Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2). Благодать как сила, освящающая и усвояющая плоды искупительного подвига Христа Спасителя.




2). Благодать как сила, освящающая и усвояющая плоды искупительного подвига Христа Спасителя.

За искуплением человека Сыном Божиим следует привитие человечества к Искупителю силой Духа Святого, или, иначе, усвоение плодов искупительного подвига Иисуса Христа человеку благодатию Святого Духа. Это Божественное действие именуется также благодатным оправданием и освящением человека, ибо, по слову ап. Павла, если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви (Рим. 11: 16). Учение о Боге Освятителе состоит из следующих частей: 1) Учение о благодати как о силе, нас освящающей. 2) Учение о воздействии спасающей благодати на человека применительно к его духовно-телесной природе. 3) Учение о Церкви, через которую совершается освящение человека. 4) Учение о церковных таинствах как средствах освящения. 5) Учение Откровения о Божественной благодати в узком смысле, т. е. как о силе, освящающей и спасающей человека, сводится к следующим основным положениям: Благодать – особая нетварная Божественная сила; эта сила достигает нас в Ипостаси Святого Духа, поэтому она часто называется силой Духа Святого, хотя принадлежит в равной степени всем Лицам Пресвятой Троицы; она даруется нам вследствие искупительного подвига Иисуса Христа; благодать действует совместно с естественными силами и способностями человеческой природы и не может рассматриваться как магическое дополнение к способностям и дарованиям человека; благодать не изменяет самой природы (сущности) человека, но преображает способ ее существования.

3) Понятие о благодати в свете С. П.

Изначально оно указывало на свойства предметов, возбуждающие у людей чувства эстетического удовольствия. Пример: Слова из уст мудрого – благодать, Чаще в В. З. это слово используется для обозначения добрых чувств между людьми, – благосклонность, благорасположение. В Н. З. слово употребляется: 1) применительно к отношениям между людьми. Иногда этим словом обозначаются некие блага, духовные и материальные, которые имеют духовное значение. В других случаях это слово употребляется по отношению духовным понятиям: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф. 4: 29); 2) для выражения отношения Бога к человеку. А) «благодать» может употребляться в значении одного из Божественных свойств – характеризует действие Бога в отношении человека. В 1Пет. 5 Бог называется Богом всякой благодати. У ап. Павла читаем: Бог же силен обогатить вас всякою благодатью (2Кор. 9: 8), т. е. этим словом названа вся полнота духовных даров, которую Бог сообщает человеку. Б) «благодать» может означать полноту любви и милости Божией, явленной в искуплении, которая усвояет людям плоды искупления, возрождает их и помогает им в деле спасения. «... Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2Кор. 12: 9); Когда речь идет о благодати как о Божественной силе, что буквально означает «сила». Незадолго до Вознесения Господь сказал ученикам: ... но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый (Деян. 1: 8).

4) Участие Лиц Святой Троицы в раздаянии благодати.

Благодать есть атрибут Божественной природы, общей для Трех Лиц Божества. Все Три Лица участвуют в раздаянии спасающей благодати. Как и всякое действие Творца в отношении созданного Им мира, благодать движется по воле Отца через Сына в Духе Святом. Бог Отец – освящение осуществляется по Его благоволению. Именно Он посылает Святого Духа, Который от Него предвечно исходит. Сама благодать иногда называется благодатию Бога Отца. Сын Божий «заслужил» для нас благодатные дары Святого Духа, т. е. наше освящение благодатию стало возможным благодаря Его подвигу. Поэтому, если Отца называют Источником, то Сына – Виновником (Причиной) нашего освящения. Сам Святой Дух называется Духом Христовым (см.: Рим. 8: 9) или Духом Сына (см.: Гал. 4: 6). С. П. Н. З. говорит о Сыне Божием как о Раздаятеле Святого Духа и Его даров верующим. Святой Дух, Третье Лицо Пресвятой Троицы, Который послан в мир от Отца по ходатайству Сына, собственно и является Совершителем нашего освящения. Из С. П. именно Дух Святой приводит человека ко Христу, Он возрождает человека в крещении (см.: Ин. 3: 5), изливается в самое существо человека (см.: Тит. 3: 6), так что, по словам ап. Павла, начинает жить в человеках (см.: Рим. 9: 1; 1Кор. 3: 16), а тела христиан делает храмами Святого Духа (см.: 1Кор. 6: 19).

5) Виды благодати (всеобщая благодать; церковная благодать; оправдывающая благодать; благодать, сохраняющая и взращивающая духовную жизнь; особые дарования благодати).

Всеобщая благодать действует через общий Промысл Божий, поэтому иногда ее называют промыслительной благодатью. Это благодать Бога как Искупителя и Освятителя, которая через различные орудия (чтение слова Божия, христианскую проповедь, христианскую среду, чудеса и т. п. ), совместно с действием естественных сил человека (разум, совесть, свободная воля), призывает и влечет ко спасению во Христе и действие которой предшествует человеческой свободе. Возникновение в душе покаяния и веры составляет начало спасения во Христе, или обращение. Обращение есть прежде всего осознание человеком своей вины перед Богом за свою греховность и невозможность выйти из греховного состояния, отвращение от зла и желание исправиться – покаяние. Покаяние, с одной стороны, а с другой – живая и деятельная вера в Евангелие, выражающаяся в преданности Христу и желании последовать за Ним, называется внутренним или субъективным обращением. Вслед за этим внутренним обращением благодать Божия совершает и внешнее обращение в таинстве крещения. Соединение человека с Богом в таинстве крещения также совершается предваряющей благодатью. Через крещение предваряющая благодать вводит человека в Церковь, и на этом ее действие заканчивается. Ей преемствует особая благодать, которая действует только в Церкви, и доступ к которой человек получает в таинстве крещения.

Церковная благодать. Различают два вида церковной благодати: оправдывающую благодать и благодать сохраняющую и возращающую духовную жизнь. Оправдывающая благодать В «Послании Восточных Патриархов» (чл. 3) о ней сказано, что, содействуя, укрепляя и постепенно совершенствуя (верующих) в любви Божией, она оправдывает их и делает предрасположенными ко спасению. Различают 2 действия оправдывающей благодати: оправдание и освящение. Бог оправдывает, освящая, – и освящает, оправдывая. Поэтому в православном богословии часто говорится о возрождении как о едином действии оправдывающей благодати. Оправдание – это уничтожение всего злого в человеке, превращение грешника в праведника. Ему соответствует другое действие оправдывающей благодати – освящение. Освящение – это сообщение человеку святости, приобщение его к полноте жизни во Христе. Мы веруем, что крещение есть рождение в новую жизнь, но при этом понимаем, что далеко не все люди, принимающие крещение, становятся святыми. В крещении человек приобщается святости Божией, объективно ему даруется святость, но сам он не может этой святостью воспользоваться, для этого ему нужна помощь извне. Такая помощь сообщается человеку действием другого вида благодати, которая называется благодатью, сохраняющей и возращающей духовную жизнь. Благодать, сохраняющая и возращающая духовную жизнь Различают два действия этой благодати: а) помощь в борьбе с грехом через укрепление личной воли человека в ее направленности к добру; б) усвоение человеку праведности и святости Христовых, полученных в крещении. Действие этой благодати необходимо, т. к. мы не знаем, каким образом праведность Христова нам усвояется и делается нашей. Труды человека в лучшем случае лишь задают некоторые условия, необходимые для возрождения духовной жизни, а само возрождение производится Богом. Особые дарования благодати – это те дары, которые по Промыслу Божию даются некоторым людям для того, чтобы они употребили их на общую пользу, т. е. на служение Ц. Различают дары постоянные, которые всегда существуют в Церкви, и временные, которые отвечают временным потребностям церковной жизни. К первым относятся дары пастырства и учительства, они связаны со священническим служением. В то же время С. П. говорит о чрезвычайных дарах первенствующей Церкви. Служение апостольское, дар языков, дары истолкования, исцеления, чудотворения, пророческое служение. Итак, особые дарования благодати суть силы и способности, которые представляют собой либо усиленные и возведенные на особенную высоту естественные способности человека, либо совершенно новые, не имеющие оснований в природе и сообщаемые непосредственно Святым Духом не на личную пользу, а на общую – для служения всей Церкви.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...