Оценка социальной эффективности проектов совершенствования системы и процессов управления персоналом
Оценка эффективности программ совершенствования системы и процессов управления персоналом требует определения не только экономических, но и социальных последствий их реализации. Социальная эффективность проектов проявляется в возможности достижения позитивных, а также избежания отрицательных с социальной точки зрения изменений в организации. К числу позитивных можно отнести следующие изменения: - обеспечение персоналу надлежащего жизненного уровня (благоприятные условия труда, достойная заработная плата, необходимые социальные услуги); - реализация и развитие индивидуальных способностей работников; - определенная степень свободы и самостоятельности (возможность принимать решения, определять методику выполнения заданий, график и интенсивность работы и пр.); - благоприятный социально-психологический климат (возможности для коммуникации, информированность, относительная бесконфликтность отношений с руководством и коллегами и пр.). К числу предотвращенных отрицательных моментов можно отнести: - ущерб, наносимый здоровью персонала неблагоприятными условиями труда (профессиональные заболевания, несчастные случаи на работе и пр.); - ущерб, наносимый личности (интеллектуальные и физические перегрузки и недогрузки, стрессовые ситуации и пр.). Позитивные социальные последствия проектов совершенствования системы и процессов управления персоналом могут формироваться (и должны оцениваться) и за пределами организации (формирование благоприятного имиджа организации, создание новых рабочих мест и обеспечение стабильной занятости в регионе, обеспечение безопасности продукции для пользователей и природы и пр.).
Следует обратить внимание на принципиальную взаимосвязь экономической и социальной эффективности совершенствования системы и процессов управления персоналом, которая объясняется следующим: - с одной стороны, социальную эффективность в виде стимулов для персонала можно обеспечить только тогда, когда существование организации является надежным, и она получает прибыль, позволяющую предоставить эти стимулы; - с другой стороны, экономической эффективности можно добиться только в том случае, если сотрудники предоставят в распоряжение организации свою рабочую силу, что они обычно бывают готовы сделать только при наличии определенного уровня социальной эффективности. Социальные результаты в ряде случаев поддаются стоимостной оценке (например, увеличение выпуска, повышение качества продукции вследствие более полной реализации трудового потенциала персонала, уменьшение ущерба от сокращения кадров вследствие роста удовлетворенности трудом, сокращение потребности в социальных льготах и компенсациях для нейтрализации или ослабления неблагоприятных условий труда и т.д.) и могут быть включены в состав общих результатов в рамках определения его экономической эффективности. При комплексной оценке экономической и социальной эффективности программ совершенствования системы и процессов управления персоналом возможны следующие подходы: - экономическая эффективность рассматривается как главный показатель, а социальная эффективность - как ограничение, то есть принимаются только те проекты, которые предусматривают мероприятия социального характера; - рассчитывается интегральный обобщающий показатель экономической и социальной эффективности, но ввиду частой качественной несопоставимости целей такой расчет носит условный характер; - вначале варианты решений разрабатываются и рассматриваются с позиций социальных целей независимо от экономических, а далее среди отобранных социально эффективных вариантов определяется экономически эффективный.
При оценке эффективности управления следует исходить из поставленных перед системой управления целей и результатов производства. Экономический эффект в сфере управления достигается за счет снижения трудоемкости выполнения функций управления в результате избавления от излишних, несвойственных и дублируемых функций, связей, документации; излишних затрат в результате выбора наиболее экономичных способов выполнения функций; осуществления ряда функций с применением персональных компьютеров и других технических средств управления и т. п. Расчету экономических результатов в сфере управления должен предшествовать анализ состояния следующих подсистем системы управления персоналом: ü линейного руководства, ü планирования и маркетинга персонала, ü найма и учета персонала, ü трудовых отношений, ü условий труда, ü развития персонала, ü мотивации и стимулирования персонала, ü социального развития, развития оргструктур управления, ü правового обеспечения управления персоналом, ü информационного обеспечения управления персоналом организации. Анализ каждой из этих подсистем следует осуществлять в разрезе таких элементов: функции управления, оргструктуры управления, кадров управления, технических средств управления, информации, методов организации управления, технологии управления, решений (табл. 2).
