Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие культа святых в Каролингском государстве




 

Сближение и одновременно противостояние Франкского государства Каролингов, императора и Церкви в лице Римского Папы, признание авторитета Рима в религиозной жизни общества и одновременно усилившийся контроль государства над духовенством и его постановлениями оказали большое влияние и на культ святых.

Основные тенденции в экономическом, социальном, политическом аспектах культа святых, рассмотренные нами в контексте развития меровингского государства, в каролингский период принимают ещё более ярко выраженные формы наметившихся ранее процессов. Что же касается типизации святых и культурно-религиозного аспекта их почитания, то здесь можно наблюдать не только усиление некоторых рассмотренных нами тенденций, но и появление новых.

Вследствие коренного поворота галльской церкви к Риму, спровоцированного Карлом Великим и его отцом, произошли заметные изменения в составе, типизации святых, а в большей степени в их иерархии. В состав почитаемых святых входит большое количество новых имён, строятся посвящённые им церкви и монастыри. Особым авторитетом в каролингском государстве пользовались святые именно римские и вообще итальянские, особенно мученики. Ценным источником, позволяющим представить состав и типизацию самых почитаемых святых в каролингский период, является Литургия святого Протадия, архиепископа Византийского, которая использовалась в IX - X вв. галльскими церквями. Прилагающийся к Литургии мартиролог даёт возможность проследить соответствующие изменения. Характерно, что литургия в качестве святых и в особом почётном списке упоминает многих пап. Среди самых почитаемых святых выделяются апостолы и такой новый для галльской церкви тип святого как «евангелист». Вообще, библейские святые, чудеса и сюжеты активно проникают в каролингский период в галльскую церковь. В состав почитаемых святых вошло множество святых не галльских. Прямым следствием особого почтения Карла Великого к святому апостолу Петру, что, конечно же, было не случайно, явилось активное развитие его культа в Галлии, также как и святого Павла и святой Марии. Наиболее заметны изменения, которые напрямую связаны с церковной политикой Карла, касаются таких рассмотренных нами в предыдущей главе типов святых, как отшельник, столпник или просто монах. Этот разряд святых практически полностью исчезает в каролингский период. Представляется, что это связано с теми изменениями, которые претерпевают монастыри под воздействием церковных преобразований Карла. Монастырь перестаёт быть особым способом ухода от мира, он больше не является оппозиционным епископству церковным учреждением. Напротив, монастырь становится опорой королевской власти, аббатами крупнейших монастырей франкского государства являлись при Каролингах часто люди из ближайшего окружения короля. Восточная культура святости в каролингский период изживает себя и становится непопулярной, как и восточные формы святости. Характерный для Галлии тип святого епископа претерпевает изменения, теряет свою былую роль и особенность. Епископы в духе общих изменений религиозной жизни начинают прямо следовать канону, официальной признанной ортодоксии, с другой стороны, становятся ещё более светскими людьми. Притом в каролингский период количество безнравственных и аморальных клириков, в том числе в высшей церковной иерархии, несмотря на множество мер, принятых Карлом против этого явления, только увеличивается. Сложный и спорный вопрос о появлении, о правомерности выделения как особого типа святого в период Франкского государства Каролингов - «святого императора». Если и не правомерно выделять подобный тип святого, то с уверенностью можно сказать, что само понятие о святости императора получило в этот период новый импульс и развитие, о чём свидетельствуют, и титулование каролингских королей и обращение к нем в различных источниках. Так, автор Петавианских анналов сравнивает Карла Великого с Иоанном Крестителем. В литургии святого Протадия, которая относится уже ко времени после смерти Карла Великого, среди многочисленных имён почитаемых святых фигурирует и имя императора. И если тип «святого императора» выходил за рамки почитания и понимания обычного святого, то, по крайней мере, совершенно определённо был наделён ореолом святости, и многие подданные верили в его божественную миссию и избранность Господом. Подобный тип святого как нельзя лучше демонстрирует процесс наделения святостью государственного деятеля за его исторически значимые заслуги, что впоследствии и в православной культуре святости стало весьма распространённым явлением.

