Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конспект занятия по устранению дисграфии на почве фонемного распознавания




Логопедическая тема: дифференциация звуков [с] и [ц] в словах и предложениях.

Лексическая тема: птицы.

Цель: учить детей дифференцировать звуки [с] и [ц] в сло­вах и предложениях, правильно обозначать их соответствую­щими буквами.

Задачи:

Образовательные:

• уточнение артикуляции звуков [с] и [ц];

• закрепление знания детей о характеристике звуков. Коррекционные:

• развитие фонематического слуха;

• развитие звукобуквенного анализа и синтеза;

• развитие звукового анализа и синтеза на уровне предложе­ния;

• развитие фонематического слуха;

• развитие зрительного внимания и памяти;

• развитие ориентировки в пространстве;

• расширение и активизация словаря детей по теме «Птицы». Воспитательные:

• воспитание культуры речевого общения.

Оборудование: наборное полотно; предметные картинки:

соловей, синица, цапля, сорока, цесарка, снегирь, скворец, аист, ласточка; карточки с предложениями; пластмассовые буквы ц и с; зеркала.

Ход занятия:

Вводная часть

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь на свои места. Основная часть

2. Сообщение темы урока.

— Мы начинаем наше занятие. Тему урока вы определите сами.

— Я завяжу вам глаза, а вы на ощупь определите, какие буквы лежат перед вами.

— Скажите, о каких звуках мы будем говорить сегодня?

— Верно. Тема нашего занятия: различение звуков [с] и [ц] в словах и предложениях.

3. Уточнение артикуляции [с] и [и].

— Теперь давайте вспомним, что мы знаем об этих звуках. Произнесите звук [с] и скажите, как расположен кончик языка?

— А спинка языка?

— Как меняется положение губ?

— Проверьте, работают ли голосовые связки.

— А теперь произнесите звук [ц].

— Чем похож звук [ц] на [с]?

— Сходство вы подметили хорошо, а теперь подумайте, чем они отличаются.

— Как меняет свое положение спинка языка?

— Правильно, можно ли долго тянуть голосом звук [ц]?

— Если звук нельзя пропеть, значит, как он звучит? (От­рывисто.)

4. Характеристика звука.

— Ребята, давайте вспомним, звук [ц] какой? Согласный или гласный, мягкий или твердый, звонкий или глухой?

— А звук [с]?

— Какими буквами мы обозначаем звуки [с] и [ц]?

— Правильно, буквами с и ц.

5. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. Развитие ориентировки в пространстве.

Игра «Волшебный квадрат». На столе лежат картинки с изображением птиц: соловей, цапля, сорока, сова, цесарка, скворец, аист, ласточка, снегирь.

На доске наборное полотно.

— Таня, найди у меня на столе карточку, изображающую скворца, и поставь ее в левый верхний квадрат.

— Произнеси четко это слово. Какой звук ты слышишь в начале слова?

— А звук [ц] есть в этом слове?

— На каком месте стоит этот звук?

— Ребята, правильно ответила Таня? (Таким образом заполняется весь квадрат.)

— Ребята, как одним словом назвать то, что вы поставили в «волшебный» квадрат?

— А в слове птица есть звук, о котором мы с вами гово­рим? Назовите его.

— На каком месте стоит [ц] в слове птица?

— А в каком квадрате находится слово цесарка?

Скажите, на кого похожа цесарка?

— Правильно, она и относится к отряду куриных. Цесар­ки бывают дикие и домашние. Поскольку цесарка состоит в родстве с курами, как, вы думаете, называют ее детенышей?

6. Развитие зрительного внимания и памяти.

— А сейчас внимательно посмотрите на «волшебный квадрат» и запомните, где какие птицы присели. (Переворачи­ваю картинки обратной стороной.)

— Кто находится в центральном квадрате? (Таким обра­зом переворачиваются остальные картинки.)

— Молодцы, вы очень внимательны.

7. Физкультминутка.

8. Развитие фонематического слуха. Игра «Наоборот».

— Сейчас мы с вами поиграем. Вы будете логопедами, а я ученицей, которая неправильно произносит слова в предложе­ниях. Вы будете учить меня произносить их правильно. .оловей звонко поет пе. ню. У сесарки сыплята. У саши длинные ноги. А. ит ходит по болоту. Цкворес собирает червячков для птенцов. На берегу ла. Точка свила себе гнездо. цнегирь прилета­ет к нам зимой.

9. Работа с текстом.

На доске записан текст с пропущенными буквами. Лиса и заяц.

Увидела ли. и. а зай. а. Подкрала. ъ к нему. Зая. заметил ли. и. у и в ку. ты. Ли. и. а за ним. Зая. за ку. т и ли. и. а за ку. т. Заключительная часть.

10. Поведение итогов.

— Напомните мне, чем мы сегодня с вами занимались?

— Что нового узнали?

11. ПОСЛЕД   ОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА Н.Н. Яковлева  
Тема   Словарь   Виды деятельности   Оборудование    
Ознакомление с кабинетом   Логопедия, имя, отчество логопеда, ме­бель: шкафы, стулья, зерка­ло; игрушки   Уточнение положения предметов в простран­стве. Игра «Узнай по описанию»        
Уточнение пространствен­ных представ­лений, графи­ческое воспро­изведение на­правлений   Справа, слева, правая и левая рука, сзади. Спереди, ввер­ху, внизу. Части тела: руки, ноги, ту­ловище, голова   1. Игра по стихотворению <'Ах, ты де­вочка чумазая!» 2. Вырезать части тела и наклеить на картон, вырезать готовую куклу. 3. Упражнения с куклами на нахожде­ние пространственного положения. (И.Н. Садовникова. Нарушение и кор­рекция письменной речи у младших школьников. М., 1997. С. 80—89)   Детали бумажной куклы, картон, ножницы, кар­тинки человека в движе­нии, куклы    
Временные представления   Сутки: утро, день, вечер, ночь. Неделя: поне­дельник, втор­ник, среда, чет­верг, пятница, суббота, вос­кресенье. Времена года. Месяцы   1. Игра «Всякий это знает». По описанию ха­рактерных признаков дети называют время су­ток и режимные моменты детей и взрослых. 2. Игра по сказке «Старик-Годовик». 3. Лото «Времена года». 4. Работа с объяснением названий дней неде­ли по этимологическому словарю   Картинки с изображени­ем времен года, частями суток, загадки, таблица:    
Лето (карг.)    
Лето (карт.)    
     
