Дорога к коммунизму и её ухабы.
Дорога к коммунизму и её ухабы.
От коммунизма к капитализму.
Жили-были в славной, передовой, наглой и агрессивной Европе XIX-го века два европейца – Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Как каждый истинный европеец оба они были расистами, считавшими всё население Земли, кроме народов романо-германского мира (Англия, Франция, Германия…), отсталым, недоразвитым, варварским и диким. Одним словом – недолюдьми. А потому человеческой цивилизацией, её законами развития, её историей, генеральным путём её движения к светлому будущему (коммунизму) признавали только путь этой европейской цивилизации. Энгельс, в своей великолепной работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (уже упоминавшейся в первой же главе «Экономика выживания»), при всём, даже этим расистом отмеченном, разнообразии становления этих общественных институтов, всё-таки вывел генеральную линию движения общества от первобытной коммунистической общины к непременному капитализму с не менее непременным рабовладением, а потом и феодализмом по дороге. Рассмотрим эти формации по отдельности. Коммунистическая община имела вроде бы всё вполне общее, но даже в ней каждый индивидуум, соорудивший СЕБЕ копьё с каменным или костяным наконечником, уже предпочитал пользоваться им самому в коллективной даже охоте. То есть, с обобществлением средств производства (копий, например) в первобытной коммунистической общине уже непременно возникали напряги, а уже делёж добычи, особенно весьма обильной, привёл к расслоению общины, к неравенству в присвоению общего продукта внутри общины, к подавлению самыми захапистыми всех остальных и к превращению подавленных в рабов этих захапистых. Возникло государство, охраняющее теперь это социальное расслоение.
Параллельно происходит разделение труда как внутри общины, так и между общинами, что приводит к повышению производительности труда и сосредоточению у самых захапистых всё большего прибавочного продута, создаваемому ВСЕМ обществом. Это разделение труда приводит к возникновению ОБМЕНА товарами между производителями определённой части необходимого человеку продукта, на другой продукт. Дальнейшее развитие общества приводит к концентрации главного производственного капитала тогдашнего общества – земли, которая прежде находилась в общинной, общественной собственности (владении), в частные руки феодалов. Но этот капитал (земля) не способен производить НИЧЕГО без соединения в труде с другими капиталами, и в первую очередь с крестьянским, личностным, человеческим капиталом. Тогда-то раб получает некоторую свободу и право иметь свою семью, свой дом, свой урожай и достаток за ОБЯЗАННОСТЬ работы на земле феодала, выращивая для него товар. Дальнейшее разделение труда и связанный с ним рост городов, развитие ремёсел и торговли в конечном итоге в основном ликвидировали остатки рабства, которые тормозили экономическое и технологическое развитие общества. Его величество капитализм сменил государство диктатуры рабовладельцев и феодалов на государство диктатуры крупных денежных и материальных собственников. Теперь каждый человек, будучи лично свободным юридически, на самом деле попадал в рабскую зависимость от денежных средств. ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ постепенно всё больше заменял собой прежние религиозные и нравственные нормы. Капитализм выращивал личную СВОБОДУ, реально зависящую исключительно от возможностей кошелька личности. Но, как и прежде, государство изначально строилось для сильных мира сего, для защиты их СВОБОДЫ. Поэтому, если прежде оно игнорировало интересы раба или крепостного, то теперь государство точно также игнорировало интересы пролетария, возможность защиты его существования.
Таковы общие черты развития человеческого общества, выстроенного по классовой научной теории, именуемой марксизмом (истматом – историческим материализмом). Кого интересуют подробности, почитайте не раз упомянутую здесь работу Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», другие работы основоположников этой теории. Я же хочу отметить, что, начиная с первобытной стадии коммунистической общины, в этой общине уже зародилась и личная собственность (орудия труда, одежда, обувь), и расслоение по количеству и качеству потребления общего продукта, и первые обмены продуктами труда членов общины (торговля), и принуждение конкретного индивидуума к трудовым обязанностям на благо общины или уже конкретно её вождя (рабский труд), и многое другое, что получало развитие по мере изменения технологий и увеличения производительности труда в обществе. То есть, рабовладельческое общество оставляло внутри себя часть общинного коммунизма, одновременно зарождая элементы феодализма и капитализма. Точно также и феодализм, и капитализм оставляли внутри себя элементы и коммунизма, и рабовладения. Таким образом, получается, что даже в чистом, рафинированном капиталистическом обществе, если приглядеться, можно обнаружить элементы и всех предыдущих формаций. Это как по старой поговорке: «Поскреби русского, непременно отыщешь там и татарина», - так и поскреби капитализм, непременно найдёшь там и рабовладение, и феодализм, да и коммунизм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|