Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка рекомендаций и предложений по совершенствованию деятельности организации в рамках исследуемой темы




(в конкретной выпускной работе должна иметь свое название)

Раздел (глава) начинается с четкой формулировки выбранных направлений выполнения работы и предлагаемых обоснованных мероприятий по их реализации. Далее приводятся разработки студента по решению поставленных задач: даются новые организационные схемы решения задач, строятся экономико-математические модели, выбираются методы и разрабатываются алгоритмы решения. При этом вне зависимости от темы выпускной квалификационной работы в проектной части обязательно должны быть представлены альтернативные решения, дан способ их оценки по формируемым (задаваемым) критериям и аргументирован выбор наиболее подходящего для конкретной ситуации (либо на примере реальной организации, либо заданной студентом).

Объектом альтернативных решений может быть: метод решения задачи, используемый при ее решении инструментарий, варианты информационного, технического, программного, организационного обеспечения решения поставленной задачи (или комплекса задач). Сами альтернативные решения (минимум - два, максимум - не ограничен) либо проектируются автором, либо выбираются из специальной литературы, справочников, руководящих материалов, материалов практики и т.п.

Обязательным требованием является учет рисков при обосновании предлагаемых решений.

Сравнительный анализ, оценка и выбор варианта решения может выполняться в табличной форме, в виде алгоритма, графа и т.п. (по выбору студента).

Возможность реализации выполненных разработок обязательно подтверждается примерами расчетов, выполняемых на базе реальных или условных данных, подобранных студентом.

Все проектные решения обосновываются расчетами их эффективности (экономической, социальной).

При обосновании эффективности проектируемого мероприятия необходимо учитывать тот факт, что в результате реализации проектных решений могут быть получены два вида эффективности: социальная и экономическая.

Социальная эффективность определяется воздействием мероприятия на жизнедеятельность человека, на отношения людей в трудовом коллективе, в обществе в целом. Она проявляется через человеческий фактор. Жестко разделять социальную и экономическую эффективность было бы методически неверным, поскольку социальная эффективность может оказать влияние на экономическую и наоборот. Однако следует иметь в виду, что социальной эффективности в отдельных случаях может отдаваться безусловная приоритетность, даже при экономически нецелесообразных проектных решениях, например, безопасность труда работников и т.п.

Экономическая эффективность проектируемых мероприятий определяется сопоставлением затрат на их разработку и реализацию и результатов, получаемых от внедрения.

Экономический результат выражается через дополнительную прибыль, которая может быть получена за счет более рационального использования имеющихся в организации-базе проектирования резервов ресурсов, лучшего использования самих ресурсов, как по их структуре, так и по величине, за счёт новых направлений деятельности, диверсификации производимой продукции и т.п., что обусловлено проектными предложениями студента.

В соответствии с выбранным направлением проектируемые мероприятия будут ориентированы соответственно на совершенствование действующих систем управления производством, обслуживания, обеспечения или на разработку принципиально новых, качественно более высокого уровня решений в области производства, управления, коммерческой, маркетинговой и другой деятельности.

При совершенствовании действующей системы управления создаются предпосылки для более полного использования имеющихся резервов ресурсов:

1. Снижение непроизводительных затрат труда, уменьшение внутрисменных потерь рабочего времени, снижение величины простоев оборудования; снижение нерациональных трудовых и материальных затрат, связанных с заменой материалов, сырья; уменьшение общей суммы доплат за сверхурочные работы; снижение потерь от брака, вынужденных простоев по организационным причинам и т.п.

Это производственные потери.

2. Снижение оплат неустоек (штрафов, пеней) за нарушение правил, регулирующих хозяйственные взаимоотношения. Это потери и упущения в хозяйственной деятельности.

3. Уменьшение затрат, связанных с нерациональным использованием средств производства - уменьшением объемов незавершенного производства, запасов товарно-материальных ценностей, затрат на содержание и обслуживание оборудования, ускорение оборачиваемости оборотных средств и т.п. Это резервы, связанные с совершенствованием экономической деятельности.

4. Снижение потерь в сфере управления, связанных с недостаточным уровнем профессионализма, несовершенством информационной, методической и технической баз, а также организационного обеспечения. Эти потери, как правило, самым тесным образом связаны с тремя предыдущими направлениями.

Качественно новые проектные решения принципиально могут изменить состав и структуру потребляемых ресурсов, интенсивность их использования, обеспечить рост объёмов производства и продаж, оптимизировать запасы товарно-материальных ценностей (ТМЦ), обеспечить эффективное управление запасами (с учётом не только внутренних ресурсов организации, но и с учётом влияния факторов внешней среды), значительно улучшить показатели хозяйственной и финансовой деятельности организации.

Разработка и внедрение организационных проектов организации, развития и совершенствования систе­мы управления персоналом требует определенных инвестиций, поэтому при расчете экономической эффективности данных проектов следует пользоваться методически­ми рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утвержденными Госстроем, Министерством экономики, Мини­стерством финансов и Госкомпромом РФ № 7-12/47 от 31 марта 1994 г.). Данный до­кумент предусматривает три вида эффективности проектов:

- коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

- бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета;

- народнохозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.

Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) проектов рекомендуется оценивать народнохозяйственную экономическую эффективности.

Коммерческая эффективность проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов. При этом в качестве эффекта выступает поток реальных денег.

В рамках каждого вида деятельности происходит приток Пi (t) и отток 0i(t) денежных средств. Обозначим разность между ними через Ф, (t)

Фi(t) = Пi (t) – Оi(t),

где i - номер вида деятельности (1, 2, 3,...).

Потоком реальных денег Ф(t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде осуществления проекта (на каждом шаге расчета)

Ф(t) = [П1(t) – O1(t)] + [П2(t) - 02(t)] = Ф1(t) + Ф2(t).

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект.

Бюджетный эффектt) для t-гo шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета (Dt) над расходами (Pt) в связи с осуществлением данного проекта

Bt = Dt-Pt.

Интегральный бюджетный эффектинт) рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных дохо­дов бюджета (Dинт) над интегральными бюджетными расходами (Ринт).

Показатели народнохозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в це­лом, а также для участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов феде­рации), отраслей, организаций.

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):

- конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынке всей производительной продукции, кроме продукции, потребляемой российскими организациями - участниками). Сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право ис­пользования изобретения, ноу - хау, программ для ЭВМ и т.п.), создаваемых участниками в ходе осуществления проекта;

- социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;

- прямые финансовые результаты;

- кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от им­портных пошлин и т.п.

Необходимо учитывать также косвенные финансовые результаты, обусловленные осуществлением проекта: изменения доходов сторонних организаций и гра­ждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также затраты на консервацию или ликвидацию производственных мощностей, потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных си­туаций.

Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народно­хозяйственной эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и (или) о государственной поддержке проектов.

В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты всех участников осу­ществления проекта, исчисленные без повторного счета одинаковых затрат одних участников в составе результатов других участников. Поэтому не включаются в рас­чет:

- затраты организаций-потребителей некоторой продукции на приобретение ее у изготовителей - других участников проекта;

- амортизационные отчисления по основным средствам, созданным (построенным, изготовленным) одними участниками проекта и используемым и другими участ­никами;

- все виды платежей российских организаций-участников в доход государственного бюджета, в том числе налоговые платежи. Штрафы и санкции за невыполнение экологических нормативов и санитарных норм учитываются в составе народнохозяй­ственных затрат только в том случае, если экологические последствия нарушений норм не выделены особо в составе экологических результатов проекта и не включены в состав результатов проекта в стоимостном выражении;

- проценты по кредитам Центрального банка РФ, его агентов и коммерческих банков, включенных в число участников реализации инвестиционного проекта;

- затраты иностранных участников.

Основные средства, временно используемые участником в процессе осуществления организационного проекта, учитываются в расчете одним из следующих спо­собов:

- остаточная стоимость основных средств на момент начала их привлечения включается в единовременные затраты; на момент прекращения единовременные затраты уменьшаются на величину (новой) остаточной стоимости этих средств;

- арендная плата за указанные основные средства за время их использования включается в состав текущих затрат.