                 
Органы речи   Язык, губы, рот, зубы, нёбо, зубы, уз­дечка (ножка), нос   1. Сказка о Веселом язычке. 2. Различные артикуляционные упражнения. 3. Узнавание органов артикуляции по таблице   Картинный игровой ма­териал с артикуляцион­ными профилями и арти­куляционными упражне­ниями    
Гласные звуки и буквы: а. о, у, ы, и, э Название ово­щей и фруктов. Место их про-израстания, уход, сезонные явления в при­роде   1. Артикуляционная гимнастика. 2. Артикуляция гласных звуков. 3. Узнавание звуков по артикуляции. 4. Вычленение гласных: из ряда гласных; из слогов; в словах: под ударением, в начале, сере­дине и конце слова. 5. Определение гласных в словах в безударной позиции. 6. Складывание букв из элементов   Наборы картинок с изоб­ражением овощей, фрук­тов; звуковые схемы слов; тетради, карандаши для изображения звуковых схем слова; элементы букв    
Согласные зву­ки, буквы; м, с, х, ш, л, н, р, к, п, т, з, в, ж, б, г, д (по мере изучения)   Мебель, семья, посуда, одежда, обувь   1. Артикуляционная гимнастика (общая, спе­циальная). 2. Узнавание согласного звука по артикуляции и на слух: в начале слова; последнего звука в слове; согласного в середине слова. 3. Упражнения на определение последователь­ности и количества звуков в словах   Картинки со словами на заданный звук, цифровой ряд, кассы букв и слогов, карточки со схемами, на­бор пластмассовых букв    
Буква и Транспорт, но­вые слова: трамвай, трол­лейбус   1. Характеристика звука и. 2. Место звука в трех позициях: в конце слова (воробей, сарай, соловей, се­рый); в середине слова (майка, лейка); в начале слова (йод, йогурт). Д.Т. Шумаева «Как хоро­шо уметь читать» (конс­пекты 43—44). Наборы букв. касса буки и слогов, картинки с изоб­ражением слов, в которых есть и.  
    Продолжение  
Тема   Словарь   Виды деятельности   Оборудование    
Буква и Транспорт, но­   3. Сравнение с буквой и по написанию и зву­   Слоговая таблица:    
    вые слова:   ком [и] по артикуляции.   сай ~~~^^^    
    трамвай, трол­   4. Сравнение слов: сараи — сарай, мои — мой. сой ~~~--~^~^^    
    лейбус   Пословица: в гостях воля хозяйская.   лей—-—^^^^    
        5. Сопоставление у и и:   май ——-———-1^^ ка    
        составление схем слов;   мой——^^^'^    
        игра «Плывет, летит, едет»   лай ^^^  
            кой ~^^  
            Картинки с видами    
            транспорта    
Буква ь в конце   Животные   . Сравнение слов (на слух): лоси — лось, Картинки с изображени­    
слога или сло­       рыси — рысь. ем животных в природе,    
ва, как показа­       1. Сопоставление слов по звучанию и начер­   цветные карандаши, на­    
тель мягкости       танию: пыл — пыль, мел — мель. боры для составления    
        Составление цветной схемы письменно и при   звуковых схем, разрезная    
        помощи набора звуковых схем.   азбука,текст:    
        3. Выделение из текста слов с ь на конце сло­   Все короче наша тень —    
        ва, составление звуковых схем слов, составле­   Это значит скоро день.    
        ние слов из букв разрезной азбуки.   Тень растет, уходит прочь —    
        4. Игра «Кто как передвигается» (единствен­   Это значит скоро ночь.    
        ное и множественное число имен существи­   В. Лукин    
        тельных и глаголов)   Таблица: ночь, моль,    
            Русь, боль, даль, синь    
Буква ь в сере­   Животные,   1. Пропевание скороговорки «Везет Сенька   Разрезная азбука, таблица:    
дине слова   имена людей   Саньку с Сонькой на санках. Санки скок,   Сень—~~^^    
        Сеньку с ног, Соньку в бок, Саньку в лоб.   Сань ———^~^^а^-ка    
        Всех в сугроб».   Сонь————"" ~~  
        2. Чтение имен по таблице.   Звуковые схемы слов,    
        3. Составление звуковых схем.   картинки с изображением    
            животных    
                 
Буква ь в сере­   Животные,   4. Составление и чтение слов из букв разрез­        
дине слова   имена людей   ной азбуки:        
        конь — коньки, окунь — окуньки.        
        5. Ига «Кого не стало»        
Гласные буквы   Птицы, дикие   1. Артикуляторная гимнастика.   Серия картинок, где зву­    
р р а 1/1 С, С, -Н, /V   животные   2. Пропевание скороговорок на заданный   ки е, ё, ю, я стоят в нача­    
        звук по заданию логопеда.   ле, середине и конце сло­    
        3. Артикуляционный уклад при произнесении е, ё, ю, я. ва. Карточка с пуговицей,    
        4. Фонематический анализ букв е, ё, ю, я. звуковые схемы, слоговые    
        5. Игра «На каком месте буква».   таблицы, картинки с    
        6. Обозначение мягкости согласных посред­   изображением зверей,    
        ством е, ё, ю, я. птиц.    
        7. Составление схем слов с буквами е, ё, ю, я. Дидактические игры на    
        8. Придумывание предложений с заданными   уроках русского языка в    
        словами   ]—4 классах вспомога­    
        9. Игра «Кто как кричит», загадки.   тельной школы А. К. Ак­    
        10. Игра «Доскажи словечко»   сенова, Э. В.Якубовская    
Звуки и буквы Ц, ч, Ш, Ф Профессии лю­дей, слова веж­ливости   1. Артикуляционная гимнастика 2. Артикуляционный уклад звуков ц, ч, щ, ф. 3. Фонематический анализ и синтез слов со   Разрезная азбука, слого­вые таблицы, иллюстра­ции с изображением лю­    
        звуками: ц, ч, ш,, ф. дей разных профессий и    
        4. Составление слов и букв разрезной азбуки.   инструментов, которыми    
        5. Дифференциация звуков ч— ц,ч— щ, в— ф. они пользуются; звуковые    
        6. Игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры.   схемы, таблицы к играм:    
        7. Дидактические игры: «Круги», «Лесенка»,   «Круги» и «Лесенка»    
        «Начинай со звука •<».        
.-.-..-.---. ^.       .   Окончание
1 ема   1 Словарь   Виды деятельности   Оборудование  
Предложение   Слова из раз­личных лекси­ческих групп   1. Знакомство со словами: слово — предмет; слово — действие; слово — признак. 2. Дифференциация различных частей речи (по методике Л. Н. Ефименковой)   Схемы слов. Картинки: с изображением пред­метов, обозначающих одушевленные и неоду­шевленные существи­тельные; действий, которые вы­полняют люди, живот­ные, сказочные персо­нажи  
    Сезонные явле­ния в природе. профессии лю­дей   Знакомство с двусоставным предложением 2. Распространение предложений (по методи­ке Л.Н. Ефименковой)   Схемы предложений, ил­люстративный материал  
        ————.—1   '———————..-.  
                 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КОРРЕКЦИИ СЛОЖНОЙ ФОРМЫ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА

Н. Н. Яковлева, Т. А. Аристова, Н. Е. Чудович, С. О. Митрякова, О. Б. Тарская, Е. В. Никитина, И. В. Фролова, Э.Б. Иманова, С. Г. Мистрова, Е. В. Сучкова, Н. В. Игнатьева

Тема   Лексическая   Грамматическая   Виды деятельности   Оборудование    
    тема   тема            
Фонематиче­   Сезонные из­   Единственное   1. Постановка и уточнение ар­   Зеркало, числовые ли­    
ский анализ и   менения в при­   и множествен­   тикуляции гласных звуков (по   нейки, слоговые таб­    
синтез. Глас­   роде осенью.   ное число имен   методике Т. А. Аристовой).   лицы, буквы, пред­    
ные звуки:   Уборка урожая.   существитель­   2. Выделение гласных из ряда   метные картинки,    
• уточнение артикуляции:   Овощи и фрук­ты   ных   звуков,слогов, слов. 3. Определение места заданного   лист в крупную клетку и лист нелинованной    
а -- •->, о — у, ы — и;         звука в слове. 4. Квазиписьмо.   бумаги, календарь природы, лото «Вре­    
• вычленение           5. Игры на уточнение времен­   мена года», «Части су­    
гласных зву­           ных представлений.   ток»    
ков из сло­           6. Упражнения на развитие гра-        
гов, слов,           фомоторных навыков (по методи­        
предложений           ке Т.А. Аристовой). Учить чертить        
(9ч)           на нелинованном листе бумаги.        
            7. Чтение стихов С. Я. Маршака        
            «Времена года»        
Согласные зву­   Наш класс.   Использование   1. Упражнения на развитие ре­   Предметные и сюжет­    
ки   Школа. Дорога   предлогов по, чевого дыхания.   ные картинки, схемы    
• определение   в школу и до­   из, в, на, к 2. Игры и задания на развитие   пути из школы домой,    
согласного   мой       пространственных представлений.   фланелеграф, картин­    
звука на слух           3. Сопоставление гласных и со­   ный игровой материал    
и по артику­           гласных звуков.   с артикуляционными    
ляции;           4. Условное обозначение со­   профилями и упраж­    
            гласных звуков (квазиписьмо).   нениями    
Продолжение
    „ Лексическая Гпаыматччо'-»- -~ Лексическая   Грамматическая   Виды деятельности   Оборудование  
    тема   тема          
• вычленение           5. Пальчиковая гимнастика.      
согласных           6. Составление схемы пути      
звуковиз сло­                  
гов, слов,                  
предложений                  
(4ч.)                  
Слоговой со­   Семья. Одежда.   Единственное   . Игры и задания на развитие   Разрезная азбука,  
став слова.   Обувь. Обоб­   и множествен­   временных представлений.   кроссворды по лекси­  
СГ (слог слия­   щение по теме   ное число имен   2. Задания на половозрастную   ческим темам, схемы  
ние) как еди­   «Осень»   существитель­   идентификацию.   слов, лото «Семья»,  
ница фонема­       ных   3. Звуковой анализ слов с опо­   предметные и  
тического раз­           рой на цифровой ряд.   сюжетные картинки,  
бора (3 ч)           4. Анализ, синтез слов на СГ и   игры: «Буква заблуди­  
            звуки -- буквы вне слияния.   лась», «Чьи веши»,  
            5. Запись слов схематично, под   «Одень куклу»  
            диктовку.      
            6. Упражнение на развитие гра-      
            фомоторных навыков, отработка      
            нижнего и верхнего соединений      
Звонкие и глу­   Зима и зимние   Употребление в   . Уточнение артикуляции со­   Речевые профили; кар­  
хие согласные   забавы, Ново­   речи притяжа­   гласных звуков.   тинки со словами на за­  
(парные и не­   годние празд­   тельных прила­   2. Сопоставление звуков по ар­   данный звук; карточки  
парные)   ники.   гательных   тикуляции, вибрационным ощу­   со схемами; спирогра-  
1. Сонорные:   Дикие и до­       щениям гортани и на слух.   фы; перфокарты; циф­  
м-н-р-л п. машние живот­       3. Запись СГ с парными звон­   ровой ряд; загадки, сти­  
2. Шипящие:   ные       кими и глухими согласными.   хи; календари природы;  
ш-ц-ч (26 ч)           4. Упражнение на закрепление   игры: «Кто как пере­  
            временных представлений (ме­   двигается», «Где чей  
            сяц, неделя,сутки).   хвост», «Укрась елку»  
                   
Звонкие и глу­хие согласные (парные и не­парные) 1. Сонорные:       Согласование существитель­ных единствен­ного и множе­ственного чис­   5. Игры на развитие памяти. 6. Отгадывание загадок, заучи­вание стихотворений. 7. Игры: «Кто как передвигает­ся», «Где чей хвост», «Укрась      
        ла с глаголами   елку»      
м-н-р-л-п                
1. Шипящие:       настоящего          
ш-ц-ч (26 ч)       времени       Картинки со словами -квазиомонимами; сло­говые таблицы; твердые и мягкие шарики; схе­мы звуков,слов  
Твердые и мяг­кие согласные: • обозначение мягкости со­гласных по­   Весна. Птицы. Насекомые. Ра­стения   Образование слов с умень­шительно-лас­кательными суффиксами   Сравнение слов по звуковому составу и артикуляции (лоси — лось, кони — конь,...). 2. Упражнения на составление схем слов и запись слов в тетра­ди. Сопоставление звукового и  
средством           буквенного обозначения слов:      
буквы ь;           пыл — пыль, банка — банька,...    
• обозначение           3. Фонематическое правило:      
мягкости со­           Мышка носик подняла. Мягкий      
гласных глас­           звук произнесла. Мышка хвос­      
ными второ­           тик опустила, твердый звук про­      
го ряда (16ч)           износила.      
            4. Сравнение слов по звуковому      
            составу и артикуляции (мал —    
            мял, пыл — пил,...).    
            5. Игры и упражнения на разли­      
            чение твердых и мягких согласных      
            в слогах, словах, предложениях.      
            6. Подбор синонимов, антони­      
            мов к словам.      
            7. Игры: «Замени звук», «Скажи      
            наоборот», «Скажи по-другому»      
            Картинки со словами — квази      
            омонимами; слоговые таблицы      
            твердые и мягкие шарики; схе      
            мы звуков,слов      
                   

