Конспект логопедического занятия по устранению аграмматической дисграфии в 5-м классе
Логопедическая тема: родственные слова. Лексическая тема: домашние животные и их детеныши. Грамматическая тема: единственное и множественное число имен существительных. Цель: научить находить и образовывать родственные слова. Задачи: Образовательные: • расширение и активизация слов но теме: «Домашние животные и их детеныши»; • развитие умения изменять имена существительные по числам; • развитие умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму имени существительного; • закрепить знания детей о корне слова. Коррекционные: • развитие логического мышления; • развитие связной речи. Воспитательные: • развитие функции контроля и самоконтроля; • формирование усидчивости. Оборудование: карточки с изображением домашних животных и их детенышей, карточки с загадками. Ход занятия: Вводная часть. 1. Организационный момент. Приветствие. Знакомство с детьми. Основная часть. 2. Игра «Кто, чей малыш». • Сейчас мы немного с вами поиграем. У меня есть животные, которых вы должны угадать. О Острые ушки, На лапках подушки, Нос, как щетинка, Дугою спинка, Днем спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит. 1: С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, Хвост колечком. О Голодна — мычит, Сыта — жует, Всем детям молока дает и С подстриженной гривой, и Скачет ретиво. О С бородою, а не старик, С рогами, а не бык. Не конь, а брыкается, Доят, но не корова, С пухом, а не птица. П Вместо хвостика — крючок, Вместо носа — пятачок. Пятачок дырявый, А крючок вертлявый. П Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко, Любит морковку. О Кто ни в жару, ни в стужу, Не снимает шубу. Выставляю на доску картинки с изображением домашних животных.
— Ребята, эти животные потеряли своих малышей. Давайте поможем найти их. Ну-ка, вспомним: у собаки — кто детеныш? (Выставляется картинка с изображением щенка.) — Правильно — щенок. А во множественном числе? Аналогично определяются детеныши остальных животных. 3. Работа в тетрадях. — Запишите у себя в тетрадях пары слов, так как я это делаю на доске. Образец: кот — котенок — котята овца — ягненок — ягнята и т.д. — Скажите, кем приходятся друг другу кот — котенок, свинья — поросенок и т.д.? (Родственниками.) — Теперь возьмите карандаши и выделите корни у всех слов. — Верно, а теперь посмотрите внимательно на те пары слов, которые вы записали и скажите, какие из них являются родственными? — Почему? (У них один корень.) — Как еще по-другому можно назвать родственные слова? (Однокоренные.) Вывод: однокоренные слова являются родственными и имеют общий корень. 4. Игра «Подбери слово». — А теперь нужно вспомнить, кто что ест. Посмотрите на доску. Кролик грызет кость Корова жует желудями Лошадь ест капусту Собака грызет морковь Кот лакает траву Коза ест овес Свинья лакомится молоко — Посмотрите внимательно и соедините стрелочками, кто что любит. — Молодцы, а теперь запишите полученные предложения в тетрадь. — А сейчас немного поиграем. Я вам говорю слово, а вы по очереди подбираете к ним родственные слова: кость. Аналогично с остальными словами (желуди, капуста, морковь, трава, овес, молоко). 5. Работа с текстом. На доске записан текст: Летом мы отдыхали в деревне у деда. Мы ему помогали по хозяйству. Маша доила корову. Петя пас овец. А я кормил кота и собаку. А вечером дед катал нас на лошади. — Прочитайте текст, а выделенные слова замените на ласковые. — Запишите текст в тетрадь так, как вы его прочитали, выделите корни у подчеркнутых слов. Заключительная часть. 6. Подведение итогов.
— Что мы сегодня делали на занятии. — Спасибо, до свидания. Приложение 2 Конспект занятия по устранению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза Логопедическая тема: Распространение предложений путем введения определения и дополнения. Грамматическая тема: согласование слов в предложении в роде, числе и падеже. Цель: учить детей распространять двусоставное предложение путем введения определения и дополнения. Задачи: Образовательные: • учить составлять схемы предложений и предложений по схеме; • учить выделять главные члены предложения; • закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; Коррекционные: • совершенствовать навык анализа и синтеза предложения; • развивать логическое мышление; • развивать слуховое внимание, память, умение работать по алгоритму. Воспитательные: • воспитывать самостоятельность; в формирование функций контроля и самоконтроля. Оборудование: предметные картинки, карточки с предложениями, карточки со схемами предложений, наборное полотно, карточки со словами. Ход занятия: Вводная часть. 1. Организационный момент. (На столах у детей лежат картинки: белка, солнышко, кошка, девочка, яблоко.) — Здравствуйте, ребята. Первыми сядут те, кто к слову-предмету придумает слово-действие. Основная часть. 2. Развитие логического мышления. — Ребята, что выращивает садовник в саду? — Правильно, а мы сегодня будем выращивать предложения. Отгадайте загадку: У косого нет берлоги, Не нужна ему нора, От врагов спасают ноги, А от голода кора. — Кто это? — Верно, это заяц. Придумайте предложение из двух слов о зайце. 3. Упражнение на распространение двусоставного предложения. На доску помешается картинка с изображением зайца. — Ребята, кто изображен на картинке? — Заяц что делает? — Запишите в тетрадь предложение: Заяц убегает. — Составьте схему этого предложения. — Теперь ответьте на мои вопросы. Заяц убегает от кого? — Какой заяц убегает от лисы? — Трусливый заяц убегает, от какой лисы? 4. Работа со схемой предложения. Логопед раздает детям карточки с двусоставными предложениями и схему распространенного предложения. Предложения: Белка грызет.
Солнышко греет. Ручей журчит. Кошка ловит. Девочка чистит. — Ребята, вырастите свое предложение соответственно схеме. — Прочитайте, что у вас получилось. — А теперь запишите в тетрадь. 5. Развитие анализа и синтеза предложения. Логопед «нечаянно» роняет карточки. — Ой, ребята, какая я неуклюжая. Помогите мне, пожалуйста, собрать карточки (принесла, зайчонка, робкого, маленького Катя) — Прочитайте, какая у кого карточка и постройтесь в предложение, будто вы живые слова. Затем предложение выставляется на наборном полотне. — Назовите главные слова в этом предложении. — А теперь составьте схему предложения. 6. Подбор предложений к схемам. — Я вам раздам карточки с предложениями и схемы предложений. Вы должны будете подобрать правильно схемы к предложениям. Предложения: Мама связала сыну красивый свитер. Интересную книгу читает брату сестра. Лена показала Игорю маленького котенка. Рыбаки поймали в сеть крупную рыбу. Маленькая девочка моет паркетный пол. Заключительная часть. 7. Подведение итогов. — Чем мы занимались на занятии? Что выращивали? — О ком мы составляли предложения? 8. Оценка деятельности учащихся. Приложение 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|