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне региона (отрасли) в состав результатов проекта включаются:

- региональные (отраслевые) производственные результаты; выручка от реализации продукции, произведенной участниками проекта, организациями региона (от­расли), за вычетом потребленной этими же или другими участниками проекта орга­низации региона (отрасли);

- социальные и экологические результаты, достигаемые в регионе (в организа­циях отрасли);  

- косвенные финансовые результаты, получаемые предприятиями и населени­ем региона (организациями отрасли).

В состав затрат при этом включаются только затраты организаций — участников проекта, относящихся к соответствующему региону (отрасли), также без повтор­ного счета одинаковых затрат и без учета затрат одних участников в составе резуль­татов других участников.

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне организации в состав результатов проекта включаются:

- производственные результаты;

- выручка от реализации производственной продукции за вычетом израсходованной на собственные нужды;

- социальные результаты в части, относящейся к работникам организации и членам их семей.

В состав затрат при этом включаются только единовременные и текущие затра­ты организации без повторного счета (в частности, не допускается одновременный учет единовременных затрат на создание основных средств и текущих затрат на их амортизацию).

Функции управления характеризуются:

ü количеством видов функций управления, структурой функциональных под­систем системы управления, структурой целевых подсистем системы управления, распределением функций по уровням управления, распределением функций по функциональным подразделениям, уровнем автономности осуществления функций;

ü уровнем специализации, концентрации, централизации и кооперирования функций, количеством уровней управления, охватываемых функцией;

ü количеством функциональных подразделений одного уровня, охватываемых функцией;

ü уровнем дублирования функций, уровнем регламентации функций;

ü количеством функций, приходящихся на каждое подразделение аппарата управления;

ü затратами на осуществление функций управления, продолжительностью осуществления функций управления, уровнем качества осуществления функций управления, соответствием затрат на осуществление функций их значимости.

Организационная структура управления характеризуется:

ü составом и соотношением линейного, функционального и целевого управления;

ü количеством и составом управленческих подразделений на разных иерархических уровнях, типом существующей структуры управления, числом уровней управ­ления (линейного и функционального);

ü численностью и соотношением различных категорий руководителей, специалистов и других служащих в целом по системе управления и по отдельным подраз­делениям;

ü объемом перерабатываемой информации в целом по системе управления и по отдельным подразделениям;

ü стоимостью и соотношением занятых в подразделениях различных видов оргтехники, территориальным расположением подразделений аппарата управления;

ü степенью регламентации оргструктуры, уровнем управляемости в сравнении с нормой управляемости, уровнем качества существующей оргструктуры управления;

ü  количеством и соотношением числа решений различных видов, подготавливаемых и принимаемых в различных подразделениях и на различных уров­нях аппарата управления;

ü  числом линий соподчинения, числом связей между подразделениями, соответствием важности решаемых задач уровню линейного руководства, затратами на управление по отдельным функциональным подразделениям и уровням управления;

ü составом обслуживающих звеньев управления и их соотношением с линейными, функциональными и целевыми подсистемами управления.

Кадры управления характеризуются:

ü численностью управленческих кадров, численностью кадров по подсистемам, функциям; удельным весом руководителей, специалистов и других служащих;

ü профессиональным, квалификационным и возрастным составом, структурой по стажу работы, общеобразовательным уровнем, уровнем организации повышения квалификации и переподготовки;

ü уровнем текучести, уровнем обеспеченности системы управления кадрами;

ü уровнем использования, уровнем состояния трудовой дисциплины, уровнем соответствия работников управления занимаемым должностям, степенью загруженности работника управления его прямыми обязанностями, оперативностью решений управленческих задач линейными руководителями, уровнем организации труда работников аппарата управления, уровнем использования рабочего времени работни­ками аппарата управления, условиями труда работников аппарата управления, размером фонда заработной платы, системой оценки кадров управления.

Технические средства управления характеризуются количеством и видами технических средств, их технико-эксплуатационными характеристиками и стоимостью, уровнем использования технических средств, удельным весом прогрессивных видов оргтехники и ЭВМ, структурой оргтехники, уровнем механизации и автомати­зации управленческих процессов, возрастным составом оргтехники, удельным весом стоимости оргтехники в общей стоимости основных фондов производствен­ной организации, уровнем технического обеспечения аппарата управления, уровнем оснащенности управленческого труда техническими средствами и специальной ме­белью, уровнем обеспеченности управленческих работников площадью, уровнем организации рабочих мест управленческих работников, уровнем охвата автоматизаци­ей задач управления, уровнем внедрения типовых рабочих мест руководителей, специалистов и других служащих.

Информация характеризуется:

ü объемами и видами информации, уровнем информационного обеспечения, структурой информации по всем ее видам, структурой видов обработки информации, периодичностью поступления информации, качеством информации;

ü количеством документов и информации, приходящимся на одно структурное подразделение или работника аппарата управления;

ü затратами на создание, передачу и обработку информации;

ü уровнем использования информации и документов, схемой информационных потоков и документооборота, распределением информации по уровням иерархии, соотношением общесистемной и специальной информации.

Методы организации управления характеризуются:

ü уровнем обеспеченности системы управления регламентирующей и методической документацией, уровнем учета и контроля исполнения, уровнем качества применяемых методов и их использования;

ü состоянием работы по подбору, расстановке и аттестации кадров;

ü степенью внедрения стандартов всех категорий, соответствием действующих положений о подразделениях и должностных лицах предъявляемым к этим документам требованиям; действенностью инструкций, приказов, указаний и распо­ряжений администрации;

ü системой стимулирования труда на каждом рабочем месте, эффективностью экономических мер воздействия на смежников при соблюдении договоров и обязательств по поставкам;

ü уровнем социально-психологической обстановки в коллективе, социального развития коллектива, уровнем производственной и творческой активности членов коллектива, количеством жалоб и заявлений работников на стиль руководства;

ü наличием распорядка рабочего дня руководителей, уровнем правового обеспечения управления, организации и внедрения нормативного хозяйства, организации делопроизводства, соотношением организационно-административных, эконо­мических и социально-психологических методов по отдельным подразделениям ап­парата управления.

Технология управления характеризуется:

ü составом и последовательностью выполнения процессов управления, структурой и длительностью управленческого цикла, его полнотой и замкнутостью; коли­чеством и структурой процессов, процедур, операций;

ü удельным весом процедур и операций творческого и рутинного характера;

ü удельным весом процедур и операций, выполняемых последовательно, параллельно - последовательно; повторяемостью процессов, процедур и операций; уровнем применения типовых технологических процессов, процедур и операций; уровнем регламентации процессов управления, ритмичностью выполнения процессов управ­ления; длительностью осуществления процессов, процедур и операций управления;

ü степенью сложности процессов, процедур и операций; соотношением повторяющихся, легко формализуемых и оригинальных, неформализуемых процедур и операций; уровнем применения прогрессивных технологических процессов обработ­ки информации и выработки решений; уровнем качества выполнения управленче­ских процессов, процедур и операций; уровнем нормирования процессов управле­ния; затратами на выполнение процессов, процедур и операций.

Решения характеризуются:

ü составом и структурой целей организации, количеством принимаемых реше­ний; соотношением оперативных, тактических и стратегических решений;

ü локальных и комплексных, типовых и оригинальных, письменных и устных решений;

ü степенью полноты и обоснованности принимаемых решений, своевременностью принятия решений, вариантностью принимаемых решений, уровнем регламентации решений;

ü степенью повторяемости принимаемых решений, степенью выполнения решений, качеством принимаемых решений, удельным весом принимаемых типовых управленческих решений, оперативностью и эффективностью принимаемых решений; затратами на выработку, обоснование, принятие и реализацию решений.

Производственные функции характеризуются составом и содержанием, структурой и качеством осуществления; количеством функций, приходящихся на одного рабочего, бригаду; затратами на их осуществление; длительностью осуществ­ления производственных функций; уровнем повторяемости функций.

