово наказывались клятвопреступление, лжесвидетельство, распутство, пьянство, торговые махинации. Вся церковная реформа Карла Великого была построена на следовании именно римскому обычаю, чему способствовало восприятие им идеи реформы святого Бонифация. В 802 году на Аахенском соборе император приказал озвучить все каноны и папские постановления и указал духовенству строго следить за их исполнением и карать нарушителей. В ходе такой унификации искоренению были подвергнуты все местные церковные обычаи. Карл не раз затевал богословские споры в переписке с самим папой и в результате папа был принуждён согласиться с установленным Карлом символом веры с «Filioque», который затем распространился по всей Западной Европе и принят был принят папами в качестве догмы. Именно при Карле монастыри с целью тиражирования римских текстов и в рамках каролингского возрождения превратились в скриптории, библиотеки и школы. Была осуществлена редакция римского перевода Библии иеронима, которая с IX века становится Вульгатой, т. е. общеупотребительной.

Особое значение имела и реформа церковной структуры, была создана устойчивая сеть приходов, что привело к углублению христианизации деревни. Население конкретной области было прикреплено к определённому храму-приходу и должно было вносить десятину.

Однако церковные преобразования Карла вкупе с его социально- экономической политикой имели и теневую сторону. Были заложены основания, на которых уже при преемнике Карла Людовике Благочестивом церковь обретёт достаточную независимость и могущество, способное поставить под свой контроль власть светскую.

В окружение Карла Великого входили как светские, так и духовные лица, которые часто назначались на важнейшие церковные должности крупнейших епископств и монастырей из числа королевских приближённых. Все они должны были приносить Карлу вассальную присягу. Монастыри и их могущественные аббаты стали важной опорой королевской власти. Взамен королевская власть поощряла духовные учреждения иммунитетными грамотами, дававшими различные важные привилегии. Такие грамоты особенно распространились именно при Карле Великом. Активно развивался и институт частной церкви, когда представители богатой светской элиты основывали в своих владениях монастыри и церкви, которые находились под их контролем. Каролингами на их землях было основано множество монастырей, и аббаты должны были приносить вассальную присягу королю. Ко всему прочему духовные вассалы, как и светские должны были служить королевской власти, оказывать королю военную помощь, помещая на своих землях воинов, которых должны были предоставить в случае надобности. И, конечно же, Карл, как и его преемник Людовик Благочестивый надеялся на молитвы за свою душу Богу и святым в благодарность за щедрые привилегии. Аббаты монастырей нередко принимали в них королевский двор и обеспечивали власть короля на местах. Государство Карла Великого было настолько же церковным, насколько и церковь была государственной. Именно на основе проведённых им преобразований сложилась система вассально-ленной зависимости духовенства от королевской власти. Происходило становление феодальной церкви. Вместе с тем, щедрые пожертвования, широкая компетенция и средоточие у духовенства многих светских функций подготовило почву для усиления церкви в ущерб государству. Нравственность многих представителей духовенства, как видно из источников, также часто оставляла желать лучшего.

Таким образом, во многом церковные преобразования, проведённые Карлом Великим, на деле имели отрицательные последствия для некоторых сфер как светского, так и духовного развития франкского государства. Защищая всеми силами церковь и проявляя к ней глубокое уважение, император стремился поставить её под полный контроль государства и своей личности, что привело к слиянию в его империи светского и духовного, унификации и холодному догматизму религиозной жизни, и именно этот новый дух церкви наиболее существенно повлиял на эволюцию в почитании святых в Каролингском государстве.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...