Именно в Каролингский период выделяются святые общегосударственные, такие как: Ремигий Реймский, Дионисий Парижский, Медард Суассонский, Мартин Турский и другие, не говоря уже о святых Петре и Павле, святой Марии, которым посвящаются все новые и новые церкви, часовни и монастыри. Вырабатывается более чёткая иерархия святых. Аббатство одного святого может теперь переходить под покровительство аббатства другого святого, более авторитетного с точки зрения Римской кафедры. С перераспределением политического влияния городов, потерей высокого статуса старых галло-римских религиозных центров, переориентацией на Север теряют былое значение некоторые самые почитаемые святые Меровингского периода. Выделяются авторитетные святые, которые почитаются больше других, во славу которых строятся все новые церкви и часовни, под покровительство которых переходят монастыри. Церкви таких святых пользуются особым покровительством (материальным) королей и общественной элиты, они обогащаются и почитаются уже не в зависимости от той или иной области, а в зависимости от статуса того или иного святого.

Особую роль в почитании святых в период Франкского государства Каролингов приобретают мощи святых. Если при Меровингах в Галлии могли существовать и действовать церкви, не имевшие мощей святых, то при Каролингах предписывалось иметь мощи в каждом алтаре, а лишенные их алтари - разрушать. Поощрялось паломничество к гробницам святых. Центрами подобных паломничеств являлись могилы самых почитавшихся святых, святых итальянских и самых знаменитых галльских святых, таких как Мартин Турский, Медард Суассонский, Ремигий Реймский, Иларий Пиктавийский, Юлиан Бриудский, ставших поистине общегосударственными святыми. Именно в Каролингский период разворачивается процесс активного импортирования мощей святых, который при Меровингах был минимальным. Мощный толчок для этого явления дала именно политика взаимоотношений Каролингов и, в первую очередь, Карла Великого с апостольским престолом святого Петра, а также в совокупности с вышеназванным и внешняя политика императора. Его масштабная завоевательная политика, как известно, в своих важнейших целях предполагала и установление духовного авторитета христианства над теми из завоеванных народов, которые являлись язычниками и в первую очередь над непокорными саксами. Расширение Царства небесного на земле предполагало масштабную христианизацию. В завоёванных областях строились церкви, в них посылались проповедники. Широко развернувшееся строительство многочисленных новых церквей должно было обеспечивать огромный спрос на мощи святых. Источники, особенно первой половины каролингского периода пестрят сообщениями о перенесении в ту или иную завоеванную область мощей святых. К тому же и старым галльским христианским городам и новым, становившимся центрами политического и экономического притяжения, необходимы были стимулы для привлечения паломников и завоевания духовного авторитета, что являлось огромным стимулом развернувшегося процесса импортирования святых реликвий. Клирики вели розыск и добычу останков святых в Италии и даже в Испании. Именно на середину восьмого и девятый век приходится пик активности в этом процессе. Это отмечает Пасхазий Радберт (786 - 860) «Я далёк от того, чтобы говорить, будто чудеса святых, столь долго почитавшихся во Христе, засверкали недавно безо всякой причины. От сотворения мира никто не слышал о стольких и таких чудесах, совершённых в одно время подле мощей святых, ибо совсем как [петухи] в курятнике, святые, перенесённые в разные места этого королевства, будят друг друга для совместного пения».

В хрониках периода Каролингов неоднократно упоминаются как важные имеющие политический вес события - перенос, доставка, дары мощей из Рима, распределение их по разным областям государства. Перенесения мощей - translations приобретают особое значение в рассматриваемый период. В связи с ещё большим распространением культа святых, прибавлением новых имён святых и особым почитанием мучеников в каролингском государстве, по мере роста спроса на реликвии, мощи всё чаще переносят с места на место, делят на части. В дальний путь отправляют клириков специально для поиска мощей, их покупают и похищают. Галлия не могла в полной мере удовлетворить спрос церквей и монастырей особенно на реликвии мучеников, которых в ней изначально было не так много, как в Италии. Это и способствовало такому оживлению импортирования мощей святых, настоящей охоте за ними и часто совершенно не христианскими методами. Аббат монастыря святого Дионисия в Париже Хильдуин в 826 году с соизволения папы перенёс в свою обитель из Рима тело святого Себастьяна. Процедуру перенесения описал автор «Жизни императора Людовика»: «Хильдуин, аббат монастыря святого Дионисия, отправил монахов с прошением в Рим, к Евгению, первосвященнику святого римского престола, настоятельно прося его перенести к нему в монастырь святые кости мученика Себастьяна. Папа удовлетворил его благочестивое желание и отослал с упомянутыми послами останки святого воина Христова. Названный муж с благоговением принял их и поместил в переносном ковчеге, как их и привезли, близ тела святого Медарда. Когда они находились там, Бог ради их прибытия даровал смертным столько доброго, что это превзошло всякое множество». Это сообщение о перенесении мощей святого является одним из более менее подробных из той массы упоминаний об этом, встречающихся в источниках каролингского периода. Зачастую это событие отмечалось как важное даже в сухих и максимально кратких анналах, однако об этом сообщается уже совершенно в других тонах, нежели писал о таких событиях Григорий Турский. Часто переносились мощи сразу нескольких святых и перечисление их имён напоминает перечисление ценного товара, полученного по заказу и, в сущности, это действительно было ценное и дорогое имущество церквей и монастырей, получение которого должно было привлечь паломников и возвысить влияние того или иного епископства или аббатства, а соответственно и увеличение приношений верующих. Неслучайно самые богатые епископы и даже светские лица, у которых были свои частные церкви пытались снабдить их как можно большим количеством реликвий, притом не только собственно останками тел святых, но и принадлежащими им вещами, одеждой. Особенную ценность приобретают реликвии самого Христа. Так, в 861 году «…епископ Лиутберт снабдил монастырь Фрекенхорст многими мощами святых, а именно: мучеников Бонифация и Максима, исповедников Ионы и Антония, вместе с частью яслей Господних и гробницы Его, а также пылью ног Его, когда он вознёсся на небеса». Автор «Жизни императора Людовика» сообщает: «…Хейнгард, разумнейший из людей своего времени, побуждаемый благочестивым пылом, отправил в Рим послов и с позволения папы (- курсив мой) перевёз во Францию тела святых Марцеллина и Петра и с большими почестями успокоил их в своих владениях за собственный счёт (курсив мой)». В 827 году на поиски святых мощей посылал своих людей и сам Эйнхард, знаменитый биограф Карла Великого. В начале 70-х гг. X века Реймский архиепископ Адальберон вскоре после своего избрания затеял перестройку своей церкви. Ремигий Реймский подробно расписывает то, как он украсил её, между прочим замечая «…также поместил у входа тело святого Каликста, папы и мученика, с должным почётом - на возвышении, посвятив ему алтарь и прибавив часовню, удобную для молящихся. Главный алтарь он украсил золотым крестом и с двух сторон обвёл сверкающей оградой». Это сообщение снабжает нас ценной информацией о том, что святым могли посвящаться отдельные алтари при существовании главного. Адальберон предусмотрел и часовню для молящихся. Все эти меры свидетельствуют о том, какую ценность представляли для церквей и их владельцев святые мощи, привлекавшие паломников и собиравшие их пожертвования. О ценности останков святых, особенно самых почитаемых, свидетельствуют частые сообщения каролингских анналов и хроник о переносе во время опасности их тел в безопасные места, иногда даже в другие города. Мощи также были необходимы для распространённой процедуры, которая использовалась ещё при Меровингах, для клятв, которые при Карле Великом с его не единожды изданным постановлением об обязательной присяге поданных должны были приноситься именно на мощах святых и даже не одних. Карл Великий в 803 году узаконил имевшую место ещё при Меровингах практику приношения клятвы на главе святого Мартина и прочих мощах, повелев, чтобы «все клятвы приносились либо в церкви, либо на мощах». В стоявший в дворцовой базилике Аахена трон Карла были вставлены специальные ящички с частицами мощей. Таким образом, с одной стороны, святые должны были и защищать короля, в то время как он восседал на нём, с другой же - трон и король становились объектом почитания. Поклоняясь императору, поклонялись также и святым мощам, а главное, что процесс мог действовать и наоборот. Клятвы, приносившиеся на самом высшем уровне, то есть между королём и, например, главами других государств или земель, приносились на мощах самых почитаемых святых. Так, в 757 году «герцог Баварский Тассилон прибыл в Компьень со своей свитой и в соответствии с обычаями франков рекомендовал сам себя в вассалы, скрепив договор рукопожатием с королём Пипином. Герцог обещал хранить верность ему и его сыновьям Карлу, Карломану, поклявшись на мощах святого Дионисия, обязался быть верным сеньорам каждый день своей жизни и повторил клятву на мощах святых Мартина и Германа. Приехавшие вместе с ним наиболее знатные и наиболее благородные бавары в присутствии короля обещали хранить верность по отношению к королю и его сыновьям и поклялись в тех же почитаемых местах».

Однако в связи с упорядочиванием церковной структуры, проведённой Карлом Великим, была более глубоко и основательно христианизирована и деревня. Строилось большое количество и новых сельских церквей. Не все церковнослужители могли позволить себе организовать дорогостоящее путешествие в Рим клириков за святыми реликвиями, однако спрос рождал предложение. Появлялось множество бродячих торговцев мощами. Уже Бенедикт Анианский бранил блуждающих монахов, «некоторые из которых торгуют частями тел мучеников (если это вообще мученики)». Клиентами подобных энтузиастов в девятом веке были епископы и аббаты, а затем англо-саксонские короли, которые сами организовывали добычу и перевоз мощей из Италии. Таким образом, если при Меровингах перенесение из Рима мощей, обретение их являлось событием ещё весьма редким и имело не только областное значение, то при Каролингах мощи святых становятся таким же обязательным и достаточно обыденным элементом религиозной практики как и обязательные христианские праздники, в том числе, в честь святых как и, в принципе, сами святые, отношение к которым также заметно меняется в духе церковных преобразований, проведённых Карлом. Именно к самым почитаемым святым ещё сохранялось и значительно усилилось благоговейное отношение. И такими святыми, почитавшимися многими поколениями как исконные покровители Франкского государства, были, в частности, всё те же: святой Мартин Турский и святой Дионисий Парижский.

Культ святого Мартина Турского, переживший уже несколько веков при Каролингах, продолжал усиливаться и поддерживаться на высшем уровне государственной власти. Достаточно упомянуть, что аббатом знаменитого монастыря святого Мартина в Туре Карл Великий назначил одного из своих ближайших людей - Алкуина и не раз бывал у него в монастыре. Обитель располагала всевозможными привилегиями, богатствами, огромным количеством земли, двадцатью тысячами зависимых людей, превращаясь в крупного феодала, будучи уже во многом государством в государстве, как и некоторые другие особо знаменитые и новые построенные под покровительством императора монастыри. Ещё в переходный период между угасанием меровингской династии и возвышением Пипинидов, в 674 г. монастырю самим папой был предоставлен иммунитет от епископской власти (в этот период отношения галльской церкви с апостольским престолом ещё были достаточно слабыми), не распространявшийся однако, на введение в священнический сан и помазание. Монастырь святого Мартина был одной из самых важных в культурном плане обителей. Ещё при отце Карла Пипине, как сообщает автор «Петавианских анналов», в монастыре святого Мартина активно переписывались книги. Надо заметить, что даже в известных своей минимальной краткостью и сухостью анналах каролингского периода, в которых принято было отмечать только самые важнейшие за год события, часто встречаются сообщения о монастырях Мартина, их аббатах, праздниках святого. «Бертинские анналы» сообщают, что когда в 853 году в Туре ожидалось нападение датских пиратов, то тело святого Мартина специально перенесли в другой монастырь, который, кстати, принадлежал церкви святого, а затем перенесли вообще в другой город. Источники каролингского периода упоминают несколько новых монастырей святого Мартина, основанных в тех городах, которые приобрели важное политическое и стратегическое значение в данный период. Как поистине большое бедствие отмечается авторами «Ксантенских анналов» то, что норманны в 854 г. предали огню церковь святого Мартина в Туре, где покоились его останки. Почитание святого Мартина являлось во Франкском государстве действительно повсеместным, и на культ этого святого не влияли, к примеру, войны Каролингов с Аквитанией. При Каролингах получила огромное влияние и почёт должность «каппелана», хранителя «капы», т. е. мантии св. Мартина, которая считалась главной реликвией государства. Занимавшие эту должность клирики нередко назначались на важнейшие епископские должности. Именно от её названия произошло само слово «капелла», ставшее в последствии синонимом множества культовых заведений. Капелла знаменитого Аахенского собора была единственной архитектурной конструкцией, существовавшей изначально и встроенной в массив собора. Культ святого Мартина пережил династию Меровингов и Каролингов и все последующие века истории Франции вплоть до настоящего времени.