Организационная структура производства характеризуется составом производственных подразделений организации; составом цехов основного, обеспечи­вающего и обслуживающего производств; территориальным расположением органи­заций и подразделений; внутрипроизводственными связями звеньев производствен­ной структуры; распределением численности работающих, производственных мощ­ностей и объемов производства по производственным подразделениям; масштаба­ми научных и опытно-конструкторских подразделений организации, длительностью цикла «исследование — проектирование — опытное производство — производство», длительностью производственного цикла.

Кадры производства характеризуются составом и структурой кадров, численностью по категориям работающих, обеспеченностью кадрами по составу; обра­зовательным уровнем, уровнем текучести; уровнем организации работ по повыше­нию квалификации, подготовке и переподготовке кадров; эффективностью исполь­зования трудовых ресурсов, уровнем выполнения планов социального развития, со­циальной структурой трудового коллектива, уровнем производительности труда и размерами фонда заработной платы, экономической эффективностью мероприятий по социальному развитию трудового коллектива, эффективностью мероприятий по совершенствованию организации труда, уровнем нормирования труда, формами разделения и кооперирования труда, условиями труда, организацией охраны труда.

Средства труда характеризуются структурой основных производственных фондов (ОПФ), составом и структурой оборудования по стоимости и видам, показателям использования основных фондов, степенью прогрессивности оборудования и удельным весом отдельных его прогрессивных видов, уровнем выбытия и прироста основных фондов, уровнем механизации и автоматизации, фондовооруженностью, динамикой фондоотдачи, уровнем обеспеченности средствами труда, эффективно­стью использования ОПФ, эффективностью мероприятий по техническому развитию производства, уровнем плана технического развития производства.

Предметы труда характеризуются объемом и номенклатурой материальных ресурсов, размерами производственных запасов, коэффициентом оборачиваемости оборотных средств, степенью прогрессивности применяемых материалов, перио­дичностью поставки материалов, материалоемкостью, уровнем обеспеченности предметами труда, уровнем организации снабжения материальными ресурсами, эффективностью замены дорогостоящих материалов, эффективностью использова­ния материальных ресурсов.

Методы организации производства характеризуются:

ü структурой типов производства; уровнем предметной, технологической и по­детальной специализации; уровнем концентрации производства продукции, уровнем кооперированных связей (отраслевых и региональных), уровнем комбинирования;

ü структурой видов движения предметов труда (последовательный, параллельно-последовательный); структурой способов передачи партий (вручную, ме­ханический, конвейерный); структурой форм организации поточного производства(непрерывно-поточное, прямоточное, переменно-поточное); периодичностью запуска партий, степенью дискретности производства, уровнем ритмичности производства;

ü научно-техническим уровнем производства, сочетанием материальных и моральных стимулов к труду, уровнем выполнения плана по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, эколого-экономической эф­фективностью мероприятий по охране окружающей среды; эффективностью меро­приятий по совершенствованию организации производства.

Технология производства характеризуется структурой видов технологических процессов, степенью их прогрессивности, удельным весом основных и вспомогательных техпроцессов, удельным весом ручного труда, уровнем примене­ния типовых технологических процессов, уровнем обеспечения производства техоснасткой и применения стандартной техоснастки, качеством и затратами на осущест­вление технологических процессов, длительностью протекания техпроцессов.

Продукция характеризуется:

ü объемом и номенклатурой выпускаемой продукции, объемами НИОКР и ус­луг; уровнем качества выпускаемой продукции, работ и услуг; степенью сложности продукции, ее научно-техническим уровнем, удельным весом новых видов продукции; уровнем выполнения плана производства продукции, НИОКР и услуг, удельным весом экспортной продукции; динамикой роста объемов производства и НИОКР;

ü удельным весом производственных затрат в обеспечивающем и обслуживающем производствах в себестоимости товарной продукции; уровнем прогрессивности продукции собственной разработки и аналогичной продукции, разрабо­танной сторонними организациями; соотношением между собственными и сторон­ними разработками во вновь внедряемой продукции, себестоимостью и ценой выпускаемой продукции, прибылью и рентабельностью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...