Таблица 2 - Показатели анализа состояния отдельных подсистем управления персоналом организации в разрезе составляющих их элементов
Такой анализ позволяет определить состояние отдельных подсистем и их элементов, вскрыть резервы по совершенствованию их функционирования, разработать проектные мероприятия и собрать необходимые данные для расчета экономических результатов и затрат, связанных с реализацией проекта по формулам, приведенным в табл. 3. Расчет экономических результатов следует начинать с определения тех непроизводственных факторов, действие которых благоприятно влияет на эффективность управления персоналом в связи с осуществлением того или иного мероприятия по совершенствованию функционирования той или иной подсистемы системы управления персоналом организации: ü Снижение затрат на осуществление функций; ü Повышение качества осуществления функций; ü Снижение затрат на управленческий персонал в результате совершенствования оргструктуры управления; ü Повышение производительности труда работников за счет ускорения обучения, переподготовки и повышения квалификации; ü Сокращение численности управленческих работников; ü Улучшение использования управленческого персонала; ü Снижение текучести управленческих работников; ü Улучшение использования оргтехники; ü Снижение трудоемкости обработки информации; ü Уменьшение ошибок в документах; ü Повышение корпоративной культуры; ü Сокращение цикла обоснования, выработки, принятия и реализации решений и т.д.
Таблица 3 - Основные расчетные формулы для стоимостной оценки экономических результатов (Py1) мероприятий по совершенствованию службы управления персоналом организации по непроизводственным факторам
В заключение главы делаются выводы, в которых излагаются основные положения и направления разработанных предложений. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Студентом подводятся итоги проделанной работы, формулируются выводы после каждой главы выпускной квалификационной работы, оценивается степень достижения целей выпускной квалификационной работы, заявленных во введении, указываются дальнейшие пути совершенствования разработок.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы должен называться «Список использованных источников». Описание источников в списке литературы регламентируется ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Общие требования и правила составления». Оформление электронных ресурсов (интернет-источников) регламентируется ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления». При использовании электронных источников указывается наименование материала и адрес соответствующего сайта. Список формируется в алфавитном порядке, нумерация источников – сквозная. Возможен следующий порядок расположения источников: нормативные акты, книги и печатная периодика, источники на электронных носителях. В каждом разделе сначала идут источники на русском языке, а потом – на иностранных языках (так же в алфавитном порядке). 1. Список источников оформляется, как правило, на языке выходных сведений: Автор (ФИО). – Название источника. – Вид издания – Место издания. – Издательство. – Год издания. – Количество страниц (например: Ткачук Л.Т. Менеджмент: Учебник. – М.: Феникс, 2017. – 539 с.). В отдельных случаях, при длинном заглавии, разрешается опустить часть элемента или фразы, при этом пропуск обозначают знаком многоточия «…». При использовании документов организации дается ссылка на текущий архив, номер папки и листа. Подбирая литературу необходимо учитывать время ее издания. В первую очередь следует использовать литературу последних 3-х лет. Общий список использованной литературы должен включать не менее 30 источников. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложения оформляются как продолжение выпускной квалификационной работы. В приложения необходимо выносить материалы, использование которых в текстовой части нарушает логическую стройность изложения. В приложения обычно выносятся расчетные материалы, организационные, плановые и бухгалтерские документы организации – базы практики, собранные студентом в период ее прохождения, и используемые при написании работы; новые разработанные организационные документы (положения о подразделениях, должностные инструкции, логико-информационные схемы и т.д.), листинги (распечатки) разработанных программ и т.п. Каждое приложение должно начинаться с нового листа и иметь содержательный заголовок, выполненный прописными буквами. Кроме порядкового номера страницы под ним, над заголовком в правом верхнем углу прописными буквами печатается слово «ПРИЛОЖЕНИЕ». Если приложений в работе более одного, их следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами. При необходимости текст приложений может быть разбит на разделы, подразделы, пункты, которые следует нумеровать в пределах каждого приложения в соответствии с требованиями, изложенными ранее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|