Продолжение

Тема   Лексическая   Грамматическая   Виды деятельности   Оборудование  
    тема   тема          
Ударение   Слова из раз­       1. Упражнения на определение   Тетради, простые ка­  
• смыслоразли-   ных лексичес­   —   ударения в словах различной   рандаши, предметные  
чительная   ких групп       слоговой структуры.   картинки кружки —  
роль ударения           2. Игра «Определи смысл слова»   кружки, атлас — атлас,  
(многознач­               машина — машина.  
ность слова,               кошка — кошка,...  
утрата смыс­                  
ла, слова-омо­                  
нимы) (3 ч)                  
Слово   Профессии   Согласование   1. Рассматривание предметных   Игра «Живое, нежи­  
• слово-       существитель­   картинок, постановка вопросов   вое», «Кто что ест»;  
предмет,       ного и глаголов   к ним. (Это кто? Это что?).   предметные и сюжет­  
• слово-       настоящего и   2. Графическое изображение   ные картинки; схемы  
действие,       прошедшего   слов-предметов.   слов; альбом «Кор­  
• слово-       времени.   3. Игры и упражнения на диф­   рекция нарушений  
признак (8 ч)       Согласование   ференциацию слов, обозначаю­   письменной речи»  
        существитель­   щих живые и неживые предметы.   Л. Н. Ефименкова  
        ного и прилага­   4. Игры: «Кто как передвигает­      
        тельного муж­   ся?», «Что делают звери?».      
        ского, женско­   5. Назови действие персонажа,      
        го и среднего   изображенного на картинке.      
        рода   6. Графическое изображение      
            слов-действий.      
            7. Игры и упражнения на диф­      
            ференциацию слов, обозначаю­      
            щих глаголы, существительные.      
            8. Игры и упражнения: «Какой      
            (какая, какой) предмет по цвету      
            (форме, вкусу и т.д.)?»      
                   
                     
            9. Графическое изображение    
            слов-признаков.        
            10. Игры и упражнения на диф­        
            ференциацию слов, обозначаю­        
            щих прилагательные, существи­        
            тельные, глаголы        
Словосочета­ние (9ч)   Слова из раз­ных лексичес­ких групп   . Согласова­ние прилага­тельного и су­ществительно­го ед. ч, И. п,   Анализ словосочетаний по вопросам и по смыслу. 2. Практические упражнения в составлении словосочетаний. 3. Игры: «Кто где живет», «Кто   Карточки со словосо­четаниями; дидакти­ческие игры, игруш­ки, различные пред­меты, предметные    
        м. р. (красивый детский стол). 2. Согласование прилагательного и существитель­   кем работает», «Что с чем»...   картинки; стихи, за­гадки, кроссворды (Скворцова И. В. Сис­тема работы по кор­рекции речи у детей с ЗПР. - СПб.. 2000);    
        ного ед. ч, И. п, ж. р.(длинная красная лента). 3. Согласова­       альбом «Коррекция нарушений письмен­ной речи» Л. Н. Ефи-менковой    
        ние прилага­            
        тельного и су­            
        ществительного        
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...