соловей, синица, цапля, сорока, цесарка, снегирь, скворец, аист, ласточка; карточки с предложениями; пластмассовые буквы ц и с; зеркала.
Ход занятия:
Вводная часть
1. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята. Садитесь на свои места. Основная часть
2. Сообщение темы урока.
— Мы начинаем наше занятие. Тему урока вы определите сами.
— Я завяжу вам глаза, а вы на ощупь определите, какие буквы лежат перед вами.
— Скажите, о каких звуках мы будем говорить сегодня?
— Верно. Тема нашего занятия: различение звуков [с] и [ц] в словах и предложениях.
3. Уточнение артикуляции [с] и [и].
— Теперь давайте вспомним, что мы знаем об этих звуках. Произнесите звук [с] и скажите, как расположен кончик языка?
— А спинка языка?
— Как меняется положение губ?
— Проверьте, работают ли голосовые связки.
— А теперь произнесите звук [ц].
— Чем похож звук [ц] на [с]?
— Сходство вы подметили хорошо, а теперь подумайте, чем они отличаются.
— Как меняет свое положение спинка языка?
— Правильно, можно ли долго тянуть голосом звук [ц]?
— Если звук нельзя пропеть, значит, как он звучит? (Отрывисто.)
4. Характеристика звука.
— Ребята, давайте вспомним, звук [ц] какой? Согласный или гласный, мягкий или твердый, звонкий или глухой?
— А звук [с]?
— Какими буквами мы обозначаем звуки [с] и [ц]?
— Правильно, буквами с и ц.
5. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. Развитие ориентировки в пространстве.
Игра «Волшебный квадрат». На столе лежат картинки с изображением птиц: соловей, цапля, сорока, сова, цесарка, скворец, аист, ласточка, снегирь.
На доске наборное полотно.
— Таня, найди у меня на столе карточку, изображающую скворца, и поставь ее в левый верхний квадрат.
— Произнеси четко это слово. Какой звук ты слышишь в начале слова?
— А звук [ц] есть в этом слове?
— На каком месте стоит этот звук?
— Ребята, правильно ответила Таня? (Таким образом заполняется весь квадрат.)
— Ребята, как одним словом назвать то, что вы поставили в «волшебный» квадрат?
— А в слове птица есть звук, о котором мы с вами говорим? Назовите его.
— На каком месте стоит [ц] в слове птица?
— А в каком квадрате находится слово цесарка?
— Скажите, на кого похожа цесарка?
— Правильно, она и относится к отряду куриных. Цесарки бывают дикие и домашние. Поскольку цесарка состоит в родстве с курами, как, вы думаете, называют ее детенышей?
6. Развитие зрительного внимания и памяти.
— А сейчас внимательно посмотрите на «волшебный квадрат» и запомните, где какие птицы присели. (Переворачиваю картинки обратной стороной.)
— Кто находится в центральном квадрате? (Таким образом переворачиваются остальные картинки.)
— Молодцы, вы очень внимательны.
7. Физкультминутка.
8. Развитие фонематического слуха. Игра «Наоборот».
— Сейчас мы с вами поиграем. Вы будете логопедами, а я ученицей, которая неправильно произносит слова в предложениях. Вы будете учить меня произносить их правильно. .оловей звонко поет пе. ню. У сесарки сыплята. У саши длинные ноги. А. ит ходит по болоту. Цкворес собирает червячков для птенцов. На берегу ла. Точка свила себе гнездо. цнегирь прилетает к нам зимой.
9. Работа с текстом.
На доске записан текст с пропущенными буквами. Лиса и заяц.
Увидела ли. и. а зай. а. Подкрала. ъ к нему. Зая. заметил ли. и. у и в ку. ты. Ли. и. а за ним. Зая. за ку. т и ли. и. а за ку. т.Заключительная часть.
10. Поведение итогов.
— Напомните мне, чем мы сегодня с вами занимались?
— Что нового узнали?
