Конспект логопедического занятия по устранению оптической дисграфии
Логопедическая тема: дифференциация и — у в словах.
Лексическая тема: игрушки.
Грамматическая тема: род имен существительных.
Цель: дифференциация букв и — у на письме.
Задачи:
Образовательные:
• учить различать буквы и — у на письме;
• научить конструировать и реконструировать буквы и, у;
• закреплять умение определять род имен существительных. Коррекционные:
• развивать фонематический анализ и синтез;
• развивать зрительную память, зрительно-пространственную ориентировку;
• активизировать словарь по лексической теме. Воспитательные:
• развитие самостоятельности, аккуратности.
Оборудование: проволока, листы в клеточку, музыкальная запись.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Развитие пространственных представлений. Нарисовать точку, лиже точки — крестик, справа от точки — круг.
Нарисовать кружок, справа от него — крестик, сверху крестика поставить точку.
3. Сообщение темы. Развитие фонематического анализа и синтеза.
На доске выставлены буквы и цифры:
— Выбрать только буквы. Составить из них слово.
— Какое слово получилось? (игрушка)
— Какой звук на первом месте? Какой буквой обозначается?
— Какой звук на четвертом месте? Какой буквой обозначается?
— Сегодня мы будем учиться различать буквы и и у.
4. Зрительный анализ букв и и у.
— Посмотрите на букву и. Из каких элементов состоит эта буква?
— Посмотрите на букву у.
— Чем же похожи буквы и—у?
— Чем различаются эти буквы?
5. Конструирование букв из элементов (из проволоки).
6. Тренировочные упражнения.
Упражнение 1
Обведите по контуру букву и зеленым карандашом, букву у — синим.
Упражнение 2 («Шифровальщики») 1. Расшифровать символы.
Вместо —> пишите и. вместо ^ пишите v.
2. Зашифруйте слово слогом, в котором есть буква и или у. Речевой материал: утка, машинка, кукла, матрешки,... (ут, ши...)
1. Физкультурная минутка (песенка с движением). «Буги — Вуги» — любимый танец буквы и и буквы у. Почему?
Ручку правую (левую) вперед,
А потом ее назад,
А потом опять вперед
И немножко потрясем.
Припев: Мы танцем Буги — Вуги, Поворачиваясь в круге, И в ладоши хлопаем Вот так: раз, два, три. Буги — Вуги. ОК! Буги — Вуги. ОК!
8. Тренировочные упражнения.
Упражнение 3
Списать слова, вставляя пропущенные буквы. Мяч...к, ф.-.тбол, п...рам...да, гр.-.зое.-.к, к...б...к. Подчеркнуть букву и зеленым карандашом.
Упражнение 4
Составить слова из букв слова грузовик. Записать их. Обведите по контуру буквы и и у карандашами разного цвета.
Упражнение 5
Расшифруй слова. Запиши их в столбики по родам. Какие буквы образуют слова?
9. Подведение итогов.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Планирование логопедических занятий по коррекции сложной лисграфии у детей с системным нарушением речи (СНР) в 1—5-х классах
Яковлева Н.Н. — ст. преподаватель кафедры теории и методики специальное образования АППО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Логопедическая работа в школе для детей с интеллектуальным нарушением является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. У одних детей недоразвитие речи может быть обусловлено уровнем интеллектуального недоразвития, у других кроме недоразвития речи могут наблюдаться различные речевые расстройства.
Р. И. Лалаева (1998) отмечает, что преобладающим в структуре речевых нарушений умственно отсталых детей является семантический дефект, и расстройства речи проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, наблюдаются аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, а также несформированность связной речи.
Поэтому планирование занятий с такими детьми составлено с учетом принципа от простого к сложному; поэтапного формирования умственного действия; опоры на сохранные психические функции.
Занятия носят комплексный характер, осуществляется работа над развитием психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов. Кроме того, учитывая, что дисграфия у детей с интеллектуальным недоразвитием чаще всего сложная,
планирование составлено таким образом, чтобы коррекцион-но-логопедическая работа осуществлялась над речевой системой в целом. Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению, развитию речи, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала.
Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей.
| ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1-й
| класс)
|
Тема
|
Знакомство с кабинетом Уточнение пространственных представлений: определение схемы собственного тела; определение правого и левого направления в пространстве; определение пространственных взаимоотношений объектов; последовательность предметного ряда; графическое обозначение направлений
|
Временные представления: сутки; дни недели; месяцы; времена года возраст и роли в семье (рассматривание иллюстрации «Семья»)
|
Ознакомление с органами артикуляции
|
Гласные звуки, буквы (а,у,о,и, ы, э)
|
Дифференциация гласных а—у, о—и, ы—э, а—э, у—о, и—ы, у—и
|
Со «
•
| гласные звуки, буквы (м, с, х, ш, н, л, р, к, п, т, з, в
| , ж, б, г, д) ж—ш, в—ф, л—р,
гких согласных.
|
» по мере изучения дифференциация с—ш, с—з, х—к—г, п— б, т—д; • по мере изучения дифференциация твердых и мяг
|
Звук и буква и
|
Буква ь в конце слова как показатель мягкости
|
Буква ь в середине слова
|
Гл
| асные буквы е, ё, я, ю: • уточнение артикуляции; • фонетический разбор слов ель, еду, поел; • обозначение мягкости согласных буквами е, ё, я, ю
| (по мере изучения)
|
Продолжение
|
Тема
|
Звуки и буквы ц, ч, щ, ф. • уточнение артикуляции; • дифференциация звуков с— ц, т—ч, т—ч, ч—с, ч—ц, ч—ш,
|
Сл «««
| ОБО:
» обозначающее предмет; • обозначающее действия;» обозначающее признак;
|
Пр ««
| едложение» составление двусоставных предложений; • распространение предложений дополнением, определением
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2-й класс)
|
Тема
|
Гласные звуки (уточнение артикуляции, развитие фонематического. слуха) • а—у • о—и • ы—э
|
Вычленение гласных звуков из слогов, слов, предложений
|
Согласные звуки: узнавание согласного звука на слух и по артикуляции; вычленение согласного звука в слове
|
Зв ковой анализ слогов, слов: анализ слогов слияний (СГ); анализ слов (мак, вол); образование слов «наращиванием* гласной буквы (маки, волы); анализ слов: раки, маки, рыба; анализ слов различной звуковой структуры (утро, мук, волк, стол,...); анализ слов с опорой на цифровой ряд; деление слов на СГ и букву вне слияния; составление слов из СГ и букв вне слияния; составление предложений из СГ и букв вне слияния; твердые и мягкие согласные в словах. Обозначение мягкости согласных буквами я, ю, е, ё, ь; • звонкие и глухие согласные (п—б, к—г, т—д, в—ф, с—з, с—з, ш—ж)
|
Ударение в слове. Ударные и безударные гласные
|
Слово: • обозначающее предмет, отвечающее на вопросы: Кто? Что? • обозначающее действие, отвечающее на вопросы: Что делать? Что сделать?...