Культ святого Дионисия, также как и святого Мартина, активно развивался и поддерживался Каролингской династией. И как никакой другой церковнослужитель, аббат монастыря святого Дионисия был богатейшим землевладельцем и одним из самых близких советников короля. В его руках, благодаря учреждённому ещё Дагобертом рынку, находящемуся в компетенции монастыря святого, концентрировались важные экономические и политические нити управления. Он был важной фигурой в государстве. Когда в 858 году пираты захватили аббата монастыря святого Дионисия с его братом, они назначили за него огромный выкуп и «…по этой причине были взяты многие богатства божьих церквей из королевства Карла (Карла Лысого - прим. автора) по его приказу; но так как им ничуть не хватило, от того самого короля и всех епископов, аббатов, графов и прочих могущественных людей наперебой был внесён взнос на обеспечение нужной суммы». Мощи святого Дионисия, как и Мартина, также во время бедствий переносили в безопасное место. Аббатство святого Дионисия, которое так щедро наделял всевозможными привилегиями Дагоберт I, при Пипинидах и, наконец, при Каролингах стало поистине влиятельнейшим в экономическом, политическом и особенно духовном аспектах. Многие из Меровингских королей и все Каролинги желали быть похоронены именно в нём. Инициативы, начатые в отношении аббатства Дагобретом, были поддержаны и продолжены последующими королями. Каролинги продолжали обогащение обители св. Дионисия, о чём свидетельствуют многочисленные грамоты iix века о сохранении дарованных Дагобертом монастырю привилегий и даровании десятка новых вилл, пожалованных Пипином III и его сыновьями Карломаном и Карлом Великим. В 768 году Пипином была издана грамота о дарении монастырю государственных лесных угодий. Рынок же, учреждённый Дагобертом во славу св. Дионисия, также активно поддерживался Каролингами о чём свидетельствуют грамоты этого периода, в том числе одна из них, изданная в 758 г. Пипином III и в 769 г. Карломаном. Пипин III, король, подготовивший во многом почву для будущих свершений Карла, перед смертью попросил отнести себя в аббатство святого. В нём он воспитывался и формировался как государственный деятель, в 754 году именно в этом аббатстве папа посвятил его в королевский сани он желал умереть там. Он за время своего правления неоднократно выделял денежные вознаграждения, утверждал привилегии, которые Дагоберт и его последователи предоставляли монастырю. Он подтвердил монополию аббатства на платежи за участие в октябрьской ярмарке, право на которые постоянно оспаривали графы Парижа. К этому времени аббатом монастыря был назначен Фулрад. Вместе с ним Пипин решил выстроить новую церковь, которая должна была превзойти построенную Дагобертом церковь и все церкви Галлии. Эта обширная программа была завершена только к 775 г. и Фулрад освятил здание. Сооружение было действительно впечатляющим.

Аббаты монастыря на протяжении как Каролингской истории, так и последующих веков являлись влиятельнейшими и богатейшими сподвижниками королей и играли заметную роль в государственных делах, в том числе и интригах королевского двора. Святые Дионисий и Мартин Турский являлись самыми почитаемыми святыми в Каролингском государстве, именно на их мощах приносили клятвы королю и посвящённые им монастыри наиболее часто являлись получателями всевозможных привилегий.

Именно в Каролингскую эпоху получает импульс и активно развивается такое новое и характерное времени явление, как критика культа святых вообще и ложных святых, в частности. Это явление находится в прямой связи со всеми преобразованиями, проведенными Карлом Великим в религиозной сфере. Именно он законодательно оформляет практику, которая, не везде и не всегда существовала и раньше на территории Франкского государства. Почитанию того или иного святого должно предшествовать его признание хотя бы местным епископом. Всё больше появляется святых, почитание которых развивается с одобрения и благословления Римской кафедры. Официальность, требование следования определённым канонам пронизывало всю религиозную жизнь в период Каролингского государства. Эти процессы привели и подготовили почву для последующего вхождения в практику и законодательного оформления канонизации святых с юрисдикции Римского папы. На фоне этих процессов и начинает развиваться критика культа святых, когда смешение местных, новых, старых культов привело к перенасыщению ими Франкского государства. Ложные святые, народное почитание сомнительных святых было распространено и раньше. Однако в период Меровингского государства критика со стороны церковных иерархов и соборов была направлена в основном против сохраняющихся языческих элементов в почитании святых и сами епископы не особенно следили за народными верованиями, а Григорий Турский, как замечают исследователи, вообще с неким романтизмом и нескрываемым интересом писал о возникновении сомнительных культов и подробно расписывал всевозможные чудеса, крайности почитания святых, языческие элементы обрядов, приметы и верования. При Каролингах отношение к подобным явлениям меняется. Карл Великий в Аахенском капитулярии 816 г. запрещает все суеверия: «Безумцы зажигают свечи у деревьев, камней и источников». Ещё собор Бонифация 743 г., о котором мы упоминали выше, среди запрещаемых суеверий упоминает «языческие жертвы мёртвым». В перечне суеверий, которые прилагались к рукописи деяний этого собора, о культе мёртвых говорится применительно к культу святых: «о том, что они себе делают святыми каких угодно мёртвых». Уже во время этого собора получает развитие основная тенденция критики, а точнее требование упорядочения почитания святых, которая при Карле Великом развилась в полной мере в контексте проводимых им церковных преобразований. Франкфуртский собор 794 г. постановляет «Да не почитаются и не призываются новые святые, да не воздвигаются по дорогам их часовни; но те только должны почитаться в церкви, которые избраны достоверностью мученичества и заслугою жизни». Аахенский собор 789 г. возобновляет постановление: «Да не чтятся ложные имена мучеников и сомнительные часовни святых». Капитулярий 801 г. предполагает продолжающимся процесс обретения новых угодников. Допущение новых культов обусловлено согласием церковной власти: «О церквах или святых, недавно без разрешения обретённых, если епископ не одобрит, да не почитаются». В основном, критика направляется именно на почитание тех святых, имя которых может быть даже неизвестно, но если мощи некого святого пусть даже неизвестного были привезены из Рима, даже просто из Италии, то это уже являлось залогом святости и не только для простых людей, но даже для клириков, для монахов авторитетных монастырей. Именно против такого почитания святых была направлена критика епископа Амулия Лионского в середине IX века. Его письмо к епископу Теобальду Лангрскому является ценным источником, дающим яркое представление о рядовой практике почитания святых в Каролингском государстве и отношении к этому служителей церкви. В своём письме Амулий даёт наставления своему другу епископу в связи с беспокойством последнего, которое было вызвано тем, что в церкви святого Бенигна в Дижоне, а также во многих других церквах, находящихся в этой области под юрисдикцией Теобальда, развился культ неизвестного святого на совершенно сомнительных основаниях. Два монаха упомянутой церкви вернулись из Италии и привезли кости некоего мученика, которые им удалось достать, и как пишет Амулий «…с поразительной наглостью сказали, что они даже забыли имя этого святого». После этого в церкви якобы постоянно стали происходить чудеса, туда стекалось множество людей, особенно женщин, культ распространился по всей местности. Налицо те же явления, что имели место в Меровингском государстве. Религиозность массы населения мало изменилась, однако сильно изменилось отношение к таким явлениям служителей церкви. Амулий всячески порицает подобные явления и между прочим опирается на авторитет святого Мартина, вспоминая историю из жития написанного Сульпицием Севером о том, как Мартин разоблачил лжемученика, чьи останки почитал народ. Однако здесь же Амулий высказывает характерное мнение: «мы (епископы - прим. автора) не можем знать о том, что тела каких-либо благочестивых и святых людей много лет лежали в могиле среди поля или в укромном уголке церкви, если это не проявляется через надлежащее откровение. Согласно апостольскому и евангельскому авторитету и благочестивым примерам святых отцов церкви этот процесс должен быть удалён от народа и проводиться в надлежащей манере…». А далее Амулий открыто и прямо указывает, что если в церкви стали происходить многочисленные чудеса, то они «…должны быть приписаны со всей радостью, почтением и должной благодарностью к славе Господа и заслугам самого блаженного и славного мученика Бенигна. Другие же вещи, которые как говорили, происходили в церкви этого мученика и других местах, никоим образом не должны быть одобрены». Возникший культ мог ударить по авторитету, влиянию и кошельку церкви святого Бенигна и самого епископа Теобльда. Культ святых, практика их почитания должны были находиться под полным контролем высшей церковной иерархии. Стоит также отметить, что на возникновение критики культа святых и внимание к этому явлению религиозной жизни в каролингский период оказал влияние развернувшийся вновь спор об иконопочитании, которое было восстановлено в 787 г. на втором Никейском соборе. Сам Карл Великий активно вмешался в этот спор, что было продиктовано и политическими причинами. И выступил император именно против решений собора. В результате в Карловых книгах, составленных от имени императора около 790 г., было издано постановление о том, что следует почитать не иконы, а реликвии: «Они, греки, почти всё своё упование и веру возлагают на иконы, но мы по - прежнему должны почитать святых в их телах, а вернее в останках тел, или даже в одеяниях согласно древней отеческой традиции». Клавдий, епископ Туринский (умер в 827 г.) был открытым противником иконопочитания и боролся с суевериями и почитанием любых реликвий. В своей едкой «Апологии» он выступает не только против почитания любых материальных элементов культа, но и прямо намекает на то, что сам папа не должен так превозноситься верующими. Он не только указывает на недопустимость проявления языческих верований, почитании деревьев, камней, водоёмов и т. д., но его возмущает даже преклонение перед крестом, сделанным из дерева. Что же касается святых, то он хоть и не так резко, но всё же говорит о том, что почитание мёртвых противно истинной христианской вере, как и почитание икон: «поскольку, если вы напишете на стене и разукрасите образы Петра и Павла, Юпитера и Сатурна или даже Меркурия, эти изображения ни боги, ни апостолы, даже не люди». Его идеи несомненно были знамением своего времени. Унификация религиозной жизни, требование строгого соблюдения канонических установлений, переход галльской церкви на новый духовный уровень холодного догматизма повлияли и на отношение к культу святых, к практике их почитания, претерпевших заметные изменения. Святые, их почитание становятся достаточно обыденным явлением, обязательной составляющей религиозной жизни, необходимым элементом каждого прихода. Особенно такое отношение к ним являлось характерным для короля и общественной элиты. Пересекая по какому-либо делу территории государства, король почитает богатыми дарами церкви и монастыри всех авторитетных святых, встречающихся по пути.