11. ПОСЛЕД
ОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА
Н.Н. Яковлева
Справа, слева, правая и левая рука, сзади. Спереди, вверху, внизу. Части тела: руки, ноги, туловище, голова
1. Игра по стихотворению <'Ах, ты девочка чумазая!» 2. Вырезать части тела и наклеить на картон, вырезать готовую куклу. 3. Упражнения с куклами на нахождение пространственного положения. (И.Н. Садовникова. Нарушение и коррекция письменной речи у младших школьников. М., 1997. С. 80—89)
Детали бумажной куклы, картон, ножницы, картинки человека в движении, куклы
Временные
представления
Сутки: утро, день, вечер, ночь. Неделя: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Времена года. Месяцы
1. Игра «Всякий это знает». По описанию характерных признаков дети называют время суток и режимные моменты детей и взрослых. 2. Игра по сказке «Старик-Годовик». 3. Лото «Времена года». 4. Работа с объяснением названий дней недели по этимологическому словарю
Картинки с изображением времен года, частями суток, загадки, таблица:
Лето (карг.)
Лето (карт.)
Органы речи
Язык, губы, рот, зубы,
нёбо, зубы, уздечка (ножка), нос
1. Сказка о Веселом язычке. 2. Различные артикуляционные упражнения. 3. Узнавание органов артикуляции по таблице
Картинный игровой материал с артикуляционными профилями и артикуляционными упражнениями
Гласные звуки и буквы: а. о, у, ы, и, э
Название овощей и фруктов. Место их про-израстания, уход, сезонные явления в природе
1. Артикуляционная гимнастика. 2. Артикуляция гласных звуков. 3. Узнавание звуков по артикуляции. 4. Вычленение гласных: из ряда гласных; из слогов; в словах: под ударением, в начале, середине и конце слова. 5. Определение гласных в словах в безударной позиции. 6. Складывание букв из элементов
Наборы картинок с изображением овощей, фруктов; звуковые схемы слов; тетради, карандаши для изображения звуковых схем слова; элементы букв
Согласные звуки, буквы; м, с, х, ш, л, н, р, к, п, т, з, в, ж, б, г, д (по мере изучения)
Мебель, семья, посуда, одежда, обувь
1. Артикуляционная гимнастика (общая, специальная). 2. Узнавание согласного звука по артикуляции и на слух: в начале слова; последнего звука в слове; согласного в середине слова. 3. Упражнения на определение последовательности и количества звуков в словах
Картинки со словами на заданный звук, цифровой ряд, кассы букв и слогов, карточки со схемами, набор пластмассовых букв
Буква и
Транспорт, новые слова: трамвай, троллейбус
1. Характеристика звука и. 2. Место звука в трех позициях: в конце слова (воробей, сарай, соловей, серый); в середине слова (майка, лейка); в начале слова (йод, йогурт).
Д.Т. Шумаева «Как хорошо уметь читать» (конспекты 43—44). Наборы букв. касса буки и слогов, картинки с изображением слов, в которых есть и.
Продолжение
Тема
Словарь
Виды деятельности
Оборудование
Буква и
Транспорт, но
3. Сравнение с буквой и по написанию и зву
Слоговая таблица:
вые слова:
ком [и] по артикуляции.
сай ~~~^^^
трамвай, трол
4. Сравнение слов: сараи — сарай, мои — мой.
сой ~~~--~^~^^
лейбус
Пословица: в гостях воля хозяйская.
лей—-—^^^^
5. Сопоставление у и и:
май ——-———-1^^ ка
составление схем слов;
мой——^^^'^
игра «Плывет, летит, едет»
лай ^^^
кой ~^^
Картинки с видами
транспорта
Буква ь в конце
Животные
. Сравнение слов (на слух): лоси — лось,
Картинки с изображени
слога или сло
рыси — рысь.
ем животных в природе,
ва, как показа
1. Сопоставление слов по звучанию и начер
цветные карандаши, на
тель мягкости
танию: пыл — пыль, мел — мель.
боры для составления
Составление цветной схемы письменно и при
звуковых схем, разрезная
помощи набора звуковых схем.
азбука,текст:
3. Выделение из текста слов с ь на конце сло
Все короче наша тень —
ва, составление звуковых схем слов, составле
Это значит скоро день.