|
Окончание
|
Тема
|
• обозначающее признак предмета, отвечающее на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? • дифференциация слов-предметов, слов-признаков, слов-действий; • согласование имен существительных и глаголов; • согласование имен существительных и прилагательных в роде, числе и падеже
|
Предложение: • Двусоставное предложение (П+С). Распространение предложения; по вопросам;
п+с+д
П+С+Опр. П+С+Д с предлогом Опр.+П+С П+С+Опр.+Об. П+С+Д+Об. по картинкам
|
Связная речь: Составление рассказов по опорным словам и схемам. Запись предложений по памяти. Пересказ
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3-й класс)
|
Тема
|
Гласные звуки: • выделение гласных звуков на фоне слова; • уточнение артикуляции гласных звуков; • слогообразующая роль гласного звука
|
Согласные звуки: • выделение согласных на фоне слова; • твердые и мягкие согласные: 1) обозначение мягкости согласных буквами я,е,ё, ю,ь; 2) разделительный ь; • звонкие и глухие согласные: 1) парные звонкие и глухие согласные (в-ф, б-п, д-т, г-к, з-с); 2) звонкие и глухие согласные на конце слов; 3) звонкие и глухие согласные в середине слов; • дифференциация ц-с, ц-ч, ч-щ, ц-ч-щ; (по необходимости)
|
Работа на лексическом уровне. Работа над морфологическим анализом и синтезом слов: • подбор и определение однокоренных слов; • выделение окончания в слове
|
|
Тема
|
Расширение словарного запаса: • образование глаголов префиксальным способом; • образование прилагательных суффиксальным способом; • образование прилагательных от существительных; • синонимы; • антонимы; • омонимы Ударение:
• смыслоразличительная роль ударения (многозначность слова, утрата смысла);
• определение ударения в словах разной слоговой структуры; • графическое изображение слов различной слоговой структуры
|
Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Предложение:
• Выделение главных членов предложения. • Практические упражнения в распространении предложений (согласование предложений в роде, числе и падеже). • Работа с предлогами (в, на с (со), из, по, к, за)
|
Связная речь: • Работа с деформированным текстом. • Письмо по памяти.
• Составление рассказов по сюжетным картинкам, описательных рассказов,
• Придумывание части текста (начало, окончание, середина)
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (4-й класс)
|
Тема
|
Предложение: • Определение количества слов в предложении. • Составление предложений по опорным словам. • Работа со схемами предложений. • Самостоятельное придумывание предложений по теме: «Осень»
|
Коррекционная работа на фонетическом уровне
|
Гласные звуки: • уточнение артикуляции гласных звуков; • слогообразующая роль гласного звука; Согласные звуки:
• твердые и мягкие согласные:
1) обозначение мягкости согласных буквами я,е,ё,ю,ъ; 2) разделительный а; • звонкие и глухие согласные: 1) парные звонкие и глухие согласные (в-ф,б-п,д-т,г-к,з-с);
|
Окончание
|
Тема
|
2) звонкие и глухие согласные на конце слов; 3) звонкие и глухие согласные в середине слов • дифференциация ц-с, ц-ч, ч-щ, ц-ч-ш,
|
Работа на лексическом уровне. Работа над морфологическим анализом и синтезом слов: • выделение однокоренных слов; • образование однокоренных слов префиксальным, суффиксальным способом и изменением флексий; • различение приставок и предлогов Ударение: • смыслоразличительная роль ударения (многозначность слова, утрата смысла); • определение ударения в словах разной слоговой структуры; • графическое изображение слов различной слоговой структуры Расширение словарного запаса: • синонимы; • антонимы; • омонимы; • многозначность слов
|
Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Предложение. • Практические упражнения в распространении предложений (согласование слов в предложении в роде, числе, падеже). • Работа с предлогами (в, на с (со), из, по, к, за, из-за, над, под, из-под). • Работа с деформированными предложениями
|
Работа над связной речью: • Работа с деформированными текстами. • Составление описательных рассказов. • Пересказы. • Мастерские слова, письма
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5-й класс)
|
Тема
|
Работа на морфологическом уровне: • состав слова (корень, окончание, приставка, суффикс); • образование слов с помощью приставок; • образование слов с помощью суффиксов
|
Ударение: • фонетическая и смыслоразличительная роль ударения; • форморазличительная роль ударения; • безударная гласная
|
Окончание
|
Тема
|
Работа на лексическом уровне. • Практическое усвоение частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол). • Имя существительное: 1) число имен существительных; 2) род имен существительных; 3) падежи имен существительных; 4) употребление имен существительных с предлогами
|
Работа на синтаксическом уровне: • согласование имени существительного с глаголом в роде и числе; • согласование имени прилагательного в роде и числе; • грамматическое оформление предложения и его распространение
|
Работа над связной речью: • Пересказы. • Изложение. • Сочинение коротких текстов на заданную тему. • Мастерские слова, письма
|
Приложения к планированию Н. Н. Яковлевой
Приложение ]
Воспользуйтесь поиском по сайту: