Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конспект логопедического занятия по устранению аграмматической дисграфии в 5-м классе




Логопедическая тема: родственные слова. Лексическая тема: домашние животные и их детеныши. Грамматическая тема: единственное и множественное число имен существительных.

Цель: научить находить и образовывать родственные слова. Задачи:

Образовательные:

• расширение и активизация слов но теме: «Домашние жи­вотные и их детеныши»;

• развитие умения изменять имена существительные по чис­лам;

• развитие умения образовывать уменьшительно-ласкатель­ную форму имени существительного;

• закрепить знания детей о корне слова. Коррекционные:

• развитие логического мышления;

• развитие связной речи. Воспитательные:

• развитие функции контроля и самоконтроля;

• формирование усидчивости.

Оборудование: карточки с изображением домашних живот­ных и их детенышей, карточки с загадками.

Ход занятия:

Вводная часть.

1. Организационный момент. Приветствие. Знакомство с детьми. Основная часть.

2. Игра «Кто, чей малыш».

• Сейчас мы немного с вами поиграем. У меня есть живот­ные, которых вы должны угадать.

О Острые ушки,

На лапках подушки,

Нос, как щетинка,

Дугою спинка,

Днем спит, на солнышке лежит.

Ночью бродит, на охоту ходит. 1: С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, Хвост колечком. О Голодна — мычит, Сыта — жует, Всем детям молока дает и С подстриженной гривой,

и

Скачет ретиво. О С бородою, а не старик, С рогами, а не бык. Не конь, а брыкается, Доят, но не корова, С пухом, а не птица. П Вместо хвостика — крючок, Вместо носа — пятачок. Пятачок дырявый, А крючок вертлявый. П Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко, Любит морковку. О Кто ни в жару, ни в стужу,

Не снимает шубу.

Выставляю на доску картинки с изображением домашних животных.

— Ребята, эти животные потеряли своих малышей. Давай­те поможем найти их. Ну-ка, вспомним: у собаки — кто дете­ныш? (Выставляется картинка с изображением щенка.)

— Правильно — щенок. А во множественном числе? Аналогично определяются детеныши остальных живот­ных.

3. Работа в тетрадях.

— Запишите у себя в тетрадях пары слов, так как я это де­лаю на доске.

Образец: кот — котенок — котята

овца — ягненок — ягнята и т.д.

Скажите, кем приходятся друг другу кот — котенок, свинья — поросенок и т.д.? (Родственниками.)

— Теперь возьмите карандаши и выделите корни у всех слов.

— Верно, а теперь посмотрите внимательно на те пары слов, которые вы записали и скажите, какие из них являются родственными?

— Почему? (У них один корень.)

— Как еще по-другому можно назвать родственные слова? (Однокоренные.)

Вывод: однокоренные слова являются родственными и имеют общий корень.

4. Игра «Подбери слово».

— А теперь нужно вспомнить, кто что ест. Посмотрите на доску.

Кролик грызет кость Корова жует желудями Лошадь ест капусту Собака грызет морковь Кот лакает траву Коза ест овес Свинья лакомится молоко

Посмотрите внимательно и соедините стрелочками, кто что любит.

— Молодцы, а теперь запишите полученные предложения в тетрадь.

— А сейчас немного поиграем. Я вам говорю слово, а вы по очереди подбираете к ним родственные слова: кость.

Аналогично с остальными словами (желуди, капуста, мор­ковь, трава, овес, молоко).

5. Работа с текстом.

На доске записан текст:

Летом мы отдыхали в деревне у деда. Мы ему помогали по хозяйству. Маша доила корову. Петя пас овец. А я кормил кота и собаку. А вечером дед катал нас на лошади.

— Прочитайте текст, а выделенные слова замените на лас­ковые.

— Запишите текст в тетрадь так, как вы его прочитали, выделите корни у подчеркнутых слов. Заключительная часть.

6. Подведение итогов.

— Что мы сегодня делали на занятии.

— Спасибо, до свидания.

Приложение 2

Конспект занятия по устранению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза

Логопедическая тема: Распространение предложений пу­тем введения определения и дополнения.

Грамматическая тема: согласование слов в предложении в роде, числе и падеже.

Цель: учить детей распространять двусоставное предложе­ние путем введения определения и дополнения.

Задачи:

Образовательные:

• учить составлять схемы предложений и предложений по схеме;

• учить выделять главные члены предложения;

• закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже;

Коррекционные:

• совершенствовать навык анализа и синтеза предложения;

• развивать логическое мышление;

• развивать слуховое внимание, память, умение работать по алгоритму. Воспитательные:

• воспитывать самостоятельность;

в формирование функций контроля и самоконтроля.

Оборудование: предметные картинки, карточки с предло­жениями, карточки со схемами предложений, наборное полот­но, карточки со словами.

Ход занятия:

Вводная часть.

1. Организационный момент.

(На столах у детей лежат картинки: белка, солнышко, кошка, девочка, яблоко.)

— Здравствуйте, ребята. Первыми сядут те, кто к слову-предмету придумает слово-действие. Основная часть.

2. Развитие логического мышления.

— Ребята, что выращивает садовник в саду?

— Правильно, а мы сегодня будем выращивать предложе­ния. Отгадайте загадку:

У косого нет берлоги, Не нужна ему нора, От врагов спасают ноги, А от голода кора.

— Кто это?

— Верно, это заяц. Придумайте предложение из двух слов

о зайце.

3. Упражнение на распространение двусоставного предло­жения.

На доску помешается картинка с изображением зайца.

— Ребята, кто изображен на картинке?

— Заяц что делает?

— Запишите в тетрадь предложение: Заяц убегает.

Составьте схему этого предложения.

— Теперь ответьте на мои вопросы. Заяц убегает от кого?

— Какой заяц убегает от лисы?

— Трусливый заяц убегает, от какой лисы?

4. Работа со схемой предложения.

Логопед раздает детям карточки с двусоставными предло­жениями и схему распространенного предложения. Предложения: Белка грызет.

Солнышко греет.

Ручей журчит.

Кошка ловит.

Девочка чистит.

— Ребята, вырастите свое предложение соответственно

схеме.

— Прочитайте, что у вас получилось.

— А теперь запишите в тетрадь.

5. Развитие анализа и синтеза предложения. Логопед «нечаянно» роняет карточки.

— Ой, ребята, какая я неуклюжая. Помогите мне, пожалуйста, собрать карточки (принесла, зайчонка, робкого, маленького Катя)

Прочитайте, какая у кого карточка и постройтесь в предложение, будто вы живые слова.

Затем предложение выставляется на наборном полотне.

— Назовите главные слова в этом предложении.

— А теперь составьте схему предложения.

6. Подбор предложений к схемам.

— Я вам раздам карточки с предложениями и схемы пред­ложений. Вы должны будете подобрать правильно схемы к предложениям.

Предложения: Мама связала сыну красивый свитер. Интересную книгу читает брату сестра. Лена показала Игорю маленького котенка. Рыбаки поймали в сеть крупную рыбу. Маленькая девочка моет паркетный пол. Заключительная часть.

7. Подведение итогов.

— Чем мы занимались на занятии? Что выращивали?

— О ком мы составляли предложения?

8. Оценка деятельности учащихся.

Приложение 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...