ние слов из букв разрезной азбуки.
Тень растет, уходит прочь —
4. Игра «Кто как передвигается» (единствен
Это значит скоро ночь.
ное и множественное число имен существи
В. Лукин
тельных и глаголов)
Таблица: ночь, моль,
Русь, боль, даль, синь
Буква ь в сере
Животные,
1. Пропевание скороговорки «Везет Сенька
Разрезная азбука, таблица:
дине слова
имена людей
Саньку с Сонькой на санках. Санки скок,
Сень—~~^^
Сеньку с ног, Соньку в бок, Саньку в лоб.
Сань ———^~^^а^-ка
Всех в сугроб».
Сонь————"" ~~
2. Чтение имен по таблице.
Звуковые схемы слов,
3. Составление звуковых схем.
картинки с изображением
животных
Буква ь в сере
Животные,
4. Составление и чтение слов из букв разрез
дине слова
имена людей
ной азбуки:
конь — коньки, окунь — окуньки.
5. Ига «Кого не стало»
Гласные буквы
Птицы, дикие
1. Артикуляторная гимнастика.
Серия картинок, где зву
р р а 1/1
С, С, -Н, /V
животные
2. Пропевание скороговорок на заданный
ки е, ё, ю, я стоят в нача
звук по заданию логопеда.
ле, середине и конце сло
3. Артикуляционный уклад при произнесении е, ё, ю, я.
ва. Карточка с пуговицей,
4. Фонематический анализ букв е, ё, ю, я.
звуковые схемы, слоговые
5. Игра «На каком месте буква».
таблицы, картинки с
6. Обозначение мягкости согласных посред
изображением зверей,
ством е, ё, ю, я.
птиц.
7. Составление схем слов с буквами е, ё, ю, я.
Дидактические игры на
8. Придумывание предложений с заданными
уроках русского языка в
словами
]—4 классах вспомога
9. Игра «Кто как кричит», загадки.
тельной школы А. К. Ак
10. Игра «Доскажи словечко»
сенова, Э. В.Якубовская
Звуки и буквы Ц, ч, Ш, Ф
Профессии людей, слова вежливости
1. Артикуляционная гимнастика 2. Артикуляционный уклад звуков ц, ч, щ, ф. 3. Фонематический анализ и синтез слов со
Разрезная азбука, слоговые таблицы, иллюстрации с изображением лю
звуками: ц, ч, ш,, ф.
дей разных профессий и
4. Составление слов и букв разрезной азбуки.
инструментов, которыми
5. Дифференциация звуков ч— ц,ч— щ, в— ф.
они пользуются; звуковые
6. Игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры.
схемы, таблицы к играм:
7. Дидактические игры: «Круги», «Лесенка»,
«Круги» и «Лесенка»
«Начинай со звука •<».
.-.-..-.---. ^.
.
Окончание
1 ема
1 Словарь
Виды деятельности
Оборудование
Предложение
Слова из различных лексических групп
1. Знакомство со словами: слово — предмет; слово — действие; слово — признак.
2. Дифференциация различных частей речи (по методике Л. Н. Ефименковой)
Схемы слов. Картинки: с изображением предметов, обозначающих одушевленные и неодушевленные существительные; действий, которые выполняют люди, животные, сказочные персонажи
Сезонные явления в природе. профессии людей
Знакомство с двусоставным предложением
2. Распространение предложений (по методике Л.Н. Ефименковой)
Схемы предложений, иллюстративный материал
————.—1
'———————..-.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КОРРЕКЦИИ СЛОЖНОЙ ФОРМЫ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА
Н. Н. Яковлева, Т. А. Аристова, Н. Е. Чудович, С. О. Митрякова, О. Б. Тарская, Е. В. Никитина, И. В. Фролова, Э.Б. Иманова, С. Г. Мистрова, Е. В. Сучкова, Н. В. Игнатьева
Тема
Лексическая
Грамматическая
Виды деятельности
Оборудование
тема
тема
Фонематиче
Сезонные из
Единственное
1. Постановка и уточнение ар
Зеркало, числовые ли
ский анализ и
менения в при
и множествен
тикуляции гласных звуков (по
нейки, слоговые таб
синтез. Глас
роде осенью.
ное число имен
методике Т. А. Аристовой).
лицы, буквы, пред
ные звуки:
Уборка урожая.
существитель
2. Выделение гласных из ряда
метные картинки,
• уточнение артикуляции:
Овощи и фрукты
ных
звуков,слогов, слов. 3. Определение места заданного
лист в крупную клетку и лист нелинованной
а -- •->, о — у, ы — и;
звука в слове. 4. Квазиписьмо.
бумаги, календарь природы, лото «Вре
• вычленение
5. Игры на уточнение времен
мена года», «Части су
гласных зву
ных представлений.
ток»
ков из сло
6. Упражнения на развитие гра-
гов, слов,
фомоторных навыков (по методи
предложений
ке Т.А. Аристовой). Учить чертить
(9ч)
на нелинованном листе бумаги.
7. Чтение стихов С. Я. Маршака
«Времена года»
Согласные зву
Наш класс.
Использование
1. Упражнения на развитие ре
Предметные и сюжет
ки
Школа. Дорога
предлогов по,
чевого дыхания.
ные картинки, схемы
• определение
в школу и до
из, в, на, к
2. Игры и задания на развитие
пути из школы домой,
согласного
мой
пространственных представлений.
фланелеграф, картин
звука на слух
3. Сопоставление гласных и со
ный игровой материал
и по артику
гласных звуков.
с артикуляционными
ляции;
4. Условное обозначение со
профилями и упраж
гласных звуков (квазиписьмо).
нениями
Продолжение
„ Лексическая Гпаыматччо'-»- -~ Лексическая
Грамматическая
Виды деятельности
Оборудование
тема
тема
• вычленение
5. Пальчиковая гимнастика.
согласных
6. Составление схемы пути
звуковиз сло
гов, слов,
предложений
(4ч.)
Слоговой со
Семья. Одежда.
Единственное
. Игры и задания на развитие
Разрезная азбука,
став слова.
Обувь. Обоб
и множествен
временных представлений.
кроссворды по лекси
СГ (слог слия
щение по теме
ное число имен
2. Задания на половозрастную
ческим темам, схемы
ние) как еди
«Осень»
существитель
идентификацию.
слов, лото «Семья»,
ница фонема
ных
3. Звуковой анализ слов с опо
предметные и
тического раз
рой на цифровой ряд.
сюжетные картинки,
бора (3 ч)
4. Анализ, синтез слов на СГ и
игры: «Буква заблуди
звуки -- буквы вне слияния.
лась», «Чьи веши»,
5. Запись слов схематично, под
«Одень куклу»
диктовку.
6. Упражнение на развитие гра-
фомоторных навыков, отработка
нижнего и верхнего соединений
Звонкие и глу
Зима и зимние
Употребление в
. Уточнение артикуляции со
Речевые профили; кар
хие согласные
забавы, Ново
речи притяжа
гласных звуков.
тинки со словами на за
(парные и не
годние празд
тельных прила
2. Сопоставление звуков по ар
данный звук; карточки
парные)
ники.
гательных
тикуляции, вибрационным ощу
со схемами; спирогра-
1. Сонорные:
Дикие и до
щениям гортани и на слух.
фы; перфокарты; циф
м-н-р-л п.
машние живот
3. Запись СГ с парными звон
ровой ряд; загадки, сти
2. Шипящие:
ные
кими и глухими согласными.
хи; календари природы;
ш-ц-ч (26 ч)
4. Упражнение на закрепление
игры: «Кто как пере
временных представлений (ме
двигается», «Где чей
сяц, неделя,сутки).