В каролингский период в связи с многочисленными набегами на территории Франкского государства норманнов, датских пиратов, бывших, к тому же, язычниками, многочисленными разрушениями церквей в обществе заметно усилились эсхатологические настроения. Это обстоятельство, а также церковные и культурные преобразования, проведённые Карлом Великим, способствовали развитию осознания такого важнейшего понятия христианства как грех, что сказалось и на почитании святых. Несмотря на это, многие явления, наблюдавшиеся и в Меровингский период, такие как самые различные проявления аморальности и безнравственности как лиц духовных, так и светских, в том числе по отношению к святым, сохранялись и даже во многом усилились при Каролингах, однако теперь они приобрели несколько иную окраску. Преступления против церквей и монастырей святых совершались, но теперь совершивший его переживал, каялся или хотя бы делал вид, что раскаивается, подтверждая это щедрыми пожертвованиями.

Неслучайно именно в каролингский период так развилось почитание мощей и реликвий. Отношение к ним во многом объясняет и изменения, происходившие в религиозном сознании людей этого периода, причиной которых явилась и церковная политика, проводившаяся Каролингами, социально-экономические и культурные процессы происходившие во Франкском государстве. Отношение к святым и их реликвиям приобретает уже характерный для развитого средневековья вещественный характер. Реликвии становятся обязательными талисманами в повседневной жизни, необходимым материальным воплощением святых заступников. Особенно такое отношение к ним являлось характерным для короля и общественной элиты.

Развитие и увеличение количества посвящённых различным святым праздников, требования регулярно молиться и посещать службы, в том числе посвящённые святым, и соблюдать пост, введённые Карлом Великим, также способствовали выработке у верующих определённых установок, разделению функций в их повседневной религиозной практике. Это в полной мере относилось и к практике почитания святых, выражавшейся, в первую очередь, в почитании их реликвий.

Таким образом, отношение к божественному античной и варварской культуры, из смешения которых родилась культура средневековой Франции, сказалось на трансформации религиозного сознания уже в каролингский период её истории.

 


Заключение

 

В рамках данной работы мы, согласно цели нашего исследования, попытались выявить основные изменения в развитии культа святых во Франкском государстве. Анализ различных источников меровингского и каролингского периодов свидетельствует о том, что состав почитаемых святых, развитие их культа, практика их почитания, отношение к этому явлению во многом было связано с социально-политическим, экономическим и культурным развитием Франкского государства. Именно в этом контексте мы попытались проследить эволюцию культа святых в период Меровингского и Каролингского государства.

На примере рассмотрения личности святого Мартина Турского, его деятельности, а также почитания его Сульпицием Севером, отношения последнего к святому мы попытались представить специфику развития галльского культа святых, отметить особенности христианизации Галлии и развития в ней монашества. Была выявлена преемственность галльской «культурой святости» с восточной монашеской традицией, показана сложность и противоречивость в восприятии христианства носителями античной культуры, в частности галло-римской аристократией.

Во второй главе данной работы мы, в первую очередь основываясь на сочинениях Григоря Турского, а также постановлениях меровингских королей выявили и провели анализ различных аспектов меровингского культа святых в контексте общего развития государства. Были сделаны следующие основные выводы:

Во-первых, состав почитаемых в Меровингском государстве святых был весьма широк. Типизация святых являлась достаточно размытой, что было обусловлено отсутствием в данный период регламентации почитания святых. В связи с особой ролью епископата в галльской церкви формируется специфический и характерный для Галлии тип святого епископа, воплощавшего в своём образе гармонию vita aсtiva и vita contemplativa.

Во-вторых, политика, проводившаяся меровингскими королями в отношении церкви ярко отражалась в агиографической литературе данного периода, которая, в свою очередь, выражала отношение духовенства к королевской власти.

В-третьих, в меровингский период получает развитие процесс аристократизации образа святого. В культе святых отражались сложные социальные процессы, происходившие во Франкском государстве, контрасты меровингского общества, с другой стороны в агиографической литературе данного периода прослеживаются элементы христианской социальной морали.

В-четвертых, развитие и укрепление культа святых во Франкском государстве активно способствовали начавшемуся в меровингский период процессу феодализации. Во многом за счёт активных пожертвований со стороны королевской власти церквам и монастырям святых духовенство превращалось в крупнейших землевладельцев, накапливало имущество.

В-пятых, почитание святых являлось неотъемлемой частью духовной жизни меровингского общества. Именно изучение практики почитания святых, анализ восприятия их во франкском обществе позволяет проследить процессы его культурно - религиозной трансформации.

В третьей главе нашего исследования мы рассмотрели церковную политику Карла Великого и попытались показать её влияние на культ святых. Был делан вывод о том, что в каролингский период произошли серьёзные изменения в отношении к этому явлению. Почитание святых в общем русле перестройки галльской церкви по римскому образцу, требованиям обязательного следования канона

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...