хвост», «Укрась елку»
Звонкие и глухие согласные (парные и непарные) 1. Сонорные:
Согласование существительных единственного и множественного чис
5. Игры на развитие памяти. 6. Отгадывание загадок, заучивание стихотворений. 7. Игры: «Кто как передвигается», «Где чей хвост», «Укрась
ла с глаголами
елку»
м-н-р-л-п
1. Шипящие:
настоящего
ш-ц-ч (26 ч)
времени
Картинки со словами -квазиомонимами; слоговые таблицы; твердые и мягкие шарики; схемы звуков,слов
Твердые и мягкие согласные: • обозначение мягкости согласных по
Весна. Птицы. Насекомые. Растения
Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Сравнение слов по звуковому составу и артикуляции (лоси — лось, кони — конь,...). 2. Упражнения на составление схем слов и запись слов в тетради. Сопоставление звукового и
средством
буквенного обозначения слов:
буквы ь;
пыл — пыль, банка — банька,...
• обозначение
3. Фонематическое правило:
мягкости со
Мышка носик подняла. Мягкий
гласных глас
звук произнесла. Мышка хвос
ными второ
тик опустила, твердый звук про
го ряда (16ч)
износила.
4. Сравнение слов по звуковому
составу и артикуляции (мал —
мял, пыл — пил,...).
5. Игры и упражнения на разли
чение твердых и мягких согласных
в слогах, словах, предложениях.
6. Подбор синонимов, антони
мов к словам.
7. Игры: «Замени звук», «Скажи
наоборот», «Скажи по-другому»
Картинки со словами — квази
омонимами; слоговые таблицы
твердые и мягкие шарики; схе
мы звуков,слов
Продолжение
Тема
Лексическая
Грамматическая
Виды деятельности
Оборудование
тема
тема
Ударение
Слова из раз
1. Упражнения на определение
Тетради, простые ка
• смыслоразли-
ных лексичес
—
ударения в словах различной
рандаши, предметные
чительная
ких групп
слоговой структуры.
картинки кружки —
роль ударения
2. Игра «Определи смысл слова»
кружки, атлас — атлас,
(многознач
машина — машина.
ность слова,
кошка — кошка,...
утрата смыс
ла, слова-омо
нимы) (3 ч)
Слово
Профессии
Согласование
1. Рассматривание предметных
Игра «Живое, нежи
• слово-
существитель
картинок, постановка вопросов
вое», «Кто что ест»;
предмет,
ного и глаголов
к ним. (Это кто? Это что?).
предметные и сюжет
• слово-
настоящего и
2. Графическое изображение
ные картинки; схемы
действие,
прошедшего
слов-предметов.
слов; альбом «Кор
• слово-
времени.
3. Игры и упражнения на диф
рекция нарушений
признак (8 ч)
Согласование
ференциацию слов, обозначаю
письменной речи»
существитель
щих живые и неживые предметы.
Л. Н. Ефименкова
ного и прилага
4. Игры: «Кто как передвигает
тельного муж
ся?», «Что делают звери?».
ского, женско
5. Назови действие персонажа,
го и среднего
изображенного на картинке.
рода
6. Графическое изображение
слов-действий.
7. Игры и упражнения на диф
ференциацию слов, обозначаю
щих глаголы, существительные.
8. Игры и упражнения: «Какой
(какая, какой) предмет по цвету
(форме, вкусу и т.д.)?»
9. Графическое изображение
слов-признаков.
10. Игры и упражнения на диф
ференциацию слов, обозначаю
щих прилагательные, существи
тельные, глаголы
Словосочетание (9ч)
Слова из разных лексических групп
. Согласование прилагательного и существительного ед. ч, И. п,
Анализ словосочетаний по вопросам и по смыслу. 2. Практические упражнения в составлении словосочетаний. 3. Игры: «Кто где живет», «Кто
Карточки со словосочетаниями; дидактические игры, игрушки, различные предметы, предметные
м. р. (красивый детский стол). 2. Согласование прилагательного и существитель
кем работает», «Что с чем»...
картинки; стихи, загадки, кроссворды (Скворцова И. В. Система работы по коррекции речи у детей с ЗПР. - СПб.. 2000);
ного ед. ч, И. п, ж. р.(длинная красная лента). 3. Согласова
альбом «Коррекция нарушений письменной речи» Л. Н. Ефи-менковой